Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:29, контрольная работа
Культ Сталина – одного из наиболее и жестоких и своекорыстных диктаторов в истории человечества, до сих пор остается наименее проясненной для общественного сознания и понятой им безмерной трагедией, которой отмечен XX век. Если мы уступим нежеланию знать всю правду о минувшем, не обречем ли мы уже сегодня на новую трагедию самих себя и на «судьбы безвестные» своих детей?
У нас уже есть в этой области печальный опыт. Сокрушительная, казалось бы, волна разоблачения Сталина и его культа не смогла выкорчевать из народного сознания демонических мифов, связанных с его именем.
Введение…………………………………………………………………….3
§1. Сталинизм: о сущности и корнях …………………………………….5
«Ранний сталинизм»………………………………………………6
«Зрелый сталинизм»………………………………………………7
Диктатура бюрократии…………………………………………....8
Заключение………………………………………………………………..10
Список использованной литературы……………………………………11
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный университет
им. Ф.М.Достоевского»
исторический факультет
кафедра современной отечественной истории
и историографии
Григорьева Ю.Е.
Феномен сталинизма: истоки и сущность
контрольная работа
Выполнила студентка III курса
группы ИИC-931-з
Преподаватель доц. к.и.н. Кожевин В.Л.
Омск,2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
§1. Сталинизм: о сущности и корнях …………………………………….5
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………11
Введение
Культ Сталина – одного из наиболее и жестоких и своекорыстных диктаторов в истории человечества, до сих пор остается наименее проясненной для общественного сознания и понятой им безмерной трагедией, которой отмечен XX век. Если мы уступим нежеланию знать всю правду о минувшем, не обречем ли мы уже сегодня на новую трагедию самих себя и на «судьбы безвестные» своих детей?
У нас уже есть в этой области печальный опыт. Сокрушительная, казалось бы, волна разоблачения Сталина и его культа не смогла выкорчевать из народного сознания демонических мифов, связанных с его именем.
Нынешняя ситуация заключается во все более и более широком обнародовании самых тяжелых, вопиющих и не укладывающихся в сознании фактов того периода нашей истории, который неразделимо связан с именем И.В. Сталина и зовется периодом «культа личности».
Осуждая культ личности как воплощение трагедии той эпохи, мы часто забываем, что сам представление о такого рода культе есть неоправданное возвеличение роли отдельного индивида в человеческой истории, в объективных процессах общественного бытия, забываем основы не только материалистического, но и вообще здравого понимания истории. Роковым образом при многочисленных попытках оценить причины и смысл исторических коллизий того периода, понять сущность того, что вошло в историю под именем «сталинизма», мысль исследователей и очевидцев вновь и вновь упирается почти исключительно в фигуру Сталина.
Защитники Сталина требуют «объективной оценки прошлого и нашей героической истории, истории борьбы за светлое будущее», они напоминают о коллегиальности решений того периода, утверждают, что охаивание Сталина «равносильно охаиванию всего того, что государство достигло во главе» с ним, что отречение от Сталина есть отречение от всех предшествующих советских лет. Они обращают внимание на то, что Сталина умышленно представляют «злым гением, вампиром, который уничтожает людей».
Поистине удручающая дилемма: оправдывать Сталина, ссылаясь на историческую необходимость, ли осуждать его, превращая историю в детище его аморальной натуры, в игрушку в руках «злого гения».
Если сторонники первой,
более прямолинейной позиции
не находят причин отказаться от своего
кумира и ощущают закономерность
его появления в
Поэтому и само понятие сталинизма невольно расщепляется в представлении многих авторов на некоторую теоретическую концепцию «сталинизма» и на порочную практику «сталинщины».
Что же такое сталинизм – некое умственное течение, предначертавшее ход построения нового общества, сотворившее его согласно своим не вполне правильным схемам? Или же с этим именем связан трагический период, этап российской истории, характеризуемый вполне определенным способом решения проблем национального развития?
Постараемся разобраться в этой проблеме, найти истоки и понять саму сущность этого явления.
§1. Сталинизм: о сущности и корнях
На моем месте мог бы быть другой,
ибо кто-то должен был здесь сидеть…
И. Сталин
Сталинизм…Что же это и откуда?
Существующая в истории философии шкала оценок философских систем недостаточна для характеристики сталинизма. Нет в ней таких понятий, которые хотя бы отдаленно могли бы быть применимы к сталинским взглядам. Наверное, потому что не было в истории чего-либо похожего на сталинизм. «Зрелый, развитый сталинизм, каким он сложился к середине 30-х годов, - это антигуманистическая, волюнтаристская идеология бюрократической элиты, абсолютизирующая и прославляющая насилие – во всех его ипостасях. Это его идейная суть. А как система социально-политических отношений сталинизм – это диктатура бюрократии (причем в ее самых варварских, террористических формах).1
Сталинисты рассматривают себя в качестве абсолютных авторов и подлинных создателей истории. Для сталиниста социальная действительность – не органическая система взаимоотношения людей, развивающаяся по своим законам и проходящая определенные ступени зрелости, а материал, из которого можно слепить что угодно, по своему усмотрению. Нужно еще добавить, что сталинизм – это система, построенная на самой постыдной лжи, на двойной морали. Идеологию насилия здесь наряжают в благородные материалистические одежды марксистской терминологии.
Кажется просто немыслимым господство такой идеологии, такого политического режима в обществе, стремившемся сознательно руководствоваться материалистическим учением Маркса и развивать широкую демократизацию общественной жизни.
Самое трудное и одновременно важное – понять истоки такого движения от нормы к деформации. Сталинизм начинается тихо, идейно – как бы с марксизма, а социально-политически – как бы с традиций Октября. Попробуем последить, как он превращается в прямую противоположность давшему ему жизнь «началу».
1.1. Ранний сталинизм.
Утверждению сталинизма предшествует некий переходный период, когда формируются идейные и социально-политические предпосылки и черты сталинизма. Он начинается как бы с марксизма, как несколько упрощенный, вульгаризированный, немного недопонятый марксизм. И эти упрощения и отступления были присущи не одному Сталину. Все члены большевистского руководства, кроме, пожалуй, Ленина, грешили этим. Они неточно понимали причини победы революции и упрощенно истолковывали марксизм.
Усиливала левые тенденции в руководстве, гнала их к грани, за которой начинается уже сталинизм, в первую очередь психология довольно значительной части революционных масс. Мощное идейно-психологическое давление этих массовых социальных слоев, их политическая поддержка руководителей ярко выраженного волюнтаристского типа играли громадную роль в передвижке всей оси политической жизни партии и страны в сторону левачества и субъективизма.
То есть, сталинизм получает первоначально импульсы и в определенной части народа. Некоторые исследователи пытаются отыскать какую-то необычайную социальную базу, питавшую сталинизм. Но первоначально и социальная база не отличалась чем-то особенным.
После Октября внутри российского революционного движения существовало два социальных образования и возникшие на их основе два идейных течения – революционно-реалистического и революционно-левацкого толка. Речь идет о политически развитой, культурной, цивилизованной части угнетенных трудящихся масс и об угнетенной, о темной и неразвитой, страдающей, но непросвещенной массе. Обе эти части были одинаково «против» царизма, войны, бесправия... Но они были по-разному «за». Они по-разному представляли себе процесс ликвидации старого мира и построение нового. Эти две тенденции издавна и постоянно существовали в российском революционном движении. Это – демократическая, прославляющая историческую самодеятельность народа (Радищев, Герцен, Добролюбов, Чернышевский…) и казарменно-коммунистическая, авторитарная (Заичневский, Нечаев, Ткачев…). Последний тип требует пристального к себе внимания. Он с одной стороны составляет важную и очень решительную часть общей революционной армии и с беззаветным героизмом сражается с угнетателями. Но, с другой стороны, существует опасность, что люди этого слоя свои неразвитые потребности, свою «полуазиатскую бескультурность»2, свои нравственные установки, порожденные во многом их жизнью в старом обществе, попытаются возвести во всеобщий закон нового общества. Причем попытаются сделать это при помощи привычного им средства «огня и меча». Ошеломляющий успех в Октябре и гражданской войне, когда они, казалось бы, не могли победить, но победили, укреплял их веру в свое всемогущество.
1.2. «Зрелый сталинизм»
Итак, сталинизм поначалу выглядел как продолжение марксизма и как выражение воли и настроения народных масс. По мере роста левацких тенденций в сталинском руководстве и кристаллизации сталинской доктрины эта связь с марксизмом становилась все более иллюзорной. Из того факта, что первоначальной средой для становления и первых ростков сталинской доктрины является психология определенной части народных масс, нередко делается вывод, что сталинизм – это народная идеология, что за Сталиным – интересы широких масс народа.
Сталинизм, в каком-то смысле вырастает на народной почве, но в нем отражаются на подлинные, не действительные интересы народа, а лишь поверхность его сознания, его психологии в определенный исторический период. Подлинный интерес состоял в осуществлении социального равенства людей, и на этой основе – обеспечения их материального благосостояния и культурного развития. Однако их представления о методах и средствах достижения этой цели были ложными. Сталинизм, в отличие от ленинизма не стремился просветить массы, он эксплуатировал их невежество, их предрассудки.
Народ поэтому не может рассматриваться в качестве социальной базы зрелых форм сталинизма, какие сложились к середине 30-х годов. В итоге начинает вырисовываться действительная социальная база сталинизма. Он постепенно ее нащупывает, а затем в массовом порядке ее воспроизводит и решительно в моменты острых социальных конфликтов защищает.
Эксплуатируя «предрассудок»,
«ложное сознание» части
Вот почему сталинизм и народ, поверхностно и противоречиво соединенные на начальных этапах нашей истории, с течением времени все дальше отходят друг от друга. Развивающиеся в ходе объективного исторического движения массы становятся поначалу стихийным, а потом все более сознательным противником сталинизма. В этом – в невозможности опереться на поддержку масс – заключается одна из причин затрудненности реставрации крайних форм сталинизма сегодня.
По мере того, как уменьшается роль одной из опор сталинского режима, резко возрастает роль другой опоры – бюрократии. На этом рубеже изменяется качество сталинского режима – он превращается в антинародную диктатуру бюрократии, опирающуюся на силу карательных органов, на силу страха.
Меняется и качество идеологии. Теперь она придерживается волюнтаризма и субъективизма не по невежеству, а сознательно. Здесь уже речь идет не о наивно-революционном сознании масс, ошибочно определивших некоторые из своих целей и средств реализации своих интересов, но о безошибочно точном отражении объективных интересов бюрократического слоя, о тщательно продуманной реакционно-консервативной доктрине.
Заключение
Подведем краткий итог всему сказанному.
Сталинизм берет начало не в каких-то необычных идейных и социальных сферах, он вырастает на той же самой почве, что и ленинизм,- почве революционного народа и марксизма. Иначе говоря, сталинизм не сразу проявляется как ясно выраженный антипод марксизма-ленинизма. На первом этапе он формируется как некая тенденция идеологического субъективизма и волюнтаризма. Суть второй степени эволюции – в изменении его социальной основы и идейной окраски: «народный» сталинизм превращается в «бюрократический», а волюнтаристские идейные тенденции – в идеологию культа личности, которая в окружении бюрократической элиты представляется единственным творцом истории.
Любопытно, что «народный» сталинизм, разгромленный в 30-е годы в высших партийных и государственных эшелонах, продолжал, тем не менее, жить в определенных слоях народа. Для него характерной оставалась острая антибюрократическая направленность. «Народный» сталинизм в отличие от «бюрократического» преодолевается терпеливым просвещением, развитием гласности и демократических начал, в рамках которых эти люди получают возможность осознать свою собственную силу, вполне достаточную, чтобы самим ликвидировать бюрократию, не уповая на мифическую силу какой-либо могучей личности.
Таковы, на наш взгляд, сущность и корни сталинизма как феномена российской истории.
Список использованной литературы