Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:12, курс лекций
Общественный строй, при котором вассалы признают власть сеньора и участвуют на его стороне в войнах в обмен на личную защиту и защиту права собственности на землю. Сеньор, в свою очередь, присягает на верность королю, получая взамен свой статус, хотя зачастую эти взаимоотношения носили сложный характер. Феодализм, таким образом, всеобъемлющая социальная система, определяющая властные и имущественные права.
ФЕОДАЛИЗМ
(feudalism) Общественный строй, при котором вассалы признают власть сеньора и участвуют на его стороне в войнах в обмен на личную защиту и защиту права собственности на землю. Сеньор, в свою очередь, присягает на верность королю, получая взамен свой статус, хотя зачастую эти взаимоотношения носили сложный характер. Феодализм, таким образом, всеобъемлющая социальная система, определяющая властные и имущественные права.
Аллод – свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность, т.е. частная собственность на надел общинной земли.
Феодальная рента — это одна из форм земельной ренты, существовала в виде
ВНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
Синтезный путь возникновения государства характерен для тех народов, которые сразу перешли от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Основным государственнообразующим фактором было здесь политическое и имущественное неравенство.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнических перемещений в Европе в 4 - 7 веках - германцев, славян, сарматов и других племен на территории Римской империи. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70-х гг. 4 века). Великое переселение народов способствовало крушению Римской империи.
Франкское государство (фр. Empire carolingien, нем. Fränkisches Reich, итал. Impero carolingio) — условное название государства вЗападной и Центральной Европе c V по IX век, которое образовалось на территории Западной Римской империи одновременно с другимиварварскими королевствами.
Салическая правда (Lex Salica) является записью древних
судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории
Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское
королевство в Западной Европе. Салическая правда — не
единственный сборник варварских законов и по времени записи их
даже не самый древний. Но этот сборник — наиболее полный,
дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и
более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей
архаичностью.
Натурализация хозяйства проявляется также и в том, что дефицитны почти все виды ресурсов, за исключением денег, особенно безналичных. Предприятия, имеющие большие отчисления в фонды развития производства и соцкультбыта и жилищного строительства, обычно сталкиваются с проблемой: как реально отоварить эти деньги. Приобрести оборудование, станки и т.п. сверх выделенных по плану фондов практически невозможно. [1]
В условиях натурализации хозяйства и резкого обесценения денег эффективность денежных налогов снизилась, в связи с чем в феврале 1921 г. их взимание было прекращено. В этот период широкое распространение получают натуральные повинности, налагаемые на население. [2]
ПЕРЕЛОЖНАЯ система ЗЕМЛЕДЕЛИЯ - примитивная система земледелия
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте нужных растений. При длительном сроке перелога характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда, но из-за того что бо́льшая часть территории оказывается при этом в каждый данный момент под перелогом, для этого типа земледелия характерна общая крайне низкая производительность земли.
Трехполье
трёхполка, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые, яровые. Характерен для паровой системы земледелия. Т. носило ярко выраженное зерновое направление, обязательно сочеталось с животноводством, кормовой базой для которого служили естественные луга и гумённые корма.
СОСЕДСКАЯ (СЕЛЬСКАЯ) ОБЩИНА
- форма объединения людей на основе не производственных, а территориальных связей, совместно владеющих землей, но уже имевших свое отдельное хозяйство; третий (последний) этап в истории первобытнообщинного строя, сменивший родовую общину X-Vтыс. лет назад.
Марка (лат. marca, marcha, marcus) — первоначально, единица
веса серебра или золота в сред
Альменда (нем. Allmende, от ср.-верх.-нем. al(ge)meinde — принадлежащее всем) — в странах средневековой Западной Европы земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находящиеся в общем пользовании (неподелённые земли) всех членов одной или нескольких общин.
Прекарий (от лат. preces — просьба) — условное земельное держание в эпоху раннего Средневековья, которое крупный земельный собственник передавал в пользование (на несколько лет или пожизненно) безземельному либо малоземельному человеку по его письменной просьбе, за что получатель земли (прекарист) должен был платить оброк, в некоторых случаях — выполнять барщину в пользу собственника. Механизм возникновения крепостного права в Европе.
Бенефиций — в Древнем Риме льгота, в период империи также различные льготы, пожертвования императоров. В Западной Европе в раннее средневековье бенефиций — условное пожизненное пожалование (преимущественно земельное) за выполнение военной или административной службы. Постепенно бенефиций превращался из пожизненного в наследственный. В католической церкви бенефиций — вознаграждение клирика доходной должностью.
ФЕОД
(ср.-в.-лат. Feudum, от feh-od - поместье, с которого платится подать, в противоположность аллоду; см. это сл.). Во времена феодализма, поместье, данное в ленное пользование; ленное владение.
СЮЗЕРЕН
лицо, облеченное верховной властью по отношению к другому; также - государство, по отношению к другому, которому оно оказывает покровительство и защиту.
ВАССАЛ
В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в войсках и т. п.) сюзерену, т. е. тому, кому принадлежала вся земля.
ВАССАЛИТЕТ
- система отношений личной зависимости одних феодалов от других в ср. века, получившая наибольшее распространение в Зап. Европе.
Инвеститура
В средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся передачей какого-либо символического предмета (кома земли, посоха, кинжала, перчатки и т. д.) от сеньора к вассалу.
Феодальный иммунитет.
Вообще само понятие иммунитета и связанных с ним правовых реалий принадлежит еще Римской империи – от лат. immunitas (свобода от munitas – повинностей). Такой свободой наделялись, во-первых, императорские поместья, а во-вторых, поместья-виллы частных лиц, тем или иным образом снискавших себе особые привилегии по императорскому указу. В эпоху варварских королевств (до становления в них собственных принципов правового регулирования отношения собственности) франки, германцы приобретали себе иммунитетный статус тем, что (1) становились владельцами бывших римских поместий, ранее обладавших иммунитетными привилегиями, (2) получали от короны в собственность или в держание бывшие королевские (императорские) поместья, (3) получали заново специальные привилегии, иногда связанные не только со свободой от повинностей финансового порядка. Поскольку финансово-податная система была в значительной степени унаследована от империи, то прежние иммунитетные привилегии просто вписывались в новый административный режим.
ДОМЕН (от лат. dominium - владение) - 1) в Западной Европе в Средние века часть поместья (вотчины), на которой феодал вел собственное хозяйство; 2) совокупность наследственных земельных владений короля (королевский Д.).
Барщина — даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника.
ОБРОК, натуральная и денежная рента, взимаемая с крестьян землевладельцами и государством.
КОММУТАЦИЯ
(от лат. commutatio - перемена, превращение) - термин, употребляемый в ист. лит-ре для обозначения процесса замены барщинных повинностей и натур. оброков феод.-эксплуатируемых крестьян ден. рентой (обычно применительно к странам Зап. Европы).
Ценз (лат. census от censeo — делаю опись, перепись) — периодическая перепись граждан с оценкой их имущества, проводимая цензоромс целью разделения их на социально-политические, военные и податные разряды в Древнем Риме.
Цензива (фр. la censive; от cens, чинш) — в средневековой Франции форма наследственного землевладения неблагородных сословий, крестьян.
Вилланы (лат. villanus; англ.
СЕРВЫ (от лат. servus - раб) - в средневековой Западной Европе категория феодально-зависимых крестьян, наиболее ограниченных в правах: в переходе из одной сеньории в другую, отчуждении земель, наследовании имущества, свободе брака и др. (уплачивали особые поборы). К XVI в. сохранились лишь пережитки серважа.
Баналитет (от фр. banal — принадлежащий сюзерену) — в феодальной Западной Европе монопольное право, по которому сеньор, обладая собственностью на мельницу, печь, виноградный пресс и т. д., мог принудить крестьян использовать его инвентарь. Крестьяне при этом расплачивались частью своего продукта или деньгами. За нарушение баналитета сеньор требовал от крестьянина штраф или конфисковывал его продукты. Баналитет принадлежал к числу наиболее обременительных для крестьян феодальных привилегий.
ЛЕН
(нем. Lehn). 1). В средние века, поместье или владельческое право, условленное уплатой ежегодной повинности государю
ЛЕНДЛОРД — (англ.). Поземельный владелец в Англии
Копигольдеры — английские феод
ФРИГОЛЬДЕР
в феодальной Англии - свободный землевладелец; теперь противополагается копигольдеру - арендатору.
Бокленд (англо-сакс.: bocland;
Огораживание
Захват землевладельцами общинных земель (начавшийся в конце XV в. в Англии и получивший там наибольшее развитие).
Средневековый город – город, существовавший в Средние века в Европе.
Цехом (Zunft, Innung, Bruderschaft, Amt, Zeche, Gilde, craft gild, arte, métier, fraternitas, ars, artificium) обыкновенно называют замкнутую организацию ремесленников, образованную в видах охранения кредита и монополии ремесла и для совместного отправления некоторых житейских отношений.
ГАНЗА (немецкое Hanse), торговый и политический союз северо-немецких городов в 14 (окончательное оформление) - 16 вв. (формально до 1669) во главе с Любеком. Ганза, осуществлявшей посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, принадлежала торговая гегемония в Северной Европе.
РЕФОРМАЦИЯ
(лат., от re - опять, вновь, и formare - образовывать). Преобразование, улучшение. Религиозное движение в Германии, направленное против папства, имевшее следствием происхождение реформатской и лютеранской церквей.
Европейский феодализм
– результат трех вариантов (типов)
генезиса феодализма. Первый тип рождался
непосредственно из первобытнообщинного
строя варваров, минуя стадию развитого
рабовладельческого общества. В Европе
примером подобного варианта являются
Англия, Скандинавия, Северо-Западная
Германия, а также Русь, Польша, Чехия.
Второй тип складывался на основе синтеза
элементов феодализма, вызревающих внутри
рабовладельческого общества, с феодальными
отношениями, формирующимися на последней
стадии развития первобытнообщинного
строя варваров. Причем и те и другие элементы
в равной степени составляли основу будущего
средневекового общества. Этот тип генезиса
феодализма нашел свое воплощение в Северной
Галлии, у ряда южнославянских народов.
Третий тип зарождался на базе синтеза
элементов позднеантичного общества с
феодальными отношениями, формировавшимися
в варварских обществах, с явным преобладанием
античных начал. Этот путь был характерен
для Византии, Южной Галлии, стран Среднеазиатского
региона.
Восточный феодализм, сложившийся на базе
«азиатского способа производства», унаследовал
все его характерные черты: преобладание
государственной феодальной земельной
собственности, сохранение специфических
форм общинной организации крестьянства;
особые формы организации сословия феодалов
и реализации ими своей монополии главным
образом через продуктовую ренту; высокая
степень государственной централизации.
Феодальная система в Западной Европе
прошла в своем развитии через несколько
этапов.
V–IX вв. – эпоха генезиса и развития феодализма,
время постепенного образования крупной
земельной собственности, монополизация
ее меньшинством населения, превращения
свободных земледельцев в зависимых крестьян,
установления вассально-ленных отношений.
X–XV вв. – расцвет феодализма в странах
Западной Европы, отмеченный экономическим
подъемом, основанным на внутренней колонизации
– освоении новых земель, увеличении сбора
сельскохозяйственных культур, развитии
животноводства; возрождении городов,
превратившихся в центры ремесленного
производства и торговли. Развитие товарного
производства и товарно-денежных отношений
сопровождалось коммутацией ренты, появлением
ярмарок, кредитного дела, банков. В это
время внедрялись технические новшества
ветряная мельница, доменная печь, артиллерия,
книгопечатание и др., формировались централизованные
государства.
Конец XV–XVII вв. – время разложения, кризиса
феодальной системы и зарождения капитализма.
Расширялись товарно-денежные отношения,
уничтожалась личная зависимость крестьян,
начался процесс первоначального накопления
капитала, развития мануфактурного производства
и, как следствие, обострялись социальные
противоречия, перераставшие в буржуазные
революции.
Изменения происходили не только в экономической,
но и в политической жизни. В раннефеодальный
период государство представляло собой
крупное, но непрочное объединение (например,
империя Карла Великого). В X–XII вв. преобладали
мелкие политические образования – княжества,
герцогства, графства, располагавшие значительной
политической властью над своими подданными.
Иногда они были полностью самостоятельными,
иногда номинально объединялись под властью
слабого короля (так называвмый период
феодальной раздробленности). В XIII–XV вв.
во многих странах шел процесс централизации
государства, завершившийся оформлением
сословной монархии. В этих государствах
относительно сильная королевская власть
сочеталась с существовавшими сословно-представительными
собраниями. Лишь в Византии в период средневековья
сохранялось сильное централизованное
государство. Наконец, в XVI–XVII вв. феодальное
государство приняло свою последнюю, наиболее
централизованную форму абсолютной монархии.
Становление феодальной экономической
системы в Западной Европе традиционно
рассматривают на примере Королевства
Франков, возникшего в Северной Галлии
в 486 г. Франки – одна
из конфедераций немецких племен, наряду
с англосаксами, лангобардами, вандалами,
остготами и др. В IV–V вв. германцы завоевали
Западную Римскую империю и образовали
несколько так называемых варварских
королевств. В V–VII вв. франками правила
династия Меровингов, с конца VII до середины
IX в. – династия Каролингов.
Основные сведения о хозяйстве франков
в эпоху раннего феодализма содержатся
в судебнике «Саллическая правда». Из
этого документа следует, что франки были
оседлыми земледельцами, они сеяли зерновые
культуры, применяли двуполье, использовали
плуг с железным лемехом, борону, а в качестве
тягловой силы – быков и лошадей. Право
распоряжения землей в деревне принадлежало
общине – марке. Землю
франки обрабатывали индивидуально, большими
семьями. Общинные угодья находились в
нераздельном пользовании крестьян. Хозяйство
франков носило натуральный характер.
У франков еще не сложились классы, но
уже отмечалось имущественное расслоение.
Одной из важнейших предпосылок развития
феодальных отношений явился дуализм
франкской общины. Дуализм
общины – это
сочетание общинного землевладения с
частным крестьянским хозяйством. Уже
с V–VII вв. она стала поземельной, территориальной,
соседской, а земля все чаще превращалась
в аллод. Аллод –
свободно отчуждаемая индивидуально-семейная
земельная собственность, т.е. частная собственность
на надел общинной земли. Крестьяне
присваивали полученные от общины наделы
в частную собственность, как только для
этого появлялась возможность. Расчистки
и заимки лесных участков использовались
чаще всего.
Появление аллода, углубляя имущественную
и социальную дифференциацию франков,
стало предпосылкой формирования крупной
феодальной собственности.
Процессу концентрации земельной собственности,
социальному расслоению способствовало
вмешательство государственной власти.
Государственный земельный фонд, состоявший
из сохранившихся поместий римских рабовладельцев,
государственных земель, земель бунтовщиков,
конфискованных во время многочисленных
гражданских войн, раздавался королевской
властью приближенным, дружинникам, церкви
в форме аллода. Государственный земельный
фонд быстро сокращался, поэтому пришлось
изменить принципы жалования земель.
В VIII в. в Королевстве Франков были проведены важные реформы. При
Карле Мартелле (715–741) в результате военной
реформы крестьян отстранили от военной
службы. Основой войска стала рыцарская
конница. Вооружение конного рыцаря стоило
дорого. Расходы на содержание войска
и снаряжение рыцарей легли на плечи крестьян.
Военная реформа потребовала изменений
в земельных пожалованиях. Была введена
бенефициальная система. Бенефиций – форма земельного
владения феодала, обусловленная определенными
обязанностями (платежи
и военная служба)и сроком (обычно
пожизненным). Возникли отношения вассалитета:вассал
зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций,
приносил последнему клятву верности
и исполнения службы. Сеньор, сохраняя
право верховного собственника на пожалованную
землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал
договор.
Военная служба становилась монополией
феодалов. При
раздаче бенефициев подданными вассалов
часто становились ранее свободные люди,
населявшие эти земли: они из подданных
короля превращались в зависимых от частных
лиц крестьян.
В IX в. бенефиции превратились в лены, или феоды,представлявш
Все условия, которые способствовали образованию
крупного землевладения (феодальные междоусобицы
и войны против других племен), обусловили
утрату свободы крестьянами-общинниками.
Разоренный войной или неурожаем крестьянин,
не найдя защиты ни у общины, ни у королевской
власти, вынужден был искать покровительства
местных сильных и богатых людей. Получая
от них земельный участок, он терял свободу
и превращался в зависимого или крепостного
человека. В свою очередь, крупный землевладелец
обеспечивал собственное хозяйство рабочими
руками зависимых от него людей, плативших
за землю и помощь своей работой (барщина)
и продуктами (оброк).
При низком уровне развития производительных
сил того времени требовалось много земли
и рабочих рук, чтобы обеспечить достаточное
количество продуктов сельского хозяйства.
Господствующий класс был заинтересован
не в захвате земли у крестьян, а в достаточном
количестве рабочих рук. Захват земли
феодалом состоял в том, что аллодист терял
свое право собственности на эту землю
и превращался в держателя на основе феодального
права, т.е. становился обязанным платить
за нее ренту и нести повинности, устанавливавшиеся
либо обычаем, либо соглашением. Эта перемена
в положении аллодиста и составляла содержание
понятия верховной собственности феодала
на определенные земли.
Захваты феодалами общинной земли и крестьянских
наделов приобретали с начала IX в. массовый
характер. Феодалы всеми возможными способами
доводили крестьян до разорения, заставляя
либо продать, либо передать землю крупному
землевладельцу.
Наиболее распространенной формой установления
зависимости бедняка от крупного землевладельца
была практика его перевода в разряд так
называемых прекариев. Прекарий –
дословно «переданное по просьбе», условное
земельное держание, которое крупный земельный
собственник передавал либо во временное,
либо в пожизненное держание безземельному
или малоземельному бедняку с обязательством
последнего нести в пользу собственника
повинности и оброки. Существовало три
вида прекариев: а) держатель получал всю
землю от собственника; б) крестьянин отдавал
собственную землю крупному землевладельцу
и получал ее же обратно, но уже не как
свою, а как уступленную ему землевладельцем
за обязательство несения барщины и оброков,
и получая при этом покровительство и
необходимую помощь в случае нужды; в)
отдавая землю, держатель получал большее
количество земли.
Система прекариев предполагала зависимость
отдельных крестьян от феодалов, причем
форма и степень зависимости устанавливались
каждый раз индивидуально.
Крестьянское поселение могло сразу попасть
в зависимость, если деревня входила в
состав бенефиция. Король, жалуя бенефиций
и требуя за него несение военной службы,
передавал бенефициарию доходы жителей
территории, что при натуральном хозяйстве
было единственным способом вознаграждения
за службу. Жители становились людьми,
зависимыми от бенефициария, если раньше
не попали в зависимость. С превращением
бенефиция в феод зависимость жителей
бенефиция укрепилась, стала постоянной. Натуральное
хозяйство – простое
воспроизводство всех условий хозяйствования;
ремесленный труд соединен и подчинен
труду земледельческому; феодальная рента
взимается в натуральной форме; экономические
связи с территориями за пределами вотчины
осуществлялись редко.
Результатом роста крупного землевладения
было постепенное сосредоточение в руках
крупных землевладельцев судебных, административных,
фискальных функций и функций военного
руководства. Эти функции получают свое
юридическое оформление в виде так называемого
иммунитета. Иммунитет – это
привилегия, защищающая сеньоров и их
земли от вмешательства короля и его представителей
в дела феода.
Иммунитет подтверждался иммунитетной
грамотой. Иммунитетные права землевладельца
включали в себя: судебную власть над подвластным
населением; исполнение функций государя
на иммунитетной территории; право на
сбор всех фискальных сумм (налогов, штрафов
и др.).
Основой хозяйственной организации франкского
общества в VIII–IX вв. стала феодальная
вотчина – сеньория, ее
размеры были различными. Земля вотчины
состояла из двух частей: земли, находившейся
в хозяйстве самого феодала (домена), и
крестьянских наделов (держаний).Земля
домена составляла, как правило, не более
1/3 всех крестьянских держаний. В состав
домена входили главным образом не пахотные
земли, а леса, пустоши, болота и пр. При
низком уровне производительных сил необходимый
труд, или труд, затрачиваемый на воспроизводство
рабочей силы непосредственного производителя
и его семьи и других условий производства,
поглощал большую часть трудового времени
крестьянина и прибавочный труд не мог
быть большим, а следовательно, сфера его
приложения, т.е. барская запашка, не могла
быть велика.
Феодал не мог получить дохода от своей
земли иначе, как путем передачи этой земли
небольшими наделами в руки крестьян.
Поступление феодальной ренты зависело
от благосостояния крестьянского хозяйства
и крестьянской общины. Следствием этого
была относительная экономическая независимость
и отдельного крестьянского хозяйства,
и крестьянской общины в целом от хозяйства
феодальной вотчины. Более того, вотчина
предполагала существование общины-марки,
как организации (корпорации) производителей.
Производство в общине составляло основу
производства в вотчине. Лежавшие чересполосно
с крестьянскими наделами домениальные
земли при двуполье и трехполье входили
в соответствующие клинья деревни-общины
и подлежали принудительному севообороту
наравне с крестьянскими. Феодал не вмешивался
в хозяйственные решения общины.
Производственный процесс совершался
при помощи индивидуальных орудий труда,
само производство оставалось мелким,
независимо от величины вотчины. Прогресс
в сельском хозяйстве выражался в увеличении
культурной площади путем мелиорации,
расчистки лесных массивов, которая обрабатывалась
неизменными орудиями труда. В условиях
господства мелкого, малоэффективного
производства получение прибавочного
продукта от экономически самостоятельного
хозяина возможно только с помощью внеэкономического
принуждения, и личная зависимость является
в этом случае средством внеэкономического
принуждения.
В средние века различали три вида подчинения крестьянина
сеньору –личную, поземельную и судебную. Крепос
Поземельная зависимость вытекала
из факта принадлежности крестьянского
надела сеньору. Земля надела составляла
часть вотчины, в силу чего крестьянин
должен был нести разнообразные повинности
пропорционально размерам надела и сообразно
обычаям, которые закреплялись традицией
и были точно перечислены в кадастрах
вотчины.
Судебная зависимость крестьянина
вытекала из иммунитетных прав сеньора.
Эта зависимость выражалась в том, что
население должно было судиться в суде
иммуниста, а все судебные штрафы, равно
как и те повинности, которые раньше шли
королю, теперь выплачивались в пользу
сеньора.
В результате развития вассалитета структура
господствующего класса феодального общества
представляла собой иерархическую
лестницу.Каждый
крупный землевладелец считался вассалом
короля, и каждый феодал мог иметь вассалов
путем уступки тому или другому лицу части
своей земли с ее населением в качестве
феода. Крупный феодал, передавая бенефиций
или феод вассалу, передавал ему и феодальную
ренту (или часть ее) с населением феода,
которое таким образом ставилось в зависимость
от нового сеньора, не теряя зависимости
и от вышестоящего.
Установление вассалитета, с одной стороны,
приобретало характер распределения феодальной
ренты между различными слоями феодалов,
а с другой – ставило непосредственных
производителей в зависимость от многих
сеньоров, причем зависимость от каждого
из них выражалась в обязанности уплаты
определенного вида повинностей и платежей.
Поскольку условия хозяйствования не
изменялись в течение долгого времени,
феодальный держатель и его потомки несли
в пользу сеньора одни и те же повинности,
иногда на протяжении столетий. Сам размер
и характер повинностей становились обычаем.
Эти повинности рассматривались и крестьянами,
и сеньорами как законные, а отступление
от них – как нарушение обычая. Подобная
неизменность порождала еще одно характерное
для феодализма явление: превращение определенных
отношений между людьми, в данном случае
отношений между сеньором и его держателем,
в юридическое качество самого держания.
За наделом, отданным крепостному, закреплялись
все повинности, свойственные сервскому
держанию. Они сохранялись тогда, когда
земля переходила, например, лично свободному
человеку. И наоборот, крепостной мог иметь
свободное держание. Эти отношения еще
больше усложнились с развитием товарно-денежных
отношений, когда земля и отдельные повинности
феодально-зависимых людей стали объектом
купли-продажи.
В 843 г. Каролингская империя распалась
на Западно-Франкское королевство, предшественник
Франции, Восточно-Франкское, положившее
начало Германии, и Среднюю Францию, включавшую
Италию и области вдоль Рейна и Роны. Распад
огромного и могущественного государства
являлся свидетельством завершения процесса
феодализации франкского общества. Любая
страна в Европе в средние века представляла
собой систему вотчин, каждая из которых
была по сути «суверенным» государством.
Феодальная раздробленность – важнейший
признак сформировавшейся феодальной
системы. Феодализация – это
превращение аллода в держание; исчезновение
свободных общинников и появление их зависимых
или крепостных держателей; образование
феодальной собственности на землю и возникновение
господствующего класса феодалов землевладельцев-воинов.