Феодальная германия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Германия как самостоятельное феодальное государство образовалось на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория состояла из нескольких герцогств – Саксонии, Франконии, Швабии (Аллемании), Баварии, отвоеванной у Франции Лотарингии, а также присоединенных позднее французских, итальянских и славянских земель – Бургундии, городов Северной Италии, Богемии, Австрии и др. Они отличались пестрым этническим составом населения и различным уровнем развития феодализма.

Содержание работы

Становление и развитие раннефеодального государства……..…3
Феодальное государство в период территориальной раздробленности…………………………………………………....9
Право феодальной Германии……………………………………..14
Библиографический список……………………………………….23

Файлы: 1 файл

история ГиП зар. стран.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

Частное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Омская юридическая академия»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по истории государства и права  
зарубежных стран

 

 

Вариант № 20

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

заочной формы обучения,

группа № 541 ЮУЗ

Хохлова Мария Павловна

Проверил:

кандидат исторических наук, доцент

Минжуренко Александр Васильевич

 

 

Омск, 2013

Содержание:

    1. Становление и развитие раннефеодального государства……..…3
    2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности…………………………………………………....9
    3. Право феодальной Германии……………………………………..14
    4. Библиографический список……………………………………….23

 

Образование и становление феодального государства  в средневековой Германии. Особенности  политического развития.

1.Становление и развитие раннефеодального государства.

Германия как самостоятельное  феодальное государство образовалось на землях восточных франков после  распада Франкской империи. Ее территория состояла из нескольких герцогств –  Саксонии, Франконии, Швабии (Аллемании), Баварии, отвоеванной у Франции Лотарингии, а также присоединенных позднее французских, итальянских и славянских земель – Бургундии, городов Северной Италии, Богемии, Австрии и др. Они отличались пестрым этническим составом населения и различным уровнем развития феодализма.

После короткого периода  относительного единства в X-XI в.в. в Германии начался необратимый процесс феодальной раздробленности. Объективные процессы развития феодальной Германии не привели к установлению централизованного государства, как это имело место в Англии и Франции на определенных этапах развития феодализма. Германия развивалась по пути территориальной раздробленности и утверждения на поздних стадиях развития феодализма княжеского абсолютизма.

В силу этого периодизация развития феодального государства  Германии представляет известную сложность. Смена форм феодального государства  прослеживается здесь не столько  в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в мелкие и мельчайшие государства, формально связанные между собой имперской властью. Что же касается германского феодального государства в целом, то его историю можно условно разделить на два больших этапа.  
1. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального  
государства в Германии в рамках империи (X-XII в.в.).  
2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII- начало XIX в. в.) и развитие  автономных германских княжеств – государств.  
После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII-XIV в.в.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии.

В XIV-XVI вв. в княжествах Германии устанавливается сословно-представительные, а в XVII-XVIII в.в. – абсолютные монархии. В 1806 г. под ударами войск Наполеона «Священная Римская империя германской нации», получившая в XV в. это название в результате искусственного объединения германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии, пала.

Общественный  строй. Германский феодализм в X-XI в.в. отличался незавершенностью. Сохранилась сильная, устойчивая сельская община-марка, которая объединяла свободное крестьянство.  
В течение XI-XII в.в. процесс феодализации Германии сделал значительные успехи. Однако развитие феодализма происходило в различных герцогствах неравномерно. В Саксонии, например, сохранились устойчивые пережитки родоплеменного строя. Это герцогство ревностно охраняло свою автономию, старинные обычаи населения.

В XI-XII в.в. в Германии сформировались основные классы-сословия феодального  общества. Многочисленные войны способствовали консолидации господствующего класса феодалов. Его верхушка складывалась из разнородных элементов родовой и служилой аристократии. К первой принадлежали герцоги – племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга, сосредоточивших в своих руках важнейшие светские и церковные должности в административных округах (графствах). Крупными землевладельцами стали также фогты –королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах. По мере феодализации Германии, на рубеже XI-XII в.в., эти слои постепенно консолидируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинтересованных в сильной центральной власти. Происходит их слияние в сословие территориальных князей. В него вошли и крупные духовные феодалы – «князья церкви». Окончательно сословие духовных и светских князей оформляется к середине XIII в.

Сословие рыцарей образовалось не только из мелкопоместных дворян, но также из верхушки свободного крестьянства. В число рыцарей зачастую зачислялись и министериалы. Они выделились из несвободных слуг короля и феодалов. Министериалы исполняли некоторые административные функции и несли военную службу вместе с господами.  
Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. «Саксонское зерцало» (20-ые г.г. XIII в.) упоминает семь военных «щитов» (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и «неблагородные» свободные, получившие название «шеффенское сословие». Из них подбирались судьи в общинных судах – шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию благородных.

Крестьянство в Германии в XIII в. разделилось на две категории – свободное и несвободное. Категория юридически свободных крестьян согласно «Саксонскому зерцалу» складывалось из крестьян чиншевиков и арендаторов. Чиншевики являлись держателями господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая – не имела права его отчуждать. Арендаторы не имели своей земли и получали ее во временную обработку. Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении не только фактически, но и юридически. Эту категорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крестьяне. По мере развития феодализма границы между различными категориями крестьян стирались.  
В пограничных областях Германии, на границах между герцогствами с X в. началось строительство многочисленных крепостей-бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI-XII в результате развития городов стало складываться особое сословие свободных людей – горожан. Однако большинство городов до XII в. не получили освобождения от власти духовных и светских феодалов и включались в ленную систему.  
Государственный строй. Королевская власть и центральные органы управления. В первой трети X-XII в.в. Германия представляла собой единое государство. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства весьма относительным.  
В этот период произошло значительное расширение германского государства: присоединение Италии, Бургундии, Чехии с образованием Бранденбургской, Австрийской и других марок. Возникла обширная империя. Германские короли с X в. получили титул императоров «Священной Римской империи».

Королевский престол в  Германии был выборным. С развитием  феодализма избрание короля стало зависеть от небольшого числа крупных феодалов. Первым германским королям, правда, удалось  добиться, чтобы королевская власть передавалась во время  
выборов намеченным или преемникам из королевского рода.  
Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973 г. г.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения. Его мероприятия в отношении местной церкви получили название «оттоновских привилегий». Оттон I ограничил права герцогов в отношении церкви, частично передал герцогские функции епископам, создал в областях независимые, обладающие иммунитетом епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечивалось тем, что у прелатов отсутствовали наследные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (предоставление духовного сана королевской властью). «Епископальная система» Оттона I позволила ему произвольно назначать епископов своей властью, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель. Эти доходы составили материальную основу сильной королевской власти, как и доходы от других исключительно королевских прав (регалий) - на недра, монету, высший суд, таможенное обложение и т.д. Реформы Оттона I способствовали развитию церковного землевладения в Германии, росту независимости церковных магнатов.

Епископальная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав королевские раздоры в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору. С Оттона I германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, назначать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. С конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними. Дальнейшее развитие феодализма и трудная борьба с папством вызвали в XII в. ослабление королевской власти.

Центральный аппарат в  Германии в X-XII в. в. сохранял в себе черты дворцово- вотчинной системы управления, свойственной эпохе Каролингов. Высшие сановники дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важнейшие государственные функции. Их должности постепенно становились наследственными и возлагались на крупнейших духовных и светских князей, бесконтрольно управляющих Германией в периоды длительного отсутствия императоров в ходе итальянских компаний. С начала XI в. при императоре создается королевский совет (гофтаг), который рассматривал важнейшие государственные дела. Решения по ним часто принимались и на общих съездах феодалов при решающем голосе князей.

С XII в. происходит постепенное  разложение системы администрации королевских округов – графств. Прежние королевские чиновники на местах (графы) стали превращаться в наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. Особый аппарат был создан для управления Италией. Его возглавлял канцлер, являвшийся одним из высших духовных князей Германии. Кроме него, существовали императорские посланцы с административными и военными полномочиями, пфальцграфы – заведующие императорским имуществом, префекты городов.  
Судебная система. Судебная система была унаследована от королингской монархии. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора постепенно ограничивалась в пользу светских и духовных князей, а судебная система приобретала все более сложный и многоступенчатый характер . Феодалы, которые первоначально имели право судить лишь своих крепостных, распространили свою юрисдикцию на все население принадлежавших им владений. Для свободных существовали сословные суды, действовавшие на основе принципа «суда равных»: княжеские, графские, шеффенские и т.п. В зависимых городах суд находился в руках представителя сеньора, а в освободившихся создавались городские суды, действовавшие на основе норм городского права и способствовавшие его дальнейшему развитию. Свои суды создали и церковные корпорации.

2.Феодальное государство в период территориальной раздробленности.

В XIII в. Германия вступает в  эпоху развитого феодализма. Страна распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезло среднее дворянство. Часть его возвысилась до положения князей, другие опустились в ряды низшего дворянства. Низшее дворянство – основная масса рыцарства – утратило былое значение в связи с появлением огнестрельного оружия, часть его разорилась. Произошла дифференциация духовенства, которое отчетливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники).

Города в Германии в XIV-XV в.в. разделились на три резко обособленные группы. Имперские города были непосредственными вассалами императора. Вольные города пользовались такими же правами, но были освобождены от налога и поставки войска. Земские, или княжеские, города имели ограниченное самоуправление, их права регламентировались князьями.  
Население германских городов образовало три различные группы. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. В аппозиции к ней стояли две четко определившиеся фракции: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане).  
Государственный строй. Центральные органы управления Политическое развитие Германии с конца XII в. характеризовалась общей тенденцией к децентрализации и ослаблению императорской власти. Начиная с XIII в. в Германии фактически начали складываться отдельные центры политической власти и управления. Центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов (светских и духовных князей). В XIII в. королевская власть окончательно утрачивает контроль над княжеской. Император оставался представителем империи вовне, имел право объявить войну и заключить мир, был главнокомандующим. Однако фактически по отношению к князьям он был лишь «первым среди равных». После гибели Штауфенов (династия – Фридрих I Барбаросса (1152-1190 г.г.) и Фридрих II (1212-1250 г.г.) в борьбе с папами, в Германии с 1254 г. по 1273 г. вообще не было императора. В этот период междуцарствия были расхищены коронные земли и регалии, отошедшие к князьям.  
В дальнейшем до 1356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами. «Золотая булла» (1356 г.) закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточилось в руках семи курфюрстов: маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, маркграфа Рейнского – и трех архиепископов: Майнцского, Кельнского и Трирского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был происходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. «Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Впоследствии курфюрситы добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XV в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранились в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.  
С XIV-XV в.в. помимо императора в Германии существовали еще два постоянно действующих общеимперских учреждения – рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским сословно-представительным органом. Он состоял из трех коллегий. Коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ, а также коллегии представителей имперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или второй коллегии. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.  
Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы. Указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.  
В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Вормсский рейхстаг 1495 г. провозгласил « вечный земский мир» (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 чел.), городами (2 чел.), а председатель – императором. Империю было решено разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Однако значительная часть этих и других мероприятий так и не была проведена в жизнь.  
Таким образом, центральные органы империи не обеспечивали ее единства. Отсутствие постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей феодальное многовластие, олигархию курфюрстов. Эволюция княжеств и политической власти князей Решающую роль в оформлении политической власти князей на местах сыграла деятельность Фридриха II. Он значительно расширил права духовных и светских феодалов. «Закон в пользу духовных князей» 1220 г. гарантировал неприкосновенность церковного имущества, полноту церковной юрисдикции, право на пошлины, чеканку монеты. Владения церковных землевладельцев стали полностью неприкосновенными для королевской власти. Аналогичные привилегии получили по «Закону в пользу сеньоров» 1232 года и светские императоры. Князья получили королевские регалии (градостроительную, рыночную и монетную). В королевских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, в специальном эдикте о городских коммунах (1232 г.) запрещалось их образование без согласия феодального сеньора.  
Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к середине XIII в. сделали территориальных князей самостоятельными носителями политической власти в Германии. По сути дела, княжества оформились в почти независимые государственные образования, небольшие королевства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления. Подчинение князей императору определялось лишь очень слабой вассально-ленной связью.

Информация о работе Феодальная германия