Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:49, реферат
В данной работе рассмотрен период феодальной раздробленности на Руси, проходивший в XI-XIII вв. Этот период сыграл немаловажную роль в развитии политического строя, изменив как внутреннюю политику Руси, так и внешнюю (торговые отношения). Не последнее место занимают и межличностные отношения князей между собой.
Раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. «Круговорот князей» в поисках более богатого и почетного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчет вышел на первое место.
Волжской Булгарией, которая пыталась контролировать всю торговлю на Волге. Юрий Владими-рович ходил походами на булгар, воевал с Новгородом за небольшие, но важные в стратегическом и торговом отношении пограничные земли. Это и была независимая, без оглядки на Киев, политика, которая превращала Долгорукого в глазах жителей Ростова, Суздаля и Владимира в своего князя. С его именем связано основание в крае новых городов – Дмитрова, Звенигорода, Юрьева-Польского и под 1147 г. первое упоминание о Москве, заложенной на месте конфискованной усадьбы боярина Кучки. Включившись в борьбу за киевский престол, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных владениях. Туда же стремился и его сын Андрей – будущий князь Боголюбский. Еще при жизни отца в 1155 г. он бежал из Киева в Ростово-Суздальскую землю, вероятно, приглашенный на княжение местным боярством, и прихватил с собой знаменитую икону Владимирской божьей матери.
Спустя 12 лет после убийства отца в 1169 г. он совершил военный поход на Киев, захватил его и подверг жестокому ограблению и разорению. Андрей пытался подчинить своей власти и Великий Новгород. Летопись называет Боголюбского «самовластцем» за его властолюбие, стремление править единовластно. Князь начал с того, что согнал с ростово-суздальских столов своих братьев. В последующем зависимые от него родственники правили под его присмотром, не смея ни в чем ослушаться. Это дало возможность князю временно консолидировать Северо-Восточную Русь. Центр политической жизни Руси переместился на северо-восток. Но на время правления Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальским княжеством (1157–1174) приходится обострение борьбы с местным боярством. Первым делом князь перенес столицу княжества из богатого Ростова в небольшей городок Владимир-на-Клязьме. Здесь были возведены неприступные белокаменные Золотые ворота, а также Успенский собор. Недалеко от города, у слияния двух рек – Нерли и Клязьмы, он основал свою загородную резиденцию – село Боголюбово, от названия которого и получил свое знаменитое прозвище. В Боголюбской резиденции в результате боярского заговора Андрей и был убит темной июньской ночью 1174 г. Политику централизации русских земель вокруг Владимиро-Суздальского княжества продолжил брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо. Он жестоко расправлялся с теми, кто участвовал в заговоре против брата, и окончательная победа в борьбе между князем и боярством была в пользу князя.
Отныне княжеская власть приобрела черты монархии. Вслед за братом Всеволод попытался подчинить себе Новгород, сумел отодвинуть границу Волжской Булгарии за Волгу. «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать», – написал о Всеволоде в 1185 г. автор «Слова о полку Игореве». В то время этот князь был самым сильным властителем на Руси. Именно в его годы появился титул великого князя владимирского. Более двух десятилетий после смерти Всеволода Большое Гнездо (1212 г.) земли Владимиро-Суздальского княжества были процветающим и богатым владением, пока в 1238 г. экономический подъем не прервала новая опасность – монголо-татарское нашествие, под ударом которого земли распались на несколько мелких владений.
Феодальная
раздробленность –
Раздробленность раннефеодального государства сигнализирует о том, что старые институты власти не могут больше обеспечить внешней и внутренней безопасности страны. Киевский князь оставался главой государства только номинально. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями, экономически же княжества не отгородились друг от друга, к тому же религия и культура оставались для них общими.
Древняя Русь превратилась в своеобразную федерацию княжеств и земель. Но при отсутствии политического единства, неполного подчинения даже младших князей старшим не было единства и военного. Раздробление ослабляло силы народа в борьбе с внешней опасностью, что особенно трагически сказалось впоследствии, в годы монгольского нашествия.
Но, несмотря
на это есть и положительные
стороны феодальной
Таким образом, мы видим, что феодальная раздробленность являлась своего рода прогрессом в области жизнедеятельности не только всего древнерусского государства, но и каждого княжества в отдельности.
Особенности положения, социально - экономического развития обусловили различные типы политической власти в русских землях. В Новгороде установилась феодальная вечевая республика. В вопросе о становлении республиканской государственности следует выделить две причины, связанные со специфической расстановкой социально-политических сил. Ослаблявших друг друга.
Первая причина обусловлена тем, что в древности Новгород не стал наследственным владением Рюриковичей.
Вторая
причина связана с мощью
Европа также не избежала раздробленности и распада раннесредневековых государств и локальных войн. Потом же в Западной Европе начался процесс образования национальных государств светского типа, существующих до сих пор. Пожалуй, и Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла придти к аналогичному результату. Здесь тоже могло сложиться национальное государство, сформироваться единый народ. Но этого не произошло. И хотя, как и в Европе, в истории Руси переломным стал XIII в., но для Европы он явился временем начала активного продвижения по пути прогрессивного типа развития, а у нашего государства судьба оказалась иной.
Стоит отметить, что, несмотря на политическую раздробленность, русский народ был един духовно: русские люди сохраняли общий язык, общие традиции, а также единую религию – православие. Не забывали они и про общие исторические корни. Все это давало возможность объединить отдельные княжества под флагом одного государства, что произошло, но только через 300 с лишним лет.
1. Грехов И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: русские земли в XIII–XV вв. – М., 1986
2. Насонов А.Н. Монголы и Русь. – М., Л., 1940.
3. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. – М., 1982. – Гл. 6.
4. Феодальная
Россия во всемирном