Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:03, контрольная работа
Причины революции в России. Экономический и политический кризисы конца 1916 – начала 1917 гг., нарастание социальной напряженности в стране. Революционные события 23 – 27 февраля 1917 г. в Петрограде. Создание Совета рабочих депутатов. Образование Временного правительства. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства (март-июнь 1917 г.). Апрельский и июньский политические кризисы. Июльский политический кризис и его влияние на расстановку политических сил в стране. Консолидация правых сил. Государственное совещание в Москве. Попытка военного переворота («корниловщина») и ее политические последствия. Крах усилий Временного правительства по стабилизации ситуации в стране.
2 марта оно было сформировано, а 3 марта обнародован и его состав. Во Временное правительство вошло 12 человек - 10 министров и 2 приравненные к министрам главноуправляющие центральными ведомства ми. 9 министров являлись депутатами Государственной думы.
Весной 1915 г. по всей стране появляются военно-промышленные комитеты, они распределяли военные заказы между предпринимателями и координировали снабжение армии. Ряд членов Думы и Центрального военно-промышленного комитета вошли в состав Особых совещаний, специальных правительственных органов по вопросам военно-экономической политики (оборона, топливо, продовольствие и т.д.).
Однако эти меры не позволили кардинально улучшить ситуацию. Кризис верхов сказался в том, что царём и его ближайшим окружением были недовольны практически все политические силы. Проявлением этого кризиса стала так называемая «министерская чехарда», «губернаторская чехарда» и распутинщина. Пагубное влияние Г. Распутина на царскую чету волновало не только либералов, им были не довольны и высшие слои общества, непосредственно стоящие у трона. Распутин был убит в 1916 г. у Николая II практически не осталось сторонников. Экономический и политический кризис нарастал. В стране сложилась революционная ситуация.
В начале 1917 г. уровень стачечного движения очень возрос, практически достигнув уровня 1905 г. Подавляющее большинство стачек носили политический характер. Рабочее движение было поддержано крестьянством и армией. 14 февраля состоялось открытие сессии Думы. Рабочая группа Центрального военно-промышленного комитета организовала демонстрацию у Таврического дворца с целью потребовать от депутатов создания «правительства народного спасения». Одновременно большевики призвали рабочих Петрограда к однодневной стачке. 14 февраля в столице бастовало около 90 тысяч человек. Спустя два дня правительство приняло решение о введении карточек на хлеб, что вызвало панику в Петрограде и образование огромных очередей. 17 февраля забастовал Путиловский завод. В ответ администрация уволила забастовщиков. 22 февраля завод был закрыт. Но даже в этой обстановке никто из политических лидеров не предполагал, что революция- дело ближайших дней.
Власти полагали, что речь идёт о ставших обычными беспорядках, вызванных перебоями с хлебом. В действительности это были антивоенные и революционные выступления, организованные социалистами.
Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел стал крупный помещик, председатель Всероссийского земского союза, кадет, князь Г.Е. Львов, министрами:
иностранных дел - лидер кадетской партии П.Н. Милюков,
военным и морским - лидер партии октябристов А.И. Гучков,
торговли и промышленности - крупный фабрикант, прогрессист, А.И. Коновалов,
путей сообщения - "левый" кадет Н.В. Некрасов,
народного просвещения - близкий к кадетам, профессор права А.А. Мануйлов,
земледелия - земский врач, кадет, А.И. Шингарев,
юстиции - трудовик (с 3 марта эсер, единственный социалист в правительстве) А.Ф. Керенский,
по делам Финляндии - кадет В.И. Родиичев,
обер-прокурором Св. Синода - октябрист В.Н. Львов,
государственным контролером - октябрист И.В. Годнев.
Таким образом, 7 министерских постов, причем наиболее важных, оказалась в руках кадетов, 3 министерских поста получили октябристы и 2 представители других партий. Это был "звездный час" кадетов, которые на короткое время (на два месяца) оказались у власти. Вступление в должность министров Временного правительства происходило в течение 3-5 марта. Временное правительство объявило себя на переходный период (до созыва Учредительного собрания) верховной законодательной и исполнительной власти в стране.
Однако большинство заявленных в декларации Временного правительства 3 марта мер было осуществлено еще раньше, как только революция одержала победу. Так, еще 28 февраля полиция была упразднена и сформирована народная милиция: вместо 6 тыс. полицейских охраной порядка в Петрограде было заняло 40 тыс. чел. народной милиции. Она взяла под охрану предприятия и городские кварталы. Отряды на родной милиции вскоре были созданы и в других городах. Впоследствии наряду с рабочей милицией появились и боевые рабочие дружины (Красная гвардия). Первый отряд Красной гвардии был создан в начале марта на Сестрорецком заводе. Были ликвидированы жандармерия и охранка.
Сотни тюрем
были разгромлены или сожжены. Были
закрыты органы печати черносотенных
организаций. Возрождались профсоюзы,
создавались культурно-
Инициатива
сокращения рабочего дня до 8 часов
шла от самих петроградских
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства (март-июнь 1917 г.). Апрельский и июньский политические кризисы. Июльский политический кризис и его влияние на расстановку политических сил в стране.
В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 г. были провозглашены гражданские свободы, распространенные и на военнослужащих, амнистия осужденным по политическим делам, отмена национальных н религиозных ограничений и др. Одновременно был санкционирован арест Николая И, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная комиссия.
По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. Она осуществлялась на основе приказа № 1 Петроградского Совета марта 1917 г. по гарнизону Петроградского военного округа. Петро-совет постановил во всех подразделениях, частях и на кораблях выбрать солдатские комитеты, избрать по одному представителю от рот в Совет рабочих депутатов, подчеркнул, что воинские части во всех своих политических выступлениях подчиняются Совету и своим комитетам, а все приказы военной комиссии Государственной думы подлежали исполнению лишь в том ?ц чае, если они не противоречили приказам и постановлениям Совета. От солдат требовалось в строю и при «отправлении служебных обязанностей» соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и не могли быть «умалены в тех правах, коими пользуются все граждане». Приказ № 1 отменял титулованные офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, наводившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов. Один из членов Петросовета, И. Гольденберг, впоследствии признал, что приказ № 1 «не ошибка, а необходимость», так как «мы поняли, что, если не развалить старую армию, она раздавал революцию». Несмотря на то что действие приказа распространялись только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение в действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. Указом 1 т. правительство отменило смертельную казнь, а также учредило военно-революционные суды.
Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только после избрания Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи «непредрешения» воли Учредительного собрания.
К середине апреля 1917г внутренняя обстановка а России значительно осложнилась: правительство не сумело решить насущных социально-экономических проблем, а также прекратить войну. Апрельский кризис завершился 5 мая 1917г. созданием первого коалиционного правительство во главе с Г.Е. Львовым.
Решением первого коалиционного
Временного правительства о
Консолидация правых сил. Государственное совещание в Москве. Попытка военного переворота («корниловщина») и ее политические последствия. Крах усилий Временного правительства по стабилизации ситуации в стране.
С февраля по октябрь 1917 г. социально-экономические проблемы решались весьма осторожно, особенно вопрос о земле. Большинство общественных организаций были едины в том, что земля должна перейти в руки трудящихся, а законодательно вопрос о земельном переустройстве должно решить Учредительное собрание. Однако при определении самой сути земельной реформы возникли непримиримые противоречия: либеральные круги отстаивали частную собственность на землю, а радикалы требовали передачи всей земли в общее народное достояние для уравнительного пользования без всякого выкупа.
В марте Временное правительство передало государству кабинетские и удельные земли, а в апреле учредило земельные комитеты для проведения земельной реформы. Кроме того, были изданы акты, направленные против самочинных захватов помещичьих земель, которые приобрели значительные масштабы.
В стране продолжал углубляться
продовольственный кризис, возникший
еще в 1915 г. В январе — феврале
1917 г. население России получило всего
около 25% намеченного количества продовольствия,
а армия — не более 43%. Для преодоления
продовольственного кризиса Временное
правительство образовало в марте
продогнные комитеты, а 25 марта ввело хлебную
монополию и карточную систему на продукты
(1 фунт в день). Весь хлеб, за исключением
запаса, необходимого для продовольственных
и хозяйственных нужд владельца, подлежал
продаже по твердым ценам государству.
Впервые мысль о необходимости создания какого-либо представительного совещательного органа в стране возникла в дни Апрельского кризиса Временного правительства. В это время стало ясно, что, отказавшись возобновить прерванную до апреля 1917 по царскому указу работу Государственной думы, правительство сосредоточило в своих руках всю законодательную, исполнительную, а отчасти и судебную власть. В условиях мощного демократического подъема в стране и неопределенности в сроках созыва Учредительного собрания такая концентрация власти создавала очень неустойчивый механизм государственного управления.
Государственное совещание в Москве - всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходило 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г.
В Совещании приняли участие около 2500 человек, в том числе 488 депутатов Государственной думы всех четырех созывов, 147 гласных городских дум, 117 представителей армии и флота, 313 от кооперативов, 150 от торгово-промышленных кругов и банков, 176 от профсоюзов, 118 от земств; 129 человек представляли Советы крестьянских депутатов и 100 — Советы рабочих и солдатских депутатов; присутствовали также представители интеллигенции (83 человека), национальных организаций (58), духовенства (24) и т. д.[1]
Председательствовал на Совещании министр-председатель Временного правительства А. Ф. Керенский.
Главными событиями стали
Часть московских рабочих, организованных революционными политическими силами, в связи Совещанием объявила однодневную всеобщую забастовку, в которой участвовало свыше 400 тыс. человек.
Московское Государственное совещание закончилось заранее обеспеченным провалом. Оно ничего не создало, ничего не разрешило. Зато оно оставило историку неоценимый, хотя и негативный отпечаток революции, на котором свет выглядит тенью, слабость пародирует как сила, жадность -- как бескорыстие, вероломство -- как высшая доблесть. Самая могущественная партия революции, которая уже через десять недель должна была прийти к власти, оказалась оставлена за порогом совещания как не заслуживающая внимания величина. Зато всерьез принималась никому не ведомая "партия эволюционного социализма"
Крах политики Временного правительства. Временное правительство в период своей деятельности не сумело решить три главных вопроса, являвшихся наиглавнейшими для России в 1917 г.: о земле, мире и Учредительном собрании.
Ключевым вопросом для России всегда был земельный. Реформы 1860-х гг. и последующая аграрная реформа не сумели его решить. Свою лепту пыталось внести и Временное правительство. С мая по август 1917 г. министром земледелия был В.М. Чернов, предложивший эсеровскую аграрную программу, сущность которой заключалась в социализации земли. Предполагалось изъятие земли без выкупа из частной собственности и товарного оборота в общественное достояние и передача ее в ведение центральных и местных органов народного самоуправления для последующего уравнительно-трудового землепользования. Аналогичные требования были зафиксированы в 242 наказах крестьянским депутатам.
Временное правительство, в том
числе и В.М. Чернов, считало необходимым
рассмотреть земельный вопрос на Учредительном
собрании, которое должно было его разрешить.
Заключение
Основным итогом Февральской революции стало падение монархии как государственного строя в России. Одной из основных причин победы стала поддержка вооружённых сил. Февральская революция привела к перегруппировке политических сил. Так, черносотенное движение в стране и вовсе было уничтожено. Кадеты из оппозиционной превратилась в правящую. Был взят курс на развитие государства и преодоление кризиса. Временное правительство выступало за осуществление аграрных преобразований строго в рамках законности, имея в виду невозможность какого-либо захвата и экспроприации.