Философия и ее роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:11, реферат

Описание работы

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

6. Философия Древнего Востока.Индия.

На развитие древнеиндийской  философии оказало влияние деление  общества на касты. Становление индийской  философии произошло в VI-V в. до н. э. под влиянием мифологии и религии. Всего 4 касты: жрецы, войны, земледельцы, шудры. Первым литературным памятником философии были «Веды» (10 тыс. стихов, гимнов и т.п.). Рассуждения о человеке: человек – это творение богов, часть живой природы; различия между человеком, животными и растениями непринципиальны, ибо люди подобно животным и растениям имеют тело и душу. Тело смертно, а душа – вечна. После гибели тела душа переселяется в другое тело. Причём переселение души в то или иное тело зависит от того, кем её обладатель был в прошлой жизни.

Основной школой древнеиндийской  философии – Буддизм. Основатель школы – принц Гаутама (563-483 гг. до н. э.). Четыре истины Буддизма:

1. Жизнь – это страдание  (рождение, старость, разлука с приятным, смерть). Кем бы не был человек, он обречён на страдание.

2. О происхождении  страдания: корень страдания –  в жажде жизни, в жажде существования. 

3. Страдание имеет  причину, а значит его можно  прекратить путём прекращения  этой жажды.

4. О пути освобождения  от страданий. Истины:

1) Правильная решимость  (воля преобразовать свою жизнь  в соответствии с условленными  истинами).

2) Правильная речь (воздержание  от лжи, клеветы, грубости).

3) Правильные действия (не причинение зла живому, воздержание  от воровства, жить честным трудом, отказ от пьянства).

4) Правильные усилия (борьба  с соблазнами и дурными мыслями) 

Итогом этого сложного пути должно стать состояние полной невозможности, безразличия – Nirvana.

Школа Джайданы.

Секты:

1.   Одетые в белое - закрывают рот белой повязкой.

  1. Одетые в пространство – три ступени:

I ступень – оставить семью, остричь волосы, жить на подаяние при храме;

II ступень – только набедренная повязка, есть рис с ладони один раз в день; 

III ступень – всегда обнажён, есть рис через день.

Главная цель в жизни человека – преодоление власти внешнего мира и обретение собственного совершенства. Джайданы считают, что можно освободиться от влияния злой кармы с помощью добрых дел и скромного образа жизни.

Джайн всегда придерживается четырёх принципов:

  1. Прощение и смирение;
  2. Честность и правдивость;
  3. Воздержание и строгость к себе;
  4. Непривязанность к внешнему миру.

Индийская философия  обладает сильной стороной в том, что она обращена к душе человека, его сложным психическим состоянием и содержит призыв к человеку обрести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Становление древнегреческой философии.Учение Демокрита.

В древнегреческой философии  отчётливо сформировались два основных типа философского мышления: материализм  и идеализм; выявились важнейший  области философского знания: логика, этика, эстетика. В развитии древнегреческой философии принято выделять три важных периода:

  1. VI-V вв. до н. э. – становление, рождение древнегреческой философии. На первом плане у исследователей была природа, а не человек. Этот период называют «натурфилософским созерцанием».
  2. V-IV вв. до н. э. – период расцвета древнегреческой философии. Поворот философии от темы «природы» к теме «человека и общества». Период классической древнегреческой философии.
  3. III в. до н. э.-VI в н. э. – период эмменизма. Период изменения в духовной жизни общества в связи с завоеванием Древней Греции Древним Римом. На первый план вышли этические, религиозные проблемы.

Самой древней философской  школой – стала Милетская школа. В этой школе творили семь мудрецов, которых интересовали три проблемы:

1. Проблема происхождения мира. Считалось, что сначала возник Хаос, потом Земля, потом Тартар, потом Эрос.

2. Что является первоосновой мира? Первый древнегреческий философ Фалес считал, что первооснова мира – это вода. Вода – матерь всех вещей. Фалес говорил: «Всё из воды, всё в воду».

Другой древнегреческий  философ Гераклит считал, что первоосновой мира является огонь. Анаксимен считал, что первоосновой мира является воздух.

3. Вопрос о развитии мира. Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики, как философского учения о взаимосвязях и развитии всего существующего. Положения философского учения:

  1. Всё в мире взаимосвязано, взаимопереплетено, что делает мир единым.
  2. Всё в мироздании противоречиво, состоит из противоречивых начал.
  3. Всё изменчиво, всё течёт, всё изменяется.

Другой философской  школой была  школа Элеатов. Эти философы главное внимание уделяли проблеме бытия и движения. Зенон разработал 40 аккорий, в которых он пытался обосновать отсутствие движения вопреки его очевидности и наглядности. Наиболее известными являются 3 аккории Зенона:

1) Деление напополам.  Движение не может начаться, т.к.  движущийся предмет дойти до  половины пути прежде чем он  дойдёт до конца. Но чтобы  дойти до половины, сначала он  должен дойти до половины половины, и т.д.

2) Ахиллес и черепаха.

  1. Стрела. Летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет всегда занимает равное себе место.

Значительный вклад  в древнегреческую философию  внёс основатель материализма, первый энциклопедический ум среди греков – Демокрит (460-370 гг. до н. э.) Демокрит создал много произведений на самые различные темы (красота слов, земледелие, питание).  Два основных труда Демокрита:

1. «Большой мирострой». В этом произведении Демокрит  ставит задачу создать учение  о бытии, о глубоком понимании мира:

  1. Мысль – первоначало мира – это атомы (бытие) и простота (небытие).
  2. Движение – важнейшее свойство атомов.
  3. Мир в целом – беспредельная пустота, наполненная многими мирами.

2. «Малый мирострой». Демокрит пишет о живоё природе  вообще и человеческой природе в частности:

  1. Живое возникло из неживого по законам природы, без всякого творца.
  2. О причинности, как о необходимости в мире. Не одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости.
  3. О душе человека. Разумная часть души находится в грудной клетке человека 
  4. Этимесские взгляды Демокрита:

 а) О дружбе. Демокрит  высоко ценит дружбу, но истинную. Чтобы не ошибаться в людях,  нужно судить о них по делам,  а не по словам.

б) О воспитании. Цель воспитания – достижения добродетеля. Лучше добиваться этой цели убеждениями и доводами, а не принуждением.

в) Об обществе. Богатство  и бедность будут всегда. Богат  не тот, кто много имеет, а тот, кто мало желает.

г) О счастье. Счастье  не в стадах и золоте, а в душе. Хороший дух – это такое  состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не волнуемая никакими страхами, переживаниями.

Основной принцип Демокрита: «Проживи незаметно». 

8. Классическая древнегреческая философия. Школа софистов и Сократ.

Период рассвета древнегреческой  философии во II половине V в. до н. э. в Греции появились софисты – учителя мудрости. Отличия софистов:

1. Софисты требуют  проверки на прочность любого  утверждения; требуют приводить  доказательство; обосновывать свои  суждения.

2. Софисты впервые  начали учить искусству слова  (риторике, логике) и брали гонорары за обучение.

3. Исходным принципом  софистов – был принцип: человек – есть принцип всех вещей.

Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) критиковал софистов. Он считал, что  его призвание в том, что он приставлен к афинскому народу, как обод к коню, чтобы люди не впадали в духовную спячку, т.е. не заботились о своей карьере, делах, больше, чем о самих себе. Т.е. о своей нравственности и самосовершенствовании.

Основной задачей своей  философии, Сократ считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. В основе исследования человека по Сократу лежит активное самосозерцание и размышления человека о самом себе. Сократ был мастером диалога и считал наличие знания у человека важнейшей нравственной характеристикой. Безнравственный поступок – плод незнания. Знать доброе – значит следовать ему и быть счастливым.

 

9. Объективный идеализм Платона. Философия Аристотеля.

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – ученик. Основные труды Платона: «Мир», «Государство». При внешней  бессистемности, взгляды Платона глубоко продуманы и включают 8 направлений:

  1. Бытология – учение о быте;
  2. Теология – учение о Боге;
  3. Космология – учение о мире;
  4. Космогония – учение о происхождении мира;;
  5. Психология – учение о душе;
  6. Гносеология – учение о познании;
  7. Этика – учение о нравственности;
  8. Социология – наука об обществе.

Платон был первым философом, который понял, что история  философии – это история борьбы материализма и идеализма. Платон –  основатель объективного идеализма. Он разработал учение о мире идей, его  содержание. Здесь в нашем мире всё возникает на время, а исчезает навечно. Лишь «мир идей» - это вечный, подлинный мир. «Мир идей» - это занебесная область, которая занимает бесцветные, бесформенные, неосязательные сущности. Эти сущности являются прообразом материальных вещей, их источником.

О материи. Материя нужна, мир не может без неё обойтись, но она безжизненна. Лишь идея, сущность вдохнут жизнь в материю.

О познании. Познание – припоминание человеком того, что его душа знала до рождения.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии. Основной труд – «Метафизика»:

1. Аристотель разработал  учение о сущем и сущности. Сущее – совокупность единичных  предметов, а каждое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; - ключ к пониманию сущего.

2. Аристотель разработал  учение о четырёх первоосновных  и высших причинах. Любая вещь  обладает всеми четырьмя причинами:

  1. Материальная причина – то, из чего сделана вещь;

2)   Формальная причина  – что это есть?

3)   Движущая причина  – откуда начало движения;

4)   Целевая причина  – ради чего сделана вещь.

10. Эллинизм  в древнегреческой философии  (эпикуризм, стоицизм, скептицизм). Учение Эпикура.

Философия Аристотеля не завершает Древнегреческой философии. Она завершает самый содержательный период в истории этой философии. Период эллинизма до 5 в. до н.э. - это  время интенсивного философского творчества. Однако в этот период в античной философии больше не выдвигается новых идей, а идет осмысление, уточнение, комментирование учений Аристотеля, Демокрита, Платона. В конце IV в. до н.э. в связи с утратой Афинами самостоятельности произошли глубокие изменения в духовной жизни общества. В философии усилился созерцательный характер, и возникли 3 главных течения:

  1. Скептицизм (невозможность однозначных утверждений);
  2. Эпикурейство (главной задачей ставила создать учение о поведении, приводящем к счастью);
  3. Стоицизм (представители этого течения выше ставят благо государства и призывают быть бесстрашными перед ударами судьбы).

Самой крупной фигурой  философии периода эллинизма  является Эпикур (341-270 г. до н.э.). Сын афинянина, начал рано изучать философию, создал школу «Сад Эпикура», написал 37 книг, общее название которых «О природе».

Основные идеи: призывает к полному отказу от социальной активности. Он отмечает, что индивид первиче6н, а общественные связи зависят от отдельных лиц, их желаний. Общественный союз не высшая цель, а средства для личного благоденствия. Главной темой в работах является вопрос счастья человека. Он считает, что счастье это цель человеческой жизни и подчеркивает, что счастье он понимает как удовольствие и цель счастливой жизни: здоровое тело и безмятежность души. Эпикур считал, что, говоря о счастье человека, что нельзя, чтобы страх предстоящей смерти заглушил в человеке тягу к благополучию. Счастье это всегда удовольствие. Это отсутствие страдания. Эпикур дает классификацию удовольствию:

  • Удовольствие покоя;
  • Удовольствие движения;

Делит их на:

  • Естественные;
  • Вздорные (пустые);

Исходя из классификации, Эпикур делает вывод, что страдания  души худшие по сравнению со страданиями  тела. Тело страдает только из-за настоящего, а душа еще из-за прошлого и будущего. Отсюда удовольствие души более значительны.

Информация о работе Философия и ее роль в жизни человека