Философские основы древнегреческой медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из них пытался найти первоначало мира, т. е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из
которой все возникает и в которую все вновь возвращается.
Так, основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета (Tha-les, 624—546 гг . до н. э.) считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля.

Файлы: 1 файл

Философские основы древнегреческой медицины.docx

— 17.91 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

 

 

 

РЕФЕРАТ

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ  МЕДИЦИНЫ

 

 

 

 

 

Автор: Гаштов С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

2013

 

В  древней  Греции  врачевание  долгое  время  развивалось  в  русле  единого

философского  знания  —  натурфилософии  (лат.  philosophia  naturalis,  от  грен,

philosophia  — любовь  к мудрости,  к знанию).  Все великие врачеватели были

философами  и,  наоборот,  многие  великие  философы  были  весьма  сведущи  в

медицине.

 

Формирование  греческой  философии  (как уже отмечалось) проходило в  VII—VI  вв.

до  н.  э.  главным образом в '  Ионии — греческих поселениях  на  Малоазиатском

побережье Эгейского моря. Ее передовыми центрами были города Милет, Эфес, Кос,

Книд и. А?-

 

Первые  древнегреческие  философы  воспринимали  мир  как  единое  целое.  По  их

мнению,  «ни  одна  вещь  не  возникает...  и  не  исчезает,  так  как  всегда  сохраняется 

одна  и  та  же  природа»  (Аристотель).  Каждый  из  них  пытался  найти  первоначало 

мира,  т. е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из

которой все возникает и в которую все вновь возвращается.

Так,  основоположник ионийской  натурфилософии Фалес  из Милета  (Tha-les,  624—

546  гг .  до н.  э.) считал,  что все произошло из влаги или воды,  на которой покоится

Земля.

 

Последователь Фалеса Анакси-мандр из Милета (Anaximandros, ок. 61,1—546  гг . до

н.  э.)  полагал,  что  в  основе  всего  сущего  лежит  некая  особая  первоматерия  —

апейрон (греч. apeiron — беспредельный, бесконечный),т. е. вечная и беспредельная

материя,  находящаяся  в  постоянном  движении.  Он  первым  пытался  найти 

всеобъемлющее  рациональное  объяснение  жизни  и  мира  и  искал  естественные

толкования происхождения  звезд, облаков и землетрясений.

 

Другой последователь  Фалеса Ана-ксимен из Милета (Anaximenes, ок. 585—525 гг . до

н. э.) считал первичной субстанцией  воздух, из которого при разряжении образуется

огонь,  а  при  сгущении  —  ветер,  облака,  вода,  земля,  камни  (т.  е.  количество

первоматерии, по его мнению, определяет качество субстанции).

Гераклит из Эфеса (греч. Heraklei-tos, ок. 554—483 гг . до н. э.) видел сущность бытия

в  постоянном  движении  и  непрерывном  изменении,  в  единстве  и  вечной  борьбе

противоположностей  (его  философия была  неразрывно  связана  с  диалектикой).  В 

отличие  от  первых  ионийских  натурфилософов,  которые  искали  устойчивое

первовещество,  Гераклит  считал,  что воплощением всех  превращений является

огонь.

 

Левкипп из Милета или Абдер (греч. Leukippos, ок. 500—440 гг . до н. э.) объяснял все

происходящее  в  мире  движением  мельчайших  частиц  —  атомов  в  абсолютной

пустоте. Ученик Левкиппа — Демокрит  из Абдер  (греч. Demokritos, 460—371 гг . до н.

э.),  взяв  за  основу  атомистическую  доктрину  своего  учителя,  создал  целостную 

систему  античной  атомистики.  Будучи  человеком  энциклопедических  знаний,

Демокрит  оставил после себя  множество философских и естественно-научных

сочинений,  из  которых  до  нас  дошли  лишь  фрагменты.  В  них  встречаются 

рассуждения об  эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике,  собачьем бешенстве,

лекарствах  и т.  п. Демокрит  считал,  что все жизненные процессы, даже мышление,

можно  объяснить  движением  и  связями  атомов.  Филосрфйя  Демокрита  была

направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воплощением

явлений природы: «Здоровья  просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают,

что они сами имеют  в  своем распоряжении средства к этому.  Не воздержанностью 

своею  противодействуя здоровью,  они сами  становятся  предателями своего

здоровья  благодаря  своим  страстям».  Философские  воззрения  Демокрита

представляют  собой  вершину  естественно-научного  (материалистического)  учения

античности.

 

Впервые  намеренное  противопоставление  материи  сознанию  в  античной

философии  сделал  Платон  из  Афин  (Plato,  427—347  гг .  до  н.  э:),  один  из

выдающихся греческих  мыслителей, основоположник объективного идеализма в  его

первоначальном  .  смысле.  Потрясенный  судом и казнью  своего  учителя Сократа,

Платон направил все усилия на разработку проекта справедливого  государственного

устройства и в результате создал философию объективного идеализма (начало этого 

учения  заложили  пифагорейцы,  которые  считали  основой  всего  числа и  числовые

отношения).  Основными  составляющими  учения  Платона  являются:  учение  о 

государстве,  теория  идей,  этика и гносеология (учение  о познании).  Главное

философское ядро учения Платона  — теория идей, согласно которой  существующий

реальный мир есть отражение,  тень идеального мира идей.  В 388—387  гг .  до  н.  э.

Платон  основал  в  Афинах  собственную  Академию,  члены  которой  занимались

главным образом математикой' и построенной на ней своеобразной диалектикой.

Таким  образом,  в  классический  период  истории  древней  Греции  сформировались

две  основные  классические  системы  античной  философии:  естественно-научное

(материалистическое)  атомистическое  учение,  сформулированное  в   трудах 

Демокрита,  и объективный идеализм,  созданный Платоном.  Обе они оказали

влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от

философии. Ионийская натурфилософия открыла пути к изучению основных  причин

заболеваний  и  самого процесса болезни.  Характерная для  античных  философских 

систем  тенденция  к  систематизации  знаний  способствовала  развитию

систематизации  в  медицине,  вела  к  созданию  теорий  болезни  и зарождению

самостоятельных направлений (анатомия и хирургия периода эллинизма).


Информация о работе Философские основы древнегреческой медицины