Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:34, реферат
Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из них пытался найти первоначало мира, т. е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из
которой все возникает и в которую все вновь возвращается.
Так, основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета (Tha-les, 624—546 гг . до н. э.) считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
РЕФЕРАТ
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Автор: Гаштов С.И.
Краснодар
2013
В древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого
философского знания — натурфилософии (лат. philosophia naturalis, от грен,
philosophia — любовь к мудрости, к знанию). Все великие врачеватели были
философами и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в
медицине.
Формирование греческой философии (как уже отмечалось) проходило в VII—VI вв.
до н. э. главным образом в ' Ионии — греческих поселениях на Малоазиатском
побережье Эгейского моря. Ее передовыми центрами были города Милет, Эфес, Кос,
Книд и. А?-
Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их
мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда сохраняется
одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из них пытался найти первоначало
мира, т. е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из
которой все возникает и в которую все вновь возвращается.
Так, основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета (Tha-les, 624—
546 гг . до н. э.) считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится
Земля.
Последователь Фалеса Анакси-мандр из Милета (Anaximandros, ок. 61,1—546 гг . до
н. э.) полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия —
апейрон (греч. apeiron — беспредельный, бесконечный),т. е. вечная и беспредельная
материя, находящаяся в постоянном движении. Он первым пытался найти
всеобъемлющее рациональное объяснение жизни и мира и искал естественные
толкования происхождения звезд, облаков и землетрясений.
Другой последователь Фалеса Ана-ксимен из Милета (Anaximenes, ок. 585—525 гг . до
н. э.) считал первичной субстанцией воздух, из которого при разряжении образуется
огонь, а при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни (т. е. количество
первоматерии, по его мнению, определяет качество субстанции).
Гераклит из Эфеса (греч. Heraklei-tos, ок. 554—483 гг . до н. э.) видел сущность бытия
в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе
противоположностей (его философия была неразрывно связана с диалектикой). В
отличие от первых ионийских натурфилософов, которые искали устойчивое
первовещество, Гераклит считал, что воплощением всех превращений является
огонь.
Левкипп из Милета или Абдер (греч. Leukippos, ок. 500—440 гг . до н. э.) объяснял все
происходящее в мире движением мельчайших частиц — атомов в абсолютной
пустоте. Ученик Левкиппа — Демокрит из Абдер (греч. Demokritos, 460—371 гг . до н.
э.), взяв за основу атомистическую доктрину своего учителя, создал целостную
систему античной атомистики. Будучи человеком энциклопедических знаний,
Демокрит оставил после себя множество философских и естественно-научных
сочинений, из которых до нас дошли лишь фрагменты. В них встречаются
рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве,
лекарствах и т. п. Демокрит считал, что все жизненные процессы, даже мышление,
можно объяснить движением и связями атомов. Филосрфйя Демокрита была
направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воплощением
явлений природы: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают,
что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому. Не воздержанностью
своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего
здоровья благодаря своим страстям». Философские воззрения Демокрита
представляют собой вершину естественно-научного (материалистического) учения
античности.
Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной
философии сделал Платон из Афин (Plato, 427—347 гг . до н. э:), один из
выдающихся греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в его
первоначальном . смысле. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа,
Платон направил все усилия на разработку проекта справедливого государственного
устройства и в результате создал философию объективного идеализма (начало этого
учения заложили пифагорейцы, которые считали основой всего числа и числовые
отношения). Основными составляющими учения Платона являются: учение о
государстве, теория идей, этика и гносеология (учение о познании). Главное
философское ядро учения Платона — теория идей, согласно которой существующий
реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. В 388—387 гг . до н. э.
Платон основал в Афинах собственную Академию, члены которой занимались
главным образом математикой' и построенной на ней своеобразной диалектикой.
Таким образом, в классический период истории древней Греции сформировались
две основные классические системы античной философии: естественно-научное
(материалистическое) атомистическое учение, сформулированное в трудах
Демокрита, и объективный идеализм, созданный Платоном. Обе они оказали
влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от
философии. Ионийская натурфилософия открыла пути к изучению основных причин
заболеваний и самого процесса болезни. Характерная для античных философских
систем тенденция к систематизации знаний способствовала развитию
систематизации в медицине, вела к созданию теорий болезни и зарождению
самостоятельных направлений (анатомия и хирургия периода эллинизма).
Информация о работе Философские основы древнегреческой медицины