Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 00:17, контрольная работа
В начале XIX в. положение России в финансовом отношении было довольно тяжелым. С каждым годом увеличивалась денежная масса находившихся в обращении бумажных ассигнаций (в 1802 г. обмен их даже на медные деньги был окончательно приостановлен), росли темпы инфляции, увеличивались государственные расходы, что приводило к хроническому дефициту бюджета. Возникла реальная угроза полного расстройства денежной системы страны. Необходимо было принимать срочные меры. В этой ситуации спасительным стало назначение министром финансов Егора Францевича Канкрина.
Введение
3
2.
Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов
5
3.
«План финансов» М.М. Сперанского
8
4.
Финансово-кредитная реформа 1839-1843 гг.
10
5.
Дальнейшая судьба преобразований
12
6.
Заключение
13
7.
Список использованной литературы
По "Плану финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".
После долгих колебаний правительство приступило к претворению некоторых положений "Плана финансов". Идеи М.М. Сперанского частично получили отражение в манифесте 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалось заключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило об увеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственного бюджета.
Для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу был определен в размере 6% годовых. Облигации выпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплата дохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственной комиссией погашения долгов, созданной в том же году по предложению М.М. Сперанского. Однако заем провалился, он был реализован лишь на 3,2 млн. рублей. Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом в стране свободных денежных капиталов долгосрочного вложения. Ведь именно они являлись одной из важнейших предпосылок размещения долгосрочных облигаций.
Е.Ф. Канкрин при проведении финансово-кредитной реформы перенял идеи М.М. Сперанского а также схожие материалы.
Целями финансово-кредитной реформы было введение новых принципов организации денежной системы, устранение из обращения обесценившихся государственных ассигнаций, а в более широком смысле – стабилизация денежного обращения и вывод страны из кризиса. Была и более конкретная причина проведения реформы – это разные курсы рубля: вексельный, податной, таможенный, биржевой и простонародный. Они менялись по времени и местностям, что усложняло и запутывало расчеты. Так, разница между биржевым и простонародным курсами достигала 18%. Попытки устранить этот лаж делались и до реформы. В 1837 г. было запрещено оформлять сделки на монету по простонародному курсу. Но это особого эффекта не дало.
1 июля 1839 г. вышел манифест
«Об устройстве денежной
В один день с манифестом был опубликован указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Население сдавало в Депозитную кассу серебро и золото, а взамен получали депозитные билеты. Они обращались наравне с серебром и менялись на серебро рубль за рубль. Номиналы депозитных билетов были установлены в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб. Уже через год накопился разменный металлический фонд в 38 млн. руб. Этот фонд продолжал расти, так как депозитные билеты пользовались большой популярностью среди населения, особенно когда по Петербургу разнесся слух о том, что серебряные рубли скоро совсем отменят. Депозитные билеты эмитировались осторожно, в той мере, в какой накапливался металлический разменный фонд; их не хватало для потребностей товарооборота и обеспечения всех финансовых потоков; ассигнации продолжали обращаться.
Кроме депозитных билетов в 1841 г. были выпущены также кредитные билеты Сохранных Казен Воспитательных домов и Государственного заемного банка. Билеты выдавались под ссуды, выдаваемые под залог имений; размер эмиссии не должен был превышать 30 млн. рублей. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались как обычное платежное средство. Как и депозитные, кредитные билеты были, в сущности, квитанциями на серебро. Они носили исключительно временный, переходный характер. Конечной целью реформы был выпуск полноценных кредитных билетов.
1 июня 1843 г. в манифесте
«О замене ассигнаций и других
денежных представителей
Новые кредитные билеты вместе со звонкой монетой стали средством обслуживания денежного обращения.
Таким образом, в результате реформы была создана новая денежная система, в которой ведущую роль играли кредитные государственные билеты, обеспечивавшиеся прежде всего через систему государственных банков. В первые годы реформы значительный разменный фонд в монетах и слитках, с избытком перекрывавший сумму, на которую были выпущены кредитные билеты, надежно обеспечивал их устойчивость. Но в последующие годы эмиссия пошла ускоренным темпом, а возможности размена кредитных билетов на звонкую монету не поспевали за ней. Разницу правительство пыталось покрыть за счет долговременных ссуд и внутренних займов у населения. Также широко практиковались займы банков у частных лиц.
Крымская война 1853-1856 гг. подорвала стабильную систему серебряного стандарта, созданную с таким трудом. Война потребовала резкого увеличения эмиссии и вызвала падение курса кредитных билетов. Всего с 1853 г. по 1 января 1858 г. общая сумма кредитных билетов возросла с 311,4 млн. руб. до 735,3 млн. руб. В 1854 г. правительство было вынуждено прекратить размен кредитных билетов на золото. Наплыв кредитных билетов привел к потере доверия к ним, их стали усиленно менять на серебро. Поэтому в 1858 г. размен на серебро был также прекращен. В России начался длительный процесс инфляции бумажных денежных знаков.
Денежная реформа, проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839 – 1843гг. впервые установила в России серебряный монометаллизм. Главной платёжной монетой была утверждена серебряная (российской чеканки), а монетной единицей – серебряный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательным знаком ценности.
Реформа имела важное значение для стабилизации денежного обращения в стране. Она уничтожила различные курсы рубля, оставив один, по которому совершались все обменные и расчетные операции; вывела из обращения большое количество бумажной денежной массы; разрешила свободный обмен кредитных и депозитных билетов на звонкую монету.
Заслуживает внимания и политика Е.Ф. Канкрина в будущность его министром финансов. Он сумел добиться бездефицитного бюджета, проявляя большую осторожность в использовании государственного кредита и установлении новых налогов, опираясь, главным образом, на бережливость и экономию в государственных расходах (прежде всего по военному ведомству) и способствуя развитию отечественной промышленности (в первую очередь горнодобывающей) через таможенную политику протекционизма и упорядочению внутренней торговли путём вовлечения мелких торговцев в систему налогообложения. Не меньшее значение имело наведение порядка в организации счётной и казначейской работы и устранение злоупотреблений в сборе государственных налогов.
В общем финансовая реформа, а также политика Канкрина были лишены радикально реформирующего характера, что обеспечивало большую практичность и приспособленность к жизни его.
Студентка 4 курса ОЗО факультета истории и права И-42
Малуева М.С.