Финансовая реформа Петра первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Значение и описание реформ Петра I

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 20.75 Кб (Скачать файл)

Финансовая реформа Петра I

 

Введение

Форма и структура государственных  финансов тесно взаимодействуют  с характером и особенностями  развития товарно-денежных отношений  в стране. В ситуации, когда наша страна только переходит к рыночной системе хозяйствования, особенно важна  роль государственной финансовой системы  как гаранта наиболее эффективного налогообложения и распределения  средств бюджета по расходным  статьям. Для того чтобы построить  исправно функционирующую, надежную финансовую систему в Украине, мы должны обратиться к истории, проанализировать события. Очень интересным с точки зрения реформ является время Петра I .

Царствование Петра Великого завершает  период формирования абсолютизма в  России. Становление характерной  для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых, было продиктовано, прежде всего, логикой  общегосударственных интересов, связанных  с борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старые методы увеличения доходов  казны Петр сочетал с попытками  по-новому организовать финансовое хозяйство  страны. Вся финансовая политика Петра  I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления.

Задачи финансового управления, сформулированные Петром в 1713 г., было бы полезно реализовать в нашей  стране на данном этапе развития экономики: «всякие сборы, всякие покупки и  продажи и подряды чинить …  с великим радетельным осмотрением, без всяких лукавых вымыслов и  беспосульно, ища государственной  прибыли без тягости народной».

 

1 Предпосылки  реформ Петра I

После хозяйственного подъема в  конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился. Это было вызвано, прежде всего, началом Северной войны, ведение которой требовало большого напряжения платежеспособных сил населения. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года  разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс. рублей.

Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения  такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного  аппарата.

 При сборе денег с приказов  выяснилось хаотическое состояние  отчетности  - ни дума, ни Большая  казна не могли сказать, какие  суммы находятся в движении  по приказам. Твердых и постоянных  норм налогообложения не было, они могли меняться  от того  кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком  часто оставляли значительную  их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством  велась в обстановке хронического  дефицита средств на самые  неотложные нужды. Общегосударственная  роспись доходов и расходов  отсутствовала. О том, что получалось  при таком порядке свидетельствует  письмо сенатора графа А.В.Макарову: «Истинно во всех делах как  слепые бродим и не знаем,  что делать, стали везде великие  расстрои, а где прибегнуть и  впредь что делать не знаем,  денег ниоткуда не возят, дела  почитай все становятся».

Реформаторские действия Петра  I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.

 

2. Первые реформы  денежной системы

Нехватка денег тормозила исполнение важнейших предприятий: собранные  рекруты от бескормицы умирали и  разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти  в море. Источник пополнения казны  правительство Петра видело в  усиленной эксплуатации монетной регалии. Расширение торгового оборота требовало  дополнительного количества средств  обращения. Недостаток монеты не  покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка  вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос  в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство  осуществило переход к новой  денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100 веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный  оборот.

«Для всенародной пользы и для  общей прибыли ко всякому торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости  медные монеты составляли одну десятую  стоимости всех наличных денег и  предназначались в основном для  местных рынков и торжков.

 Вся чеканка при Петре  I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных монет – 44,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом был упорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинства и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца.

За  1700-1704 гг.  было   выпущено  более  чем на 13  млн.  руб. серебряной монеты,   главным   источником   выпуска   которой   был   передел   старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки  монеты поступали в приказ Большой  казны. Эти доходы,  также как  и собиравшиеся Ратушей, как правило, использовались на военные нужды.

Прибыль от монетного передела сначала  давала огромный доход: в 1701г. – 717,744 руб., в 1702г. – 764,939 руб., но уже в 1703г. доход  понизился до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако доход был лишь номинальным, так  как количество денег в обращении  не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело  к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала казне  около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся  расходов доходами от чеканки неполноценных  монет оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.

 

3 Реформа налоговой  системы

Столкнувшись с большими трудностями  в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша  обязаны были  ежемесячно  и ежегодно представлять

отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных  доходов и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был образован специальный  штат «прибыльщиков», в обязанность  которых входило придумывание новых  налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и  сапог, с квасных напитков, с варки  пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож  и т. д.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное  распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством  долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел  городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование  взыскивалось обратно.

На созданный в 1711 г. Правительствующий  Сенат были возложены задачи высшего  распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем  же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и  расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами  и предоставляла ежегодно генеральный  экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены,…а на другой странице листа все расходы …  також вкратце объявлены быть   имеют». Однако действия отдельных  коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения  и высказывать свое мнение по соответствующим  проектам.

В 1719 г. были произведены реформы  в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские  доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские  камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и  бархат – 50%, шерстяные ткани и  писчая бумага – 25% и так далее.

Однако главным способом упрочнения государственных финансов явилось  введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб  правдивые принесла, сколько у  кого, в которой деревне душ  мужска пола». Несмотря на решительное  нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных  к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

Размер подушной подати определялся  исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 коп.

Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне  дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны  увеличились на треть по сравнению  с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить  крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим  и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники  платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между  ревизиями – «ревизских душ».

Заключение

За сорок лет царствования Петра  объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного  падения покупательной способности  рубля увеличился как минимум  в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным  подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение подушной подати финансы России получили прочное основание.

Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору», была ликвидирована  причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных  районах стали увеличиваться, а  с ними и благосостояние, и численность  населения. Таким образом, хозяйственный  рост – главная цель финансовой реформы, был достигнут.

 

Использованная  литература:

Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи» //Вопросы истории – 1989 -№7 с. 3-20

Белоусов Р.А «Из истории денежного  хозяйства Руси» // Экономист – 1997 -№6 с.75-81

Белоусов Р.А. «Становление государственных  финансов в России [XVII-XIX вв.]» //Финансы –1998 - №2 с. 58-60

Князьков С. Из прошлого Русской  земли. Время Петра Великого. Книга  для чтения по русской истории  в школе и дома.                            Репринтное воспроизведение издания 1909 г. – М.: Планета, 1991 –797с.

Колитамов Е.М. Финансы средневековой  Руси – М: Наука –1988 –246 с.

Коломиец А.Г. «Финансовая политика правительства Петра Великого» //Финансы  –1996 -№5 с.54-60

Нечай Н. «Финансовая реформа Петра  I» //Вестник налоговой службы Украины – 1999 -№47/48 с. 93-96

Пушкарева В.М. «Генезис категории  «налог» в истории финансовой   науки» //Финансы – 1999 -№6 с.33-36

Финансово-кредитный словарь т.1 / под. Ред. Дьяченко – М: Госкомиздат, 1961 –663с.

 

www.kremlion.ru


Информация о работе Финансовая реформа Петра первого