Формирование доктрины "Москва - Третий Рим"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:20, реферат

Описание работы

Третий Рим — европейская религиозная и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран как преемников Римской империи.
Эта идея, основанная на концепции «переноса империи», использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии.
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья полагались преемниками римских и византийских императоров.

Файлы: 1 файл

Formirovanie_doktriny_Moskva_-_Trety_Rim.docx

— 14.94 Кб (Скачать файл)

Формирование  доктрины "Москва - Третий Рим"

Третий Рим  — европейская религиозная и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран как преемников Римской империи.

Эта идея, основанная на концепции «переноса империи», использовалась для легитимации  притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению  к Византии.

Теория «Москва  — Третий Рим» послужила смысловой  основой мессианских представлений  о роли и значении России, которые  сложились в период возвышения Московского  княжества. Московские великие князья полагались преемниками римских  и византийских императоров.

Наиболее  авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации  В. С. Иконникова. Согласно данной точке  зрения в явном виде концепция  «Москва — третий Рим» впервые  была сформулирована в двух посланиях  конца 1523 года — начала 1524 старцем  псковского Елеазарова монастыря.

Наряду с  этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса и авторстве  идеи «Москва — третий Рим». В  частности, — мнение, что в действительности впервые концепция была выдвинута  несколько ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь «обосновал» её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

Политическая  теория «Москва — Третий Рим» также  обосновывается легендой конца XV —  начала XVI вв. о византийском происхождении  шапки Мономаха.

Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва —  третий Рим» дал Н. И. Ульянов. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому  дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.

 

Литература:

"Русское  православие: Вехи истории." Москва, 1989 г.

 

 


Информация о работе Формирование доктрины "Москва - Третий Рим"