Формирование древнерусской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть формирование древнерусской государственности.
Задачи работы – представить характеристику образования древнерусского государства.
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. Концепции образования древнерусского государства.
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.
Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян:
А) Духовные предпосылки.

Содержание работы

Введение
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. Концепции образования древнерусского государства……………………………………….4
2. Политическое и социальное устройство древнерусского государства. Формирование раннефеодальных отношений…………………...…………….10
3. Принятие Русью христианства: причины и последствия………………….16
4. Заключение…………………………………………………………………….17
5.Список используемой литературы……………………………………..……..18

Файлы: 1 файл

Тема 2. Формирование древнерусской государственности..docx

— 43.19 Кб (Скачать файл)

   Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

      Кроме смердов  и закупов в княжеской  и  боярской вотчине были рабы, называемые  холопами или челядью, которые  пополнялись  и из числа  пленников, и из числа  разорившихся  соплеменников. Рабовладельческий   уклад, как и пережитки первобытного  строя, имели довольно широкое  распространение. Однако господствующей  системой производственных отношений  был феодализм.

Создание мощного государства, соединившую большенство восточнославяннских земель и, в первую очередь, Среднее Поднепровье во главе с Киевом и Северо-Западную Русь во главе с Новгородом, способствовало освобождению части восточнославянских земель из-под власти хазар. Укрепилась оборона границ. За Русью прочно были закреплены спорные с Польшей «Червенские города». Активизировалось наступление Руси на юго-западе, западе, юго-востоке, временами границы Руси подходили к Дунаю. Хазария была сокрушена, а русские поселения появились на Дону и Таманском полуострове.

  Стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахатные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и ближайшем зарубежными соседями, появились новые городские центры, а старые города быстро набирали силу.

  Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами

времени.  В услужении  князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и  детские. Все они были членами  младшей дружины и втоже время оказывали различные услуги, как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца 10 века и в течение всего 11 века все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти.

  В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.   Сам же великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военачальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной. И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем больше возрастала роль великого князя и его аппарата управления в центре и на местах.

  Княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собствености, на которых держалось и прогрессировало общество. К тому же, не смотря на развитие в обществе социальной розни, в нем еще четко не обозначились отдельные классы, социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом. Одновременно с установлением власти великого киевского князя над всеми восточнославянскими землями шел и другой процесс: обогащение одних и обеднение других, появление в общине богатых землевладельцев и людей, потерявших землю, нищенствующих, вынужденных идти на работу к своим разбогатевшим соседям.

  К середине 11 века этот процесс продвинулся далеко вперед. К этому времени относится образование собственных земельных владений, личных больших хозяйств бояр и дружинников.

С 11 века отмечены и появления  церковных земельных владений. Великие  князья представляли эти владения высшим иерархам церкви – митрополиту, епископам, монастырям, церквам.

  Города у восточных славян зародились задолго до возникновения единого государства. Большую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских черт. Они были политическим и административными центрами. Там жил князь, его бояре, размещалась княжеская дружина. Там князь со своими помощниками правил суд, от сюда управлял подвластными землями. Одновременно города росли и расширялись как торговые и ремесленные центры. Здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь, стояли наиболее важные храмы княжества, жили и исправляли свои христианские службы митрополит и епископ, стояли крупные монастыри.

  В то же время города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции. Они заключали в себе качества неприступных замков-крепостей, но масштабы их были неизмеримо больше. Такие города и были центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались летописи, организовывались библиотеки. Все это с самого начала формирования крупных городов Руси и определило городскую жизнь. По многим большим и малым городам Руси шумели торги. Каждый город был к тому же центром торговли всей ближайшей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городков и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить, что либо необходимое в хозяйстве.

  Армия, военные люди являлись неотъемленной частью древнерусского общества, неотделимой чертой жизни русских городов, органической частью уклада великокняжеского дворца, дворцов других князей и бояр.

  Прошли те времена, когда против врага поднималось все племя и когда великие князья вели с собой в далекие походы десятки тысяч своих соплеменников, ставя под свои боевые стяги значительную часть мужского населения различных княжений во главе со своими князьями. На долю этих временных боевых формирований приходилась часть военной добычи и ежегодной дани, уплачиваемой побежденным врагом. На их долю приходились и тяжкие поражения и тысячи смертей, обескровливающие развивающуюся страну.

  С созданием сильного и относительно единого государства военное дело оказалось в руках профессиональных воинов, для которых война стала смыслом жизни. Профессиональные войны служили князю и находились на его содержании. Для старшей дружины это была раздача «кормлений», позднее земель, для младшей – содержание на довольстве, выплата денег, части захваченной добычи и т.д. Но дружина была лишь частью древнерусского войска. Другой его частью был «полк», простые «вои» - смерды и ремесленники.

  Нередко вместе с руссами в поход выступали наемные или союзные иноплеменные войска: варяги либо отряды дружественных кочевников – торков, берендеев. Привлекали киевские князья на службу также и печенегов, а позднее половцев.

  Наемники и союзники, как правило, не сливались с русским войском, подчинялись своим командирам. В случае неудач они не редко бежали с поля боя, оголяя фронт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Принятие Русью христианства: причины их последствия.

Дохристианская религия  у Восточных славян называлась язычеством,  поклонялись многим богам и силам природы. Авсень – бог смены времён года. Перун – бог молнии и грома т.д. Христианство приняли в 998году. 

Цели принятия христианства:

1.     Так как языческая религия тормозила развитие зарождающихся феодальных отношений и не способствовала объединению Руси, князь Владимир принял решение объединить все славянские племена при помощи единой религии – христианства.

2.     Поставить вровень с развитыми христианскими государствами Русь.

3.     Укрепить дипломатические и торговые отношения с христианскими странами.

Значения принятия христианства: принятие христианства способствовало бурному, стремительному развитию страны. Приглашённые из Византии мастера строят храмы, украшают их фресками, мозаикой, иконами. Русские мастера учатся у них. Изменяется сельское хозяйство. Появляется огородничество. Прибывшие  из Византии духовенство  готовит кадры для церкви и как следствие распространяется знания и грамотность. Организуются школы. Молодых людей посылают на учёбу за рубежи страны. Вводится летописание. Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится государством новой, высокой культуры. Укрепляются торговые отношения с христианскими странами. 

 

 

 

   Заключение

      Возникновение  Древнерусского государства было  подготовлено многовековым развитием  восточного славянства. Известен  достоверно момент объединения  восточнославянских земель в  одно государство. В 882 г. новгородский  князь Олег захватил Киев и  объединил две эти важнейшие  группы русских земель; затем  ему удалось присоединить и  остальные русские земли, создав  громадное по тем временам  государство. 

      Древнерусское  государство было монархией. Во  главе  его стоял великий  князь. Ему  принадлежала верховная  законодательная  власть. Великие  князья сосредоточивали  в  своих руках и исполнительную  власть, будучи главой администрации.  Великие князья выполняли также  функции военачальников, они сами  возглавляли войско и лично  водили рать в бой.

      Введение  христианства имело большое значение  для Киевской Руси. Единобожия  способствовало укреплению великокняжеской  власти. Крещение Руси содействовало  укреплению международного положения  государства. Русь вошла в семью  европейских христианских народов,  получила широкий доступ к  знаниям, накопленным человечеством.

      Таким образом,  в образовании древнерусского  государства ведущую роль сыграли  внутренние причины и предпосылки,  а именно: распад родового строя,  переход к соседской общине, замена  родового деления территориальным,  раннее возникновение городов,  образование племенных союзов, княжеской  власти и дружины. 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Бушуев С.В., Миронов  Г.Е. История государства Российского. 

М., 1991. Кн. 1.

2. Дворниченко А.Ю., Кащенко  С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная  история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. М., 2005.

3. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля? // История Отечества: люди, идеи, решения: В 2 т. М., 1991. Т. 1.

4. История России  с  древнейших времен до наших  дней / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

5. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций. М., 2001.

6. Отечественная история:  учеб. пособие / под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – 2-е изд., испр. и доп. М., 2007.

7. Отечественная история:  Учеб.-метод. комплекс / Под ред.

А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2005.

8. Рыбаков Б.А. Киевская  Русь и  русские княжества.  М., 1993.

9. Семенникова Л.И. Русь Киевская // Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996.

10. Скрынников Р.Г. Русь IX–XVII века. СПб., 1999.

11. Фортунатов В.В. Отечественная  история: Учебное пособие для  гуманитарных вузов. СПб, 2007.

 

 

 


Информация о работе Формирование древнерусской государственности