Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:54, контрольная работа
В работе рассмотрены проблемы и основные этапы формирования Древнерусского государства.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. Особенности образования государства восточных славян…………………...5
2. Политическое и социальное устройство древнерусского государства. Формирование раннефеодальных отношений…………………………………10
3. Принятие Русью христианства: причины и последствия…………………..16
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список используемой литературы……………………………………………...20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Отечественная история»
на тему (вариант): №2
«Формирование древнерусской государственности»
Исполнитель:
студент группы:ЭПБп-09 СР
__Валеева Ксения Рафаиловна _
(Фамилия, имя, отчество студента)
_____________
Преподаватель:
Екатеринбург 2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. Особенности образования государства восточных славян…………………...5
2. Политическое и социальное устройство древнерусского государства. Формирование раннефеодальных отношений…………………………………10
3. Принятие Русью христианства: причины и последствия…………………..16
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
В мировой истории Россия занимает особое место. Хотя и принято говорить, что расположенная в Европе и Азии, она во многом впитала в себя все характерное для стран этих континентов, тем не менее, надо иметь в виду, что ее история носит самостоятельный характер. Нельзя отрицать, что Россия подверглась серьезному влиянию, как Европы, так и Азии, но и расположенные здесь страны испытали на себе ее влияние. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Каждая страна имеет свою особую историю, которая отличает ее от других. Сказанное имеет прямое отношение и к истории России. Вопрос о начале Русского государства интересовал историков-летописцев еще в XI – XII вв. Самые ранние летописи начинали свое изложение с княжения Кия, считавшегося основателем города Киева и Киевского княжества.
Рассмотрим проблемы и основные этапы формирования Древнерусского государства.
1. Предпосылки возникновения
государства у восточных
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.
Духовные предпосылки.
Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным.
Внешнеполитические
К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары.
С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
С другой стороны, взаимодействие
с более развитыми
Не случайно, что долгое
время великие князья на Руси назывались
по примеру мощного
Социально-экономические предпосылки.
Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
На Севере Восточной
Европы, где из-за суровых климатических
условий земледелие не могло получить
широкого распространения, большую
роль продолжали играть промыслы, а
возникновение избыточного
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
Социально-политические предпосылки.
Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Кроме того, борьба между
племенами приводила к
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.
Особенности образования государства восточных славян
Среди основных признаков древнерусского государства к концу 10 века выделяют такие как:
1. система данничества;
2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;
3. простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;
4. династическая (родовая) княжеская власть;
5. монотеистическая религия,
усиливающая процесс
Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.
Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
2. Политическое и социальное
устройство древнерусского
В современной исторической науке сложилось
традиция, изображающая
Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма
в Киевской Руси и противопоставляющая
ее в этом отношении городам с сильным
вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород.
а) князь; В.Л.Янин и М.Х. Плешковский усматривают
в новгородской республике нечто финаменальное,
совершенно непохожее на социально - политическую
организацию древнерусских княжеств,
в частности Киевского княжества, где
господствовала якобы монархическое начало.
М.П.Толочко пишет о том, что "верховным
главой" в Киеве являлся великий князь.
Правда, известную роль играло и вече:
"При сильном киевском князе вече была
послушным придатком верховной власти,
при слабом - зависимость была обратной.
Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали,
дополняя друг друга, а нередко и вступая
и в противоречие, орган феодальной демократии
(вече) и представитель монархической
власти (великий князь)". 0Формирование
территориальных связей, складывание
города - волости (города - государство)
более или менее хорошо прослеживается
на материалах, относящихся к истории
Киевской земли. Под 996 г. летопись сообщает
о том, что старая система родовой защиты
начинает давать сбои. Владимир как представитель
отживающего строя ищет пути решения этой
проблемы. С летописью перекликается известная
былина об Илье Муромце и Соловье - разбойнике.
В образе Соловья следует видеть не "столько
придорожного грабителя, сколько представителя
косных сил родоплеменного строя." Прав
Б.А.Рыбаков, отметивший, что соловей -
не обычный разбойник на большой дороге,
который живет за счет проезжих торговых
караванов.Можно сказать, что образ Соловья
порожден эпохой формирования территориальных
связей. Родовой строй уходил в прошлое
отнють не безболезненно, подчас отчаянно
сопротивлялся. Весьма характерно упоминание
летописью бедняков и нищих, живых в Киеве
во времена Владимира: "И сотвори (Владимира.
- Авт.) праздник велик... болярам и старцем
градским, и убогим раздая именье много".
Князь
"повеле всякому нищему и убогому приходите
на двор князь и взимает всяку потребу
питье и яденье, и от скотьниць кунами".
Эти убогие и нищие конечно, явление нового
времени - периода распада старого родоплеменного
единства. б) община; В коллизиях гибели
родоплеменного строя рождалась новая
киевская община, которая властно заявляет
о себе со страниц летописи. Это несмотря
на то что летописец стремился в первую
очередь отразить деятельность князей.
В 980 г. Владимир, собрав огромную рать,
пошел на своего брата Ярополка княжившего
в Киеве. Ярополк не мог "стати противу,
и затворился Киеве с людьми своими и с
Блудам". Владимиру удалось склонить
к измене Блуда. И стал Блуд "лестью"
говорить князю: "Кияне слются к Владимеру,
глаголюще" Преступай к граду, яко предамы
ти Ярополка. Побегни за град." Напуганный
Ярополк "побежал", а Владимир победно
"вниде в
Киев". Отсюда ясно, что уже в этот ранний
период положение князя в Киеве в немалой
мере зависело от расположения к нему
городской массы. Поэтому не выглядит
неожиданной и история, произошедшая с
тмутараканским Мстиславом, когда он "приде
ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его
кыне". Князья, правившие в конце X начале
XI вв. считались с растущей силой городской
общины, стремились ее как-то ублажить.
Не случайно Святополк скрывая от киевлян
смерть Владимира, а сев на стол, созвал
"кыян" и "нача даяти им именье".
После убийства Бориса и Глеба, он также
"созвав люди, нача дояти овем корзна,
а другим кунами, и раздая множество".
Крепнущая городская община держала в
поле зрения и религиозный вопрос, Князь
Владимир предстает на страницах летописи
в окружении не только дружинном, но и
народном. Вместе с "людьми" он совершает
языческие жертвоприношения. Особенно
важно подчеркнуть причастность "людей"
киевской общины к учреждению христианство
на Руси. Они присутствуют на совещании
по выбору религии, подают свой голос,
избирают "мужей добрых и смысленных"
для заграничного путешествия с целью
"испытания вер". В одной из скандинавских
саг говорится о том, что по вопросу о вере
русский князь созывает народное собрание.
При решение важнейших вопросов князья
должен были считаться с мнением городской
общины. Внимательное отношение к городской
общине станетеще понятнее, если учесть,
что она обладала военной организацией,
в значительной степени независимой от
князя. Вои, городское ополчение - действенная
военная сила уже в этот ранний период.
Именно с воями князя Владимир "поиде
противу" печенегам в 992 г. Любопытно,
что в легенде, помещенной в летописи под
этим годом, героем выставлен не княжеский
дружинник, а ..нама - кожемяка - выходец
из простонародья. В 997 г. Владимир не сумел
выручить белогвардейцев, поскольку "не
бе бовой у него, печенег же множьство
много". Без народного ополчения (воев)
справиться с печенегами было невозможно.
Вои активно участвовали и в междоусобных
княжеских распрях. Не зря советники Бориса
Владимировича говорили ему: Се дружина
у тобе отьня и вои. Пайди, сяди Кыеве на
столе отни". Вои также служили опорой
Ярославу в его притязаниях на Киев, а
Святополку - для отражения ярославовых
полков. в) вече; Так начинался процесс
формирования волостной общины в Киевской
земле. Особый интерес представляет события
в Киеве в 1068-1069 гг., в которых перед нами
выступает достаточно конституированная
городская община.
Так пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка
всех свободных жителей
Киева и его окрестностей. Возмущеные,
требующие оружие киевляне собираются
на торговище. Из слов летописца явствует,
что "людье", собравшиеся на вече,
сами принимают решение вновь сразиться
с половцами и предъявляют князю требование
о выдаче коней и оружие. То есть проявляется
независимость веча по отношению к княжеской
власти. В событиях 1069-1069 гг. киевская община
действует как вполне самостоятельный
социум, ставящий себя на одну доску с
княжеской властью. Вместо изгнанного
Изяслава киевские "людье" сажают
на стол Всеслава. Что касается состава
киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому
вопросу имеется несколько точек зрения.
М.Н.Тихомиров и Л.В.Черепин считали, что
термин "людье киевтии" обозначает
торговоремесленное население Киева.
Б.Д.Греков писал о том, что "движение
киевлян 1068 г. против Изяславича в основном
было движением городских масс". В то
же время он замечая: "Но не только в
XI в., а и позднее трудно отделить городскую
народную массу от сельского населения.
Необходимо допустить, что и в этом движении
принимало участие сельское население,
подобно тому, как это было в 1113г. в Киеве".
530 0Несколько иначе к решению этого вопроса
подходит В.В. Мавродин: "Кто были киевляне
- "людьи кыевстии?" Это не могли быть
ни киевская боярская знать, ни воины киевского
"полка", ни тем более княжеское дружинники,
так как и те, и другие, и третьи не нуждались
ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить,
что под киевлянами "повести временных
лет" следует подразумевать участников
битвы на берегах Альты, потерявших в бою
с половцами и все свое военное снаряжение
и коней. Пешком и безоружными они не могли
бы уйти от быстроногих половецких коней,
от половецкой сабли и стрелы. Прибежали
в Киев жители окрестных сел, спасавшиеся
от половцев.
Они-то и принесли в Киев весть о том, что
половцы рассыпались по всей киевской
земле, жгут, убивают грабят, уводят в полон.
Их-то и имеет в виду "Повесть временных
лет", говорящая о киевлянах бегущих
от половцев в
Киев." На Киевском вече вечники без
князя обсуждают сложившуюся обстановку,
изгоняют одного правителя и возводят
на княжеский стол другого, договариваются
о продолжении борьбы с врагом, правят
посольства. В событиях 1068-1069 г.г. вече
вырисовывается как верховный орган народоправства,
возвышающейся над княжеской властью.
г) система. Что касается системы "старший"
старший город город
«пригороды», то первые ее пригороды".
Проявления мы замечаем в начале XIв.
Летописец сообщает: "Болеслав же винеде
в Киев с Святополком. И рече
Болеслав: "Разведете дружину мою по
городом на покоръм", и быть тако."
Здесь, судя по всему, упоминаются пригороды
Киева. Захват главного города означает
распространение власти и на пригороды.
Из Киева Святополк отдал распоряжение:
"Елико ляхов по городам, избиваибтея".
И избиша ляхы." В летописном рассказе
о событиях 1068-1069 г.г. есть еще одна любопытная
деталь, ярко характеризующая городскую
общину. Изгнав
Изяслава "киевляне "двор же княхь,
разбиша, бесчисленное множество злата
и серебра кунами и белью." Такого рода
явления мы встречаем и в других землях.
Князья на Руси существовали в значительной
степени за счет кормлений - своеобразной
платы свободного населения за отправление
ими общественных служб, происхождение
которой теряется в далекой древности.
Все это способствовало выработке взгляда
на княжеское добро как на общественное
отчасти достояние, чем и мотивировано
требование, предъявленное князю киевлянами:
дать и оружие и коней. Князья в Киевской
Руси должны были снабжать народное ополчение
конями и оружием. Итак, под 1068-1069 г.г. летописец
разворачивает выразительную картину
деятельности киевский волостной общины.
Становление киевской общины осуществлялось
на путях утверждения демократизма социально-экономических
отношений. Недаром князья апеллируют
к мнению общины даже в вопросах внутрекняжеского
быта. В 1096 г. "Святополк и Володимер
послата к олгови, глаголюща аще: "Поиде
Кыеву, да поряд положим о Русьстей земли
пред людьми градьскими, да быхом оборонили
Русьскую землю от поганых." Олег, "послушав
злых советников", надменно отвечая:
"Несть мене лепо судити епископу, ли
игуменом, ли смердом". Последняя фраза
говорит о многом. Во-первых, она намекает,
что за "людьми градскими" скрывались
демократические элементы, почему Олег
и уподобил их смердам. Во-вторых из нее
следует что князь приглашался в Киев
не только для выработки совместных действий
против "поганых", но для разрешения
межкняжеских споров, где "людям градским"
наряду с епископами, игуменами и боярами
предназначалось быть посредниками. В
дальнейшем "кыяне" переходят к активным
действиям, указывающим на широкие полномочия
киевской общины. То центральное место,
которое занимало вече в социально-политическом
механизме Киевской волости в середине
XIIв. определяется не только его социальным
составом но и тем кругом вопросов, который
оно решало. В компетенции вече находились
вопросы, касающиеся войны и мира, избрания
князей. Более того, эта компетенция распространялась
даже на назначение судебно- административных
"чинов".
3. Принятие Русью христианства: причины и последствия.
Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Принятие на Руси христианства
как государственной религии
определялось рядом причин. Возникновение
в VII - IX вв. классового раннефеодального
строя и государственной
Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.
Информация о работе Формирование древнерусской государственности