Формирование Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Главный источник нaших знаний о дрeвней Руси - средневековые летописи: "Повесть временных лет" (начало 12 века), Киевская (12 век), Галицко-Волынская (13 век), а также Новгородская, Суздальская, Московская и другие. В aрхивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это однa книга, которую писали сотни aвторов, начав свой труд в 9 вeке и окончив его спустя семь столетий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..……….…3
1 Социально-экономические и политические предпосылки
образования Киевской Руси……………………………………....…….4
2 Расцвет Киевского государства………………..………..…………….10
Заключение. Значение Киевской Руси………...………………………...22
Список использованных источников……………………………………26

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

Киевская Русь 9-10 веков еще не знала классового устройства. Поэтому восточнославянская государственность родилась в обществе, которое оставалось родоплеменным. Власть в государстве не  только  отделилась от массы народа (один из основных признаков государственности), но и поднялась над самой верхушкой, приобрела индивидуальный характер и стала наследоваться. Древнерусское государство было организовано по территориальному принципу.

Во времена  переполненного  событиями  княжения  Святослава  (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено.  Он  вернул  в  состав Киевской  Руси  племенное  княжество  вятичей,  которое  попало  под  власть хозаров. В 968 году Святослав разгромил хозаров, которые постоянно  зарились на восточнославянские  земли,  препятствуя  торговле  Руси.  Потом  киевский  князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну  между  Византией и Болгарией.  Святослав  провел  административную  реформу,  перед  тем  как начать второй и последний  поход  в  Болгарию.  Старшего  сына  Ярополка  он посадил наместником в Киеве, младшего  Олега  -  в  Овруче,  стольном  граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного  сына  -  Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого  всегда  хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги,  которое  касалось консолидации  государства,  укрепления  власти  киевского  князя  на  землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию,  который  начался  в 969 году, закончился подписанием мирного  договора  в  971  году.  Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии.  Между  его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением  на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года.

 

2 Расцвет Киевского государства

 

Владимир  стал верховным властителем в стране. Года княжения Владимира в Киеве называют богатырской вехой в  истории Киевской Руси. Тогда успешно и быстро  возводилось величественное  строение государства, творилась яркая и  самобытная  культура  его  народа.  Владимир взял под свою твердую  руку. Около 988  года  Владимир  провел  административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили  в  разных городах государства сыновья - наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм  племенной верхушки. "Так Владимир овладел волостями братьев и затем принялся  собирать под свою власть  и  прочие  земли.  Несколько  лет  ушло  на  это  собирание Русского государства; в летописях сохранились известия  только о некоторых походах: на вятичей, на радимичей, в теперешнюю  Галицию,  которую  Владимир постарался теснее связать с Киевским  государством, и на разные соседние племена. Только  из  известий  о  волостях, розданных Владимиром своим сыновьям,  видим,  какое  грандиозное  дело  за  это  время  было  совершено Владимиром. Он собрал земли  и  волости, бывшие в зависимости от  Киева, устранил разных "светлых и великих князей", правивших здесь  и  не  особенно расположенных повиноваться воле киевских князей,  и  на  место  их  посадил своих сыновей; "примучил" непокорные племена, возвратил  земли,  захваченные в последнее время соседями, и этим  последним  внушил  должное  почтение.  А чтобы земли Русского государства связать теснее, он роздал их  в  управление своим  сыновьям".[5]  С  тех  пор  Киевская  Русь  становится  действительно объединенным  государством.  В  результате  реформы  988  года значительно укрепилась система государственной  власти  на  местах.  С  того  времени  в основных  городах  государства  от  имени  киевского  князя  собирают  дань, управляют  и  совершают  правосудие  его  наместники  -  сыновья  и  старшие дружинники. Все это привело к  концентрации  государства  и  укреплению  его рубежей.

При Владимире в целом завершился процесс установления  государственной территории, определились его границы, которые в целом  совпадали  этническим границам восточнославянской этнокультурной  общности. На  востоке  Киевская Русь пролегла до междуречья Оки  и  Волги,  на  западе  –  Днестра,  Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского,  Ладожского  и Онежского озер, на юге – Дона, Роси,  Сулы  и  Южного  Буга.  На  протяжении конца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная,  экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве  и  вокруг  Киева. Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси.  С  самого  начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании  стольного града.  Главной заботой Владимира первой половины его княжения  на  Руси  были постоянные набеги степных кочевников  –  печенегов  с  юга.  Князь  приложил много усилий для укрепления  рубежей  государства.  В  конце  10  века  была создана  большая,  сложная  и  разветвленная   система   валов,   крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов. Владимира  смело  можно  назвать  первым  реформатором   Руси.   Кроме административной реформы он провел  еще  и  судебную  реформу,  сделав  этим взнос  в  развитие  древнерусского  законодательства.  Первой   по   времени реформой  Владимира  была  религиозная.  Владимир  решил  ввести   на   Руси христианство как государственную религию.  Крестившись  сам,  Владимир  все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство  в  землях  своего государства. 6]  Введение христианства в Киевской Руси имело  положительное  следствие.  Оно  укрепило авторитет  и  власть  князя,  оказывало  содействие  развитию   государства. Значительный толчок  дала новая идеология развитию  древнерусской  культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться  школы  и  мастерские  по написанию книг, и вскоре восточнославянская  страна  стала  одной  из  самых культурных в средневековой Европе.  Введение  христианского  вероисповедания ввело Древнерусское государство  в  круг  христианских  стран  мира,  сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения  между  ним  и  Византией, Германией и прочими государствами. Во времена княжения Владимира Святославовича завершается  второй  этап в установлении государственности на Руси.

Третий, заключительный,  припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054). Развитое при  Владимире  Святославовиче  Древнерусское государство в конце его жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть  -  совсем не безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться  ему  пасынок  Святополк.

Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил  его  вместе  с женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму  в  Киеве.  Между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а  также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В  ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал князем в  Киеве.

Во время первого княжения (1015-1018) ему  пришлось  отбивать  нападение  на Киев численного войска степняков. В 1018  году  Святополк,  который  в  1015 году убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял  Киев.  Но  зимой 1018-1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал  к  печенегам.  Весной 1019 года Святополк с печенежской  ордой  напал  на  Русь. Решающая битва состоялась на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу. Наверное, Ярослав понял губительные для Руси раздоры  между  князьями. Поэтому он договорился с братом Мстиславом, который княжил  в  Чернигове, о разделении  сфер  влияния  в  Южной  Руси,  а  племянника  Брячеслава  силой принудил к покорности, но оставил ему Полоцкое княжество. Ярослав приложил немало усилий  для  восстановления  централизованного государства, которое ослабилось во время  междоусобной  войны  потомков  Владимира  и  вторжений печенегов. Он не остановился перед  тем, чтобы бросить  в тюрьму  родного брата  Судислава  -  псковского  князя,  который,  вероятно,   стремился   к самостоятельности. Ярослав также лишил власти своего брата в Новгороде.

Первоочередным заданием Ярослава так же, как  и  его  отца  Владимира, была защита родной земли от  страшных врагов  -  печенегов  причерноморских степей. Он  продолжил деятельность  отца  по  фортификации  южных   границ государства. Но и эта защитная линия ему не помогла.  В 1036 году  большая орда печенегов прорвала ее и окружила Киев.  С  большими  усилиями  печенеги были разгромлены и навсегда отогнаны  от  рубежей Русской  земли.  Ярославу Владимировичу пришлось на протяжении длительного времени заботиться и  о западных границах Киевского государства, отвоевывать у  польских  феодалов земли. Они  были  захвачены  Болеславом  Храбрым  в 1018  году,  когда  тот возвращался с похода на Киев. В  1030  году  Ярослав  освободил  от  поляков волынский город  Белз,  а  в следующем году вместе с  братом  Мстиславом отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную  Русь.

Продолжая  укреплять  западные  рубежи  государства,  он  провел   несколько успешных походов против агрессивных ятвяжских   (1038)  и  литовских  (1040) племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие  и  основание города Ярослава на реке Сян. В 30-40  годах  войско  Ярослава  Владимировича успешно воевало против племени чуди на  севере  Руси  и  в  Прибалтике,  где построено в честь князя город Юрьев.

 У  Ярослава,  как  и у  его  предшественников,  главным  направлением внешней политики был южный. На протяжении почти всего времени  его  княжения в Киеве русско-византийские отношения были дружественными. Но в 1043 году вспыхнула русско-византийская война, вызванная  изменениями  политического курса нового императора  Константина  IX  Мономаха,  который  недружественно повел  себя   с   Ярославом,   начал   препятствовать   русским   купцам   в Константинополе и других  городах  империи.  Морской  поход  был  неудачным. Тогда Ярослав начал создавать коалицию европейских стран против Византии.  К тому же победителям тоже  требовалась  помощь  в  борьбе  против  печенегов. Поэтому императору пришлось искать пути примирения с  Русью.  Подписанное  в 1046 году соглашение было вскоре скреплено браком сына Ярослава Всеволода  с дочкой Константина IX Марией.  Киевская  Русь  имела  живые  дипломатические отношения с Германской империей.  В  1030-1031  и  1040-1043 годах стороны обменивались посольствами. Древнерусское государство  смотрело  на  Германию как на лучшего из всех возможных союзника в противоборстве  с  Византией,  а Генрих III хотел воспользоваться войском Руси во внешнеполитических  акциях.

В 1048 году король Франции Генрих I посватался к дочке  Ярослава  Анне,  был заключен брак. После смерти мужа (1060) Анна отказалась  от  регентства  при малолетнем Филиппе I, хотя и подписывала вместе с ним  некоторые  документы. Другая дочка Ярослава - Елизавета стала женой  норвежского  короля  Харальда Сурового, а еще одна - Анастасия вышла замуж за  венгерского  короля  Андрея I. Киевский князь был связан союзным договором с польским князем  Казимиром, за которого выдал сестру.  Киевская  Русь  помогла  Польше  в  войне  против объединенных сил Мазовии, Поморья,  Пруссии  и  ятвягов.  Все  это  принесло большой международный авторитет Древнерусскому государству.

Уделяя внимание внешней политике, Ярослав не забыл  и  про  внутренние дела. Князь приложил немало усилий для основания новых  городов  и  развития существующих, прежде всего Киева. Главным храмом государства стал  Софийский собор, построенный в 20-30 годах  11  века.  Во  времена  княжения  Ярослава закончилось  строительство  Древнерусского  государства. Было окончательно сломано местный сепаратизм, стабилизировалась государственная  территория  и границы,  усовершенствовался  государственный  аппарат. 

С  именем  Ярослава связан  и  расцвет  древнерусской  культуры, прежде всего книжности. "В общественной  жизни  с  именем  Ярослава  связана   память   об   устройстве администрации и суда, законов и права. Сохранился, напр.,  интересный  устав его имени о  том,  что  именно  имеют  право  требовать  себе  от  населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость.  Устав  этот,  очевидно, должен был обеспечивать население от излишних  поборов  княжьих  чиновников; имеются и некоторые другие подобные распоряжения. Имя же  Ярослава  носит  и вся так называемая "Русская правда" - сборник наших древнейших  законов".[7]

Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 года в возрасте 76 лет и был погребен  в мраморном саркофаге в Софийском соборе. Его  останки  сохранились  до  наших дней.

При  Ярославе  Владимировиче  Киевская  Русь  достигла  зенита  своего расцвета  и  могущественности,  став  в  один  ряд   с   главными   странами средневекового мира: Византией и Германской  империей.  Но  его  сыновья  не смогли удержать государство на том уровне, на который  оно  возвысилось  при их деде и отце.

"По примеру отца, Ярослав, собрав земли Русского  государства,  раздал их потом своим сыновьям. Смерть, однако,  не  постигала  его  внезапно,  как Владимира, он имел возможность распорядиться всем перед смертью, но ничего другого не смог сделать, как только отдать Киев старшему  сыну  Изяславу,  а своему любимцу Всеволоду пожелать,  чтобы  и  ему  привелось  быть  Киевским князем, но законным путем, а не  насилием.  Он  разделил  свои  земли  между сыновьями и велел им жить в согласии, как надлежит сыновьям  одного  отца  и матери, и слушаться старшего брата, киевского князя".[8]  Наверное,  поэтому Изяславу пришлось заключить союз с двумя младшими братьями -  Святославом  и Всеволодом. В Киевской Руси  с  1054  года  установилась  неизвестная  ранее форма правления, которую  историки  назвали  триумвиратом  Ярославичей.  Все государственные  дела  братья  решали  вместе:  издавали   законы   ("Правда Ярославичей"), ходили в походы на кочевников и  половцев.  Но  больше  всего триумвиры  заботились  об  увеличении  собственных  владений.  В  1057  году Изяслав захватил Волынь, а вскоре триумвират поделил между собой  Смоленскую волость. Изяслав, Святослав  и  Всеволод  в  1067  году  захватили  Полоцкую землю, а ее князя бросили в киевскую тюрьму.  Новгород  присвоил  Святослав, Смоленск  -  Всеволод.  Все  это  вызвало  бурю  негодования  среди  младших Ярославичей и посеяло зерна усобиц конца 11 века. После неудачной  для  Руси битвы на реке Альта триумвират дал трещину и стал распадаться. В  1073  году Святослав обвинил Изяслава в  заговоре  с  половцами,  с  помощью  Всеволода выбил старшего брата из Киева и сел на его место. Так закончился  почти  20- летний триумвират Ярославичей. Изяслав  убежал  в  Польшу,  потом  дальше  в Германию, и смог вернуться в Киев только после смерти  Святослава  (в  конце 1076 года).

Тем  временем  обойденные  дядьями-триумвирами  и  жаждущие   богатых волостей  Олег  Святославович  и  Борис  Вячеславич  выгнали  из   Чернигова Всеволода Ярославича, где тот  сел,  когда  Святослав  утвердился  в  Киеве. Изяслав пришел на помощь брату, и в битве близь  Чернигова  3  октября  1078 года они разгромили Олега с Борисом. Но Изяслав и сам погиб в этой битве,  и в Киеве стал княжить Всеволод. На Руси восстановилась единоличная  монархия. Но за степенью централизации и могущества ему  было  далеко  до  государства времен Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого.

Информация о работе Формирование Киевской Руси