Формирование политической системы в Российской Федерации. Век XXI

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Россия или Российская Федерация — государство, расположенное в Восточной Европе и Северной Азии. Является крупнейшим государством мира (17 075 400 км или 11,46 % площади всей суши Земли, или 12,65 % заселённой человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады). Население России на 2010 год составляет 141 927 296 человек, в настоящее время Россия занимает девятое место в мире по этому показателю. Государственный язык России — русский. Столица России — город-герой Москва. Всего в России 11 городов с населением более миллиона человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХI ВЕКА 5
2. Особенности внутренней политики 7
3. Особенности внешней политики 15
4. Особенности экономической политики 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Формирование политической системы в Российской Федерации.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов - на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального - стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход. В 2004 г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 г. был введен принцип "одного окна", что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьезные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчетности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьезные препятствия для ведения малого бизнеса. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

В ноябре 2000 г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 г. они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.

Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001-2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится - граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе.

В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. С принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003 г. прошли парламентские выборы.

Больше всего голосов получила партия "Единая Россия". Либеральные партии "Яблоко" и СПС не преодолели пятипроцентный барьер, и их представители не попали в Государственную Думу. Большинство депутатов-одномандатников вошли во фракцию "Единая Россия", получившую в результате этого конституционное парламентское большинство.

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. С предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали законами. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.

Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основной аргумент в пользу перехода к сугубо партийным выборам состоял в том, чтобы стимулировать развитие партийной системы в стране. Выборы по новой системе позволяют также исключить "внутрипартийную коррупцию", поскольку партии будут вынуждены включать в свои региональные списки кандидатов, действительно способных привлечь голоса избирателей.

Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

На 2004-2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.

Министерство - федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и ее развитие. Именно федеральные министерства должны стать в точном соответствии с Конституцией РФ опорными элементами системы исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации, политически ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за предоставление определенных видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.

Борьба с коррупцией - одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Сегодня в России предпринимаются меры, чтобы сделать правовое поле адекватным для борьбы с этим социальным злом. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности внешней политики

 

Многие страны по инерции продолжают считать Россию «сверхдержавой», хотя на практике это на данный период далеко не так. По инерции Россию приглашают на заседания «Большой восьмёрки», включают в списки участников крупных международных форумов и саммитов. Россия поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет дипломатические представительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года), Бутаном и Соломоновыми Островами, а также государством Тувалу, с которым, однако, уже достигнута договоренность об их установлении.

Внешняя политика всегда отражает внутреннее состояние главных аспектов, определяющих назначение государства, его роль в мировом пространстве, актуальность государственных реформ. Во все времена, и это особенность внешней политики, внешняя политика, как зеркало, отражает личность, манеры, характер, ум и амбиции руководителя государства.

Таким образом, роль личности руководителя государства определяет не только содержание внутренней политики, но и внешней. Тому есть немало исторических примеров, широко описанных в специальной литературе.

При оценке качества внешней политики эксперты обычно пытаются сравнивать некоторые показатели или индикаторы, характерные для внешней политики ведущих государств. Это не всегда правильно, так как внешняя политика любого государства преследует те цели и задачи, которые являются характерными для конкретного государства. При этом цели государств не всегда или почти никогда не совпадают.

Следует отличать красноречие руководителей государств от истинных намерений. Искусство политика в том и состоит, чтобы под слоем ярких и сочных выступлений скрыть свои истинные намерения.

Международные отношения, выстраиваемые государством, это часть внешней политики.

В этой связи Россия не является исключением из правил. Россия вполне благоразумно позиционирует себя, как сильное, но миролюбивое государство, имеющее намерения защитить слабого и помочь страждущим.

Россия пытается участвовать в урегулировании международных конфликтов, иногда её участие приводит к положительным результатам. Например, Россия совместно с Китаем выступила на стороне Сирии в её конфликте с Израилем и США. Всем понятно, однако, что право диктовать собственное мнение имеют только сильные во всех смыслах этого слова государства.

Россия является членом так называемого «ядерного клуба», но это членство уже никого не пугает. Например, Грузия хорошо понимает, что её территорию Россия обстреливать ядерными зарядами не станет, а мощности  российской армии для запугивания не достаточно.

Экономические отношения со странами СНГ не являются гарантией поддержки России этими странами при возникновении вооружённых конфликтов по отношению к России со стороны отдельных государств. Россия обоснованно боится остаться в одиночестве. Именно страх остаться в одиночестве в большей мере определяет характер внешней политики России. В принципе, такой подход является нормальным. Даже Америка при возникновении вооружённых конфликтов ищет поддержки и участия у других стран. Традиционно это страны НАТО.

В России достаточно политиков, пытающихся подтолкнуть Россию к вступлению в НАТО. Политики наивно полагают, что членство НАТО может защитить Россию от крупных конфликтов, например, с Китаем.

Отсутствие чёткой и понятной стратегии выстраивания внешней политики России приводит к политике «уздечки», когда Россия пытается держать в узде страны, которым поставляет нефть и газ. Такая политика вряд ли сможет примирить Россию и страны, импортирующие российские ресурсы.

С позиций прагматизма России было бы необходимо дружить с теми, с кем дружба возможна, и сотрудничать при наличии взаимного интереса. Дружить со всеми и нравиться всем у России не получается. Начинать надо с простого: осмотреться и увидеть, кто хочет дружить и при этом не держит за пазухой камня, оценивая при этом существующие социально – экономические возможности.

В целом внешняя политика России не отличается агрессией по отношению к другим странам, что устраивает современный анклав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности экономической политики

 

 

 Экономическое развитие России в 2001 - 2012 годах в целом характеризовалось ростом со среднегодовыми темпами 4,7%, однако было крайне неравномерным. Условно можно выделить следующие три периода:

1. Период 2001 - 2008 годов - подъем экономики  после завершения трансформационного  кризиса и восстановления после  валютного и бюджетного кризиса 1998 года. Среднегодовой темп роста ВВП в этот период составил 6,6%, что позволило к 2006 году по размеру экономики достичь уровня 1991 года, а к концу периода на 18% превысить его. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила достичь значительного положительного сальдо платежного баланса, накопить валютные резервы. Система государственных финансов в кратчайшие сроки перешла от дефицита, неплатежеспособности, зависимости от зарубежных кредитов и огромного государственного долга к профициту, значительным объемам резервных фондов, одному из самых низких в мире уровню государственного долга.

Последствия кризиса 1998 года, связанные с обесценением внутреннего государственного долга и относительным снижением стоимости основных факторов производства, обеспечили начальный импульс экономическому росту в рассматриваемый период. В дальнейшем экономический рост был поддержан ростом цен на нефть, газ и другие сырьевые товары, а также активным проведением структурных реформ и стабилизацией финансовых и экономических институтов.

Существенный импульс экономическому росту обеспечили чрезвычайно благоприятные внешние условия. Мировая экономика после замедления в 2001 году демонстрировала очень динамичное развитие практически во всех регионах. Высокий уровень глобальной ликвидности обеспечивал низкую стоимость кредитов, приток капитала на развивающиеся рынки и рост цен на сырьевые товары. Цена на нефть за рассматриваемый период выросла с 23 долларов США за баррель в 2001 году до более 130 долларов США за баррель в середине 2008 года. Это привело к значительному укреплению позиций платежного баланса и государственного бюджета России. Профицит счета текущих операций в среднем за период составлял около 9% ВВП. Хронический нетто-отток капитала из частного сектора экономики, наблюдаемый с начала нового российского периода, иссяк к 2005 году, а с 2006 года образовался существенный приток средств в частный сектор экономики. Эти тенденции привели к устойчивому укреплению курса рубля - в реальном (эффективном) выражении к середине 2008 года рубль стоил в 1,5 раза дороже, чем в начале 2001 года. Денежная политика в этот период в основном определялась сдерживанием укрепления национальной валюты. Международные валютные резервы увеличились с 28 млрд. долларов США в начале 2001 года почти до 600 млрд. долларов США к середине 2008 года. Это являлось одним из основных источников увеличения денежной массы, которая в среднем за период 2001 - 2007 гг. росла более чем на 40% в год. Высокий уровень ликвидности и низкая база обеспечили существенный рост кредитования нефинансовых предприятий и населения. Объем требований к населению за период с 1 января 2001 г. по 1 сентября 2008 г. увеличился почти в 90 раз, требований к негосударственным нефинансовым организациям - в 12 раз.

Информация о работе Формирование политической системы в Российской Федерации. Век XXI