Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:23, реферат
В 1584 г. на российский престол вступил сын Ивана IV Фёдор, но фактически правителем стал его родственник боярин Борис Годунов - осторожный и умный политик, который пользовался полным доверием у царя. Б.Годунов сумел выдержать ожесточенную борьбу с боярской аристократией за влияние на государственные дела и мог быть претендентом к занятию престола после смерти бездетного Фёдора. Эта задача была облегчена неожиданной смертью (15.05.1591 г.) девятилетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана IV.
принудительного крепостного труда (приписные и посессионные крестьяне).
Наряду с ростом крупной промышленности в городах и деревнях получает развитие мелкое ремесленное производство .. По указу 1722 г. ремесленники в крупных городах были объединены в цеха.
Некоторые сдвиги произошли в сельском хозяйстве, но они были незначительны. Продолжалось освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур, разводились более продуктивные виды скота.
Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внутренней и внешней торговли, укреплению и дальнейшему формированию всероссийского рынка. Правительство Петра I сделало многое для усиления консолидации русского купечества, предоставляя ему значительные ссуды.
Намереваясь использовать сословные формы организации купечества в интересах абсолютистского государства, правительство в 1699 г. проводит реформу городского управления .. В Москве учреждается Бурмистерская палата или Ратуша, а в других городах земские избы. Новые учреждения ведали главным образом сбором прямых и косвенных налогов. В 1723г.было создано новое городское управление, так называемые магистраты.
Стремясь оградить отечественных промышленников и купцов от иностранных конкурентов, в 1724 г. правительство Петра I вводит таможенный устав, который устанавливал высокие ввозные и низкие вывозные пошлины. Проведение протекционистской политики обеспечило активный торговый баланс России.
Непрерывные войны и преобразования первой четверти XVIII в. требовали огромных средств, которые получало государство с народных масс путём увеличения прямых и косвенных налогов, а также посредством монетной реформы ..
Последняя заключалась в уменьшении веса монеты, в замене серебряных денег медными и в ухудшении пробы серебра. Эти мероприятия принесли казне огромные доходы. За 1701-1709 гг. чистая прибыль от монетной реформы составила 4.4 млн. руб.
Помимо различных повинностей в пользу помещика и государства, а
также подворного налога податное население, в основном крестьянство, платило многочисленные налоги специального назначения: на корабельную починку, на жалование рекрутам, драгунам, солдатам, приказным служителям и т.д. Обложению подлежали бани, бороды, дубовые гробы, гербовая бумага, соль, рыбная ловля, мельницы.
В среднем государственные повинности с крестьянского двора составляли около 10 рублей в год, что значительно превышало платёжную способность крестьянского хозяйства.
В целях увеличения поступлений налогов в казну в 1718 г. была проведена налогово-финансовая реформа .. Вместо подворного налога вводится подушный налог, причём учитывались только души мужского пола независимо от возраста. Подушный налог был определён в размере 70 коп. в год и его введение увеличило доходы казны в 4 раза.
Налоговые тяготы, крепостническая эксплуатация вызвали в первой четверти XVIII в. крупные народные движения и восстания в отдельных районах страны (1705-1706 гг.: Астраханское восстание, казацкое восстание под предводительством К.Булавина), которые были жестоко подавлены.
Социально-экономическое развитие, рост сопротивления крестьянства, тяжёлые войны диктовали необходимость серьёзных реформ государственного аппарата ., проведение которых привело к созданию централизованной системы органов управления.
Реформа государственного аппарата при Петре I завершила эволюцию российского самодержавия в чиновничье-дворянскую абсолютную монархию с её бюрократией и служилыми сословиями.
В 1711 г.вместо Боярской Думы был учреждён Сенат, в который вошли девять ближайших Петру сановников. Сенат стал высшим правительственным органом, ведавший финансами,торговлей, следивший за действиями чиновников и учреждений, наблюдавший за судопроизводством, а также разрабатывавший проекты новых законов. С 1722 г. Сенат возглавляется генерал-прокурором.
В 1718-1721 годах упраздняется громоздкая приказная система управления и вместо приказов учреждаются тринадцать коллегий, между которыми были распределены основные сферы государственного управления. Важнейшими были коллегии: иностранных дел,военная и адмиралтейская. Затем следовали коллегии,ведавшие финансами страны:
камер-коллегия, ведавшая сбором
доходов, статс-коллегия, ведавшая расходами.
Для надзора за ними была учреждена ревизион-коллегия.
В 1721 г. была проведена церковная реформа .. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. новый патриарх не был избран. Временно управление церковью было передано "местоблюстителю
патриаршего престола рязанскому митрополиту Стефану Яворскому. С целью окончательного подчинения церкви государству в 1721 г. в соответствии с Духовным регламентом упразднялось звание патриарха. Царь стал называться "верховным пастырем" православной церкви. Управление церковью было сосредоточено в Синоде, ставшем коллегией, которой руководил с 1722 г. светский чиновник - обер-прокурор. Таким образом, была завершена борьба между светской и духовной властью, получившая значительную остроту при патриархе Никоне.
Большое значение имела административная реформа .. В 17081709 гг. вместо воеводств и наместничеств было учреждено 8 губерний, которые делились на провинции и уезды. В руках губернаторов была сосредоточена гражданская и военная власть.
В целях укрепления социальной опоры абсолютной монархии Пётр I в 1714 г. издаёт указ о единонаследии, которым уравнивались в правах поместья дворян и вотчины. Крупные изменения в организацию господствующего класса внесла " Табель о рангах" (1722 г.). Все лица, принадлежавшие прежде к различным чинам, стали считаться дворянами. Этим же документом был определён и порядок прохождения военной и гражданской службы. Главными критериями продвижения по служебной лестнице стали личные качества дворянина, его способности, образовательная и специальная подготовка. "Табель о рангах" предоставлял возможность получить дворянство отдельным выходцам из "подлых" сословий (купцов и крестьян), 8-ой ранг давал право на потомственное дворянство.
Следует заметить, что реформаторская деятельность Петра протекала в борьбе с оппозицией. Уже первые,сначала поверхностные, попытки преобразований вызвали сопротивление консервативных кругов боярства
и высшего духовенства. Это выразилось,в частности, в заговоре стрелецкого полковника И.Цыклера ( 1696 г.) и мятеже московских стрельцов ( 1698 г.) в пользу опальной Софьи, который был жестоко подавлен. Было казнено 1182 человека, московские стрелецкие полки расформированы, а Софья под именем Сусанны насильственно пострижена в монахини (умерла в 1704 г. в Новодевичьем монастыре). В ослабленной и замаскированной форме сопротивление оппозиции продолжалось вплоть до 1718 г., в заговор которой был вовлечён сын Петра царевич Алексей, приговорённый за это к смертной казни.
В результате долголетней Северной войны Россия добилась полной победы. В 1721 г. был заключён Ништадский мир, по которому за Россией закреплялись земли от Выборга до Риги. Россия получила необходимый для неё доступ к Балтийскому морю.
Победа в Северной войне выдвинула Россию в ряд великих держав Европы. Величие и могущество России было подчёркнуто провозглашением её империей в 1721 г. Тогда же Сенат присваивает Петру I титул императора Великого и Отца Отечества.
После завершения Северной войны правительство Петра I активизировало свою внешнюю политику на юге и востоке. Были предприняты меры для усиления связей с народами Средней Азии и Китаем. В результате "Персидского похода" (1722-1723 гг.) Россия приобрела земли в Прикаспии и усилила своё влияние на Кавказе.
Крупные реформы были проведены Петром в области культу ры и просвещения ..
Реформы первой четверти XVIII века неотделимы от личности Петра I, который без сомнения принадлежит к числу выдающихся исторических деятелей. Он обладал самобытным умом, проницательностью, широким государственным кругозором, мужеством и трудолюбием. Его личные способности и целеустремлённая деятельность во многом способствовали успеху преобразований. Как военный деятель и дипломат Пётр I умел трезво оценивать обстановку и последовательно добиваться осуществления поставленных целей, умело защищал интересы России в сложной и постоянно меняющейся ситуации, он укрепил международные связи и авторитет России как великой державы.Пётр I владел многими ремесленными специальностями, проявлял большой интерес к знаниям, к искусству и литературе, к естественным наукам и сам обладал
познаниями в области математики, физики, химии, кораблестроительного дела и т.д.
В то же время он был вспыльчив, жесток и безжалостен, не считался с интересами и жизнью отдельной личности.
Отдавая должное историческим заслугам выдающегося преобразователя, следует помнить социальную направленность и характер его реформ. По меткому замечанию А.С.Пушкина, Петру I были свойственны черты характера "нетерпеливого самовластного помещика", а его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".
При всей противоречивости своего характера и действий Пётр I вошёл в историю России как прогрессивный государственный и военный деятель.
Социально-экономические процессы, ускоренные преобразованиями петровского времени, продолжались в том же направлении и во второй четверти XVIII века. Это развитие не могли приостановить бездарные преемники Петра I и временно оказавшиеся у власти консервативные круги дворянства.
^ Россия в первой четверти XVIII века. Реформы
Петра I
Вопросы:
1. Предпосылки
реформ
2. Реформы
Петра
3. Итоги,
оценки, цена и последствия петровских
реформ
Восстановительный процесс после Смуты
завершился к середине XVII века. Территория
России расширяется за счет включения
новых земель. Территория страны делилась
на уезды (250), волости и станы, центром
которых было село.
К концу XVII века население России насчитывало
10,5 млн. человек. По числу жителей Россия
тогда занимала четвертое место среди
европейских государств.
Государственный строй России развивался
в сторону перехода от самодержавия с
Боярской думой, от сословно-представительной
монархии к чиновничье-дворянской монархии,
к абсолютизму. Абсолютизм – это форма
правления, при которой верховная власть
в государстве полностью и безраздельно
принадлежит монарху.
В России абсолютная монархия сложилась
в ходе петровских реформ.
Время правления Петра I с 1682 (с 1689 правил
самостоятельно) по 1725 гг.
^ Предпосылки реформ. Смутное
время выявило неблагополучие в политической
власти России, в экономике (отставание
от Запада) и др. Слабость России представляла
собой опасность для независимости русского
народа. России нужны были изменения, реформы.
Возможны были 2 варианта реформ.
1. Постепенное ослабление государственного
давления на общество, развитие частной
инициативы, развитие свободы людей.
2. Насильственное подчинение интересов
людей интересам государства, усиление
диктата государства. Сословно-представительная
монархия к этому времени переросла в
самодержавие. Соборы, думы, куда входили
представители сословий, исчезли. Все
заменилось госчиновниками, госаппаратом.
(Самодержавие-форма правления, когда
царь, император утверждал законы, назначал
и увольнял чиновников, руководил центральными
и местными учреждениями и органами управления,
заведовал финансами, был верховным командующим
армии и флота. Был высшим судьей.)
Поэтому реформы были проведены по второму
варианту. Насилие стало основным инструментом
политики.
^ Во внешней политике в ходе русско-турецкой
войны 1686–99 гг. Петром I были организованы
два похода на Азов, в результате которых
Россия получила выход к морю и начала
превращаться в морскую державу.
Главная цель реформ – усилить военную мощь
государства, создать эффективную систему
управления, поэтому главными сферами
преобразований стали армия, государственное
управление, финансы.
Коротко перечислим реформы:
Столица перенесена в Петербург (1713 г.).
^ Реформа центрального управления
– вместо Боярской Думы – Сенат – высший
правительственный и судебный орган; вместо
приказов – 12 коллегии, изменен указ о
наследовании престола.
^ Реформа местного управления
– образованы губернии, провинции.
Финансовая
реформа – введена подушная подать,
увеличились косвенные налоги.
Разработан
табель о рангах, который определял
порядок прохождения государственной,
военной, гражданской службы.
Говоря о преобразованиях системы управления,
нужно иметь в виду, что они, с одной стороны,
диктовались войной, а с другой – продолжали
и развивали тенденцию к централизации
управления. В 1721 г. Петр принял титул императора.
Россия стала называться империей.
В 1698 г. была учреждена первая (и высшая)
награда России – орден Андрея Первозванного.
Первым кавалером ордена стал боярин Ф.А. Головин
в 1699 г.
^ Военная реформа – создана регулярная
армия, флот; обязательная служба дворян;
рекрутская система набора в армию; развитие
системы подготовки военных кадров; создание
системы военно-административного управления.
^ Церковная реформа – ликвидировано патриаршество,
введен Синод, (патриаршество было восстановлено
в России в 1917 г.).
Экономические
реформы – развитие промышленности,
принятие протекционистских законов,
создание промышленных компаний, освоение
горного дела. Было построено 11 уральских
железоделательных и медеплавильных заводов,
такие же заводы были созданы в Тульском,
Липецком, Олонецком, Муромском и Гжатском
районах. Появились мануфактуры, российская
мануфактура имела крепостнический характер,
широко использовался труд крестьян –
посессионных, приписных, оброчных и др.,
развитие торговли, введение подушной
системы налогов. Необходимо обратить
внимание на то, что важнейшей целью экономической
политики Петра I было обеспечение интересов
государства, поэтому власть активно вмешивалась
в экономические процессы. Это стало главным
инструментом форсирования экономического
развития страны.
^ Социальные реформы – в 1722 г. проведена
перепись населения, в России проживало
14 млн. человек. Служилые люди были объединены
в одно сословие-шляхетство. Принят указ
о единонаследии, поместья перешли в наследственную
собственность, указ знаменовал окончательное
слияние двух сословий феодалов в единый
класс.
К концу XVII века большинство крестьян
было закрепощено, прикреплено к земле
и обременено многочисленными податями
и повинностями. Крестьяне приравнивались
к холопам (кроме черносошных, монастырских,
дворцовых, приписных). Жители городов,
составлявшие 3% населения страны, были
прикреплены к месту уплаты подушной подати;
городских жителей разделили на регулярных
и нерегулярных граждан, регулярными считались
купцы, промышленники и ремесленники;
нерегулярными, или «подлыми», считались
горожане, «обретающиеся в наймах и черных
работах», т.е. городские низы; все ремесленники
были обязаны жить в городах. Процесс закрепощения
населения потребовал ограничения свободы
передвижения, были введены паспорта.
^ Преобразования в культуре – создана
Академия наук-1724 г. Первая русская газета
с 1703 г. – «Ведомости», она печаталась в
Москве тиражом 4 тыс. экземпляров и продавались
по полкопейки (цена дешевого обеда). Открылись
музеи, библиотеки, школы, развивалось
печатное и типографское дела, введены
европейские обычаи, молодые дворяне посылались
на учебу в Европу. С 1700 введен европейский
календарь (до этого новый год в России
начинался с 1 сентября, отсчет лет велся
от сотворения мира). С 1700 г. летоисчисление
начинается с 1 января, от рождества Христова.
Празднование Нового года с 1 января положил
начало Гай Юлий Цезарь, введя, вместо
несовершенного лунного, солнечный (юлианский)
календарь, по римской традиции вновь
избранные консулы вступали в должность
именно с 1 января (janua – «вход», «дверь»).
Все 12 месяцев имели теперь римские названия.
^ Итоги реформ. Наибольших успехов Россия добилась во внешней
политике. Россия утвердилась на берегах Балтики.
Были созданы современная армия, флот.
Меняется система управления, что сопровождалось
усилением централизации власти, оформлением
в России абсолютной монархии.
Церковь была окончательно подчинена
государству.
В экономике появляются новые виды производств,
мануфактуры, расширяется внешняя и внутренняя
торговля, поднялись доходы государства.
В социальной структуре общества появляются
новые группы населения, усиливается закрепощение
народа.
^ Оценивая реформаторскую деятельность
Петра, с точки зрения как изменилось политическое
устройство страны, как пошло ее экономическое
развитие, как изменилась социальная структура
общества, насколько поднялся культурный
уровень страны, развитию каких слоев
населения реформы помогли и, наконец,
какой ценой достигнуты были результаты,
можно сделать следующие выводы.
Реформы были направлены на создание стройного,
слаженно действующего, государственного
механизма. Но решить эту задачу не удалось
вследствие ошибок самого Петра; несоответствия
замыслов и реальности (не было высококвалифицированной
бюрократии); русские купцы, которых Петр
хотел ввести в органы государственного
управления, не прошли многовековой школы
западноевропейского управления.
Реформируя государство, Петр недооценил
роль правовой системы. Новые указы просто
возникали рядом со старыми правовыми
нормами и часто противоречили друг другу,
т.е. правовая система осталась во многом
старой. Сам царь руководствовался не
правовым подходом к решению общественных
проблем, а соображениями пользы. Сама
высшая власть закон не уважала, постоянно
пренебрегала. Это формировало правовой
нигилизм исполнителей закона, низших
чиновников, подданных.
Свойственное Петру прагматическое отношение
к закону как к инструменту власти во многом
определило дальнейшее развитие российской
государственности. Она очень медленно
обретала правовые черты.
^ Результаты реформ в области экономики.
В целом, промышленность продвинулась
вперед ненамного. Она была основана на
крепостном труде, поэтому была мало эффективна.
Рост производительности труда был невысоким.
С 1660 по 1723 гг. производительность выросла
всего на 6%.
Наибольшие результаты удалось достичь
только в черной и цветной металлургии.
Европейские заводчики, чтобы выжить в
конкуренции, вынуждены были тратить высокую
часть прибыли на расширение производства
и техническое переоборудование заводов.
А уральская металлургия была монополистом,
защищена от конкуренции. Поэтому заводчики
из прибыли мало денег тратили на развитие
производства, все тратили на себя. Вследствие
этого вскоре начался застой в производстве.
Вырвавшись на первое место в мире по уровню
черной металлургии, Россия потом резко
начала отставать от всех промышленных
стран Запада. В XIX веке Россия стала импортером
черных металлов.
Продвинув вперед тяжелую промышленность,
реформы на многие годы задержали развитие
сельского хозяйства – основы народной
жизни. В сельское хозяйство не проникали
достижения промышленности. Пахали по-прежнему
деревянной сохой. Металл, из которого
можно было бы делать приспособления для
облегчения сельского труда, вывозили
за границу, чтобы на вырученные деньги
привозить предметы потребления для дворян.
Попытки в развитии ремесел не дали результатов.
Главной причиной стали крепостнические
преграды. К 1744 году, когда реформы уже
должны были дать результаты, в Петербурге
насчитывалось всего 709 ремесел, а в Москве
-117.
^ Социальные последствия реформ.
Усилилось закрепощение основной массы
населения – крестьян. В 1721 г. указ, разрешавший
купцам покупать к заводам крестьян. Крестьянские
тяготы при Петре возросли втрое. 3,5 млн.
крепостных были закреплены за 140 тыс.
дворян. Прежнее, сравнительно щадящее
обложение крестьян, было заменено новым,
значительно более жестким (подушная подать).
Рабочих и мастеровых «навечно закрепили»
к мануфактурам указом 1736 г.
Реформы не давали свободно развиваться
русской буржуазии, задержали ее самоопределение.
Русская буржуазия не принимала активного
участия в общественных движениях XVIII
века, в войне 1812 г. и в революционном движении
после нее. Следовательно, она не накапливала
политического опыта, не создавала политические
организации, не выдвигала ярких общественных
фигур. Подробнее об этом на лекции.
Класс феодалов, дворян еще больше укрепился.
Они стали монополистами в экономике и
общественной жизни. Тем самым было продлено
существование феодального общества,
которое на Западе постепенно перерождалось.
Увеличилось число государственных чиновников,
содержание которых съедало значительную
часть доходов государства. Например,
в 1704 г. доходы государства составили 3 063 525
рублей (рубль эпохи Петра равен примерно
330 руб. 1951 г.), а расходы – 3 515 553 рубля. Из
них свыше 40% ушло на военные расходы, свыше
37% – на содержание государственного аппарата.
Эта бюрократия была реакционна, продажна.
Необходимо отметить появление в обществе
широко образованных людей. Но в целом,
уровень грамотности общества оставался
низким. Экономика Петровской эпохи, основанная
на труде крепостных, не испытывала острой
потребности в грамотных людях. Сплошная
неграмотность крестьян предрешала высокую
долю неграмотности и среди купцов. Через
полвека после петровских реформ даже
дворянство так и не дошло до сплошной
грамотности. Были районы (Оренбургская
область), где 60% дворян были неграмотны.
Общество раскололось на образованное
меньшинство, приобщившееся к западной
цивилизации и постигавшее западную культуру,
и большинство (крестьяне, посадские люди),
которое отвергало европейские нравы
как «барские забавы» и хранившее верность
старине. Русское общество все более раскалывалось
на «господ» и «слуг». Русские верхи Существует две точки
зрения на Петровские реформы, в основе
которых лежат традиции славянофилов
и западников. Славянофилы отстаивают
мысль об особом пути развития России
и поэтому считают, что реформы Петра I
стали искусственным вмешательством в
ход российской истории, навязали России
чужеродные идеи, обычаи.
Западники считали, что в основе развития
России лежат общие для всех народов закономерности,
поэтому, по их мнению, реформы Петра ускорили
развитие России, уменьшили ее отставание
от Запада.
На самом деле, таких однозначных оценок
видимо делать нельзя. Реформы Петра привели
к сложным и неоднозначным изменениям
в России.
Исследователи Петровских реформ утверждают,
что Россия была возведена в ранг европейской
державы «ценой разорения» страны. Действительно,
такого разорения, такого напряжения и
расхода всех средств и сил государства
Россия не испытывала даже в Смутное время.
1/5 часть населения страны исчезла в результате
войны со Швецией, непосильных налогов,
строительства новой столицы – Петербурга
(40 тыс. погибло в боях в Северной войне,
70 тыс. – на строительных работах).
Средства для развития страны получали
за счет ограбления и закрепощения крестьян.
Тяготы крестьянские при Петре возросли
втрое. 3,5 миллиона крепостных были закреплены
за 140 тысячами дворян. И самое главное
– «подушная подать». Прежнее сравнительно
щадящее обложение крестьян Петр заменил
новым, значительно более жестким. На полтора
столетия вперед оно закрепило самую реакционную
экономическую Бюджет страны за счет увеличения
налогов вырос по сравнению с XVII веком
в несколько раз. Из огромного бюджета
страны ¾ части шли на содержание армии
и только ¼ часть – использовалась для
других нужд государства.
Герцен как-то сказал о реформах Петра
I, что «к азиатскому туловищу Петр приделал
европейские руки. Но туловище-то осталось
азиатским».
В целом, Петровские реформы обозначили
направление в развитии России. Эти реформы
стали первой «революцией сверху».
В результате реформ была создана структура
империи добуржуазного типа, которая была
способна существовать и конкурировать
с более развитыми странами. Основные
черты этой модели империи: выборочное
заимствование технологических достижений
Европы в обмен на сырье; ужесточение эксплуатации
народа добуржуазными деспотическими
методами; растущая централизация и бюрократизация
управления.
Для того времени эта модель государства
могла работать и обновляться. Но уже через
150 лет она показала свою несостоятельность.
Россия уже не могла перенимать западный
опыт, оставаясь в рамках этой модели.
Началось отставание от Запада.
^ Россия во второй четверти XVIII века. Дворцовые
перевороты
Вопросы:
1. Причины
дворцовых переворотов
2. Россия
во второй четверти XVIII века
«Эпохой
дворцовых переворотов» называется
период в истории России второй четверти
XVIII века, с 1725 по 1762 гг. В эти годы политику
государства определяли отдельные группировки
дворцовой знати. Они боролись между собой
за власть, активно вмешивались в решение
вопроса о наследнике престола, осуществляли
дворцовые перевороты. За 37-летний период
политической нестабильности (1725–1762 гг.)
трон занимали шесть монархов, получивших
престол в результате сложных дворцовых
интриг или переворотов.
Военной силой переворотов были дворцовые
гвардейские полки. Гвардия была не только
привилегированной частью русского войска,
она являлась представительницей дворянского
сословия, из среды которого формировалась
и интересы которого представляла.
Целью дворцовых переворотов было не изменение
политического устройства страны, а происходил
лишь переход власти от одной группы дворян
к другой. Политическая и экономическая
роль дворянства в этот период усиливается.
На лекции подробно будут вскрыты причины
дворцовых переворотов.
Поводом для дворцовых переворотов стала
отмена Петром I действовавшего указа
о престолонаследии. Петр I не успел назначить
себе преемника и после его смерти между
представителями правящей верхушки началась
борьба за власть.
Единственным наследником Петра I по мужской
линии был его внук-Петр Алексеевич. Но
на престол претендовала жена Петра I Екатерина.
Наследницами были и дочери Петра – Анна
и Елизавета. Первый дворцовый переворот
осуществил А. Меншиков в пользу жены Петра
I Екатерины
I (1725–1727 гг.). Для коронации Екатерины
I была изготовлена в 1724 г. первая в России
корона европейского образца. Власть в
этот период фактически сосредоточилась
в руках А.Д. Меншикова.
После смерти Екатерины I по завещанию
(«тестаменту») престол перешел ^ Петру
II (1727–1730 гг.). Дворянские группировки
пытаются оказать влияние на молодого
правителя. Меншиков отстранен от власти.
Фаворитом Петра II становится И. Долгорукий.
В 1730 г. император Петр II умирает. Династия
Романовых пресеклась по мужской линии.
По завещанию Екатерины I в случае смерти
Петра II и отсутствия от него наследников,
русский престол должен был перейти к
дочерям Петра I. Но Верховный тайный совет
неожиданно избирает на престол Анну Иоанновну, герцогиню Курляндскую
– племянницу Петра I (1730–1740 гг.). При этом она должна была
подписать документ – «кондиции», который
ограничивал власть императрицы.
Вопрос о «кондициях» 1730 г. является дискуссионным.
Одни ученые считают, что принятие «кондиций»
привело бы к торжеству своекорыстной
олигархии и нанесло бы России большой
вред. Другие полагают, что ограничение
самодержавия, пусть даже олигархическое,
могло бы способствовать утверждению
правовых начал в российском обществе
и государстве.
Став императрицей, Анна Иоанновна отказалась
от кондиций и упразднила Верховный тайный
совет. Фактически правителем страны стал
фаворит Анны – Бирон, без него не принималось
ни одного важного решения.
Десятилетнее правление Анны Иоанновны оценивается
современными историками по-разному. На
лекции об этом будет подробно рассказано.
Но Россия, всегда оставалась великой
страной, кто бы не стоял во главе ее. Была
проведена Великая северная экспедиция
под руководством В.И. Беринга; были учреждены
полицейская и пожарные службы, аптеки.
После смерти Анны Иоанновны престол перешел
в руки немецких родственников Анны. Императором
был провозглашен ее внучатый племянник
3 – месячный Иоанн VI – Иван Антонович Брауншвейгский
(1740–1741 гг.). Регентом при Иоанне VI был
назначен Э.И. Бирон, а затем Анна Леопольдовна-мать
малолетнего правителя.
25 ноября 1741 г. происходит очередной дворцовый
переворот, в результате которого на престол
возводится ^ Елизавета Петровна (1741–1761 гг.).
Дворцовый переворот в пользу Елизаветы
Петровны отличался от предыдущих переворотов
тем, что к захвату власти готовились заранее,
тайно. Заговорщиков возглавила сама претендентка
на престол, ударной силой переворота
была не просто гвардия, а гвардейские
низы-выходцы из податных сословий, выражавшие
патриотические настроения широких слоев
населения. Переворот имел ярко выраженный
анти-немецкий, патриотический характер.
В Елизаветинском заговоре участвовали
представители иностранных государств,
заинтересованные в смене власти.
20-летнее царствование Елизаветы Петровны
оставило у современников благоприятные
воспоминания. Она провозгласила целью
своего царствования возвращение к порядкам
своего отца.
После смерти Елизаветы Петровны императором
России стал ^ Петр III (1761–1762 гг.). Он был племянником Елизаветы Петровны,
сыном ее старшей сестры Анны. Карл – Петр
– Ульрих – таково его было полное имя
– был наследником 3-х монархов: русского
императора Петра I, шведского короля Карла
XII и герцога Голштинского – Карла Фридриха.
Отец Петра III – герцог Голштинский был
претендентом на шведскую корону.
За 6 месяцев правления Петра III был издан
Манифест о даровании свободы и вольности
российскому дворянству. Дворяне освобождались
от обязательной государственной и военной
службы. Они получили право выезда за границу,
поступления на иноземную службу, дворянские
дети могли получать домашнее образование.
Дворянство все больше превращалось из
служилого в привилегированное сословие.
Следует отметить, что многие преобразования
Петра III могли бы показаться сегодня оправданными
(установление равноправия религий, секуляризация
церковных земель), но то, как они осуществлялись,
обрекло их на неудачу и привело к падению
самого Петра III. В армии, среди духовенства,
росло недовольство политикой императора.
В гвардии созрел заговор с целью свержения
Петра III. В результате последнего в XVIII
веке дворцового переворота, осуществленного
в июне 1762 г., на русский престол была возведена
жена Петра III, ставшая императрицей Екатериной
II (1762–1796 гг.).
Многие историки оценивают период 1725–1762 гг.
как время ослабления русского абсолютизма.
Правители этой эпохи действовали, только
опираясь на своих приближенных. Фавориты-временщики
получили неограниченное влияние на политику
государства.
В последнее время, однако, наблюдается
определенный пересмотр оценок, позволивший
прийти к выводу о том, что во второй четверти
XVIII века наблюдается не ослабление, а
напротив, усиление абсолютизма.
^ Россия во второй половине XVIII века. Политика
«просвещенного абсолютизма» Екатерины
II (1762–1796 гг.)
Вопросы:
1. Проблемы
социально-экономического развития страны
в середине XVIII в.
2. Политика
«просвещенного абсолютизма» Екатерины
II
Период второй половины XVIII века называют
екатерининским периодом.
Екатерина II – София Фредерика Августа
Ангальт-Цербстская была выбрана Елизаветой
Петровной в невесты в 1744 г. своему племяннику
Петру Федоровичу. Она приехала в Россию,
приняла здесь православие и была наречена
Екатериной Алексеевной. 17 лет она жила
при русском дворе будучи женой великого
князя Петра, а затем полгода – женой императора
Петра III. В 34 года в результате дворцового
переворота в 1762 г. Екатерина взошла на
престол. Чтобы заставить всех признать
законность своей власти, она в сентябре
1762 г. коронуется и после этого 34 года правит
Россией. Подробнее о личности Екатерины
II будет рассказано на лекции и семинаре.
Период правления Екатерины II именуют «политикой
просвещенного абсолютизма» в России.
В основу политики легли идеи французских
философов – просветителей. Эти идеи заключались
в следующем: все люди равны и свободны;
только просвещенное общество может установить
справедливые законы. Непросвещенное,
темное общество, получив свободу, придет
только к анархии; просвещение возможно
через мудрого правителя; законы определяют
благополучие государства. Законодательная,
исполнительная, судебная власть должны
быть разделены, чтобы не было деспотизма.
Европейские правители использовали эти
идеи, вкладывая в них свое понимание,
заключавшееся в укреплении прав и привилегий
господствующего класса.
Утверждение абсолютизма было вызвано внешними и
внутренними причинами. Подробно об
этом будет рассказано на лекции. Российский
абсолютизм имел свои особенности.
В правлении Екатерины II выделяют 2 периода:
1 – период реформ до крестьянской войны
Пугачева; 2 – период реакции, отход от
реформ.
Рост антикрепостнической борьбы крестьян
и влияние западных идей заставило Екатерину
II устранить наиболее отжившие законы,
чтобы сохранить монархию, абсолютизм.
^ Во внешней политике России второй
половины ХVIII века ярко проявился «имперский»,
т.е. силовой подход к решению территориальных
и национальных проблем.
Первое направление во внешней политике
было направлено на расширение территории
России на юге до Черного моря. Второе
направление было связано с решением национального
вопроса на западе, где в результате разделов
польско-литовского государства-Речи
Посполитой – произошло политическое
объединение русской народности и воссоединение
с белорусами и украинцами.
В состав страны вошли Северное Причерноморье,
Приазовье, Крым, Правобережная Украина,
земли между Днестром и Бугом, Белоруссия,
Курляндия и Литва.
Приобретение новых земель на юге и западе
увеличило экономические ресурсы и политический
вес России. В 1760 г. Россия была самым населенным
государством в Европе. Основным источником
роста населения России в этот период
были присоединения, завоевания и естественный
прирост нерусского населения.
С 1791 г. стал исполняться первый неофициальный
гимн Российской империи – марш-полонез
О.А. Козловского «Гром победы, раздавайся»
на слова Г.Р. Державина, созданный в честь
взятия русскими войсками Измаила в декабре
1790 г. Позже, к 1801 г., был создан национальный
русский гимн на слова М.М. Хераскова «Коль
славен наш Господь в Сионе».
Екатерина II придавала большое значение законодательству.
В среднем в тот период издавалось по 12
законов в месяц. В 1767 г. была создана Комиссия
для создания нового свода законов взамен
устаревших, но задача эта не была решена.
^ Реформы Екатерины II в области управления:
сократилось число коллегий, реорганизован
Сенат, законодательные функции изъяты
у Сената, они сохранились только за монархом,
таким образом, в руках Екатерины сосредоточилась
вся законодательная и распорядительная
власть.
Проведена секуляризация церковных владений.
За счет этого пополнилась казна и сократилось
влияние церкви на жизнь общества.
В 1775 г. проведена губернская реформа – реформа местных
органов власти. Образованы 50 губерний,
которые делились на уезды со своими органами
власти. Были созданы новые судебные органы.
Каждое сословие получило свой суд. Судебные
органы власти были отделены от исполнительных.
Все сословия, кроме крепостных, могли
участвовать в местном управлении. Реформы
привели к децентрализации управления,
укреплению власти на местах. Эта система
управления просуществовала около века.
В 1785 г. издается «Жалованная грамота дворянству»
– документ, дававший права и привилегии
дворянам. Время Екатерины II называют
«золотым веком дворянства».
«Жалованная
грамота городам» делила население
городов на 6 групп – разрядов – и определяла
права каждой группы. Основную массу городских
жителей составляли люди, принадлежавшие
к 3 и 6 разрядам, они получили название
мещане (место – город). В городах к концу
XVIII века жило 4% населения. Уже к началу
XIX века в России насчитывалось 634 города,
в которых проживало около 10% населения
страны. В городах вводились органы самоуправления.
Эти реформы определили границы сословий,
их права и привилегии и оформили социальную
структуру общества.
Население России в середине XVIII века составляло
18 млн. человек, а к 1796 г. – 36 млн. человек.
Основную массу населения составляли
крестьяне. 54% крестьян были частновладельческими
и принадлежали помещикам, 40% крестьян
– государственными и принадлежали казне,
остальные – 6% принадлежали дворцовому
ведомству.
Екатерина II первоначально хотела дать жалованную
грамоту крестьянам, но отказалась
от этих замыслов и крестьяне указами
1765–1767 гг. (ссылка крестьян в Сибирь за
неповиновение помещику и за жалобу на
него) были еще больше закрепощены и стали
более беззащитны перед произволом помещиков,
крепостной уже мало отличался от раба.
Именно в этот период крепостное право
достигло наибольшего своего развития.
^ Реформа образования. Были открыты
новые учебные заведения, создавалась
система общеобразовательной школы. В
России к концу века было 550 учебных заведений
с общим числом 60–70 тыс. учеников.
Во времена правления Екатерины II Россия
остается аграрной феодальной страной,
но в экономике
происходят изменения в сторону капиталистического
развития, вводится свобода предпринимательства,
развиваются ремесла, промышленное производство,
банки, осваиваются восточные районы страны,
строятся грунтовые, шоссейные дороги,
в т.ч. Сибирский тракт Петербург – Москва
– Байкал. Расширяется внутренний рынок,
торговля, сельское хозяйство.
Оформлению и дальнейшему развитию капитализма
мешало крепостничество, оказывавшее
огромное влияние на формы, пути и темпы
развития капитализма.
^ Главными источниками доходов
государства были различные налоги, сборы.
Они давали 42% денежных доходов государства.
При этом 20% – это были питейные налоги.
Доходы казны выросли за вторую половину
XVIII века в 4 раза. Однако расходы увеличились
еще больше – в 5 раз. Недостаток средств
вынудил правительство начать выпуск
бумажных денег – ассигнаций. Впервые
с 1769 г. появились бумажные деньги. С этого
времени в России существовали 2 денежные
единицы: рубль серебром и рубль ассигнациями.
Впервые при Екатерине Россия обратилась
к внешним займам. Первый из них был сделан
в 1769 г. в Голландии.
^ Второй период в правлении Екатерины
II начинается после крестьянской войны
Е. Пугачева (1773–1775) – период реакции. Оценивая
эту войну, историки отмечают, что крестьянская
война подорвала крепостнический строй
и ускорила развитие новых капиталистических
отношений. Но эта война привела к уничтожению
огромного числа населения, расстроила
хозяйственную жизнь в Уральском регионе,
затормозила его развитие. Насилие и жестокость
были с обеих сторон. Война не смогла решить
ни одну из проблем. Более того, после этого
бунта власть начала преследовать русских
просветителей, ужесточила цензуру, репрессии.
В 1796 г. после смерти Екатерины II на престол
всходит ее сын – Павел I (1796–1801 гг.).
Реформы
и контрреформы в России в XIX веке
Вопросы:
1. Реформы
в первой половине XIX века
2. Буржуазные
реформы 60–70 годов
3. Контрреформы
80–90 годов
Период
XIX века в России – это период реформ.
В первой половине XIX века территория Российской
империи выросла до 18 млн. кв. км. Население
составляло более 70 млн. человек.
Петровские реформы к этому времени исчерпали
свой потенциал. Империя, созданная Петром,
уже не могла дальше воспринимать нового.
Россия вновь начала отставать в своем
развитии. На Западе к этому времени бурно
развивались буржуазные отношения. Им
не мешали ни крепостничество, ни абсолютизм
как в России. В России же наличие этих
пережитков стало главным тормозом дальнейшего
развития.
В XIX веке в России происходят крупные
перемены, связанные с коренными преобразованиями
общества. Они связаны с именами 3 императоров
– Александра I Благословенный (1801–1825 гг.),
Николая I (1825–1855 гг.), Александра II Освободитель
(1855–1881 гг.). Подробно о личности императоров
будет рассказано на лекции.
Эпоха Александра
I – наиболее сложный, насыщенный противоречиями
период в истории императорской России.
Россия стояла на распутье между самодержавно-крепостническим
строем и поисками новых форм социально-политической
организации страны. Границы государства
расширились за счет присоединения восточного
побережья Балтийского моря, Причерноморья,
западных территорий. Жизнь обширной страны
усложнялась. Усложнялись задачи управления.
В этих условиях все ярче проявлялись
противоречия между нараставшими потребностями
государства и устаревавшим самодержавным
строем и крепостным хозяйством.
Реформы
Александра I в политике были направлены
на смягчение деспотизма. Проект реформ
предусматривал ограничение самодержавия,
введение конституционной монархии. Но
реализован он не был. В социально – экономической
области реформы предполагали изменение
общественно – экономической структуры
общества, подготовку освобождения крестьян,
раскрепощение сословий. Разрабатывались
реформы в культуре, образовании.
Александр, опираясь на своих приближенных,
проводит ряд реформ, среди которых –
учреждение министерств вместо устаревших
петровских коллегий; учреждение Государственного
совета – законосовещательного органа
при императоре; издание указа «О вольных
хлебопашцах», по которому предполагалось
постепенное освобождение крестьян от
крепостного права по обоюдному согласию
с помещиками; появилось Министерство
народного просвещения; основаны несколько
университетов; открыт Царскосельский
лицей; в начальной школе введено бесплатное
обучение.
В 1816 г. был введен первый официальный государственный
гимн России. Это были стихи «Молитва русских»
В.А. Жуковского, положенные на мелодию
английского государственного гимна.
Проведение реформ проходило этапами.
Это было связано с событиями в Западной
Европе, наполеоновскими войнами. 1 этап
1801–1805 гг. – проводятся реформы. Именно
к 1805 г. проходит пик реформ, когда Россия
вступает в новую войну с наполеоновской
Францией. Затем после периода паузы с
1805 по 1807 г. делается в 1807 г. еще одна – последняя
в этом цикле – попытка реформ Сперанского.
Но время реформ уходит. План государственных
реформ не был реализован. С 1812 по 1815 гг.
реформы остановились, общество находится
в ожидании следующих реформ, но их нет,
и с 1819 по 1825 гг. начинается революционное
движение, создаются тайные общества.
С 1815 г. политика Александра I становится
более консервативной.
Почему Александр I отказался от либеральных
реформ? Причины состояли в мощном сопротивлении
реформам большинства российского дворянства,
напугали власть и революции в Европе,
и солдатские выступления в гвардии.
С 1825 г. начинается эпоха контрреформ, охватывающих
все стороны общественной жизни. Контрреформы
– это не «реформы со знаком минус», это
своеобразное следствие реформ. Это продолжение
начавшегося витка модернизации государственной,
военной системы, но уже другими жесткими
средствами. Ценою нового государственного
закрепощения, путем удушения ранее «дарованных»
государством свобод и послаблений. Учреждение
Третьего отделения императорской канцелярии
и корпуса жандармов, цензурный устав,
мундиры и муштра, доносы и официальная
идеология «самодержавия, православия,
народности» – это уже настоящие контрреформы.
Вместе с тем в эпоху Николая I бурно развивается
российская промышленность, происходят
глубокие изменения и сдвиги в социальной
структуре общества, сильно разрастается
чиновничество. Возникает новый общественный
слой – «разночинцы», которые сыграют
в будущем важную роль.
В 1833 г. создается второй официальный государственный
гимн композитором А.Ф. Львовым «Боже, Царя
храни».
Важно уяснить экономические, политические,
социальные предпосылки реформ 50–60-х гг. События
середины XIX века (внешние – поражение
в Крымской войне, внутренние – крепостничество,
которое тормозило всю экономику России,
мешало индустриальной модернизации,
препятствовало складыванию рынка свободной
рабочей силы, накоплению капиталов и
др., крестьянские волнения) показали стратегическое
отставание России от ведущих западных
держав. Вновь перед страной возникли
проблемы, которые потребовали новых реформ.
К этому времени в Западной Европе самодержавия
давно не было (самодержавие – монархическая
форма правления, когда правителю принадлежит
верховное право в утверждении законов,
управлении, в праве назначать и увольнять
высших чиновников, в верховном руководстве
центральными и местными учреждениями,
в командовании армией, флотом, в высшем
суде). Все европейские государства стали
конституционными монархиями. В России
же не было конституции, парламента. В
отличие от Европы, где крепостничество
давно было изжито, в России 35% населения
находилось в крепостной зависимости.
Почему так случилось? На лекции подробно
будет проанализирована эта ситуация.
Положение страны, жизнь народа, экономика,
политика – все это требовало перемен.
В экономической сфере необходимо было
перестроить экономические отношения
от внерыночного, волевого механизма к
рыночному механизму, отменить крепостное
право. В сфере политической необходимы
были – демократизация, преобразование
самодержавия.
С середины XIX века начинается период великих реформ Александра II
(1855–1881 гг.).
В этом новом цикле выделяется краткий,
но насыщенный период подготовки к реформам.
Он продолжается с 1857 г. до 1861 г. Значение
этого периода состоит, прежде всего, в
выдвижении различных вариантов реформ
и в выработке такого варианта, который
давал бы простор развитию новых общественных
и хозяйственных отношений, но под контролем
государства. Эти реформы, в отличие от
предыдущих, затронули все сферы общественной
жизни. На этот раз преобразования идут
шире и глубже. Крестьянская реформа -1861 г.,
земская -1864 г., судебная -1865 г., цензурная
-1865 г., городская -1870 г., военные -1860 -70 гг.,
финансовые -1860 г., реформа образования
-1863–1864 гг.
^ Реформы середины XIX века имели
большое значение и получили название «революция
«сверху». Эти реформы коренным образом
изменили общество и по своим результатам
были сопоставимы с революцией. Но в отличие
от революции общество менялось мирно,
постепенно. Реформы проводила власть
сверху, чтобы избежать революции снизу.
Это было с одной стороны эффективно, так
как в руках государства были сосредоточены
ресурсы, финансы. Но с другой стороны
само государство и являлось главным тормозом
этих реформ в лице министров, губернаторов,
советников, администрации. Именно эта
группа чиновников, имевших силу, влияние,
связи, деньги, оказывала противодействие
реформам. На лекции подробно будет рассказано
о методах противодействия бюрократического
аппарата реформам.
Несмотря на огромное общественное значение
и важность, реформы были не завершены.
Правительство осуществляло реформы непоследовательно,
сохранены были феодальные пережитки,
политические структуры мало изменились
в отличие от экономики, сохранился жесткий
бюрократический централизм, который
ограничивал общественную самостоятельность,
земскую и судебную реформы, реформу печати.
По существу не был решен важнейший вопрос
– аграрный. Не была принята конституция,
не было законодательной власти и политических
партий. Это не случайно, власть опасалась
ослабления основ самодержавия. И в 1870-х
годах Александру II уже не до реформ, как
не до них и Александру I после 1810 года.
Общество вступает в новую стадию перехода
к контрреформам.
Таким образом, в те годы не удалось создать
необходимых условий для развития капитализма
и строительства правового государства.
В пореформенное десятилетие началось бурное железнодорожное строительство.
За 1862–1873 гг. возникло 53 железнодорожных
обществ. Для строительства железных дорог
были использованы деньги, полученные
Россией за Аляску в 1867 г. В 1861 г. действовало
1488 верст железных дорог. За 1861–1865 гг. построено
2055 верст, за 1866–1870 гг. – 6659 верст железных
дорог.
После воцарения Александра III (Миротворец)
был выработан новый «жесткий» курс во
всех областях общественной жизни. Контрреформы
1882–1893 гг. свели на нет завоевания реформ
1863–1874 гг. Они ограничили свободу печати,
самостоятельность местного самоуправления
и его демократичность. Контрреформы конца
XIX века фактически закрыли путь демократическим
преобразованиям.
История России показала, что власть хронически
запаздывала с проведением необходимых
преобразований и не желала идти на сколько-нибудь
значительные уступки. Реформы проводились
только под давлением чрезвычайных обстоятельств.
Опыт реформ и контрреформ XIX века помогает
понять проблемы современного развития
России.
| 11 | 12 | 13 | 14 |
Середина и вторая половина
XVIII века вошли в историю России
как продолжение "петербургского
периода", как время превращения
нашей страны в великую европейскую
державу. Правление Петра Великого
открыло новую эпоху. Россия приобрела
европеизированные черты
История России второй четверти и середины XVIII века характеризовалась острой борьбой дворянских группировок за власть, приводившей к частым сменам царствующих особ на престоле, к перестановкам в ближайшем их окружении. С легкой руки В.О. Ключевского за этим периодом закрепился термин "эпоха дворцовых переворотов". В.О. Ключевский связывал наступление политической нестабильности после смерти Петра I с "самовластьем" последнего, решившегося, в частности, поломать традиционный порядок престолонаследия. Ранее престол переходил по прямой мужской нисходящей линии, но по манифесту 5 февраля 1722 г. самодержцу было предоставлено право самому назначать себе преемника по собственному желанию. "Редко самовластие наказывало себя так жестоко, как в лице Петра этим законом 5 февраля",- писал Ключевский. Петр I не успел назначить себе наследника: престол оказался отданным "на волю случая и стал его игрушкой" - не закон определял, кому сидеть на престоле, а гвардия, являвшаяся в тот период "господствующей силой".
После смерти Петра I претендентами на высшую власть были императрица Екатерина Алексеевна, супруга покойного государя, и его внук, сын царевича Алексея Петровича, 9-летний Петр Алексеевич. Екатерину поддержали гвардия и новая знать, выдвинувшаяся при Петре I - А.Д. Меншиков, П.А. Толстой и др. Петра Алексеевича поддерживали представители старой аристократии во главе с князем Д.М. Голицыным. Сила оказалась на стороне первой партии. При поддержке гвардейских полков - Преображенского и Семеновского - на престол вступила Екатерина I (1725-1727).
Императрица Екатерина практически
не занималась государственными делами.
Вся власть была сосредоточена в
Верховном тайном совете, созданном
8 февраля 1726 г. В совет вошли 7 вельмож,
самым влиятельным из которых
был светлейший князь А.Д. Меншиков.
Верховный тайный совет снизил размер
подушного налога, отменил участие
армии в его сборе. Были облегчены
служебные обязанности