Формирование российского национального государства (XIV – первая половина XVI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

1. XIV и XV века стали временем складывания Российского централизованного государства. Централизация – это закономерный и прогрессивный этап в развитии общества, соответствующий стадии развитого и позднего феодализма. В основе процесса централизации – комплекс предпосылок, которые условно можно разделить на экономические, социальные, политические, внешнеполитические, духовные.
2. Схема системы управления Московского государства в первой половине XVI века.
3. Объяснение понятий: боярская Дума, Дворянство, Дети боярские, Думные дворяне, Колонизация

Содержание работы

Задание 1……………………………………………………………………………………………………3
1,1. Соотношение экономических, политических и духовных факторов политической
централизации русских земель…………………………………………………………………………....3
1.2. Центры объединения Руси в XIV веке: проблема лидерства……………………………………...4
1.3. Роль русской православной церкви в возвышении Москвы и Московского княжества…………6
Задание 2…………………………………………………………………………………………………...10
2.1. Составьте таблицу «Основные этапы формирования русского централизованного
государства»……………………………………………………………………………………………….10
2.2. Составьте схему системы управления Московского государства в первой
половине XVI века………………………………………………………………………………………...14
2.3. Составьте политический портрет одного из государственных деятелей периода
XIV – первой половины XVI вв ………………………………………………………………………...14
Задание 3…………………………………………………………………………………………………...16
Определение понятий
Список использованной литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Контрол.раб.1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

1.3. Роль русской православной  церкви в возвышении Москвы  и Московского княжества.

 

   В консолидации русских  земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.

   Во время татаро-монгольского  ига ее значение еще больше  возросло. Православие служило духовно-нравственной  опорой русского народа в годы  тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г., и был погребен в Успенском соборе. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.

   Активную роль в освободительном  процессе от татаро-монгольского  ига играло православное духовенство.  Особые заслуги в этом имеет  основатель подмосковного Троице-Сергиева  монастыря Сергий Радонежский,  ставший одним из наиболее  почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

    Куликовская битва, как  следует из вышеизложенного, произошла после победы князя Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством Бегича на р. Воже в 1378 г. Сразу же после этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготовку к усмирению русских. Русь также начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного настроя Сергием Радонежским. Именно в это время подготовки Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о «явлении Богородицы» Сергию быстро распространилась по русским землям, что способствовало подъему патриотического чувства, единения русского народа. Обещание Богородицы оберечь русскую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.

   Трудно переоценить значение  полученного Дмитрием Донским  накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение.

    Преподобный Сергий стремился  преодолеть конфликты между русскими  князьями, способствовал их консолидации  во имя интересов русской земли.  Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 г. он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.

   В формировании единого  русского государства большое  значение имело становление национальной Русской православной церкви.

   В процессе становлении  национальной Русской православной  церкви можно выделить две  стороны — формально-организационную  и содержательно-духовную. Формально-организационная  сторона связана с постепенным  обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В XIII—XV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.

   В конце XV в. в отношениях  православных церквей Руси и  Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок, на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен, и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно, и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.

   В содержательно-духовном  плане в формировании единого  русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н. Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.

   Объединение земель требовало  и изменения взглядов на местные  святыни. Собирая уделы, московские  князья без церемоний перевозили  важнейшие из этих святынь  в новую столицу. Таким образом  появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия . На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, т. е. причислено к лику святых, 22 угодника. На втором (1549) — еще 17 угодников. Таким образом, в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом Русская православная церковь доказала, что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью.

   На фоне возвышения международного  авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV в. начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима — Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.

   В XVI в. формирование национальной  церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники — Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союза, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI в. игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П.Н. Милюков, Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимал в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию и практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного.

   Важнейшим плодом такого  союза между государством и  церковью было национальное возвеличивание  обоих — создание религиозно-политической  теории (идеологии), санкционирующей  самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2

 

2.1. Составьте таблицу «Основные  этапы формирования русского  централизованного государства».

 

 

Этап 1.Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.)

Первый этап объединения связан с деятельностью Московских князей Даниила Александровича (1276-1303) и Ивана Даниловича Калиты (1325-1340). Даниил Александрович расширил территорию своего удела, добился контроля над рекой Москвой. В 1301 году он занимает Коломну. В 1302 году получает по завещанию Переяславский удел. В 1303 году присоединяет к Москве Можайск. При Юрии Даниловиче (1303-1325) Московское княжество стало одним из самых сильных в Северо-Восточной Руси, он смог получит ярлык на великое княжение. В 1325 году Юрий был убит тверским князем Дмитрием. Претензии тверских князей становятся главной преградой собирания русских земель вокруг Москвы. Ивану Калите удалось вывести Тверь из политической борьбы. В 1328 году он получил ярлык на Великое княжение, добился отмены системы баскачества и взял сбор ордынской дани с Руси на себя. В результате в течение 40 лет на Руси не появлялись татары, был обеспечен хозяйственный подъем и созданы экономические условия для объединения и перехода во второй половине XIV в. к вооруженной борьбе с татарами. Иван Данилович приобрел и присоединил к Москве Галицкое, Белозерское и Углическое княжества

Этап 2.Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.).

Второй этап объединения связан с деятельностью московского князя Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389), его сына Василия I (1389-1425) и внука Василия II Темного (1425-1462). В это время возникает осознание необходимости объединения, создания сильного единого государства и свержения власти монголо-татарских ханов. Главным успехом в правлении Дмитрия Ивановича стала первая крупная победа над татарами на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, положившая начало процессу свержения татарского ига. За эту победу Дмитрий был назван Донским. После битвы Москва была признана как центр складывающегося единого государства. Сын Дмитрия Донского Василий I сумел упрочить положение Москвы как центра русских земель. Он присоединил Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Дальнейшее объединение и освобождение русских земель было замедлено жестокой княжеской междоусобицей второй четверти XV в., получившей название феодальной войны. Поводом для нее послужил династический конфликт между князьями московского дома. После смерти сына Дмитрия Донского Василия I претендентами на престол стали его 9-летний сын Василий и брат Юрий Дмитриевич. По завещанию Донского после смерти Василия I престол должен был перейти к Юрию Дмитриевичу, но не было оговорено, что делать, если у Василия родиться сын. Силы в начавшейся борьбе были не равны: Юрий был известен как храбрый воин, строитель крепостей и храмов, а опекуном 9-летнего мальчика был великий князь литовский Витовт. Смерть Витовта в 1430 году развязала Юрию руки.

 

В 1433 году он выгнал Василия из Москвы и занял великокняжеский престол. Однако московские бояре поддержали малолетнего князя, и Юрий был вынужден оставить Москву борьбу продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Князья не брезговали самыми варварскими средствами: сначала был ослеплен Василий Косой, а затем и Василий Васильевич (получивший после этого прозвище "Темный" - слепой). Церковь и московское боярство поддержали московского князя. В 1447 году Василий Темный въехал в Москву. Феодальная война продолжалась до 1453 года и дорого обошлась стране: сожженные села, сотни убитых сторонников Шемяки и Василия Темного, усиление зависимости Московского княжества от Орды. Феодальная война подтвердила необходимость объединения русских земель, показав опасность новых княжеских усобиц. В дальнейшем Василий II значительно укрепил великокняжескую власть. Влияние Москвы в Великом Новгороде, Пскове, Рязани и других землях возросло. Василий II подчинил себе и русскую церковь, а после падения Константинополя под ударами турок - османов в 1453 году великий князь стал играть решающую роль при выборе митрополита. В последующие годы к Москве были присоединены Дмитров, Кострома, Стародуб, Нижегородское княжество и другие земли. Фактически основы единого русского государства были заложены.

Этап 3.Завершение образования Русского централизованного государства (конец XV - начало ХVI вв.).

Третий этап объединения, связанный  с деятельностью Великого князя  Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533), завершил процесс создания единого Русского государства. Иван III присоединил Ярославское и Ростовское княжества. Труднее далась ему борьба с Новгородом. В июле 1471 года на реке Шелонь состоялось сражение между войсками московского князя и новгородцев, закончившиеся полным поражением последних. Окончательно Новгород был включен в состав Московского княжества в январе 1478 года. После падения Новгорода началась борьба за присоединение Тверского княжества.

 

С 1476 года Иван III не посылал в Орду дань, в результате чего хан Ахмат  решил наказать Москву и в 1480 году выступил в поход против нее. Вначале октября 1480 года московские и татарские войска сошлись на берегах реки Угры (приток реки Оки). Союзник хана Ахмата литовский князь Казимир не явился, после появления снега конницу стало невозможно использовать и татары ушли. Хан Ахмат погиб в Орде, а "стояние на Угре" закончилось победой русских войск.

 

В сентябре 1485 года московские войска подошли к Твери, тверской князь  Михаил бежал, а тверские земли вошли  в состав Московского государства. С этого момента Иван III стал именовать себя государем все я Руси. В новом государстве удельные пережитки сосуществовали с общегосударственными институтами. Великий князь был вынужден мириться с тем, что князья сохранили свою власть на местах. Но постепенно власть государя становилась самодержавной. Боярская дума являлась совещательным органом. В число московских бояр вошли князья раннее независимых княжеств.

 

Центральный государственный аппарат  еще не сложился, но два его высших органа - Дворец и Казна уже существовали. В административном порядке страна делилась на уезды, станы, и волости, во главе которых стояли наместники и волостели. В 1497 году Судебник - первый кодекс законов единого государства.

 

В 1472 году Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина I падение Византии и породнение с древней династией Палеологов дали основание московским государям провозгласить себя приемниками Византийской империи. В конце XV - начале XVI вв. появляется известная теория о Москве как о преемнице Константинополя - "второго Рима". Москва провозглашается "третьим Римом" - столицей православного мира. Иван III возлагает на себя титул "Божьей милостью Государь все я Руси" с добавлением длинного перечня своих княжеских владений. Впервые появляются понятия "царь" и "самодержец". Из Византии был заимствован герб - двуглавый орел.

 

Василий III продолжил дело отца. Он докончил объединение страны. В 1510 году присоединил к Москве Псков, в 1514 году Смоленск, в 1517 году Рязанское  княжество, в 1523 году Чернигово-Северскую землю.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Составьте схему  системы управления Московского  государства в первой половине XVI века.

 

 

 

 

2.3. Составьте политический  портрет одного из государственных  деятелей периода XIV – первой половины XVI вв .

 

   Иван Данилович Калита (1288 — 31 марта 1341, Москва) — князь  Московский с 1325

(фактически с 1322) до 1341, Великий  князь Владимирский (ярлык от  хана в 1331) до 1341, князь Новгородский c 1328 по 1337.

   Четвёртый сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство и щедрость (калита (от тюркского слова «калта») — старинное русское название небольшой поясной денежной сумы).

   В 1296—1297 годах наместник  своего отца Даниила Александровича в Новгороде. В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.

   В 1320 году Иван Данилович  впервые ездил в Орду к Узбек-хану, утверждаться в качестве наследника  Московского княжества. Юрий Данилович  получил ярлык от хана на  великое княжение и уехал в  Новгород, Москва оставлена была  в полное управление Ивана.

   В 1321 году Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивался, полностью отстранившись от дел брата. При попытке Юрия вернуть ярлык он был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 года, в канун дня гибели Михайла Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру.

   В первый год правления Ивана в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита Петра (1325).

   Александр Михайлович Тверской  в 1327 году заключил договор  с Новгородом, и в том же  году в Твери произошло народное  восстание, в котором тверичи  убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала) и всю его свиту. Узнав об этом, Узбек послал за московским князем, но, по другим сведениям, Калита поехал в Орду сам. Узбек-хан выдал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Объединившись с суздальцами, Калита пошёл в Тверское княжество, где ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен. Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

Информация о работе Формирование российского национального государства (XIV – первая половина XVI вв.)