Французкий абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Последствия гугенотских войн и феодальных смут во Франции.
Вопрос 2. Мероприятия правительства по усилению централизации власти.
Вопрос 3 Социальная природа абсолютизма по «Политическому завещанию Ришилье».
Вопрос 4. Историческая роль абсолютизма.

Файлы: 1 файл

французский абсолютизм.docx

— 32.46 Кб (Скачать файл)

Поэтому участие в Тридцатилетней войне далось стране нелегко. В начале войны Франция оказывала только дипломатическую и финансовую поддержку  антигабсбургской коалиции. Но после  гибели шведского короля Густава  Адольфа, имперские войска одерживали одну победу за другой. И в 1635 году Франция  открыто вступила в военные действия с Австрийским домом. Это привело к небывалому росту налогового бремени, совпавшим с ухудшением хозяйственной конъюнктуры. Все вместе взятое обострило внутреннюю ситуацию, по стране прокатилась волна народных восстаний. Кардинал жестоко расправился с бунтовщиками. После смерти Ришелье в 1642 г. и Людовика XIII в 1643 г. налицо ослабление королевской власти, которая оказалась не в состоянии контролировать борьбу различных политических группировок. Только после периода дворянских мятежей и Фронды восторжествовавшая над аристократическими партиями и чиновничеством абсолютная монархия достигает своего расцвета. Это случилось в правление Людовика XIV (1643-1715)

Вопрос 3 Социальная природа абсолютизма  по «Политическому  завещанию Ришилье».

Арма́н Жан дю Плесси́, герцог де Ришельё, Кардина́л Ришельё, прозвище «Красный герцог» (фр. Armand-Jean du Plessis, duc de Richelieu; 9 сентября 1585, Париж — 4 декабря 1642, Париж) — кардинал Римско-католической церкви, аристократ и государственный деятель Франции. Кардинал Ришельё был государственным секретарём с 1616 года и главой правительства («главным министром короля») с 1624 года до своей смерти.

Франция – страна классического  абсолютизма. В ней блестящего развития достигла государственно-правовая наука. Жаном Боденом и Карденом Лебре выдвинут и обоснован принцип королевского суверенитета, т.е. сосредоточения в руках монарха верховной законодательной власти. Несмотря на это абсолютный монарх обязан был строго следовать традиционной системе обычаев и привилегий, нарушать ее считалось допустимой лишь в случае крайней государственной необходимости.

Теоретические посылки французского абсолютизма отражены в "Государственных  максимах, или Политическом завещании" Ришелье. "Моей первой целью было величие короля, моей второй целью  было могущество королевства", –  писал Ришелье. Если можно сомневаться  в буквальном смысле первого, то могущество абсолютистской власти он стремился  утвердить всеми доступными способами. Какие же это способы? В главе XIII "О принципах управления" Ришелье пишет: "Наказание и  вознаграждение суть два наиболее важные принципы для управления королевством". Наказание Ришелье ставит на первое место по сравнению с наградой, ибо поощрения, считает первый министр, забываются, а обиды – никогда. Социальная природа французского абсолютизма  хорошо видна в главе III "О дворянстве". Дворянин по происхождению, Ришелье  считал, что "дворянство следует  рассматривать как один из главных  нервов государства". Этот класс, с  одной стороны, не нужно распускать, с другой же – следует всячески поддерживать, ибо он " богат только доблестью". Буржуазия, то есть финансисты, чиновники, юристы – класс вредный, но необходимый государству –  полагает кардинал Ришелье. Что же касается народа, то "его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к  тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы". В  тоже время, Ришелье считал, что "работа мула должна быть умерена, а тяжесть  животного соразмеряется с его  силой, то же самое должно быть соблюдаемо и относительно повинностей народа". Ришелье призывал монархов в тяжелые  времена "воспользоваться благосостоянием  богатых прежде, чем чрезмерно  истощать бедняков". Последнее осталось лишь благим пожеланием уже в годы правления самого кардинала.

Таким образом, "Политическое завещание" – это теоретическое  обоснование абсолютизма в период его расцвета.

Национальные особенности  французского абсолютизма следующие:

1) высокая роль государственной  бюрократии, вышедшей из дворянства " мантии";

2) активная протекционистская  политика, особенно в правлении  Людовика XI, Франциска I, Генриха  IV, Людовика XIII и его кардинала Ришелье;

3) активная экспансионистская  внешняя политика как сфера  общенациональных интересов (участие  в Итальянских войнах, Тридцатилетней  войне);

4) отход от конфессионально  ориентированной политики по  мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта.

В правлении Людовика XIV и  далее это Просвещенный абсолютизм.

Вопрос 4. Историческая роль абсолютизма………………………………………………….

2. ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ

С XVI в. во Франции постепенно складывался новый государственный  строй - абсолютная монархия, или абсолютизм. Возникновение абсолютизма как  новой формы монархии во Франции  вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй.

В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением  самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим  дворянству и духовенству, поскольку  для них в связи с ростом экономических трудностей и политического  давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной  власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая  не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской  защите от феодальной вольницы, вновь  всколыхнувшейся в XVI веке в связи  с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды  на лучшее будущее с сильной и  милосердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя  оппозиция королю (в том числе  и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы  французов вокруг трона, королевская  власть сумела существенным образом  укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержкуи опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма  в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения  Франции, формированию единой французской  нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы  административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразешимые противоречия (Люблинская А. Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. – М, 2005. –с. 39).

Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью  проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение  к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской  нации в целом. Хотя королевская  власть, используя в своих корыстных  целях политику меркантилизма и  протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью  защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального  государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй  вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной  в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к  упадку и разложению всех звеньев  феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства  и времяпрепровождения (бесконечные  балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который  называли «могилой нации».

Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело  переходит к королю и не делится  им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию  феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты  практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний  раз, вскоре были распущены и уже  не собирались до 1789 года. Некоторое  время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XV и XVI столетиях в странах  Западной Европы складываются абсолютные монархии. Наступает последний период истории феодализма. Предпосылки  абсолютизма коренятся в социально-экономических  переменах, вызванных зарождением  и развитием буржуазных отношений.

Свое наиболее полное осуществление  принципы абсолютной монархии находят  во Франции. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и  своей администрации:

а) полного контроля над  всеми провинциями;

б) неограниченной компетенции  в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и  военной службе.

Приходит конец автономии  городов. Перестают созываться генеральные  штаты. Прекращает действие сеньориальная  юстиция.

В начале XVI века в полную зависимость от короля попадает и  церковь: все назначения на церковные  должности исходят от короля.

Полное торжество неограниченной монархии во Франции было подготовлено реформами многоумного министра, управлявшего страной при незначительном Людовике XIII, – кардинала Ришелье (первая половина XVII в.).

Сыграв в течение известного времени положительную роль в  мировом историческом процессе, абсолютные монархии довольно быстро разложились, превратились в глубоко антиобщественную, реакционную силу


Информация о работе Французкий абсолютизм