Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:39, контрольная работа
Вопрос 1. Последствия гугенотских войн и феодальных смут во Франции.
Вопрос 2. Мероприятия правительства по усилению централизации власти.
Вопрос 3 Социальная природа абсолютизма по «Политическому завещанию Ришилье».
Вопрос 4. Историческая роль абсолютизма.
Поэтому участие в Тридцатилетней войне далось стране нелегко. В начале войны Франция оказывала только дипломатическую и финансовую поддержку антигабсбургской коалиции. Но после гибели шведского короля Густава Адольфа, имперские войска одерживали одну победу за другой. И в 1635 году Франция открыто вступила в военные действия с Австрийским домом. Это привело к небывалому росту налогового бремени, совпавшим с ухудшением хозяйственной конъюнктуры. Все вместе взятое обострило внутреннюю ситуацию, по стране прокатилась волна народных восстаний. Кардинал жестоко расправился с бунтовщиками. После смерти Ришелье в 1642 г. и Людовика XIII в 1643 г. налицо ослабление королевской власти, которая оказалась не в состоянии контролировать борьбу различных политических группировок. Только после периода дворянских мятежей и Фронды восторжествовавшая над аристократическими партиями и чиновничеством абсолютная монархия достигает своего расцвета. Это случилось в правление Людовика XIV (1643-1715)
Вопрос 3 Социальная природа абсолютизма по «Политическому завещанию Ришилье».
Арма́н Жан дю Плесси́, герцог де Ришельё, Кардина́л Ришельё, прозвище «Красный герцог» (фр. Armand-Jean du Plessis, duc de Richelieu; 9 сентября 1585, Париж — 4 декабря 1642, Париж) — кардинал Римско-католической церкви, аристократ и государственный деятель Франции. Кардинал Ришельё был государственным секретарём с 1616 года и главой правительства («главным министром короля») с 1624 года до своей смерти.
Франция – страна классического абсолютизма. В ней блестящего развития достигла государственно-правовая наука. Жаном Боденом и Карденом Лебре выдвинут и обоснован принцип королевского суверенитета, т.е. сосредоточения в руках монарха верховной законодательной власти. Несмотря на это абсолютный монарх обязан был строго следовать традиционной системе обычаев и привилегий, нарушать ее считалось допустимой лишь в случае крайней государственной необходимости.
Теоретические посылки французского
абсолютизма отражены в "Государственных
максимах, или Политическом завещании"
Ришелье. "Моей первой целью было
величие короля, моей второй целью
было могущество королевства", –
писал Ришелье. Если можно сомневаться
в буквальном смысле первого, то могущество
абсолютистской власти он стремился
утвердить всеми доступными способами.
Какие же это способы? В главе
XIII "О принципах управления"
Ришелье пишет: "Наказание и
вознаграждение суть два наиболее важные
принципы для управления королевством".
Наказание Ришелье ставит на первое
место по сравнению с наградой,
ибо поощрения, считает первый министр,
забываются, а обиды – никогда.
Социальная природа французского абсолютизма
хорошо видна в главе III "О дворянстве".
Дворянин по происхождению, Ришелье
считал, что "дворянство следует
рассматривать как один из главных
нервов государства". Этот класс, с
одной стороны, не нужно распускать,
с другой же – следует всячески
поддерживать, ибо он " богат только
доблестью". Буржуазия, то есть финансисты,
чиновники, юристы – класс вредный,
но необходимый государству –
полагает кардинал Ришелье. Что же касается
народа, то "его следует сравнивать
с мулом, который, привыкнув к
тяжести, портится от продолжительного
отдыха сильнее, чем от работы". В
тоже время, Ришелье считал, что "работа
мула должна быть умерена, а тяжесть
животного соразмеряется с его
силой, то же самое должно быть соблюдаемо
и относительно повинностей народа".
Ришелье призывал монархов в тяжелые
времена "воспользоваться
Таким образом, "Политическое завещание" – это теоретическое обоснование абсолютизма в период его расцвета.
Национальные особенности французского абсолютизма следующие:
1) высокая роль государственной бюрократии, вышедшей из дворянства " мантии";
2) активная протекционистская политика, особенно в правлении Людовика XI, Франциска I, Генриха IV, Людовика XIII и его кардинала Ришелье;
3) активная экспансионистская
внешняя политика как сфера
общенациональных интересов (
4) отход от конфессионально
ориентированной политики по
мере сглаживания религиозно-
В правлении Людовика XIV и далее это Просвещенный абсолютизм.
Вопрос 4. Историческая роль абсолютизма…………………………………………………
2. ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ
С XVI в. во Франции постепенно
складывался новый
В переходе к абсолютизму,
хотя он сопровождался дальнейшим усилением
самовластия короля, были заинтересованы
самые широкие слои французского
общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим
дворянству и духовенству, поскольку
для них в связи с ростом
экономических трудностей и политического
давления со стороны третьего сословия
укрепление и централизация
В абсолютизме была заинтересована
и крепнущая буржуазия, которая
не могла еще претендовать на политическую
власть, но нуждалась в королевской
защите от феодальной вольницы, вновь
всколыхнувшейся в XVI веке в связи
с Реформацией и религиозными
войнами. Установление мира, справедливости
и общественного порядка было
заветной мечтой основной массы французского
крестьянства, связывающего свои надежды
на лучшее будущее с сильной и
милосердной королевской
Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержкуи опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразешимые противоречия (Люблинская А. Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. – М, 2005. –с. 39).
Таким образом, в политике
абсолютизма с неизбежностью
проявляются и приобретают
Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли «могилой нации».
Верховная политическая власть
при абсолютной монархии всецело
переходит к королю и не делится
им с какими-то государственными органами.
Для этого королям необходимо
было преодолеть политическую оппозицию
феодальной олигархии и католической
церкви, ликвидировать сословно-
Уже в XVI в. Генеральные штаты
практически перестают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XV и XVI столетиях в странах
Западной Европы складываются абсолютные
монархии. Наступает последний период
истории феодализма. Предпосылки
абсолютизма коренятся в
Свое наиболее полное осуществление принципы абсолютной монархии находят во Франции. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и своей администрации:
а) полного контроля над всеми провинциями;
б) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и военной службе.
Приходит конец автономии городов. Перестают созываться генеральные штаты. Прекращает действие сеньориальная юстиция.
В начале XVI века в полную зависимость от короля попадает и церковь: все назначения на церковные должности исходят от короля.
Полное торжество
Сыграв в течение известного времени положительную роль в мировом историческом процессе, абсолютные монархии довольно быстро разложились, превратились в глубоко антиобщественную, реакционную силу