Французская буржуазная революция 18 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:38, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение революционного законодательства во Франции 18 веке, а также влияние революции на развитие французского права, развитие французской государственности от конституционной монархии к республике.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие исседовательские задачи:
1. Изучить эволюцию французской государственности от конституционной монархии к республике.
2. Рассмотреть предпосылки формирования режима консульства во Франции.
3. Проанализировать структуру Конституции 1799г.

Файлы: 1 файл

Контрольная Франц революция.docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

Важное значение имел Декрет от 17 июля 1793г. «Об окончательном  упразднении феодальных прав», где  безоговорочно признавалось, что  все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как  постоянные, так и временные, «отменяются  без всякого вознаграждения». Феодальные документы, подтверждающие сеньориальные  права на землю, подлежали сожжению. Бывшие сеньоры, а также должностные  лица, утаивающие такие документы  или сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного  заключения. Хотя якобинцы, выступающие  в принципе за сохранение существующих отношений собственности, не удовлетворили  всех требований крестьянских масс(о  конфискации дворянских земель, об уравнительном и бесплатном их разделе), аграрное законодательство Конвента для  своего времени отличалось большой  смелостью и радикализмом. Оно  имело далеко идущие социально-политические последствия, стало правовой основой  для превращения крестьянства в  массу мелких собственников, свободных  от пут феодализма. Для закрепления  принципов нового гражданского общества Конвент Декретом от 7 сентября 1793г. постановил, что «ни один француз  не может пользоваться феодальными  правами в какой бы то ни было области под страхом лишения  всех прав гражданства".[7, c.329]

Характерно, что тесная связь  якобинцев с городскими низами, когда  этого требовали чрезвычайные обстоятельства (продовольственные трудности, рост дороговизны и т. п.), неоднократно вынуждала их отступать от принципа свободы торговли и неприкосновенной частной собственности. В июле 1793г. Конвент ввёл смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793г. декретом о максимуме устанавливались твёрдые цены на продовольствие.

Принятые в конце февраля  – начале марта 1974 г. так называемые вантозские декреты Конвента предполагали бесплатное распределение среди  неимущих патриотов собственности, конфискованной у врагов революции. Однако вантозские декреты, с энтузиазмом  встреченные плебейскими низами города и деревни, не были проведены  в жизнь из-за, противодействия  со стороны тех политических сил, которые считали, что идея равенства  не должна осуществляться столь радикальными мерами. В мае 1794 г. Конвент декретировал введение системы государственных  пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено рабство в  колониях и т. д.

Радикальный характер имеет  и конституция 1793 года. Она провозглашает, что по форме правления Франция  является республикой, а по форме  государственного устройства она едина  и неделима, т.е. представляет собой  унитарное государство. Конституция  отвергла жирондистскую идею об изменении  административного деления Франции  с целью уменьшения централизации  в управлении и ослабления роли революционных  масс Парижа и его городского самоуправления, называвшегося Коммуной.

По ст.122 Конституции каждому  французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право  петиций, право объединения в  народные общества и другие права  человека. Статья 7 Декларации 1793 г. в  число личных прав граждан включила право собраний с "соблюдением  спокойствия", право свободного отправления  религиозных обрядов.[8, c.73]

Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как  противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое, и, казалось по тем временам устройство государства. В противовес проявившимся в годы революции плана регионализации Франции в ст. 1 подчеркивалось, что (французская республика едина и неделима).

Упразднив деление граждан  на активных и пассивных как несовместимое  с идеей равенства, Конституция  практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года ). Своеобразное стремление якобинцев  сочетать представительные органы с  непосредственной демократией (влияние  Ж. Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь, предлагать законы.

Законодательная власть принадлежит  законодательному корпусу, работающему  постоянно. При определении функций  этого органа проводится различие между  законами как актами, заключающими в себе общие нормы, и декретами  — распоряжениями, касающимися отдельных  случаев и лиц. Правда, это различие проведено недостаточно последовательно, так как ратификация договоров, например, отнесена к декретам, а  объявление войны называется законом.

Как и в конституции 1791 года, члены законодательного корпуса  пользуются депутатской неприкосновенностью. Законодательный корпус образуется прямым голосованием народа на его  первичных собраниях в кантонах. Каждый избранный в законодательный  корпус считается представителем всей нации, а не той группы населения, которая его избрала. В этом отношении, как и в других, якобинская конституция  строго придерживалась принципа единства и централизации, противодействуя  всяким местническим тенденциям.

Исполнительная власть принадлежит  исполнительному совету в составе 24 членов, избираемых законодательным  корпусом. На исполнительный совет  возлагается руководство общим  управлением и наблюдение за ним. Он может действовать только во исполнение законов и декретов законодательного корпуса.

Конституция устанавливает  выборность местных органов власти.

Избирательное право по новой  конституции более демократично, чем по Конституции 1791 года. Им пользовался  каждый гражданин, достигший 21 года, проживающий  в кантоне не менее шести месяцев  и живущий своим трудом. Не пользовались этим правом женщины и лица, не имеющие  самостоятельных занятий, т.е. находящиеся  в услужении (домашняя прислуга). Ценз оседлости, конечно, сужал права  рабочих. Избрание производилось по желанию каждого избирателя либо открытым голосованием, либо подачей  записок.

Провозглашается, что французский  народ есть “друг и естественный союзник свободных народов”: он не вмешивается в управление других народов и не потерпит, чтобы вмешивались  в его дела.

Принятый Национальным Собранием  законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая  часть первичных собраний не отклоняла  данный законопроект. Такая процедура  была попыткой воплотить в жизнь  идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что только «народ обсуждает и постановляет законы»( ст.10). По ряду вопросов, согласно Конституции, национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Исполнительный совет  являлся высшим правительственным  органом республики. Он должен был  состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских  собраний. На Исполнительный совет  было возложено «руководство общим  управлением и наблюдением за ним». Совет нёс ответственность перед Национальным собранием «в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях».

Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных  органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними  и международными условиями Конвент  был вынужден отсрочить вступление конституции в силу. Будучи убеждёнными, фанатичными и бескомпромиссными  революционерами, якобинцы полагали, что  окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся  обстановке могут быть осуществлены лишь в результате энергичных действий правительства, путём установления режима революционной диктатуры.

Чрезвычайные обстоятельства, в которых находилась тогда Франция, а именно война со странами, составившими коалицию против нее, необходимость  борьбы с внутренней контрреволюцией (восстание в Вандее и других местах) побудили Конвент отсрочить введение в действие конституции до заключения мира.

Конституция 1793 года представляет собой законодательное выражение  идей радикальной части мелкой буржуазии  и является наиболее демократичной  из всех конституций французской  буржуазной революции, хотя этот демократизм  был все же урезанным. [8, c.84]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 2. Предпосылки формирования режима консульства во Франции. Его легитимация. Разработка структур Конституции 1799г., краткая характеристика основных институтов

 

2.1 Революционное правительство.  Термидорианская республика

Во Франции сложилась  система управления, которая получила название революционного правительства. Декрет об организации временного революционного правительства был издан Конвентом 4 декабря 1793 г. Но еще до этого Конвент  отказался от принципа разделения властей  и сосредоточил в своих руках  всю полноту законодательной  и исполнительной власти, которая  осуществлялась через ряд его  собственных комиссий и комитетов. Особое значение приобрели комитет  общественного спасения и комитет  общественной безопасности.

Декрет об учреждении комитета общественного спасения был издан  Конвентом 6 апреля 1793 г. после измены командующего Северной армией генерала Дюмурье. Комитет состоял из девяти членов, избираемых поименным голосованием в Конвенте. Он должен был осуществлять наблюдение за всеми органами исполнительной власти, генералами и всеми учреждениями, принимать меры по внутренней и внешней  обороне. 26 июля 1793 г. комитет получил  право производить аресты, а в  дальнейшем его полномочия еще больше расширились. Он составлял списки кандидатов в другие комитеты, подписывал верительные  грамоты посланникам, определял  их полномочия и даже имел право  вступать в непосредственные отношения  с иностранными государствами. Руководил  комитетом Робеспьер. Комитет общественного  спасения сыграл огромную роль в системе  якобинской диктатуры, в проведении всех ее революционных мероприятий  и особенно в борьбе с европейской  коалицией.

Комитет общественной безопасности окончательно сформировался в октябре 1793 года после долгой борьбы между  жирондистами и монтаньярами. К этому  времени он стал оплотом монтаньяров. В обязанности комитета входила  непосредственная борьба с контрреволюционерами и всеми, кто нарушал общественный порядок. Он имел право производить  аресты лиц, заподозренных в контрреволюционной деятельности.

Весьма важным орудием  якобинской диктатуры был революционный  трибунал, структуру которого окончательно установил декрет Конвента от 10 июня 1794 г.

Трибуналу были подсудны дела о врагах народа, т.е. контрреволюционерах, изменниках, спекулянтах и др. Наказанием за преступления, подлежавшие ведению  трибунала, была только смертная казнь. Руководством для вынесения приговора служила совесть присяжных. Обвиняемый, за некоторыми исключениями, допрашивался в открытом заседании. Все показания, как правило, давались устно. Если имелось достаточное количество доказательств, то свидетели не заслушивались. Предавать суду революционного трибунала имели право только Конвент, комитет общественного спасения, народные представители, комиссары Конвента и общественный обвинитель Конвента.

Органами революционного правительства на местах были комиссары  Конвента, посылавшиеся с чрезвычайными  полномочиями в департаменты и армию, а также муниципалитеты, на родные общества и революционные комитеты.

Комиссары руководили проведением  рекрутских наборов, расследовали злоупотребления  и наблюдали за генералами и офицерским составом. Муниципалитеты были главнейшей опорой Конвента на местах. К ним  даже отошла часть функций генеральных  советов департаментов.

Народные общества представляли собой отделения якобинского  клуба. По всей Франции их было 44 тысячи. Они помогали комиссарам в чистке администрации и выдвигали должностных  лиц из своей среды. В каждой городской  коммуне местным населением выбирался  революционный комитет. На его обязанности  лежало постоянное наблюдение за всеми  врагами революции, священниками, агентами эмигрантов, иностранными шпионами, бывшими  дворянами, жирондистами и пр. Революционные  комитеты составляли списки подозрительных граждан, подлежащих аресту.

Конвент произвел коренную реорганизацию армии, которая состояла из добровольцев и регулярных частей. С февраля 1793 года добровольчество  комбинировалось с принудительным набором (обычно по жеребьевке). Можно  было уклониться от военной службы, наняв за себя заместителя, который  вооружался и экипировался нанимателем. Буржуазия избавлялась от “налога  крови”. Одновременно была произведена  так называемая “амальгама”, т.е. включение  регулярных войск в общую систему  революционной армии, которая была подчинена одному уставу и единому  командованию. Волонтерские части подняли  революционное настроение в армии.

В декрете 14 августа 1793 г. о  массовом наборе добровольцы уже  не упоминались. В первую очередь  призывались холостяки и бездетные  вдовцы в возрасте от 18 до 25 лет.

Комитет общественного спасения произвел чистку командного состава  и вместо генералов-дворян, которым  солдаты не доверяли, поставил новых  людей. Командующие армиями назначались  комитетом общественного спасения и утверждались Конвентом. В армии  велась политическая работа, которая возлагалась на особых комиссаров, назначаемых Конвентом из числа депутатов. Комиссары обладали чрезвычайными полномочиями. Они могли производить в районе военных действий реквизиции и принудительные займы у богатых граждан, временно отрешать от должности гражданских чиновников и смещать командный состав.

Информация о работе Французская буржуазная революция 18 век