Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:48, контрольная работа
К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства. Она не смогла предотвратить неуклонно нараставший экономический, социальный и политический кризис. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции стала именно абсолютная монархия. Она давно уже перестала выражать общенациональные интересы и всё более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, торговые монополии и другие атрибуты феодализма.
Великая Французская революция и ее влияние на развитие буржуазного государства………………………………………………………. 3
-Парижская коммуна 1871 г., формы государственности…………..9
Формирование конституционной монархии. Революция 1905 года………………………………………………………………………13
Практическое задание………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………….19
Падению авторитета жирондистов способствовало и то обстоятельство, что они, отменив Конституцию 1791 г., не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ.
Ещё 1 октября 1792 г. была создана конституционная комиссия Конвента, которая в своей работе проявила нерешительность и медлительность. Составленный одним из вождей жирондистов, известным математиком Кондорсе, конституционный проект был слишком громоздким (насчитывал 400 статей), доктринерским и догматичным, далёким от реальной жизни.
Республика по жирондистскому проекту должна была основываться на принципе единства власти, на закреплении центрального места за представительным органом, выступающим в виде однопалатного законодательного собрания. Представительную форму правления жирондисты пытались дополнить и непосредственной демократией.
Конституционный проект жирондистов дебатировался в Конвенте вплоть до 2 июня 1793 г., т.е. до падения их власти, но он так и не был утверждён. Нарастающая напряжённость в обществе, рост политической активности масс, усиление противостояния жирондистов и якобинцев в Конвенте и за его стенами, а также нерешительность лидеров жирондистов препятствовали созданию ими республиканского конституционного строя.
2 июня 1793г.
Правительство жирондистов
Якобинская диктатура. Конституция 1793г
Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап(2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.
За якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых отражали, прежде всего, господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс.
На якобинском этапе революции участие различных слоёв населения в политической борьбе достигает своей кульминации. Благодаря этому во Франции в это время были выкорчёваны остатки феодальной системы, проведены радикальные политические преобразования, отведена угроза интервенции войск коалиции европейских держав и реставрации монархии.
Историческая
особенность данного периода
в истории французской
Французская буржуазная революция предопределила развитие по капиталистическому пути не только самой Франции, но и ускорила развитие буржуазных отношений в других европейских странах. Под ее влиянием возникло буржуазное революционное движение и в Латинской Америке.
Парижская коммуна 1871 г, формы государственности.
Парижская Коммуна - первая попытка рабочего класса установить диктатуру пролетариата в результате революции 1871 года во Франции. Это городская община Парижа, образовавшая революционное правительство, стремившееся ввести во Франции федеративный строй автономных общин. Однако время ее существования было не долгим.
Общественная жизнь и политическое устройство Франции конца XIX в.
В 1870-х годах жизнь во Франции во многом определялась последствиями ее недавнего поражения в войне, включая выплату огромной контрибуции. Молодая республика провела реформу армии и системы образования, поскольку эти звенья управления были наиболее дискредитированы во время войны. В последние годы 19 в. армия и школьная система образования были объектами конфронтации политических группировок, боровшихся за власть и влияние в стране. 4 сентября 1870 года была провозглашена Третья республика, и Париж приготовился к осаде.
Правительство народной обороны должно было вести войну при полном отсутствии денежных средств, после ряда тяжелых поражений; вместе с тем оно должно было управлять страной, дезорганизованной продолжительным Наполеоновским режимом, с чиновниками, преданными империи и ненавидевшими республику.
В области внутреннего управления оно сделало не меньше.
4 сентября
1870 года, в самый день своего
образования, оно издало и привело
в исполнение декрет об
5 сентября, несмотря на сильную нужду в деньгах, оно отменило штемпельный сбор с периодических изданий, а 10 сентября залоги с них, и провозгласило полную свободу печати, которой печать немедленно широко воспользовалась.
В тот же день оно отменило требование присяги от чиновников и депутатов.
Эти и другие меры того же рода, быстро и глубоко преобразовавшие государственный строй Франции, хотя и не получавшие санкции ни от какого законодательного собрания, послужили исходной точкой дальнейшего развития, не всегда, однако, прогрессивного.
В области экономических мероприятий правительство декретировало отсрочку уплаты квартирных денег и взысканий по векселям в Париже. Меру, имевшую революционный характер, но спасавшую от гибели всю массу мелкого люда (отмена этих мер правительством Тьера в марте 1871 г. послужила ближайшим поводом к восстанию коммуны).
Несмотря на занятие, врагом значительной части французской территории, взаимная борьба различных общественных групп и партий не прекратилась и чувствовалась в самом правительстве. Бонапартисты боялись торжества республиканских начал и противились правительству, насколько только было возможно. Пролетариат, принесший громадные жертвы для войны и жаждавший вести её до последней крайности, вовсе не желал, однако, действовать исключительно в интересах буржуазии. Последняя негодовала на отсрочку платежей, и обвиняло правительство в безумии, требуя скорейшего заключения мира. После капитуляции Парижа (28 января 1871) правительство народной обороны сложило свои полномочия. Верховная власть принадлежала теперь национальному собранию, заседавшему сперва в Бордо, а с 10 марта 1871 г. в Версале. Оно было избрано на неопределенный срок, с обязанностью восстановить порядок в стране , и решить вопрос о форме правления. 17 февраля 1871 г. оно избрало главой исполнительной власти Французской республики Тьера, на имени которого могли сойтись все партии, республиканцы и монархисты; но он был только исполнительным органом собрания и во всякое время мог быть им отозван.
Создание Парижской Коммуны
18 марта
1871 года пролетариат Парижа
Временная власть впредь до выборов оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии. В дни осады Парижа правительство, уступая давлению народа, желавшего сражаться с врагом, разрешило создание 200 новых батальонов Национальной гвардии. Они оказались пролетарскими. Демократически избранный, социалистический по своим убеждениям, Центральный комитет объявил о переходе правительственной власти в руки рабочих .
Правительство Тьера бежало в соседний Версаль. Две силы: пролетарский Париж, с одной стороны, и буржуазная Франция - с другой, - оказались в состоянии гражданской войны. Коммуна ликвидировала постоянную армию, распустила старую полицию. Не стало буржуазного суда. Церковь была отделена от государства. Буржуазное чиновничество, не признавшее Коммуну и ее бойкотировавшее, было сметено указом о выборности должностных лиц.
Совет Коммуны понимал характер созданной им организации и сознательно стремился к ней. В одном из протоколов Коммуны прямо говорится о том, что Совет Коммуны должен быть "совокупностью комиссий, работающих совместно, а не парламентом, где каждый стремится сказать свое слово"
Для претворения в жизнь принятых решений Совет организовывал из своего состава 10 специальных комиссий. Первая военная комиссия ведала вопросами вооружения, снаряжения и подготовки Национальной гвардии. Вторая продовольственная комиссия осуществляла снабжение города продовольствием. Третья комиссия общественной безопасности должна была вести борьбу со шпионажем, диверсиями, спекуляцией и т. п. Комиссия труда и обмена руководила общественными работами, должна была заботиться об улучшении материального положения трудящихся, содействовать развитию торговли, промышленности.
Особое место занимала исполнительная комиссия. В ее функции входило координирование работ всех других комиссий и исполнение декретов коммуны. Сохраняя представительный характер высшего органа государственной власти, Совет коммуны соединял в своих руках законодательную и исполнительную власть. Была введена демократическая система всеобщих, равных и прямых выборов в органы государственной власти. Депутаты были ответственны перед избирателями и подотчетны им. Совет Коммуны был тесно связан с органами государственного управления на местах - окружными муниципалитетами
Государственный строй Парижской Коммуны
Центральный комитет Национальной гвардии начал с выборов в Совет Коммуны. Члены ЦК полагали, что, выбранные в качестве руководителей Национальной гвардии, они не имеют права на постоянную правительственную власть, тем более для всей Франции. Выборы в Совет Коммуны производились по городским округам, на основе всеобщего избирательного права и при совершенной свободе мнений. Поэтому в первоначальный состав Совета попало некоторое число буржуазных представителей - врагов Коммуны, но они тотчас устранились. Не менее половины депутатов (более 40 из 80) составляли рабочие. Остальные принадлежали к разного рода интеллигентным профессиям.
Руководящую роль играли в нем главным образом бланкисты (последователи О. Бланки), бывшие настоящими революционерами, но очень неясно представлявшими проблемы социалистического переустройства общества.
В поисках наилучшей формы управления Коммуна не избегала реорганизации своего аппарата. В конце концов, утверждается принцип: обсуждать коллегиально - отвечать одному. В соответствии с этим во главе комиссий был поставлен делегат (член) Коммуны, наделенный широкими полномочиями. Состоявшие при нем комиссий приобрели значение совещательных коллегий.
Комиссии, в свою очередь, опирались на широкий актив, особенно на профсоюзы и другие рабочие организации. В особенной степени это относится к комиссии труда и обмена; все основные меры, ею осуществленные (а среди них - организация биржи труда, регулирование труда женщин и подростков), принимались с учетом мнений, высказанных представителями профсоюзов.
Для поступления на некоторые должности требовалось пройти через конкурс или держать экзамен (перед этим предоставлялась возможность стажировки на будущую должность). Коммуна разработала и опубликовала план государственного переустройства Франции. Он был назван «Декларацией к французскому народу»
Это очень короткий план, но его принципы вполне определенны. Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской. И города, и самые малые деревни должны были обладать полнотой самоуправления, ограниченной одним - полнотой прав соседних коммун и интересами страны в целом. К компетенции каждой такой коммуны Декларация относила утверждение местного бюджета и разверстку налогов, управление всеми местными службами, организацию суда и полиции, народного просвещения, управление местными имуществами.
Трагический финал Коммуны общеизвестен. Обладая перевесом сил, версальское правительство сумело овладеть Парижем. Но перед тем оно столкнулось с героическим сопротивлением защитников Коммуны, с таким образцом воинской храбрости и непреклонности, какие еще не были известны в истории гражданских войн.
Коммунары умирали, как подобает героям. Их сотнями расстреливали без суда (по выбору офицеров) и тут же зарывали во дворах, на бульварах. Зарывали нередко еще живыми. Потом, когда не менее 30 тысяч человек было расстреляно, вспомнили о суде. Еще 50 тысяч человек поплатились каторгой, тюрьмой, ссылкой.
Коммуна потерпела поражение, но что осталось от Коммуны - это ее опыт. И он был широко использован большевиками в борьбе за власть, которыми прежде всего был отброшен либерализм Коммуны: «диктатура пролетариата» предполагала твердую и неделимую власть правящей партии и, конечно, безграничный «революционный террор». Это одно, не говоря о прочем, исключает вопрос о преемственности, будто бы существующей между Парижской Коммуной и так называемой советской властью.