Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:25, доклад
Должность главы правительства Советского Союза была в большой степени аналогична должности премьер-министра в других странах. В разные годы полномочия главы правительства СССР менялись, однако в целом лицо, занимавшее эту должность, осуществляло руководство деятельностью правительства СССР, подбор кадров для их включения в состав правительства и обладало правом принятия в неотложных случаях решений по отдельным вопросам государственного управления. Глава правительства не обладал правом самостоятельно назначать и отстранять от должности руководителей центральных органов государственного управления; это право принадлежало высшему органу законодательной власти.
Главы правительства СССР, даты правления, характер их действий.
Этапы холодной войны.
Политический деятель советского периода (Н.С. Хрущев- биографические данные).
Список используемой литературы.
Иосиф Виссарионович
Сталин
Период правления: 3 апреля 1922 — 5 марта
1953
Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин (настоящая фамилия — Джугашви́ли, груз. იოსებ ჯუღაშვილი, 6 (18) декабря 1878, по официальной дате 9 (21) декабря 1879 — 5 марта 1953) — советский государственный, политический и военный деятель. Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) с 1922 года, глава Советского Правительства (Председатель Совета Народных Комиссаров c 1941 года, Председатель Совета Министров СССР с 1946 года), Генералиссимус Советского Союза (1945).
Период нахождения Сталина у власти ознаменован с одной стороны форсированной индустриализацией страны, победой в Великой Отечественной войне, массовым трудовым и фронтовым героизмом, превращением СССР в сверхдержаву со значительным научным, военным и промышленным потенциалом, беспрецедентным усилением геополитического влияния Советского Союза в мире; с другой — установлением тоталитарного диктаторского режима, массовыми репрессиями, иногда направленными против целых социальных слоёв и этносов, насильственной коллективизацией, приведшей к резкому спаду в сельском хозяйстве и голоду 1932—1933 гг, миллионными людскими потерями (в результате войн, депортаций, немецкой оккупации, голода и репрессий), разделением мирового сообщества на два враждующих лагеря, установлением просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе и началом холодной войны.
Российское общественное мнение по поводу личной заслуги или ответственности Сталина за перечисленные явления до сих пор поляризовано.
Политическая система, реализованная Сталиным в 1928—1953 гг., получила название «сталинизм».
Георгий Максимилианович
Маленков
Период правления: 5 марта 1953 — 8 февраля
1955 (Председатель Совета Министров СССР)
Гео́ргий Максимилиа́нович Маленко́в (26 декабря 1901 (8 января 1902) — 14 января 1988) — советский государственный и партийный деятель, соратник Сталина. Член ЦК КПСС (1939—1957), кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1941—1946), член Политбюро ЦК КПСС (1946—1957), член Оргбюро ЦК ВКП(б) (1939—1952), секретарь ЦК КПСС (1939—1946, 1948—1953), депутат Верховного Совета СССР 1 - 4 созывов. Курировал ряд важнейших отраслей оборонной промышленности, в том числе создание ядерной и водородной бомбы. Фактический руководитель Советского государства в марте-сентябре 1953 года.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Никита Сергеевич Хрущёв
Период правления: 7 сентября 1953 — 14 октября
1964
Ники́та Серге́евич Хрущёв (5 (17) апреля 1894 — 11 сентября 1971) — Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, Трижды Герой Социалистического Труда. Первый лауреат Шевченковской премии.
Развенчал культ личности Сталина, провёл ряд демократических преобразований и массовую реабилитацию политических заключённых. Улучшил отношения СССР с капиталистическими странами и Югославией.
Его политика десталинизации привела к разрыву с режимом Мао Цзэдуна в Китае, несмотря на активную помощь Китайской Народной Республики (КНР) со стороны СССР, что сказалось на многолетнем сотрудничестве стран. Однако, в то же время, КНР было оказано существенное содействие в разработке собственного ядерного оружия и осуществлена частичная передача существующих в СССР технологий его производства.
Начал первые программы массового жилищного строительства (хрущёвки) и освоения космического пространства человечеством.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Леонид Ильич Брежнев
Период правления: 14 октября 1964 — 10 ноября
1982
Леони́д Ильи́ч Бре́жнев (19 декабря 1906 (1 января 1907) — 10 ноября 1982) — советский партийно-государственный деятель.
Первый секретарь ЦК КПСС с 1964 года (с 1966 года Генеральный секретарь) и Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 годах и с 1977 года.
Маршал Советского Союза (1976).
Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981).
Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973) и Ленинской премии по литературе (1979).
Под именем Л. И. Брежнева опубликована трилогия: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина».
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Юрий Владимирович
Андропов
Период правления: 12 ноября 1982 — 9 февраля
1984
Ю́рий Влади́мирович Андро́пов (2 (15) июня 1914 — 9 февраля 1984) — советский государственный и политический деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982—1984), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983—1984), Председатель КГБ СССР (1967—1982).
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Константин Устинович
Черненко
Период правления: 13 февраля 1984 — 10 марта
1985
Константи́н Усти́нович Черне́нко (11 (24) сентября 1911 — 10 марта 1985) — Генеральный секретарь ЦК КПСС с 13 февраля 1984, Председатель Президиума Верховного Совета СССР с 11 апреля 1984 (депутат — с 1966-го). Член КПСС с 1931 года, ЦК КПСС — с 1971 года (кандидат с 1966-го), член Политбюро ЦК КПСС с 1978 года (кандидат с 1977-го).
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Ленин Владимир Ильич (1870—1924) — теоретик марксизма, творчески развивший его в новых исторических условиях, организатор и вождь Коммунистической партии Советского Союза и международного коммунистического движения, основатель Советского государства.
Формированию и развитию эстетических взглядов Ленина способствовали его богатейшая эрудиция, глубокое знание и изучение явлений отечественной и мировой культуры, революционно-демократической эстетики, а также его неизменный интерес к различным видам искусства, особенно к худож. литературе и музыке, и основательное знакомство с ними, непосредственное общение с видными деятелями культуры и искусства (например, тесные контакты многие годы поддерживал Ленин с Горьким).
Разработанная Лениным диалектико-
Ленин раскрыл исторический характер
явлений духовной культуры общества, доказал
необходимость выявления их гносеологических
и социально-классовых корней. Ленинская
теория отражения позволила выявить несостоятельность
идеалистических концепций искусства,
разрывающих его связи с действительностью.
Правдивое отражение закономерностей
последней в ее ведущих тенденциях (Отражение
художественное, Реализм), отражение существенного,
типического, выступает, в свете ленинской
теории, важнейшим критерием ценности
искусства.
Серия статей Ленина о Толстом является образцом конкретного применения принципов диалектики, теории отражения к анализу художественного творчества, выявлению его идейно-эстетического своеобразия. Называя Толстого «зеркалом русской революции», Ленин подчеркивал социально-классовую обусловленность процесса отражения действительности в искусстве: «Толстовские идеи, это — зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни...» (т. 17, с. 212). Выступая как против бесстрастного объективизма, так и против вульгарного социологизма в понимании художественного творчества, Ленин показал, что отражение действительности в произведениях искусства («Толстой поразительно рельефно воплотил... черты исторического своеобразия всей первой русской революции...» — т. 20, с. 20) неотделимо от субъективного отношения к ней художника, дающего эстетическую оценку изображаемому с позиций определенных социальных идеалов. По логике ленинской мысли «горячий, страстный, нередко беспощадно-резкий протест» Толстого против полицейско-казенного государства и церкви, «обличение капитализма» (т. 20, с. 20—21) — необходимое условие художественной ценности и социальной значимости его произв. Художественное обобщение существенного, закономерного в действительности осуществляется, по Ленину, через индивидуальное, единичное: «...весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов» (т. 49, с. 57). Таким образом, процесс художественного творчества рассматривался Лениным как диалектическое единство объективного и субъективного, познания и оценки, единичного и общего, социального и индивидуального.
Положение о связи искусства с социальной действительностью получило углубленное толкование в разработанном Лениным учении о партийности искусства. В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905) ложным идеям о «незаинтересованности» искусства, «барскому анархизму», замаскированной зависимости буржуазного художника от денежного мешка Ленин противопоставил лозунг пролетарской, коммунистической партийности искусства, открытой его связи с идеями социализма, жизнью и борьбой революционного пролетариата. Считая социалистическое искусство «частью общепролетарского дела» (т. 12, с. 100—101), Ленин был далек от игнорирования специфики художественной деятельности, диалектически связывая принцип партийности с вопросом свободы творчества. Указывая на социальные предпосылки формирования художественного таланта, Ленин критиковал субъективно-идеалистический лозунг абсолютной свободы творчества. Столь же резко выступал он против принижения специфики творческой индивидуальности художника (Индивидуальность в искусстве), постоянно напоминал о необходимости бережного отношения к таланту. В искусстве, писал Ленин, «безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (т. 12, с. 101). Но подлинную свободу творчества, подчеркивал Ленин, художник обретает лишь в сознательном служении народу, революции, социализму: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды» (т. 12, с. 104).
Теоретические вопросы
худож. творчества рассматривались Лениным
в органической связи с задачами революционного
преобразования общества. Ленин определил
осн. идейную направленность социалистической
культуры, в т. Ленин культуры художественной,
конкретные пути ее становления и развития.
Сущность культурной революции раскрывается
Лениным в работах «Странички из дневника»,
«О нашей революции», «Лучше меньше, да
лучше» и др. Культурная революция
предполагает, по Ленину, самое широкое
народное образование и воспитание, открывающее
доступ народным массам к культурным ценностям,
воспитание новой, подлинно народной интеллигенции,
переустройство быта на социалистических
началах. Ленин прозорливо предвидел,
что в результате культурной революции
родится новое, многонациональное искусство,
способное воспринять и творчески переработать
лучшие достижения мировой художественной
культуры.
Это будет «действительно новое, великое
коммунистическое искусство, которое
создаст формы соответственно своему
содержанию». Указывая на необходимость
освоения культурных богатств, накопленных
в процессе исторического развития общества,
Ленин в то же время выступал против некритического
отношения к культуре буржуазного общества,
внутри которой нужно различать реакционную
культуру господствующих классов и «элементы
демократической и социалистической культуры»
(т. 24, с. 120). Процесс освоения,
переработки и развития худож. культуры
прошлого должен происходить «с точки
зрения миросозерцания марксизма и условий
жизни и борьбы пролетариата в эпоху его
диктатуры» (т. 41, с. 462).
Ленин подверг резкой критике нигилистическое отрицание всей прошлой культуры теоретиками Пролеткульта. Пролетарская культура не является «выскочившей неизвестно откуда», говорил Ленин на III съезде РКСМ. «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества...» (т. 41, с. 304). Попытки «лабораторного» создания нового искусства, обоснования «чистой» пролетарской культуры Ленин считал теоретически неверными и практически вредными, заключающими в себе угрозу отрыва культурного авангарда от масс (т. 44, с. 348— 349). Подлинная социалистическая худож. культура должна быть не только итогом культурного развития человечества, но и «уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс».
Народность является, по Ленину, не только неотъемлемой чертой нового, социалистического искусства, но и одним из принципов освоения культурного богатства. Оценка художественного наследия сквозь призму художественно-эстетических идеалов народных масс не означает, однако, упрощенного отбрасывания всего сложного в истории художественной культуры. Освоение художественного наследия должно способствовать формированию у трудящихся эстетического вкуса, пробуждению в них «художников». Сформулированные Лениным принципы партийности и народности искусства, бережного отношения к художественному таланту и культурному наследию и др. легли в основу политики Коммунистической партии в области развития советской литературы и искусства.