Гомеровское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:24, статья

Описание работы

Гомеровское общество. Основу общества составляли свободные общинники: земледельцы и ремесленники, входившие в народное собрание, которое принимало решения по главным вопросам жизни города-государства. Однако собиралось оно нерегулярно и со временем стало терять свое первоначальное значение.
Возможно, в эту эпоху появляется рабство, источником которого становятся междоусобные войны, приводившие к захвату пленников. Рабство носило патриархальный характер и не порождало жесткого противостояния рабов и господ, какое возникнет в Римской империи — невольники являлись членами семей, участвовали в общей трапезе и домашних праздниках. Раб не рассматривался как личность, отчужденная от хозяина.

Файлы: 1 файл

Гомеровское общество.docx

— 16.16 Кб (Скачать файл)

Гомеровское общество. Основу общества составляли свободные общинники: земледельцы  и ремесленники, входившие в народное собрание, которое принимало решения  по главным вопросам жизни города-государства. Однако собиралось оно нерегулярно  и со временем стало терять свое первоначальное значение.

Возможно, в эту эпоху появляется рабство, источником которого становятся междоусобные войны, приводившие к  захвату пленников. Рабство носило патриархальный характер и не порождало  жесткого противостояния рабов и  господ, какое возникнет в Римской  империи — невольники являлись членами  семей, участвовали в общей трапезе  и домашних праздниках. Раб не рассматривался как личность, отчужденная от хозяина.

Высшим слоем общества являлись басилеи — первые аристократы, люди «голубой крови», составлявшие Совет , с решениями которого считалось народное собрание. Понятие знатности зависело от родовитости фамилии, а не от богатства. Именно этим басилеи отличались от простых общинников, так как в остальном вели простую жизнь, как и общинники. Это примитивная и неразвитая форма царской власти, не сопоставимая с древневосточной. Например, послы, пришедшие звать Одиссея в поход на Трою, застают царя острова Итаки за вспашкой поля. Одиссей не стыдится того, что обрабатывал землю и собственноручно изготовил себе кровать. У басилеев нет такого снисходительного отношения и пренебрежения к ремеслу, к физическому труду, которое возникнет в среде позднейшей греческой аристократии.

«Илиада» и «Одиссея» отражают период, когда для племенных вождей ответственность перед родовым  коллективом уже ушла в прошлое, а ответственность перед коллективом  граждан еще не сформировалась, потому что граждан еще нет. Это особые этические нормы . Агамемнон, Одиссей лично могут быть не правыми, из-за них гибнут люди, но никто их ни в чем не обвиняет. Например, Одиссей заводит своих спутников на остров к циклопу Полифему, который убивает его товарищей. Оставшиеся в живых Одиссея не осуждают, так как никто не видит вины вождя, — он вне рамок суждений своих спутников. Еще нет четкого представления об этике, и жизнь человека не ставится в жесткую зависимость от его морального поведения. Ахилл должен умереть, будет ли он жесток или добр, Троя будет разрушена, независимо от благочестия или злонравия ее граждан,  — по представлению греков, события направляются судьбой, божественной и человеческой волей, но не зависят от моральных ценностей людей.

.. два человека  на поле, обоим им общем, 

С мерой в руках, меж собой  о меже разделяющей спорят

И на коротком пространстве за равную ссорятся долю. (имущество)

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . неправый

Свой совершают на площади суд  и насилия множат,

Правду теснят и ничуть наказанья  богов не страшатся.(суд)

(У Гомера можно найти даже понимание непродуктивности рабского труда (Од., XVII.320-323)J

Если власти хозяина раб над  собою не чует,

Всякая вмиг у него пропадает  охота трудиться.

Лишь половину цены оставляет широкоглядящий

Зевс человеку, который на рабские  дни осужден им.

 

Даже такие, что раньше всегда при судах оставались,

Кормчие, что на судах мореходных рулем управляли,

Кто продовольствием ведал и  был раздавателем пищи, —

Все на собранье спешили, узнав, что  Пелид быстроногий

Снова явился, так долго чуждавшийся горестной битвы.

Двое, хромая, брели, — служители  бога Ареса, — 

Сын боестойкий Тидея и царь Одиссей богоравный.

Шли, опираясь на копья: их раны еще  не зажили.

Оба, придя на собранье, в переднем ряду поместились,

Самым последним пришел повелитель мужей Агамемнон,

Тяжкою раной страдая: и он середь схватки могучей 

Пикою был поражен Антеноровым сыном Кооном.


Информация о работе Гомеровское общество