Горнозаводской политехникум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:01, доклад

Описание работы

Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.

Файлы: 1 файл

статья ПУ.docx

— 24.52 Кб (Скачать файл)

                                                                                         Тимофеева Ю.Ю., НТГСПА

                                                                               Руководитель: Постников П.Г., канд. пед. наук, доцент. 

     В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ… 

     Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и  творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в  соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой  созидательный вклад[1].

     Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем  системы профессионального образования, занимающим значительное место в  удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее  время это образование имеют 22 % населения России. В экономике  и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых специалистов. 
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию[2].

     Современные тенденции реформирования системы  образования направлены на повышение  качества среднего специального образования. Меняются стандарты образования, появляются новые подходы к результатам  обучения на всех ступенях образования. Профессиональное образование не является исключением.

     Так, например, происходит изменения в  самой структуре среднего профессионального  образования.  В прошлое уходят профессиональные училища, на смену  им приходят многочисленные колледжи, техникумы, политехникумы.

     Город  Нижний Тагил, промышленный город с  богатой историей. Его жители заинтересованы в том, что бы поддерживать марку города металлурга, опорного края страны, поэтому все изменения в системе именно профессионального образования остаются важными для каждого жителя.

     На  сегодняшний день подготовкой ценных трудовых кадров в г. Нижний Тагил занимается большое количество учебных заведений. Одним, из которых является Горнозаводской политехникум, который был сформирован на базе ПУ №104.

     Этот  политехникум является ярким примером итога реформирования в системе среднего профессионального образования не только на современном этапе, но и в период  советского образования.

     Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования  «Профессиональное училище № 104» - одно из старейших образовательных  учреждений Нижнего Тагила. Основанное в 1940 году как базовое образовательное  учреждение для Новотагильского  металлургического завода, пережившее за 72 года своего существования головокружительные взлеты и периоды затишья, училище неизменно остается площадкой подготовки квалифицированных кадров для Нижнетагильского металлургического комбината. 

     30 октября 1940 года начальником Свердловского  управления Трудовых резервов  был подписан приказ № 15 «Об  организации в городе Нижний  Тагил школы ФЗО № 2 на базе  Нижнетагильского металлургического  завода».

     С этого времени и до сегодняшнего дня Профессиональное училище  № 104 (бывшая школа ФЗО № 2) выпустило  для предприятий города свыше 27 тысяч  специалистов рабочих специальностей. Среди них есть известные люди Нижнего Тагила, которые были удостоены  званий «Почетный гражданин города»  и «Герой социалистического труда».

     Профессиональное  училище № 104 сегодня – это  учебный корпус и производственные мастерские, это 42 профессионально  – педагогических работника и 600 учащихся. Это старт для молодых  людей, которые, получив профессию, востребованы на предприятиях города.

С 1940 – 1959 г.г. – школа ФЗО № 2

     Первым  директором был назначен Василий  Андреевич Аксенов. Он проработал всего  два года, был призван в ряды РККА и в 1943 г., погиб на фронте.

      В годы ВОВ учащиеся занимались в холодных бараках, не хватало парт и учебников, производственную практику проходили  на производственных объектах, там  же защищали свои выпускные работы.

      Первый  выпуск молодых рабочих в количестве 320 человек состоялся в 1941году.

      Пятнадцатилетние  выпускники вставали на рабочие места, вместо кадровых рабочих, уходивших  на фронт, и предприятие не только продолжало работать, но и наращивало выпуск металла.

      За  годы ВОВ в школе было подготовлено более четырех тысяч молодых  рабочих по различным профессиям металлургического и ремонтно-строительного  профиля.

     После окончания ВОВ возникла необходимость  восстановления разрушенного войной народного  хозяйства. С внедрением в производство достижений мировой и отечественной  науки и передовых технологий стало очевидным, что двигателем научно-технического прогресса должен стать высоко - квалифицированный  рабочий.

      В связи с этим в 1959 году школа ФЗО  № 2 была преобразована в ремесленное  училище № 46.

С 1959 – 1963 г.г. – ремесленное училище № 46

      С изменением структуры и типа учебного заведения изменилось и содержание обучения будущих рабочих.

      Было  введено теоретическое изучение предметов профессионально-технического цикла.  Срок обучения увеличился с 6 месяцев до 2 лет. В помощь мастерам профессионального обучения в училище приходят преподаватели специальных, общетехнических и общественно-политических дисциплин. В училище вводятся новые должности: заместитель директора по учебно-производственной части и старший мастер.

     В связи с новой концепцией в  развитии производственных сил страны «Трудовые резервы» переименовываются  в государственную систему профессионально-технического образования, а вместе с ней в 1963 году РУ № 46 переименовывается в  ГПТУ № 46.

      Хорошая постановка учебно-методической и воспитательной работы, развитие технического творчества среди педагогических работников и учащихся, направленная  на повышение профессиональной подготовки, в сочетании с дальнейшим совершенствованием учебно-материальной базы в 1969 и 1971 году позволили училищу стать участником ВДНХ, где с экспонатами технического творчества были представлены  в виде буклетов учебные кабинеты и мастерские.

            В 1971 году, как имеющее  хорошо развитую учебно-материальную базу, ГПТУ № 46 одним из первых в  Свердловской области было преобразовано  в ТУ № 4 и перешло на подготовку рабочих на базе среднего образования.

     В то время училище располагалось в молодежном городке НТМК в ветхих неприспособленных зданиях. Еще в 60-е годы руководство училища настойчиво ставило вопрос перед базовым предприятием о строительстве нового учебного корпуса, и вот в 1980 году на бывшей 1 площадке был заведен и сдан в эксплуатацию новый учебный комплекс.

      В новых условиях открылись большие  возможности для реализации коллективом  творческого потенциала. С вводом  нового учебного комплекса несравненно  улучшились условия для организации  спортивной, культурно-массовой работы, социально-бытовых условий учащихся.

      В короткий срок своими силами были оборудованы  отвечающие современным требованиям 30 кабинетов и лабораторий. 3 учебно-производственных мастерских, 4 слесарных класса, стрелковый тир, спортивные площадки, корт, тренажерный  зал, теплица.

      Коллектив училища за победу в республиканском  соревновании                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    был награжден дипломом 1 степени  госкомитета ПТО и переходящим  Красным знаменем Совета Министров  РСФСР.

      В 1984 году ТУ № 4 было реорганизовано в  СПТУ № 104.

С 1985 года – профессиональное училище № 104

   В 80-е годы на базе училища проводятся городские, областные и республиканские  семинары, совещания по обмену опытом.

   В процессе своей трудовой деятельности большинство выпускников зарекомендовали  себя с самой лучшей стороны –  одни стали профессионалами высокой  квалификации, другие, продолжив образование, выросли до начальников участков, служб, цехов, предприятий и учебных заведений.

   Гордостью училища стали его выпускники :

Герои соц. труда: горновой Ярмошевич Г.М., сталевар Лукьянов В.Н., Морогов А.Д., Глухов Л.И.;

   Кавалеры  ордена Ленина: Тимашов А.Е., Видлев В.И..

     В 1992 году директором училища назначен его выпускник Абакумов Николай Михайлович.

   С того времени и до сегодняшнего дня  прошло много времени, и, несомненно, изменилось и Училище. Изменились и учебный корпус, и мастерские, в которых постепенно производится современное переоборудование, замена системы отопления, установка новой пожарной сигнализации и многое другое. Но главное не меняется – это тот трудовой дух, стремление в труде найти смысл своей жизни, это гордое осознание своей принадлежности к рабочей профессии, к металлургическому гиганту – ОАО «НТМК».

   Это трепетное отношение к рабочему мастерству и рабочей профессии  поддерживают и хранят старожилы  училища, те, кто многие годы своей  профессиональной деятельности отдали родному училищу и воспитанию рабочей молодежи: Катаргин Анатолий Иванович, мастер производственного  обучения, Щиклин Александр Федорович, мастер производственного обучения, Огуенко Вера Васильевна, мастер и  преподаватель спецтехнологии, председатель профкома училища.

   Этот  дух поддерживают и, молодые, и стараются в современных рыночных отношениях не уронить престиж рабочих специальностей.

     Сегодня выпускники 9-х и 11-х классов школ города и пригородного района могут обучиться здесь таким профессиям, как машинист крана, сварщик, электромонтер, слесарь КИПиА, мастер общестроительных работ. Производственное обучение учащиеся проходят в подразделениях ОАО «НТМК», «РМК-НТМК» а так же имеют возможность по окончанию училища трудоустроиться на эти предприятия, являющиеся сегодня социальными партнерами училища.

     На  сегодняшний день в связи с новыми изменениями в системе образования Профессиональное училище №104, пройдя достаточно сложные испытания, получило статус Горнозаводского политехникума, в котором будут готовить специалистов широкого профиля.

     Таким образом, можно сказать, что профессиональное образование в современном мире достаточно востребовано, а самое главное, что оно не стоит на месте, а идет в ногу со временем. 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Материалы взяты из музея истории ГБОУ СПО СО «Горнозаводской  политехникум».
  2. Структура профессионального образования. // Пора на работу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poranarabotu.ru/articleRubrik/article/1979/
  3. Там же.

Информация о работе Горнозаводской политехникум