Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:36, реферат
Следствием монгольского завоевания Казахстана стало то, что его территория оказалась разделенной между наследниками Чингисхана, который еще при жизни всю свою империю поделил на улусы между сыновьями. Территория Казахстана оказалась в составе трех улусов. Большая степная часть его вошла в улус старшего сына — Джучи, который умер еще при жизни Чингисхана, поэтому здесь стал править его сын Бату (1227-1256). Он занимал огромную территорию от Иртыша, Северное Семиречье, весь Восточный Дешт-и Кьшчак до Нижнего Поволжья. Ставка находилась в долине Иртыша.
Государства на территории Казахстана в XIY-XV веках. Золотая Орда, Ак Орда, Моголистан, Ногайская Орда
Следствием монгольского завоевания Казахстана стало то, что его территория оказалась разделенной между наследниками Чингисхана, который еще при жизни всю свою империю поделил на улусы между сыновьями. Территория Казахстана оказалась в составе трех улусов. Большая степная часть его вошла в улус старшего сына — Джучи, который умер еще при жизни Чингисхана, поэтому здесь стал править его сын Бату (1227-1256). Он занимал огромную территорию от Иртыша, Северное Семиречье, весь Восточный Дешт-и Кьшчак до Нижнего Поволжья. Ставка находилась в долине Иртыша.
Улус Чагатая включал в себя Южный и Юго-Восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавераннахр. Ставка располагалась в долине реки Или. В улус Угэдэя вошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Ставка находилась в районе Чугучака. Сын Тулуй владел коренным юртом в Монголии. Улус Угэдэя, являвшегося великим ханом в 1228-1241 годах, был ликвидирован в 1251 году, а его земли розданы сторонникам великого хана Мункэ — сына Тулуя, который был великим ханом в 1251-1259 годах, до него таковым являлся старший сын Угэдэя Гуюк (1246-1248).
Преемник Джучи — Бату предпринял завоевательные походы в Западный Дешт-и-Кыпчак, в земли волжских булгар и на русские княжества, в Польшу, Венгрию, Чехию и дальше. В результате в 1236-1242 годах под его властью оказались земли до низовьев Дуная, включая Крым. На всей этой огромной территории от верховьев Оби и Иртыша до низовьев Волги и Амударьи Бату-ханом было основано государство Золотая Орда со столицей в Сарай-Бату (близ Астрахани), позднее — в Сарай-Берке (близ Волгограда), во время правления брата Бату — Берке-хана (1257-1266). Окончательный удар по единству Монгольской империи был нанесен в 1260 году, когда после смерти Мункэ сразу два его брата — Ариг-Буга и Хубилай одновременно были провозглашены великими ханами. Но западные правители Берке в улусе Джучи и Хайду в улусе Чагатая не признали их и, по сути дела, стали независимыми правителями.
Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века, особенно при Узбек-хане (1312-1342), в 1312 году объявившего ислам государственной религией, а также при его сыне Жанибеке (1342-1357). Однако во второй половине XIV века она стала распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточного Дешт-и-Кыпчака из Золотой Орды выделилось самостоятельное государство Ак Орда. Первоначально Восточный Дешт-и-Кыпчак, северо-восточная часть Семиречья, Прииртышье были улусом старшего сына Джучи Орда-Еджена и назывался Кок Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи — Шайбана и назывался он Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена Ак Ордой стало именоваться все государство. Таким образом, в XIV веке практически вся территория Казахстана, за исключением Семиречья, которое входило в состав улуса Чагатаидов, называлась Ак Орда, ее центр находился в Сыгнаке. С конца XIV века земли Ак Орды назывались также Узбекским улусом. Фактически самостоятельной Ак Орда стала к середине XIV века при ханах Ерзене и Мубарак-ходже (1320-1344). Значительно укрепилась она при хане Урусе (1361-1380).
На месте улуса Чагатая во время правления Хайду (1269-1301) — внука Угэдэя в 1269 году оформилось государство Хайду, его территория простиралась от Алтая до Сырдарьи и Амударьи. В середине XIV века оно распалось на две самостоятельные части. В восточной части, в которую входил северо-восток Средней Азии, Семиречье и Восточный Туркестан, образовалось государство Моголистан. Основателем династии его правителей стал чагатаид
Тоглук-Тимур (1347-1362). В западной части - в Мавераннахре (Маверан-нахр — междуречье Сырдарьи и Амударьи, известен на западе под названием Трансоксиана) возникло государство эмира Тимура (1336-1405), который в 1370 году установил здесь свою власть и правил 35 лет. Эмир Тимур — сын бека Тарагая из тюркизированного монгольского племени барлас — стремился объединить под своей властью Среднюю Азию и создать огромную империю, но этому препятствовала Золотая Орда. Для того чтобы сломить ее, Тимур вел захватнические походы против Ак Орды и Моголистана. В 70-80-х годах он совершил около десяти походов против этих государств, в результате которых их самостоятельности был нанесен удар. Степные территории формально не были присоединены к империи Тимура, но Южный Казахстан с городами Сыгнак, Отрар, Сауран, Ясы, Сайрам фактически был утерян. На престол в Сыгнаке был возведен ставленник Тимура Тохтамыш -сын казненного Урус-ханом удельного владетеля Мангышлака джучида Туй-Ходжа-оглана. Тохтамыш захватил столицу Золотой Орды Сарай и попытался освободиться от опеки Тимура, но в результате походов Тимура в 1395 году был разбит и низвергнут с престола.
К концу жизни эмира его держава включала в себя Мавераннахр, Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, часть Индии. Зимой 1404/05 года он выступил с походом на Китай через Южный Казахстан, но в феврале 1405 года умер в Отраре.
В 1428 году к власти в Ак Орде пришел шайбанид Абулхайр, который правил 40 лет в ханстве, носившим его имя и простиравшимся от Яика на западе до Балхаша на востоке, от низовьев Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Столицей ханства был Сыгнак.
После распада Золотой Орды к середине XV века возникло самостоятельное государство на территории Западного Казахстана — Ногайская Орда (первоначальное название Мангытский юрт). Обособление Ногайской Орды как полунезависимого владения началось при Едыге, который правил в Золотой Орде (1396-1411). Окончательно она обособилась при сыне Едыге Нур ад-Дине (1426-1440). Господствующим племенем в Ногайской Орде были мангы-ты. Термины “ногай”, “ногайцы”, “Ногайская Орда” появились в литературе в начале XVI века. Ногайцы имеют монголо-кыпчакское происхождение и связаны с племенами XIII века, входившими в состав войска Ногая, золотоордынского темника из рода Джучи. В Ногайской Орде политическая и экономическая власть находилась в руках мангытских эмиров — потомков Едыге. В состав Ногайской Орды входили наряду с мангытами также кунграты, найма-ны, аргыны, канглы, алчины, кыпчаки, карлуки, алаш, тама и др. племена, непосредственно участвовавшие в процессе формирования казахской народности.
В 20-60-х годах XV века возникли Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское ханства.
Таким образом, монголы оставили после себя на территории Казахстана правящую верхушку — “ак суйек” (“белую кость”). Общество управлялось на основе строгого соблюдения закона, обязательного для всех, начиная от главы государства и кончая последним подданным. Власть монгольских правителей в покоренных странах осуществлялась через их наместников — беков, баскаков; система правления фактически оставалась прежней, но под контролем монголов. Действовали “Ясы Чингисхана”. Взимание налогов производилось на основании строго определенной системы, вводились казенная почта, административное управление. Монголы опирались на тюрков, роль которых в конечном итоге в евразийской этнополитической истории возросла.
В XIV-XV веках на территории
Казахстана возрождались разрушенные
монголами города, земледельческие
оазисы, развивалось кочевое и
полукочевое скотоводство, что привело
к росту производительных сил, торговых
отношений, культурных и хозяйственных
взаимосвязей с соседними регионами.
В области социально-
Социальная структура населения Казахстана в XIV-XV веках была сословно-классовая. Господствующую верхушку составляли прежде всего представители династии Чингизидов — ханы, а также неханствующие Чингизиды -султаны, огланы. Они опирались на поддержку аристократии племен и родов, состоящей из эмиров, беков, биев, баев. Массы оседлого и кочевого населения обозначались термином “карачу” — простолюдины, чернь.
В XIV-XV веках государства Ак Орда, Моголистан, ханство Абулхайра, Ногайская Орда по традиции назывались улусами — это были удельные владения членов правящей династии Чингизидов в рамках империи, но по мере роста их самостоятельности понятие “улус” приобрело значение “государство”. Главой государства был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью, при этом соблюдался традиционный обряд провозглашения ханом. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался по-разному — маджилис, диван.
Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, в случае войны выставляли ополчение, отдавали хану часть взимаемых с подвластного населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение.
Государства на территории Казахстана
в XIV-XV веках представляли собой устойчивые
политические структуры, обеспечивающие
самостоятельное социально-
В начале XIV века образование государств в Казахстане в послемонголь-ское время на местной этнической основе привело к тому, что эти государства стремились возродить экономические связи кочевников и оседлого населения. Это способствовало восстановлению и подъему городской культуры и особенно таких городов, как Сыгнак, Сауран, Отрар. В городах развивается ремесло — гончарное, кирпичеобжигательное, медницкое, бронзолитейное, ювелирное, стеклоделие, костерезное, камнерезное, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к середине XV века наблюдается развитие товарно-денежных отношений в Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре, Туркестане и других городах юга Казахстана.
Памятниками архитектуры того времени являются Мавзолей Джучи-хана (XIV в.) в Центральном Казахстане, Мавзолей Дауд-бека (XIV в.) в Таразе, Мавзолей Алаша-хана (XIV-XV вв.) в Центральном Казахстане, Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави (XIV-XV вв.) в Туркестане, Мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке, соборная мечеть и баня городища Отрар (XIV-XV вв.).
В XIV-XV веках развивается фольклор, представленный разнообразными мифами. Популярностью пользовались волшебно-героические сказки, например, “Ер-Тостпс”, “Аязби”. В тот период циклизировались и превратились в эпические повествования до того времени разрозненные сказания об Алпа-мысе, Кобланды, Саине, Козы Корпеше. Известны также имена жыршы, жы-рау Котана (XIV в.), Сыпыра (XIV-XV вв.). Из письменной литературы можно выделить “Кодекс Куманикус” (XIV в.) — образец научно-учебной, частично художественной литературы. Памятниками письменной литературы являются также “Огуз-наме”, произведение Хорезми “Мухаббат-наме”, Кутба “Хосров и Ширин” и др.
Музыкальными произведениями того времени были кюи на исторические, богатырские и любовные темы “Ескещцр”, “Кдмбар батыр”, “К,обланды батыр”, “Шора батыр”, а также кюи “Жошы ханныц жортуылы”, “Аксак, К¥лан”> “Эм1р Аксак” и др.
К XV веку мусульманское вероучение становится господствующим в среде постмонгольской кочевой элиты. Это связано с именем Берке-хана, который всячески способствовал распространению ислама в Золотой Орде, а также благодаря Узбек-хану. Вот как об этом писал Шакарим в “Шежире” (“Родословной...”): “Хан Озбек — потомок Джучи — принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе “Вера нам от Озбека осталась”. По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским)” [60, с. 41, 43]. Однако в XIV-XV веках наряду с исламом в среде населения Казахстана важную роль играли доисламские верования и культы.
Информация о работе Государства на территории Казахстана в XIY-XV веках