Государства после второй мировой войны - Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:48, доклад

Описание работы

Разгром Вооруженными силами СССР Квантунской Армии в Манчжурии ознаменовал в сентябре 1945 г. и освобождение Северо-востока Китая от японских захватчиков. Остальная территория Китая при поддержке США оказалась под контролем Гоминьдана. Начался заключительный этап гражданской войны. Итак, в 1947-1949 гг. в Китае функционировали два территориально-политических образования: революционно-коммунистический и гоминдановский.
В 1946 г. Государственный строй гоминдановского Китая был оформлен конституционно. 25 декабря 1946 г. Национальное собрание старого созыва приняло Конституцию Китайской республики, которая вступила в силу в 1947 г. и была значительно американизирована. В этой Конституции получили юридическое закрепление основные институты периода политической опеки.

Файлы: 1 файл

китай.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Государства после второй мировой  войны - Китай

 

Разгром Вооруженными силами СССР Квантунской Армии в  Манчжурии ознаменовал в сентябре 1945 г. и освобождение Северо-востока  Китая от японских захватчиков. Остальная  территория Китая при поддержке  США оказалась под контролем Гоминьдана. Начался заключительный этап гражданской войны. Итак, в 1947-1949 гг. в Китае функционировали два территориально-политических образования: революционно-коммунистический и гоминдановский.

В 1946 г. Государственный  строй гоминдановского Китая был оформлен конституционно. 25 декабря 1946 г. Национальное собрание старого созыва приняло Конституцию Китайской республики, которая вступила в силу в 1947 г. и была значительно американизирована. В этой Конституции получили юридическое закрепление основные институты периода политической опеки. По Конституции вводился отсутствовавший в тот период институт президентства. I сессия Национального собрания, открывшаяся в марте 1948 г., приняла «Временные правила на период национальной мобилизации для подавления мятежа», которыми отменялись некоторые положения Конституции, а избранному президентом Чан Кайши предоставлялись чрезвычайные диктаторские полномочия.

Несмотря  на принятие чрезвычайных мер и помощь США Гоминдан потерпел поражение  в гражданской войне против Коммунистической партии Китая (КПК) во главе с Мао Цзэдуном. Его военно-политические учреждения вынуждены были эвакуироваться на Тайвань (1949 г.). Созданный политический режим управления островом существует вплоть до 2008 г.

За период 1950-2008 гг. Тайвань (режим Тайбея) постепенно отказывается от военного правления. 1949-1977 гг. в политико-правовой истории Тайваня характеризовались наличием авторитарного режима и ограничением прав человека, в том числе контроль за въездом и выездом с острова, запретом на создание новых политических партий (чтобы не разрушить единство нации), на проведение демонстраций и забастовок и т.д.

В 1986 г. Гоминдан объявил об отмене чрезвычайного  положения и приступил к проведению целого ряда политических реформ. В  их число входили снятие ограничений на выпуск газет и других печатных изданий, принятие закона о собраниях и демонстрациях, разрешение гражданам посещать своих родственников, проживающих на материковом Китае.

На материковой  части Китая в 1948-1949 гг. в крупных городах была установлена революционная власть, главной опорой которой являлась Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Весной-летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), который 1 октября 1949 г. провозгласил Китайскую народную республику.

Впоследствии, пользуясь поддержкой Сталина Пекин  получил технологию атомной бомбы, создав в короткие сроки атомную  промышленность и став ядерной державой. Китайская армия участвовала  в корейской войне 1950-1952 гг. нанеся поражение американскому экспедиционному корпусу, отбросив его на границу по 38 параллели. Впоследствии конфликт Мао и Хрущева по вопросам критики Сталина на ХХ съезде КПСС, а также отказ последнего предоставить Китаю технологию носителей ядерного оружия стали причиной охлаждения, а впоследствии и разрыва тесных отношений между странами.

Первыми конституционными актами КНР явились Общая программа  НПКСК, которую впоследствии стали  называть временной Конституцией, а  также другие учредительные документы КНР.

Решение о  подготовке проекта Конституции  КНР принято по предложению ЦК КПК в январе 1953 г. 14 июня 1954 г. ЦНПС опубликовал доработанный проект Конституции  для всенародного обсуждения, которое  продолжалось более двух месяцев. 9 сентября 1954 г. ЦНПС на XXIV заседании обсудил проект Конституции и утвердил его для рассмотрения на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). 20 сентября 1954 г. I сессия ВСНП приняла Первую Конституцию КНР. Она провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян. Конституция закрепляла руководящую роль коммунистической партии в государстве.

После принятия Основного закона была сформирована новая система государственных  органов, принят ряд нормативных актов, в соответствии с которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Конституцией, а также ряд законов, направленных на проведение в жизнь конституционных положений. Последнее осложнялось культом личности Мао, диктаторскими методами правления, милитаризацией государственной и общественной жизни. В результате с конца 50-х гг. и до начала «культурной революции» конституционная политическая система КНР прошла сложную эволюцию в сторону отхода от принципов социалистического демократизма. Эти сдвиги происходили без изменения Конституции. Политическая практика была поставлена выше Основного закона страны.

Важнейшие конституционные положения отменялись партийными решениями без внесения соответствующих вопросов в государственные органы. Период «большого скачка», «коммунизации» характеризовался общим снижением роли представительных органов. Стали нарушаться сроки выборов в СНП: с 1958 по 1964 гг. они вообще не проводились.

Во время  «культурной революции», начавшейся в 1966 г., конституционная политическая система КНР была фактически уничтожена. Конституция КНР была превращена в фиктивный документ, а фактически - отменена.

Охлаждение  отношений СССР и КНР во второй половине 60-х гг. привели к затруднению  поддержки СССР борьбы Северного Вьетнама против попыток США установить свой контроль над страной. В конце 70-х гг. Китай предпримет агрессию против северных районов Вьетнама, но потерпев сокрушительное поражение, показавшее полную небоеспособность НОАК, отказался от проведения агрессивной политики.

На рубеже 60-70-х гг. Китай пошел на резкое обострение внешнеполитических отношений  с СССР. Были организованы вооруженные  провокации на советско-китайской границе (о-в Даманский и Желаношколь) в результате боестолкновений погибло несколько десятков советских пограничников. Одновременно Китай взял курс на нормализацию отношений с США, следствием чего стало признание КНР и замена им гоминьдановского представителя в ООН.

К 1968 г. относятся  первые высказывания тогдашнего лидера Китая Мао Цзэдуна о необходимости  принятия новой Конституции. В марте 1970 г. он предложил созвать Всекитайское собрание народных представителей IV созыва и пересмотреть Конституцию страны.

12 июня 1970 г.  была создана официальная комиссия  по подготовке проекта новой  Конституции, председателем которой  стал сам Мао Цзэдун. 23 августа  этого же года пересмотренный  проект Конституции КНР был  передан на рассмотрение II пленума  ЦК КПК IX созыва, а 6 сентября в основном был одобрен. Но в силу внутриполитической борьбы созыв сессии ВСНП был отложен до 1975 г.

Официальным заседаниям сессии ВСНП предшествовал  пленум ЦК КПК, проходивший 8-10 января 1975 г., на котором был представлен  новый проект Конституции. В том же году Конституция была принята и введена в действие.

Главной задачей  определялось «неуклонное продолжение  революции при диктатуре пролетариата». В качестве опоры диктатуры пролетариата были названы вооруженные силы - армия и ополчение.

Новая Конституция Китая пыталась узаконить непрерывные потрясения китайского общества, преследовавшие цель подавления сопротивления всему курсу, а также идеологическую обработку масс для выполнения любых своих предначертаний. Этой же задаче служила идея обострения классовой борьбы во всем мире. Конституция КНР 1975 г., закрепившая результаты и практику «культурной революции», действовала менее двух лет.

Осенью 1977 г. было официально объявлено о намерении  китайского руководства внести в  нее изменения. В марте 1978 г. была принята новая Конституция КНР, воплотившая в форме Основного закона политическую линию китайского руководства, сложившуюся после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайших сподвижников. Проект третьей Конституции КНР предварительно не обсуждался, и Конституция была принята I сессией ВСНП 5 созыва 5 марта 1978 г., а 8 марта опубликована в печати.

Впоследствии  курс на совершенствование Конституции  был продолжен. В 1980 г. было принято  решение о разработке новой Конституции, ее проект прошел стадию всенародного обсуждения. Новая Конституция была утверждена ВСНП 4 декабря 1982 г. и опубликована в китайской печати на следующий день.

В действующей  Конституции КНР были созданы  предпосылки к реализации форсированной  программы развития китайской экономики. Был зафиксирован возврат страны к многоукладной экономике: к двум социалистическим секторам добавлен единоличный, а также и государственно-капиталистический в лице смешанных китайско-иностранных предприятий. На конституционном уровне легализирована деятельность в КНР иностранных частнокапиталистических предприятий. После смерти Мао Цзэдуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну «культурная революция». Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений на селе сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т.д. Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80-х гг. в КНР стали беспрецедентные  темпы экономического роста (12-18 % в  год, снизившиеся до 10 % в 2008 г. но остающиеся одними из самых высоких в мире), резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально-политического и идеологического характера в конце 80-х гг. В настоящее китайское руководство придерживается концепции построения «социализма с китайской спецификой», пытаясь избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими социалистическими странами. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

Вместе  с тем экономический успех  Китая в значительной мере основан  на исключительно низкой стоимости  неквалифицированной рабочей силы из сельских районов страны, крайне интенсивной эксплуатации природных ресурсов, что уже в 2008 г. поставило ряд промышленных районов страны на грань экологической катастрофы (прежде всего это отсутствие питьевой воды, а также загрязнение атмосферы, потребовавшее закрытия в Пекине на время проведения Олимпиады-2008 промышленных предприятий и сокращение вдвое количества автомобилей).

Своеобразным  рубежным этапом признания западом  Китая в качестве не только экономического, но и политического партнера стало  решение о проведении в Пекине в августе 2008 г. Олимпийских игр, состоявшееся несмотря на широкораспространенную на Западе риторику о массовых нарушениях прав человека в КНР (наиболее известен разгон войсками, в т.ч. с использованием танков, массовой студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь).


Информация о работе Государства после второй мировой войны - Китай