Государственное управление древнерусских княжеств в эпоху феодальной раздробленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. «Круговорот князей» в поисках более богатого и почетного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчет вышел на первое место.

Содержание работы

Введение 2

1. Общие черты 3

2. Владимиро-Суздальское княжество. 6

3. Галицко-Волынская земля. 8

4. Новгородская Боярская республика. 10

4.1 Административное деление. 10

4.2 Вече и Совет господ. 12

4.3 Исполнительная власть. 14

4.4 Судебная власть. 18

Заключение 20

Список литературы и источников. 21

Файлы: 1 файл

Гос. упр-е в древнерусских княжествах в эпоху феод. раздробленности.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Еще одним носителем исполнительной власти в Новгородской республике был тысяцкий. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений, торговым судом, созывом ополчения, обороной города и республики, имел полицейские функции. Он также, как и посадник получал свои полномочия на неопределнный срок, имел в подчинении целый штат мелких агентов, исполнявших различные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решения веча и призывали к суду, извещали суд о преступлении, производили обыски и т.д. Кроме этого тысяцкий занимался военным судом - судом над собранными ополченцами. По мнению некоторых исследователей, тысяцкий избирался в противовес посаднику из низших классов новгородского общества, но это маловероятно.

Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республике был архиепископ. После отсоединения от Киевской Руси в 1136 г. епископ Новгородский стал избираться вечем. Вече выбирало три кандидатуры на этот пост и бумажки с этими кандидатурами клали на престол Софийского Собора, а потом слепой или мальчик выбирал одну из бумажек. Претендент, имя которого было написано в этой бумажке, становился епископом Новгородским, а с 1156 г. - архиепископом Новгородским. Из этого правила было одно исключения: архиепископ Новгородский Аркадий сам назначил себе приемника. Архиепископ Новгородский, как уже говорилось, председательствовал на заседаниях Совета господ, осуществлял право церковного суда, наблюдал за торговыми мерами и весами, был хранителем государственной казны. К его голосу постоянно прислушивались высшие чины новгородской администрации. Архиепископ являлся крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями, образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.

 

 

 

   4.4 Судебная власть.

В  Новгороде  судебная ветвь власти не была отделена от исполнительно-административной. Судебными полномочиями обладали все органы власти и управления: вече, архиепископ, князь, посадник, тысяцкий. При вступлении в должность выборные приносили присягу ("крестное целование"). Изображение новгородского суда можно найти в сохранившейся части Новгородской Судной Грамоты. Источником Судной Грамоты являлась "старина", то есть юридические обычаи новгородского суда и его практика, договоры с князьями и постановления веча. Суд не сосредотачивался в отдельном ведомстве, а был распределен между разными правительственными властями. Суд был очень доходным, что и служило причиной его раздробления между различными органами управления. Возникновение новых правительственных институтов вносило осложнения в существовавшую судебную систему. По договорным грамотам князей с Новгородской республикой князь не может судить без посадника. Так и по Новгородской Судной Грамоте посадник судит вместе с наместником князя, а "без наместника суда не кончает." На практике эта совместная юрисдикция посадника и наместника разрешалась тем, что уполномоченные того и другого, тиуны, каждый отдельно разбирали подлежавшие их рассмотрению дела в своих "одринах" при содействии избранных тяжущимися сторонами приставов, но не решали дел окончательно, а переносили их в высшую инстанцию или на доклад, то есть для составления окончательного решения, или на пересуд, то есть на проверку, для пересмотра дела и утверждения положенного тиуном решения. В суде этой докладной и ревизионной инстанций с посадником и наместником или с их тиунами сидели 10 присяжных заседателей, по боярину и житьиму от каждого конца. Они составляли постоянную коллегию докладчиков, как они назывались, и собирались на дворе новгородского архиепископа "во владычне комнате" три раза в неделю под страхом денежного штрафа за неявку. Судопроизводство усложнялось еще комбинациями разных юрисдикций в смешанных делах, где встречались стороны различных подсудностей. В тяжбе церковного человека с мирянином городской судья судил вместе с владычным наместником или его тиуном. Княжеского человека с новгородцем судила особая комиссия, состоявшая из двух бояр, княжеского и новгородского, и, если они не могли согласиться в решении, дело докладывалось самому князю, когда он приезжал в    Новгород, в присутствии посадника. Тысяцкий судил преимущественно дела полицейского характера. Но он же был первым из трех старшин в совете, который стоял во главе возникшего в XII в. при церкви св. Иоанна Предтечи на Опочках купеческого общества ("Иванское сто") и ведал торговый суд. Этот же совет с участием посадника разбирал дела между новгородцами и купцами немецкого двора в  Новгороде.

 

 


Заключение

Феодальная раздробленность – универсальное и закономерное явление, характерное для истории многих государств средневековья. Уникальность раздробленности на Руси заключается в ее продолжительности (около трех с половиной столетий).

Раздробленность раннефеодального государства сигнализирует о том, что старые институты власти не могут больше обеспечить внешней и внутренней безопасности страны. Киевский князь оставался главой государства только номинально. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями.

Таким образом, на территории уже бывшей Киевской Руси сложились преимущественно три системы власти, не отличавшихся по составной характеристике управленческих институтов, но существенно отличавшихся по степени влияния определенных элементов власти.

Господство данных элементов фактически определялось размерами имеющейся во владении собственности.


Список литературы и источников.

1.      Н.А. Омельченко, История государственного управления в России, учебник, М: Гардарики, 2007. – 476 с.

2.      А. Н. Макарова, История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, 3-е изд., М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.

3.      И.А. Исаев, История государства и права России: уч. пособие, М: Юристъ, 2005 – 797 с.

4.      Е.Ю. Бархатова, История отечественного государства и права в вопросах и ответах: уч. пособие, М: «Проспект», 2004 – 240 с.

5.      В.К. Цечоев, История отечественного государства и права: уч. пособие, М: ИКЦ «МарТ», 2003 – 479 с.

6.      Ю.П. Титов, История государства и права России: учебник, М: «Проспект», 1998г. – 544с.

7.      Н.Ю. Болотин и др., История государственного управления, 3-е изд., М: изд-во РАГС, 2004 – 400 с.

8.      В.Г. Игнатов, История государственного управления России, 3-е изд., Ростов н/Д: «Феникс», 2002 – 608 с.

9.      С.А. Чибиряев, С.Г. Кара-Мурза, В.К. Курицын, История государства и права России, М: «Былина», 2000 – 528 с.

10. М.С. Байонова, История государственного управления в России: уч. пособие, М: «Данилов и Ко», 2005

20

 



Информация о работе Государственное управление древнерусских княжеств в эпоху феодальной раздробленности