Государственное управление в России после февраля 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:29, реферат

Описание работы

Начиная с Февральской революции 1917 г. ход событий в России содержал различные альтернативы общественного развития: буржуазно - демократическую. Если бы А.Ф. Керенскому - ключевой фигуре 1917 г. - удалось создать дееспособные государственные институты, добиться единения общества и приступить к разрешению основных социально - экономических и политических проблем русской жизни; генеральско - диктаторскую - если бы верховный главнокомандующий Л.Г. Корнилов смог установить свою власть в стране; однородносоциалистическую - если бы была выполнена резолюция II Съезда Советов о создании правительства из представителей всех социалистических партий; большевистско - леворадикальная - с приходом к власти большевиков началась реализация этой модели общественного развития России.

Содержание работы

Введение 3
Изменение в государственном строе после февральской революции 1917 года 5
Становление двоевластия 5
Изменения в деятельности политических партий. 10
Центральные органы власти от Февраля до Октября 1917 г. 14
Органы власти и самоуправления на местах. 15
Органы Советской власти. 16
Политика Временного правительства. 17
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

        Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только после избрания Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи «непредрешения»воли Учредительного собрания, хотя это не всегда соблюдалось, особенно в вопросах национального самоопределения.

        17 марта была опубликована Декларация правительства о его согласии на создание в будущем независимой Польши с включением в ее состав германских и австро-венгерских польских земель при условии, что она будет находиться в «свободном военном союзе» с Россией. 7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против ее полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял «Закон о власти», который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. Этот закон был принят в соответствии с резолюцией 1 Всероссийского съезда Советов, но Временное правительство ответило на него роспуском сейма. В мае -- июне велась острая борьба между Российским правительством и Центральной Радой Украины, созданной 4 марта в Киеве представителями Украинской партии социалистов-федералистов, Украинской социал-демократической рабочей партии, Украинской партии социалистов-революционеров и общественных организаций. В 1-м универсале Центральной Рады от 10 июня, вопреки желанию Временного правительства, была провозглашена автономия Украины. После переговоров министров А.Ф. Керенского, М.И. Терещенко и И.Г. Церетели с Центральной Радой Временное правительство 2 июля 1917 г. приняло декларацию, в которой признавалась с некоторыми оговорками автономия Украины.

        С февраля по октябрь 1917 г. социально-экономические проблемы решались весьма осторожно, особенно вопрос о земле. Большинство общественных организаций были едины в том, что земля должна перейти в руки трудящихся, а законодательно вопрос о земельном переустройстве должно решить Учредительное собрание. Однако при определении самой сути земельной реформы возникли непримиримые противоречия: либеральные круги отстаивали частную собственность на землю, а радикалы требовали передачи всей земли в общенародное достояние для уравнительного пользования без всякого выкупа. Уравнительное пользование, учитывая наличие значительного числа безземельных крестьян, 20 млн. крестьянских дворов и 45 млн. десятин некрестьянской пахотной 374 земли, могло привести к тому, что могли быть отняты земли у многомиллионного крестьянства, владеющего сверхтрудовой и сверхпотребительской нормой, а также к юридическим конфликтам в деревне.

        В марте Временное правительство передало государству кабинетские и удельные земли, а в апреле учредило земельные комитеты для проведения земельной реформы. Кроме того, были изданы акты, направленные против самочинных захватов помещичьих земель, которые приобрели значительные масштабы.

       Все это сопровождалось углублением продовольственного кризиса, возникшего еще в 1915 г. В январе -- феврале 1917 г. население России получило всего около 25% намеченного количества продовольствия, а армия -- не более 43%. Для преодоления продовольственного кризиса Временное правительство образовало в марте продовольственные комитеты, а 25 марта ввело хлебную монополию и карточную систему на продовольственные товары (1 фунт в день). Весь хлеб, за исключением запаса, необходимого для продовольственных и хозяйственных нужд владельца, подлежал продаже по твердым ценам государству. Для того чтобы заинтересовать крестьянство в сдаче хлеба, Временное правительство 7 июня приняло постановление «О приступе к организации снабжения населения тканями, обувью, керосином, мылом и другими продуктами и изделиями первой необходимости». Однако наладить снабжение деревни не удалось. В августе у Министерства продовольствия имелись запасы объемом в 26 млн. пудов зерна, которых могло хватить только на один месяц при норме 0,75 фунта в день. Поэтому правительство повысило цены на хлеб вдвое, но и это не помогло. Из 3502,8 млн. пудов хлеба, собранного в 1917 г., государство получило по разверстке всего 280 млн. пудов.

       Положение в промышленности было не менее тяжелым. Первая мировая война легла тяжелым бременем на экономику, так как армия поглощала 40 -- 50% всех материальных ценностей, создаваемых Россией. Еще более развал промышленности усугубился после Февральской революции, когда была нарушена структура управления из-за массового изгнания технического и административного персонала. На его место фабзавкомы назначали лиц, не имевших специальной подготовки, явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, сковывали инициативу оставшейся части руководителей и специалистов, завышали заработную плату по сравнению с 1914 г. Все это вело к падению производства, закрытию предприятий (в марте -- июле -- 568), увольнению рабочих (в марте -- июле-- почти 105 тыс. человек). Несмотря на это, армия и флот обладали достаточными материальными средствами, в основном за счет старых запасов.

       В сложном положении находился и транспорт, где широко насаждались выборные советы и комитеты. Циркуляром министерства путей сообщения от 27 мая им были предоставлены полномочия по общественному контролю, наблюдению и отдаче указаний железнодорожным органам, что дезорганизовало управление железными дорогами. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза, созданный на 1-м Всероссийском учредительном съезде железнодорожников (15 июля -- 25 августа 1917 г.), настаивал на том, что «железнодорожный союз должен быть вполне автономным». В результате количество паровозов с 17 тыс. в январе 1917 г. сократилось до 15,8 тыс. в декабре, из которых 29,4% находились в ремонте.

       Первая мировая война привела к огромному росту государственных расходов -- с 5 млрд. рублей за вторую половину 1914 г. до 18 млрд. в 1916 г. После Февральской революции только военные расходы за семь месяцев 1917 г. достигли 14,5 млрд. рублей. Этот рост был обусловлен многими причинами, в том числе уменьшением валового продукта на 32%, чрезмерным повышением заработной платы, субсидированием убыточных предприятий, снижением поступлений от земельного налога, налога на городское недвижимое имущество. Все это вело к снижению курса рубля (рост цен составил в 1917 г. -- ок. 500%). С целью переустройства финансовой системы на демократических началах вводилось прямое обложение имущих классов, а в августе усилилось косвенное обложение и была введена монополия на чай, сахар, спички. Кредитные операции дали за первую половину 1917 г. 9,5 млрд. рублей, а обыкновенные доходы предполагались на уровне не более 5,8 млрд., что не покрывало расходы. Поэтому правительство увеличило выпуск кредитных билетов. Если в 1916 г. их было выпущено на сумму почти в 3,5 млрд. рублей, то за десять месяцев 1917 г. денежная эмиссия составила уже 16,5 млрд. руб.

      Одной из сложных проблем, которую пришлось решать Временному правительству и Петроградскому Совету, был вопрос о войне. 14 марта 1917 г. Петроградский Совет принял манифест «К народам всего мира», в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства к гражданам России от 27 марта отмечалось, что оно будет полностью соблюдать обязательства в отношении союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения народов.

 

 

Заключение

 

       Февральская революция 1917 г. стала проявлением революционного взрыва в столице России – Петрограде. Она вошла в историю как буржуазно-демократическая революция. По существу она спровоцировала в России состояние гражданской войны не в военном, а в общественно-политическом понимании. Эту войну в период с февраля по октябрь 1917 года вели более 50-и политических партий, хотя следует признать, что стихийный порыв масс явно преобладал над продуманными действиями революционных организаций. «Улица», толпа, масса, были главным действующим лицом Февральской революции, завершившейся созданием столичного Совета рабочих и солдатских депутатов, Временного правительства. Прогрессивное значение февральской революции в том, что рухнуло многовековое деспотичное самодержавие.
        После февральской революции Россия оказалась на историческом перепутье. Перед страной открылись различные возможности политического и социально-экономического развития: буржуазно-реформистский путь к капитализму и революционный путь к социализму. По мнению некоторых историков не исключалась и реставрация монархии. Главной особенностью февраля 1917 года было двоевластие.
Проведя ряд демократических преобразований, Временное правительство не решило таких вопросов как аграрный и о мире, что привело к социально-экономическому и политическому кризису в стране и оживлению левосоциалистических настроений в обществе.
        Лидер большевистской партии В.И. Ленин с соратниками провозгласил курс на социалистическую революцию. В условиях сложившегося в сентябре-октябре общенационального кризиса большевики подготовили и осуществили 25-26 октября переворот и оказались у власти. На II Всероссийском съезде Советов открывшемся вечером 25 октября, меньшевик – интернационалист Ю.О. Мартов предпринял драматическую попытку создать однородное социалистическое правительство, за которое ратовали и эсеры. Однако создать многопартийное советское правительство не удалось из-за выступлений и демонстративного ухода со съезда 70 делегатов меньшевиков, правых эсеров, бундовцев и др., с одной стороны, и из-за негативной реакции съезда на эти действия, с другой стороны. Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле, сформировал временное (вплоть до созыва Учредительного собрания) чисто большевистское правительство (Совет народных комиссаров) во главе с Лениным. Октябрьская революция, осуществлявшаяся под общедемократическими лозунгами, достаточно быстро победила по всей стране: к весне 1918 года Советская власть утвердилась на большей части России. Существовали ли альтернативы октябрьскому перевороту? На этот счет есть разные точки зрения. Многие авторы утверждают, что крах буржуазно-либеральной альтернативы был неизбежен, т.к. западный путь развития, за который выступали Временное правительство и кадеты привлекал небольшую часть общества. Часть исследователей считает, что альтернативой Октябрю могло быть соединение советской системы с парламентской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)История отечества ХХ - начало ХХI века, Загладин Н.В. Издательство: М., Русское слово, 2007 год

2)История Государственного управления в России: учеб./под общ. Ред. Р.Г. Пихои. М., 2003

3)Энциклопедия по истории России 862-1917 годы, Центрполиграф 2008 год.

4) История Государственного управления в России: учеб./отв. Ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д., 2002

5)История России ХХ век 1894-1939, под редакцией проф. МГИМО-Университета Андрея Зубова.

6) История России. XX век.  Валлиулин К.Б., Зарипова Р.К. 

7)Старцев В.И. Революция и власть. Петроградский совет и Временное правительство в марте – апреле 1917г. М., 1078.

8)История государственного управления в России (Х-ХII вв.): хрестоматия/ под общ ред. Р.Г. Пихои. М., 2003

9)Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991. авт./сост. В.И. Ивкин. М., 1999

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Государственное управление в России после февраля 1917 года