Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 07:19, контрольная работа
Развитие общества в целом и отдельно взятых обособленных групп всегда проходит по определенным законам. Любое объединение, в том числе и государственное, подвержено стадиям становления, расцвета и упадка. Данные циклы в истории человечества повторялись многократно и, как правило, в период смены одного общественного строя другим. Изучение таких стадий различных государственных образований прошлого является необходимой ступенью уменьшения потрясений в будущем.
Избрание императора стало производиться узкой коллегией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии.
Император продолжал оставаться
верховным судьей в империи, что
было связано с традиционными
обязанностями королевской
Императорская власть не смогла
создать систему центральных
имперских учреждений и «вырастить» королевскую
бюрократию, сколько-нибудь сравнимых
с судебно-финансово-
После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано «Золотой буллой» 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.
«Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. «Золотая булла» подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.
«Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до «Золотой буллы». Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).6
Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.
Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две - духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями. Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей Империи.
Важную роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Большой самостоятельностью пользовались имперские города, близки к ним были вольные города, меньше прав имели княжеские. В XIII-XIV вв. большинство городов получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами. Члены совета и бургомистры не получали жалованья. Первоначально все городское управление сосредоточивалось в руках патрициата. В XIV в. в ряде городов произошли так называемые «цеховые революции» - движение ремесленников против патрициев. В тех городах, где ремесленники одержали верх, они добились тех или иных перемен в городском строе. Ремесленники вошли в состав советов либо сформировали особую коллегию в составе прежнего совета. В некоторых городах в основу городского строя было положено цеховое устройство. Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единство эпохе европейского
средневековья придает
После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII- XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии.
В XVI веке в германских княжествах установился абсолютизм, который характеризовался тем, что сложился не в рамках империи, а в рамках отдельного княжества и отличался при этом господством феодалов над буржуазным движением. Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений.
В эпоху феодализма политическая власть Германии носила неполный расщепленный характер (феодальный иммунитет, вассальные отношения). По мере социально-экономического развития и попыток верховных феодальных владык укрепить свою власть последние получили и использовали возможность опереться в борьбе с феодалами на города, в итоге возникает так называемая сословно-представительная монархия.
Социально-экономические изменения XV-XVI вв. увеличили ресурсы общества и создали свободные средства, сыгравшие важную роль и в эволюции государственной власти. Увеличивается доля налогов в объеме средств, используемых центральной властью для своих нужд. Происходит усиление процесса централизации, складывается государственная территория вокруг общего центра. Все это ведет у иному, отличному от феодального, государственному управлению - через чиновников. Таким образом, королевская власть получила гигантские ресурсы, инструменты (бюрократия и армия) новое идеологическое обоснование государства и королевской власти и сделалась «Абсолютной», то есть свободной от общества. Исторически «абсолютизм» является высшей формой феодальной монархии.
Княжеский абсолютизм не сыграл никакой позитивной роли, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности Германии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник. - М. , 2003. - 169 c.
2 Черниловский З.М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. - М.: Юридическая литература, 1994. - 272 с.
3 Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков: Учебное пособие. – Питер, 2003. - 188 с.
4 Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – Юрайт, 2011. – 357 с.
5 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах. 3-е изд. - М.: Тон-Остожье, 2000. - 269с.
6 Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран 2-е изд.: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004г. - 414 с.
Информация о работе Государственное устройство средневековой Германии