Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:23, контрольная работа
История государственного управления России - наука историческая. Она является частью истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т. д.
ВВЕДЕНИЕ
1. Состояние государственного управления СССР накануне войны.
2.Государственного управления СССР в годы великой отечественной войны.
3.Чрезвычайные органы государственного управления СССР в годы великой отечественной войны.
4.Издержки государственного управления в годы великой отечественной войны.
5.Заключение.
6.Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Состояние государственного управления СССР накануне войны.
2.Государственного управления СССР в годы великой отечественной войны.
3.Чрезвычайные органы государственного управления СССР в годы великой отечественной войны.
4.Издержки государственного управления в годы великой отечественной войны.
5.Заключение.
6.Список литературы.
Введение
История государственного управления России - наука историческая. Она является частью истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т. д.
История государственного управления
России изучает не только закономерности,
но и особенности государственно-
Государственное управление
это сложное и многоплановое
явление. Под государственным
Государство – важнейший институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.
Государство – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики и управления.
Особое место в Истории государственного управления России занимает государственное управление в годы Великой Отечественной войны. В данной работе отражена система государственного управления в годы Великой Отечественной войны, подвергшаяся жесточайшей проверке на прочность. Эту проверку она выдержала ценой неимоверных усилий и жертв. Благодаря этому была сохранена целостность государства и его независимость.
История государственного управления
России, написанная на основе монографических
разработок русских ученых и архивных
источников, доказывает, что в русском
государственном управлении никогда
не было восточной деспотии, а феодальная
монархия в России прошла в своем
развитии те же этапы, что и феодальные
монархии в странах Западной Европы,
российское государство развивалось
в общем русле мировой
1. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
Состояние государственного
управления СССР к началу Великой
Отечественной войны
Формирование модели государственного управления СССР определила Конституция СССР 1936 года, которая узаконила сложившиеся в стране командно-административные методы управления.
Свою роль также сыграла чистка 1937- 1938 гг., в ходе которых были уничтожены многие видные руководители органов управления всех сфер деятельности.
В такой атмосфере система государственного управления в любом ее звене не могла быть высокоэффективной, поскольку обстановка подозрительности и страха порождала неуверенность, сковывала инициативу, выдвигала в руководители пассивных исполнителей директив вышестоящих органов. Все это пагубно отразилось и на управлении Вооруженными Силами страны в предвоенный период и в годы войны. В центральном аппарате и военных округах шла лихорадочная перестановка руководящего состава.
Перед Великой Отечественной
войной советское руководство
В мае 1940 года из-за упущений в управлении войсками в ходе советско-финской войны было принято решение о смене руководства Наркомата обороны.
Решению управленческих задач способствовали также меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Были приняты Указы Президиума Верховного Совета СССР:
- от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»;
- от 10 июля 1940 г. «Об ответственности
за выпуск недоброкачественной
или некомплектной продукции
и за несоблюдение
Данные указы предусматривали уголовную ответственность за опоздание на работу и переход рабочих с одного предприятия на другое, за выпуск недоброкачественной продукции.
Угроза военного нападения
заставила советское
Однако к началу войны многое из намеченного осталось неосуществленным. Материально-технические и организационные меры по укреплению обороны не обеспечили должного отпора врагу на начальном этапе войны.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ СССР В ГОДЫ
После нападения фашистской Германии на СССР в советском государственном аппарате были произведены необходимые изменения, вызванные военными обстоятельствами.
Органы государственной
власти и управления, как центральные,
так и местные, в годы войны
сохранили свои полномочия. Верховный
Совет СССР, его Президиум, СНК
и наркоматы не распускались, а
продолжали действовать. Аналогично было
и в республиканских органах,
и местных советских
Война наложила отпечаток
на работу властных структур, подчинив
ее потребностям военного времени. 22 июня
1941 г. был принят Указ Президиума Верховного
Совета СССР «О военном положении»,
которое вводилось на всей европейской
части страны. На этой территории все
функции органов
В целях обеспечения
В деятельности Советов и
их исполнительных комитетов (исполкомов)
на первый план выходили вопросы, связанные
с организацией вооруженной защиты
Отечества. Мобилизация населения,
снабжение Красной Армии
Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.
В июле 1941 года СНК принял
Постановление «О предоставлении Совнаркомам
республик и край(обл)
При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах.
Нужды войны требовали создания ряда новых союзных наркоматов. Были образованы наркоматы по отраслям промышленности, производившим вооружение:
в сентябре 1941 г. был создан и действовал по октябрь 1945 г. Народный комиссариат танковой промышленности СССР;
с ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал Народный комиссариат минометного вооружения СССР, преобразованный из Наркомата общего машиностроения.
В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий - председатель Военного Совета.
Также в начале войны было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро).
В годы войны происходит расширение прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят закон «О создании войсковых формирований союзных республик». В результате этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои конституции. Таким образом, общесоюзный Наркомат обороны «в целях усиления оборонной мощи» СССР был преобразован в союзно-республиканский.
Наряду с централизацией
управления в годы войны проявилась
и другая тенденция во взаимоотношениях
центральных властей с
Произошли изменения в области уголовного права. Большая ответственность в годы войны легла на карательные органы страны.
В июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в апреле 1943 г. выделился самостоятельный Наркомат госбезопасности, а Главное управление военной контрразведки (СМЕРШ) передано в состав Наркомата обороны.
Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 22 июня 1941 г. утвердил Положение
о военных трибуналах в местностях,
объявленных на военном положении
и в районах военных действий.
Расширялись права военных
3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.
Все изменения в системе
управления не могли решить задач
военного времени. Поэтому наряду с
традиционными формами власти и
управления с началом войны были
созданы специальные
Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.
Информация о работе Государственного управления СССР в годы великой отечественной войны