Государственно-политический кризис 1916-1917гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 23:16, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрен период развития и изменения Российского государства и права с февраля по сентябрь 1917г., который получил неоднозначную оценку историков, современников и политиков. В работе использовалась учебно-методическая литература (список литературы приведен в конце работы).

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 51.33 Кб (Скачать файл)

В)Кризис в сентябре-октябре 1917 года.

До создания  нового  правительства  власть  перешла  к  "Совету  пяти" (Директории):  министр-председатель  Керенский,  министр   иностранных   дел Терещенко, военный министр  генерал А.И.Верховский  (назначен  30  августа, меньшевик), морской  министр  контр-адмирал  Д.Н.Вердеровский  (назначен  30 августа), министр почт и телеграфов Никитин. Для решения вопроса об  организации  государственной власти в новых условиях было созвано Всероссийское  демократическое  совещание  (Петроград, 14-22 сентября 1917 г.). На нем присутствовали  1582  делегата  (от  Советов всех уровней, профсоюзов,  армейских  и  флотских  организаций,  кооперации, национальных   организаций   и   т.д.). Делегаты решили, что будущее правительство  должно  быть  ответственным  перед  представительным  органом демократии — Предпарламентом,    формируемым из числа депутатов. Демократического совещания. Параллельно лидеры Советов договорились с кадетами  о  создании  новой правительственной коалиции.25 сентября было  сформировано  третье  коалиционное  правительство  — десять мест у социалистов, шесть у  "капиталистов"  (министр-председатель и Главковерх Керенский). В декларации от 26 сентября  Временное  правительство заявило о намерении стать  "твердой  властью"  и  силой  остановить  "волны- анархии".

 

2 октября Временное правительство утвердило положение о Предпарламенте, получившем наименование Временного Совета Российской Республики. Этот политический  институт мо  придать государственному развитию  страны  форму  парламентской  республики,  но был превращен в совещательный  орган  при  правительстве.  Председателем  Временного Совета республики стал Н.Д.Авксентьев, заместителем — В.Д.Набоков (кадет). 7 октября, в первый день работы Предпарламента, большевики во главе с Троцким по требованию Ленина демонстративно покинули его.Третья коалиция просуществовала всего месяц  в  чрезвычайных  условиях фактического двоевластия. Реальная власть в городе все более концентрировалась в руках большевистского Петросовета. 24 октября Керенский заявил,  что  Петроград  находится  в  "состоянии восстания". Предпарламент выступил  с  требованием  подавить  восстание.  Но было поздно. Вскоре министры Временного правительства были  препровождены  в камеры  Петропавловской  крепости,  куда  весной  1917  г.  были  отправлены министры царского правительства.

 

 

4. Законодательная политика временного правительства.

 

Депутаты Думы подчинились царскому Указу о роспуске Думы, но собрались 27 февраля на неофициальное заседание, на котором создан Временный  комитет Государственной думы «для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». Председателем комитета был  избран  октябрист  М.В. Родзянко, в состав членов вошли бюро «прогрессивного блока» (П.Н.  Милюков, Н.В, Некрасов, В.В. Шульгин и др.), меньшевик  Н.С.  Чхеидзе  и  «трудовик» А.Ф. Керенский.

Временный  комитет  взял  под  свой  контроль   деятельность военной комиссии,  образованной  Петроградским  советом.  В  Сенат,  министерства и градоначальство   были направлены комиссары. Командующим войсками Петроградского  военного  округа  был  назначен   генерал   Л.Г.   Корнилов, объявивший о принятии им верховной военной власти всеми фронта и флотами. Председатели  губернских  и  земских  управ  были  предупреждены о «падании в ближайшее время Временного правительства. Городская дума Петрограда (по поручению Временного комитета)  начала формировать отряды милиции.

Временный  комитет  начал  переговоры с исполкомом  Петроградского совета о создании правительства, которое было  сформировано  в  ночь  на  2 марта.

2 марта депутаты  Думы (Гучков и  Шульгин)  прибыли  в  Псков,  чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II  передал  власть  брату Михаилу,  но  тот  отказался  принять  престол  и  Манифестом  от  3  марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию. Были упразднены жандармерия, полиция и управление печати  (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности  бывших  министров.  Вместе  с  тем  сохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы:  Экономическое  совещание,  Юридическое  совещание,  Совещание по реформе  местного  самоуправления,  целью  которых  стала  выработка  основ управления новой социально-экономической системой страны.

8 марта Совет  министров был переименован во  Временное  правительство (и здесь подчеркивались правопреемственность и легитимность).

В составе Министерства  внутренних  дел   были упразднены штаб отдельного Корпуса жандармов, Департамент полиции и Главное  управление  по делам печати. Было создано Главное управление  по  делам  милиции.  Функции уголовного розыска передавались Министерству юстиции.  Политический  розыск был передан Осведомительному отделу Главного управления.

После упразднения Главного управления по делам  печати  регистра-дня изданий стала осуществляться Всероссийской книжной палатой. В составе Министерства внутренних дел был образован отдел  по  делам местного  управления,  руководивший  деятельностью   комиссаров   Временного правительства.  В  тесном  сотрудничестве  с   отделом   находилось   Особое совещание  по  местной  реформе,  готовившее  законопроекты  о   комиссарах, милиции, административной юстиции, земствах и т.п.

3 июля  большевики  предприняли попытку вооруженного  восстания  в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными  партиями.  Во  втором  коалиционной  правительстве социалисты оказались в большинстве.

Правительство стало искать политическую  опору  в  умеренных  кругах общества. Верховным главнокомандующим был назначен генерал Л. Г. Корнилов, популярный в патриотических кругах.

Осенью Временное правительство (социалистическое по составу) осуществило более важные преобразования в системе органов власти и управления. В мае  была  упразднена  назначаемая  часть  членов  Государственного совета. В октябре распущены выборные члены Государственного совета, тогда же  распущена  и  сама  Государственная  дума  (ее  «частные совещания»),

пытавшаяся оказывать  влияние  на  правительство.  Остатки  высших  органов старой власти исчезли окончательно.

Временное правительство было сформировано  3  марта  1917  г.  Однако кризисы в правительстве привели  к  переформированию  его  состава:  первое коалиционное правительство было образовано 5 мая, второе — 24 июля,  третье — 25 сентября 1917 г. За время своей деятельности  Временное  правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств: Министерство  труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие  системы социального  страхования);  Министерство   продовольствия,   унаследовавшее задачи Министерства земледелия;  Министерство  государственного  призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.

В  августе  1917  г.  вместо  Синода  создано  Министерство  по  делам вероисповеданий,  действовавшее  в  рамках   правового   статуса   церковных организаций (сформированного в августе на церковном Соборе). Для выработки «общего плана организации народного хозяйства и  труда, а  также  для  разрешения  законопроектов  и  общих  мер  по  регулированию хозяйственной жизни» созданы Экономический совет  и  Главный  экономический комитет под председательством  Львова  (из  36  мест  9  в  нем  отводилось профсоюзам). Положение об этих органа было принято в июне 1917 г.

В состав Совета входили  представители  министерств,  общественных  и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров,  назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны  руководствоваться постановлениями Совета. Функции Комитета:  руководство  деятельностью  всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.

Совет создавался «для выработки общего  плана  организации  народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов  и  общих  мер  по регулированию хозяйственной жизни».

 Главный экономический комитет учреждался  «для  проведения  отдельными

ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию  хозяйственной жизни страны».

Для координации законотворческой деятельности министерств Временного

правительства сформировало Юридическое совещание. При Юридическом совещании действовала Особая комиссия  по составлению проекта  Основных  государственных  законов  (под  председательством Н.И. Лазаревского и В.М. Гессена), работавшая над проектом  конституции.

В  России  предполагалось  учредить   президентскую   республику   с двухпалатным парламентом. Комиссия работала  во  второй  половине  октября. (После октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект Конституции Российского государства уже в Париже в 1919 г.)

 

В  мае  1917  г.  принято  новое  Временное  положение о земских учреждениях.  Компетенция  земских   органов   самоуправления   значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство  внутренних дел утверждало  договоры  с  частными  лицами  об  устройстве  ими  земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней,  о  заключении  займов  под залог земского имущества.  Исполнительным  органом  земств  стала  милиция. Органами власти на местах были уездные земские  собрания,  составляемые  на три года из гласных  (представителей)  от  сельской  местности  и  городов. Снимался возрастной ценз, от выборов  отстранялись  военнослужащие.  Списки кандидатов  подписывались  десятью   избирателями,   ценза   оседлости   не требовалось. Контроль за выборами  осуществлял  Сенат.  Губернские  земские собрания выбирались уездными собраниями.

 

Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены охрана труда, создание  бирж  труда  и  общественных  мастерских,  оказание юридической помощи, устранение дороговизны.

После  ликвидации  на  местах  дореволюционных  органов управления (губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, земских начальников я др.) основными  органами  местного  управления  стали  губернские,  городские  и уездные комиссары Временного правительства и их канцелярии. В начале  марта обязанности комиссаров временно были возложены на председателей  губернских и уездных земских управ и городских голов. В марте Особое  совещание  по  местным  реформам  при  Министерстве внутренних дел разработало проект положения  о  комиссарах,  обнародованное только  в  конце  сентября.   Назначение   комиссаров   осуществлялось   по согласованию с «комитетами  общественных  организаций»,  в  состав которыхвходили представители земств городских органов самоуправления,

общественных организаций и союзов.

Комиссары Временного правительства  были  представителями  власти  на

местах, под их контролем действовали волостные комитеты. Общее руководство земств  осуществлял  Всероссийский  Земский  Союз,деятельность городских (и районных)  дум  и  управ  возглавлял  Совет  дум. Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917  г.  Его деятельность   заключалась   в   осуществлении мероприятий вызванных потребностями  общеземского  характера,  войной  и  ее  последствиями.  Для решения этих проблем Союз создавал фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия.  Союзу  предоставлялись  права  по приобретению   имущества, вступлению в договоры права предъявлять иски и вступать в обязательства. Он оперировал  средствами,  формирующимися  за   счет   ассигнований  земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза.

Его органы: собрание  уполномоченных,  Главный  комитет,  ревизионная комиссия.

В мае 1917 г. был принят Закон «О  волостном  земстве»,  упразднивший все другие волостные органы (комитеты).  На  волостные  земства  возлагались обязанности,  ранее  лежавшие  на  волостных  правлениях  и старшинах. В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах  земства,  осуществление  пожарных   и   санитарных   мероприятий, устройство бирж труда.

Исполнительным  органом  стала  волостная  управа,  она  же  заменила волостные  продовольственные  комитеты.  В  компетенцию  волостной  земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений  центральной  власти,  охрана  порядка  и   продовольственные обязанности.

Волостное земское собрание  состояло  из  волостных  земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные им сборы, договоры и займы.

 

 

В ходе революции была расширена компетенция  мировых  судов  (судебная система того периода включала окружные суды,  судебные  палаты,  в  которых ликвидировался  институт  сословных  представителей,  мировых  судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае и июне 1917 г. приняты  акты,  которыми  устанавливались  новые  цензы  для судей: для мировых — среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных — высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате. В самом начале революции (в марте) постановлением правительства  и  по инициативе  Петроградского  совета  стали   учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В  их компетенцию входили дела местного  масштаба.  После  июльских  событий  эти органы были упразднены.

Информация о работе Государственно-политический кризис 1916-1917гг