Государственно-политический портрет Ивана III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование государственно-политического портрета Ивана III.
Для достижения поставленной цели были обозначены седующие задачи:
- Рассмотреть биографические сведения Ивана III;
- Исследовать направления политики Ивана III;
- Проанализировать портрет Ивана III и сделать выводы по его деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Биографические сведения Ивана III 5
2. Политика Ивана III 15
3. Портрет Ивана III и значение его деятельности для России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Курс.Государственно-политический портрет Ивана III.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Иван III приглашал в  Москву другого иудея, Захарию, в  то время тоже являвшегося представителем в Крыму. Несколько лет Иван III не желал принимать каких-либо жестких мер против распространения так называемой «ереси жидовствующих». Только к концу своей жизни, когда сын Василий стал его соправителем (1502), Иван был вынужден снять свое молчаливое покровительство и с «жидовствующих» и с заволжских старцев (отшельники из-за Волги) мистического течения в русской православной церкви.

 

 

 

 

 

3. Портрет Ивана III и значение его деятельности для России

 

Приемником Василия Темного был его старший сын Иван Васильевич. Слепой отец сделал его своим соправителем и еще при  своей  жизни  дал ему титул великого князя. Выросший в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам.  Одаренный большим  умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и, можно сказать,  закончил собирание русских земель под властью Москвы, образовав в  своих владениях Великорусское государство.

До нашего времени  дошло описание внешности Ивана III, сделанное венецианцем А. Контарини, в 1476 году посетившего Москву и удостоенного встречи с великим князем. По его словам, Иван был «высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Холмогорский летописец упомянул прозвище Ивана — Горбатый, что, возможно, говорит о том, что Иван сутулился — и это, в принципе, всё, что нам известно о внешнем облике великого князя. Одно прозвище, данное современниками, — «Великий» — в настоящее время используется наиболее часто. Помимо этих двух прозвищ, до нас дошли ещё два прозвища великого князя: «Грозный» и «Правосуд».

О характере  и привычках Ивана Васильевича  тоже известно мало. С. Герберштейн, побывавший в Москве уже при Василии III, писал об Иване: «…Для женщин он был до такой степени грозен, что если какая из них случайно попадалась ему навстречу, то от взгляда его только что не лишалась жизни». Не обошёл он вниманием и традиционный порок русских князей — пьянство: «во время обеда он по большей части до такой степени предавался опьянению, что его одолевал сон, причём все приглашённые были меж тем поражены страхом и молчали; по пробуждении он обыкновенно протирал глаза и тогда только начинал шутить и проявлять весёлость по отношению к гостям». Автор одной литовской хроники писал об Иване, что он был «муж сердца смелого и рицер валечный» — что, вероятно, было некоторым преувеличением, так как сам великий князь предпочитал не ходить в походы сам, а посылать своих полководцев. С. Герберштейн по тому же поводу писал, что «великий Стефан, знаменитый палатин Молдавии, часто вспоминал про него на пирах, говоря, что тот, сидя дома и предаваясь сну, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить границы».

Известно, что  Иван III весьма прислушивался к советам боярской думы; дворянин Иван Берсень-Беклемишев (казнён при Василии III) писал, что великий князь «против собя стречю (возражения) любил и тех жаловал, которые против его говаривали». Андрей Курбский тоже отмечал любовь монарха к боярским советам; впрочем, судя по словам оппонента Курбского по переписке, Ивана IV, отношения Ивана III с боярами были отнюдь не идиллическими.

Характеристика  религиозных взглядов Ивана также  наталкивается на недостаток данных. Известно, что в течение длительного  времени его поддержкой пользовались еретики-вольнодумцы: двое новгородских еретиков (Денис и Алексей) были назначены в кремлёвские соборы; при дворе пользовался немалым влиянием Фёдор Курицын; в 1490 году митрополитом был избран Зосима, которого некоторые церковные деятели считали сторонником ереси. Судя по одному из писем Иосифа Волоцкого, Иван знал о связях своей снохи, Елены Волошанки, с еретиками [9, c.72].

В самом начале его правления, княжество было окружено почти отовсюду русскими владениями: господин Великий Новгород,  князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских.  Иван Васильевич подчинил себе все эти земли  или  силой  или мирными соглашениями. В конце своего княжения он имел лишь иноверных и соплеменных соседей:  шведов, немцев, литву, татар. Это обстоятельство должно было изменить его политику.  Раньше,  окруженный такими же, как он сам,  владетелями, Иван был одним из многих удельных князей, хотя и самым сильным, теперь, уничтожив этих князей, он превратился в единого государя целой народности.

В начале  княжения он мечтал о независимости, как мечтали о ней его удельные предки,  в конце же он должен был думать о защите  целого народа  от иноверных и иноземных его врагов.  Коротко говоря,  сначала его политика была удельной, а потом стала национальной.

Особенность удельного порядка заключалась в том, что все княжества,  образовавшиеся в Суздальской Руси, считались как бы частной собственностью тех княжеских семей, которые ими владели.

Приобретя такое значение Иван  III  не  мог  размениваться  своей властью с другими князьями московского дома.  Уничтожая чужие уделы (в Твери,  Ярославле,  Ростове),  он не мог оставлять  удельных  порядков собственной родне.  При первой же возможности он отнимал уделы у своих братьев и ограничивал их старые права.  Он требовал повиновения от них себе  как государю от подданых.  Составляя свое завещание,  он обделил своих младших сыновей в пользу старшего их брата Василия,  и лишил  их всяких  державных  прав,  подчинив великому князю как простых служивых князей.  Словом,  везде и во всем Иван III проводил взгляд на великого князя как на единодержавного и самодержавного монарха, которому одинаково подчинены как его служилые князья так и  простые.  Так  вместе  с объединением  северной Руси совершилось превращение Московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси [4, c.103].

Наконец став  национальным государем,  Иван III избрал себе новое направление во внешней политике Руси.  Он сбросил с себя последние остатки  зависимости  от Золотоордынского хана.  Он начал наступательные действия против Литвы,  от которой Москва до сих пор  только  оборонялась.  В  этом  и заключается важное историческое значение князя Ивана III.  Объединение всей Руси вокруг Москвы началось давно:  при Дмитрие Донском обнаружились первые его признаки, совершилось же оно при Иване III.  Поэтому Ивана III можно назвать - создателем  Московского  государства.

Собирание Русской земли великим князем московским еще  далеко  не было  доведено  до конца,  когда Иван III вступил на стол отца и деда. Иван III продолжал дело своих предков,  но уже не так,  как  вели  его они.  Теперь  это собрание перестало быть делом захвата или частью хозяйственного соглашения московского князя с соседними князьями. Теперь сами  местные  общества  по  различным убеждениям и побуждениям начали открыто тяготеть Москве.  Так в Новгороде Великом  на  сторону  Москвы встало  простонародье  по вражде к местной аристократии;  напротив,  в княжествах Северной Руси к Москве тяготел высший служивый класс,  соблазняясь выгодами московской службы; наконец в русских княжествах черниговской линии,  зависимых от Литвы, князья и общество присоединялись к  Москве в борьбе с католической пропагандой,  которая началась в западной Руси.  С XV века при содействии польско-литовского правительства. Благодаря этому тяготению местных обществ, собирание русской земли Москвой,  сделалось национально-религиозным движением и получило ускоренный ход.  Достаточно краткого перечня территориальных приобретений, сделанных Иваном III и его сыном Василием,  чтобы увидеть это.  В 1463 году все князья ярославские, великий с удельными, били Ивану III челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей  независимости.  В 1470 годах покорен был Новгород Великий с его огромной областью в северной Руси. В 1474 году князья ростовские продали Москве оставшуюся за ними половину Ростовского княжества. Другая половина была куплена Москвой ранее. Эта сделка сопровождалась вступлением  ростовских князей  в число московских бояр.  В 1485 году была завоевана Тверь,  в 1489 Вятка,  в 1490 годах князья вяземские и целый ряд  мелких  князей черниговской линии (Одоевские, Новосильские, Воротынские) также поступили на московскую службу, признав себя подчиненными московского государя. В княжении Иванового преемника присоеденены были к Москве в 1510 году Псков с волостью,  в 1514 году  Смоленская  область,  захваченная Литвой  в начале XV века,  в 1517 году княжество Рязанское,  в 1517-23 годах княжество Стародубское и Новгород-Северское.  Не стоит перечислять  территориальных  приобретений,  сделанных Москвой в царствовании Ивана 4, за пределами Великорусии тех времен.  Довольно того, что было приобретено его отцом и дедом, чтобы видеть насколько расширилась территория Московского княжества [10, c.128].

При ликвидации независимости Новгорода Иван III умело использовал классовые противоречия в Новгороде. Одним из средств укрепления  московского  влияния  в  присоединенных городах было переселение жителей, чаще всего бояр и купцов, в другие города, с переводом на их место людей  из  московских городов.  Стремясь увеличить военные силы Русского государства, Иван III широко привлекал к военной службе мелких землевладельцев.  Политическое  значение  дворянства при Иване III возросло.

Получила большое развитие система местного землевладения. Так, в  1480  году монголо-татарское иго,  уже сильно ослабленное великой победой над Мамаем (Куликовская битва) 1380 год6 было  окончательно свергнуто.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сделать  следующие выводы: главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы бо́льшей части русских земель. В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского государства Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма. Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора), расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры.

В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Алексеев Ю. Г. Походы русских войск при Иване III. — СПб.: СПбУ, 2007 – 428с.
  2. Антонов А. В. Родословные росписи конца XVII в.: Археографический центр. Российский государственный архив древних актов. Исследования по русской истории. Вып. 6. — М.: Археографический центр, 2010 – 582с.
  3. Богуславский В. В. «Славянская Энциклопедия». Тома 1,2. — Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2008
  4. Борисов Н. С. Иван III. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 644 с
  5. Забелин И. Е. История города Москвы. — М.: Столица, 2009 – 629с.
  6. Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М.: Мысль, 2006 – 322с.
  7. Зимин А. А. Возрождённая Россия (Россия на рубеже XV—XVI столетий. Очерки социально-политической истории). — М.: Мысль, 2002 – 219с.
  8. Иоанн III Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  9. Кудрявцев О. Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. — М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2007 – 288с.
  10. Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. — СПб., 2004 – 346с.
  11. Скрынников Р. Г. Иван III. — М., Прогресс, 2006 – 391с.
  12. Скрынников Р. Г. У истоков самодержавия // История Российская. IX—XVII вв. — Весь мир, 2007 – 327с.
  13. Фоменко А. Т. Основания истории. — М.: РИМИС, 2005 – 562с.

 




Информация о работе Государственно-политический портрет Ивана III