Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование государственно-политического портрета Ивана III.
Для достижения поставленной цели были обозначены седующие задачи:
- Рассмотреть биографические сведения Ивана III;
- Исследовать направления политики Ивана III;
- Проанализировать портрет Ивана III и сделать выводы по его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Биографические сведения Ивана III 5
2. Политика Ивана III 15
3. Портрет Ивана III и значение его деятельности для России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 27
Иван III приглашал в Москву другого иудея, Захарию, в то время тоже являвшегося представителем в Крыму. Несколько лет Иван III не желал принимать каких-либо жестких мер против распространения так называемой «ереси жидовствующих». Только к концу своей жизни, когда сын Василий стал его соправителем (1502), Иван был вынужден снять свое молчаливое покровительство и с «жидовствующих» и с заволжских старцев (отшельники из-за Волги) мистического течения в русской православной церкви.
3. Портрет Ивана III и значение его деятельности для России
Приемником Василия Темного был его старший сын Иван Васильевич. Слепой отец сделал его своим соправителем и еще при своей жизни дал ему титул великого князя. Выросший в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Одаренный большим умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание русских земель под властью Москвы, образовав в своих владениях Великорусское государство.
До нашего времени дошло описание внешности Ивана III, сделанное венецианцем А. Контарини, в 1476 году посетившего Москву и удостоенного встречи с великим князем. По его словам, Иван был «высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Холмогорский летописец упомянул прозвище Ивана — Горбатый, что, возможно, говорит о том, что Иван сутулился — и это, в принципе, всё, что нам известно о внешнем облике великого князя. Одно прозвище, данное современниками, — «Великий» — в настоящее время используется наиболее часто. Помимо этих двух прозвищ, до нас дошли ещё два прозвища великого князя: «Грозный» и «Правосуд».
О характере и привычках Ивана Васильевича тоже известно мало. С. Герберштейн, побывавший в Москве уже при Василии III, писал об Иване: «…Для женщин он был до такой степени грозен, что если какая из них случайно попадалась ему навстречу, то от взгляда его только что не лишалась жизни». Не обошёл он вниманием и традиционный порок русских князей — пьянство: «во время обеда он по большей части до такой степени предавался опьянению, что его одолевал сон, причём все приглашённые были меж тем поражены страхом и молчали; по пробуждении он обыкновенно протирал глаза и тогда только начинал шутить и проявлять весёлость по отношению к гостям». Автор одной литовской хроники писал об Иване, что он был «муж сердца смелого и рицер валечный» — что, вероятно, было некоторым преувеличением, так как сам великий князь предпочитал не ходить в походы сам, а посылать своих полководцев. С. Герберштейн по тому же поводу писал, что «великий Стефан, знаменитый палатин Молдавии, часто вспоминал про него на пирах, говоря, что тот, сидя дома и предаваясь сну, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить границы».
Известно, что Иван III весьма прислушивался к советам боярской думы; дворянин Иван Берсень-Беклемишев (казнён при Василии III) писал, что великий князь «против собя стречю (возражения) любил и тех жаловал, которые против его говаривали». Андрей Курбский тоже отмечал любовь монарха к боярским советам; впрочем, судя по словам оппонента Курбского по переписке, Ивана IV, отношения Ивана III с боярами были отнюдь не идиллическими.
Характеристика религиозных взглядов Ивана также наталкивается на недостаток данных. Известно, что в течение длительного времени его поддержкой пользовались еретики-вольнодумцы: двое новгородских еретиков (Денис и Алексей) были назначены в кремлёвские соборы; при дворе пользовался немалым влиянием Фёдор Курицын; в 1490 году митрополитом был избран Зосима, которого некоторые церковные деятели считали сторонником ереси. Судя по одному из писем Иосифа Волоцкого, Иван знал о связях своей снохи, Елены Волошанки, с еретиками [9, c.72].
В самом начале его правления, княжество было окружено почти отовсюду русскими владениями: господин Великий Новгород, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силой или мирными соглашениями. В конце своего княжения он имел лишь иноверных и соплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Это обстоятельство должно было изменить его политику. Раньше, окруженный такими же, как он сам, владетелями, Иван был одним из многих удельных князей, хотя и самым сильным, теперь, уничтожив этих князей, он превратился в единого государя целой народности.
В начале княжения он мечтал о независимости, как мечтали о ней его удельные предки, в конце же он должен был думать о защите целого народа от иноверных и иноземных его врагов. Коротко говоря, сначала его политика была удельной, а потом стала национальной.
Особенность удельного порядка заключалась в том, что все княжества, образовавшиеся в Суздальской Руси, считались как бы частной собственностью тех княжеских семей, которые ими владели.
Приобретя такое значение Иван III не мог размениваться своей властью с другими князьями московского дома. Уничтожая чужие уделы (в Твери, Ярославле, Ростове), он не мог оставлять удельных порядков собственной родне. При первой же возможности он отнимал уделы у своих братьев и ограничивал их старые права. Он требовал повиновения от них себе как государю от подданых. Составляя свое завещание, он обделил своих младших сыновей в пользу старшего их брата Василия, и лишил их всяких державных прав, подчинив великому князю как простых служивых князей. Словом, везде и во всем Иван III проводил взгляд на великого князя как на единодержавного и самодержавного монарха, которому одинаково подчинены как его служилые князья так и простые. Так вместе с объединением северной Руси совершилось превращение Московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси [4, c.103].
Наконец став национальным государем, Иван III избрал себе новое направление во внешней политике Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от Золотоордынского хана. Он начал наступательные действия против Литвы, от которой Москва до сих пор только оборонялась. В этом и заключается важное историческое значение князя Ивана III. Объединение всей Руси вокруг Москвы началось давно: при Дмитрие Донском обнаружились первые его признаки, совершилось же оно при Иване III. Поэтому Ивана III можно назвать - создателем Московского государства.
Собирание Русской земли великим князем московским еще далеко не было доведено до конца, когда Иван III вступил на стол отца и деда. Иван III продолжал дело своих предков, но уже не так, как вели его они. Теперь это собрание перестало быть делом захвата или частью хозяйственного соглашения московского князя с соседними князьями. Теперь сами местные общества по различным убеждениям и побуждениям начали открыто тяготеть Москве. Так в Новгороде Великом на сторону Москвы встало простонародье по вражде к местной аристократии; напротив, в княжествах Северной Руси к Москве тяготел высший служивый класс, соблазняясь выгодами московской службы; наконец в русских княжествах черниговской линии, зависимых от Литвы, князья и общество присоединялись к Москве в борьбе с католической пропагандой, которая началась в западной Руси. С XV века при содействии польско-литовского правительства. Благодаря этому тяготению местных обществ, собирание русской земли Москвой, сделалось национально-религиозным движением и получило ускоренный ход. Достаточно краткого перечня территориальных приобретений, сделанных Иваном III и его сыном Василием, чтобы увидеть это. В 1463 году все князья ярославские, великий с удельными, били Ивану III челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей независимости. В 1470 годах покорен был Новгород Великий с его огромной областью в северной Руси. В 1474 году князья ростовские продали Москве оставшуюся за ними половину Ростовского княжества. Другая половина была куплена Москвой ранее. Эта сделка сопровождалась вступлением ростовских князей в число московских бояр. В 1485 году была завоевана Тверь, в 1489 Вятка, в 1490 годах князья вяземские и целый ряд мелких князей черниговской линии (Одоевские, Новосильские, Воротынские) также поступили на московскую службу, признав себя подчиненными московского государя. В княжении Иванового преемника присоеденены были к Москве в 1510 году Псков с волостью, в 1514 году Смоленская область, захваченная Литвой в начале XV века, в 1517 году княжество Рязанское, в 1517-23 годах княжество Стародубское и Новгород-Северское. Не стоит перечислять территориальных приобретений, сделанных Москвой в царствовании Ивана 4, за пределами Великорусии тех времен. Довольно того, что было приобретено его отцом и дедом, чтобы видеть насколько расширилась территория Московского княжества [10, c.128].
При ликвидации независимости Новгорода Иван III умело использовал классовые противоречия в Новгороде. Одним из средств укрепления московского влияния в присоединенных городах было переселение жителей, чаще всего бояр и купцов, в другие города, с переводом на их место людей из московских городов. Стремясь увеличить военные силы Русского государства, Иван III широко привлекал к военной службе мелких землевладельцев. Политическое значение дворянства при Иване III возросло.
Получила большое развитие система местного землевладения. Так, в 1480 году монголо-татарское иго, уже сильно ослабленное великой победой над Мамаем (Куликовская битва) 1380 год6 было окончательно свергнуто.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы: главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы бо́льшей части русских земель. В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского государства Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.
Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма. Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора), расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры.
В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства.
Список использованных источников
Информация о работе Государственно-политический портрет Ивана III