Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:11, реферат
С древних времен жизнь японца наполнена ритуалами. Это относится в равной мере и к простому человеку и к членам императорского дома. Значительная часть этих ритуалов связана с годовым циклом. В каждом месяце есть и старинные праздники, которые отмечали в соответствии с лунным календарем, и современные государственные.
Санкт-Петербургский государственный университет
Восточный факультет
Кафедра японоведения
Реферат студентки 1 курса
отделения истории Японии
Косицыной С.С.
На тему: «Государственные праздники Японии. Новый год»
Санкт-Петербург, 2013
С древних времен
жизнь японца наполнена ритуалами.
Это относится в равной мере и
к простому человеку и к членам
императорского дома. Значительная часть
этих ритуалов связана с годовым
циклом. В каждом месяце есть и старинные
праздники, которые отмечали в соответствии
с лунным календарем, и современные
государственные.
Декабрь - месяц, завершающий годовой
цикл, а новогодний праздник одновременно
венчает старый год и начинает новый. Потому
не удивительно, что именно он имеет особое
значение в Японии - связанные с ним ритуалы
описать и даже просто перечислить очень
трудно. Многие традиции и обряды берут
свое начало еще из эпохи Хэйян или даже
раньше. Попробуем проследить как праздновали
Новый год в разные эпохи.
В современной Японии, где коллектив стоит
на первом месте, традиция отмечать праздники
с коллегами - явление повсеместное и обязательное.
Примерно в 20-х числах декабря трудовые
коллективы в Японии проводят вечеринки 忘年会 (ぼうねんかい, бо:ненкай) - "проводы
минувшего года". В большинстве случаев
они проводятся по месту работы, богатые
компании и фирмы специально для этого
снимают рестораны, причем предпочтение
отдается помещениям в японском стиле,
где гости сидят на 畳 (たたみ, татами) за низкими
столиками.
Новый год очень важно начать хорошо.
По этому каждое дело, так или иначе являющееся
важным в жизни японцев торжественно совершают
"в первый раз", (добавляя к названию
кандзи 初 (はつ, хацу) - первый).
Эта традиция называется 事始 (ことはじめ, котохадзиме) -
начало дел: "хацуни" - первые товары; 初売り (はつうり, хацуури) - первая
торговля; 初買 (はつばい, хацубай) - первая
покупка; "хацуити" - первые выезды
на рынок. Второго января совершают первую
пробу пера 書き初め (かきぞめ, какидзомэ) "первые
прописи" - упражняются в каллиграфии,
используя новые кисти. Так же сочиняют
первые стихотворения.
13-го декабря по традиции
проводится 煤払い (すすはらい, сусухараи) - генеральная уборка дома,
дабы очистить его от нечистот и скверны
к приходу духов предков, в новогоднюю
ночь, ведь счастье и удача нового года
входят только в чистый дом. Параллельно,
во всех синтоистских храмах проводятся
обряды Великого очищения, предназначенные
для очищения людей и прибавления удачи
в наступающем году.
После уборки, хозяева дома над входом
натягивают веревку из рисовой соломы 注連飾り (しめかざり, симэкадзари, "закрывающее
украшение"), которой с мифологических
времен приписывают роль оберега от темных
и нечистых сил. К воротам привязывают
ветви 松 (まつ, мацу, сосна), иногда
дополненные длинными соломинками, папоротником, 竹 (たけ, таку, бамбук), 梅 (うめ, уме, слива), 語弊 (ごへい, гохэями, особым образом
сложенными полосками белой бумаги).
Другая разновидность домашних оберегов
называется 輪飾 (りわかざり, вакадзари). Они
могут варьироваться, но основу их всегда
составляет кружок из нескольких рисовых
соломинок. Вакадзари посвящаются различным
божествам, охраняющим дом и людей, живущих
в нем.
Можно встретить также и 門松 (かどまつ, кадомацу, "сосна
у входа") - приветствие божеству новогоднего
праздника - большие композиции из косо
срезанных стволов бамбука, украшенные
сосновыми ветками, мелкими красными ягодами,
веткой папоротника, мандаринами, иногда
- пучком водорослей и сушеной креветкой.
Так же можно встретить карликовую сосну,
росток бамбука, и маленькое цветущее
деревце сливы или 桃 (もも, момо, персик). Такую
роскошь обычно позволяют себе состоятельные
люди, а также различные учреждения и фирмы.
Все составляющие новогодних украшений
что либо символизируют: бамбук - стойкость,
сосна - долголение, слива - жизнелюбие,
рисовая солома - достаток, благоденствие.
В домах, вместо наших традиционных елок,
японцы ставят ставят ветки, украшенные
шариками 餅 (もち, моти) - новогоднее деревце 餅花 (もちばな, мотибана): маленькие
колобки, приготовленные из клейкого риса,
окрашивают в разные цвета и нанизывают
на веточки.
Особое значение имеет
также и семейная новогодняя трапеза, которая
начинается вечером последнего дня года
(омисока). Она проходит тихо и чинно без
шумных бесед и застольных песен. Ничто
не должно отвлекать от мыслей о том, что
ждет каждого в наступающем году.
Обязательное блюдо - рисовые лепешки 餅 (もち, моти). Существует много
видов этого блюда - моти с начинкой или
без, сладкие или соленые, завернутые в
сушеные водоросли или разные листья.
К новому году готовят еще один особенный
вид - 鏡餅 (かがみもち, кагами-моти, зеркальные
моти). Это круглые сухие лепешки, символизирующие
счастливое зеркало, при помощи которого
в незапамятные времена боги выманили
из пещеры обиженную богиню света Аматэрасу.
Также считается, что они являются воплощением
духа божества и души человека. Кагами-моти
выставляют в парадной нише 床の間 (とこのま, токонома), где они
будут лежать до одиннадцатого января,
чтобы затем быть добросовестно съеденными.
Еще одно блюдо, без которого не возможно
встретить новый год по всем правилам,
это 雑煮 (ぞうに, дзони) - бобовый суп
с кусочками кагами-моти, ломтиками курятины
и овощами.
Перед трапезой обязательно нужно выпить
церемониальный напиток "тосо" - рисовое
вино 酒 (さけ, сакэ), настоянное на
целебных растениях по китайскому рецепту.
К новогоднему столу готовят традиционные
блюда, обладающие особой силой: рисовое
печенье - символ изобилия и достатка в
семье, длинную тонкую гречневую лапшу
- соба, что означает долголетие и благополучие
всего семейства, блюда из гороха и белой
фасоли в сиропе, чтобы было здоровье,
а из рыб выбирают карпа, олицетворяющего
силу, засахаренные ломтики морской капусты
означают пожелание счастья и радости,
сладкие жареные каштаны - успех в делах,
икра сельди - счастливую семью и множество
детей. Так же подают жареного лосося,
салат из белой редьки дайкон с морковью.
Все деликатесы приготовляются с большим
количеством приправ - соевого соуса, сахара
и уксуса.
В новогоднюю ночь в японских храмах колокола отбивают
108 ударов. Цифра 108 выбрана не случайно.
Считается, что у человека 6 пороков: жадность,
злость, глупость, легкомыслие, нерешительность
и алчность. Каждый из них имеет восемнадцать
различных оттенков - 108 пагубных страстей.
Японцы считают, что каждый из этих ударов
изгоняет одну из страстей, омрачающих
жизнь человека.
Очищаясь таким образом, японцы встречают
свой общий новый год рождения. Каждый
японец может поздравить любого с днем
рождения и в ответ услышать такое же поздравление.
Когда пробъет последний удар - люди выходят
на улицу, чтобы встретить новый год с
первыми лучами солнца. Многие верят, что
именно в эти минуты в Японию приплывают
на своем волшебном корабле семь богов
счастья. Двое из них непосредственно
связаны с двумя главными продуктами питания
японцев. Это 恵比寿 (えびす, Эбису) - бог рыболовства
и 大黒 (だいこく, Дайкоку) - бог риса.
Каждый бог символизирует одно из хороших
качеств: Дайкоку - удачливость, Эбису
- искренность, Бэнтон - дружелюбие, Бисямон-тэн
- достоинство, Дзюродзин - долголетие,
Хотэй - великодушие, Фукурокудзю - благожелательность.
В новогоднюю ночь или утром 元日 (がんじつ, гандзицу) Первого
дня Нового года каждый японец обязан
посетить святилище или храм, прийти на
первое в новом году моление, что считается
счастливым началом нового года. Этот
обряд называется хацумодэ. В храм принято
ходить в традиционной одежде - женщины
одевают 着物 (きもの, кимоно), а мужчины
также 袴 (はかま, хакама) и 羽織 (はおり, хаори).
В крупных буддистских храмах в последнюю
ночь года к большому колоколу, ударить
по которому можно, раскачивая подвешенную
на канатах огромную деревянную палицу,
выстраивается очередь любителей встречи
Нового года в пристанище Богов. Негласно
каждому даётся лишь одна попытка. Не дотянул
до вибрирующей поверхности чугуна, уступи
место и приходи через год. Так, до самого
рассвета стоит не утихающий глухой набат,
возвещающий по окрестностям о наступлении
очередного года очередной эры правления
очередного императора.
Там же в храмах идёт ночная служба, монахи раздают прихожанам
сладкое новогоднее 甘酒 (あまざけ, амазакэ). На площади подле главного
здания горят в костре деревянные стрелы-амулеты 破魔弓 (はまゆみ, хамаюми, затупленные стрелы, с белым
оперением, оберегающие дом от бед и злых
сил), унося с собой в небытие все печали
и неудачи года прошлого. Так, бросив в
огонь провисевшую целый год в "красном
углу" дома стрелу, здесь же можно купить
новую, подставить прикреплённую к ней
дощечку с изображением храма ко лбу, а
пустой стороной наружу и получить своеобразное
благословение монаха в виде большого
во весь размер дощечки факсимиле храма.
Новый год - новая стрела - новые надежды!
В храмовых лавках можно приобрести различные
новогодние сувениры и талисманы: хамаюми; 熊手 (くまで, кумадэ) - похожие
на "медвежью лапу" грабли из бамбука,
которыми очень удобно "загребать"
счастье; 宝船 (たからぶね, такарабунэ) - кораблики
с рисом и другими сокровищами, на которых
восседают семь богов удачи. Считается,
что если положить такой кораблик под
подушку в новогоднюю ночь, обязательно
приснится вещий сон.
На новый год с пожеланиями стойкости
японцы дарят друг другу 達磨 (だるま, даруму) - японскую
неваляшку. Чем взрослее человек, тем крупнее
дарума. Вместо глаз у куклы - пустые глазницы.
Одаренный сам рисует око, загадывая при
этом желание. Второй глаз "открывается",
когда задуманное сбывается. Ну а если
мечта так и остается мечтой, быть даруме
одноглазой.
В Японии долгое время не было традиции
праздновать день рождения. Поэтому последний
удар "добавлял" единицу сразу ко
всем возрастам, даже младенца, родившегося
накануне, считали годовалым. Утром люди
начинают обмениваться подарками - сушеной
рыбой, завернутой в красочную обертку,
веерами. Родители часто дарят детям 御年玉 (おとしだま, отосидама, "новогоднее
сокровище") - монетку (любого достоинства),
положенную в специальную бумагу и сложенную
в конвертик. Этот подарок служит символическим
пожеланием богатства и благополучия
детям. Люди поздравляют друг друга, а
вечером собираются у домашнего очага,
в кругу семьи.
Традиционные развлечения
в новогодние дни - запускание волчков и воздушных змеев,
игра в новогодние карты со стихами хякунин
иссю, 双六 (すごろく, сугороку) - игра, напоминающая нарды,
игра в волан 羽根突き (はねつき, ханэцуки).
Ханэцуки была известна уже в эпоху Хэйан.
Она пришла из Китая, где имела функцию
очистительного обряда. Примерно с XIV века
она стала игрой девочек и молодых женщин.
Эта игра, чем-то напоминающая бадминтон,
сначала была привилегией только аристократов,
а уже в эпоху Эдо в нее начали играть и
горожене. Ракетки 羽子板 (はごいた, хагоита) с яркими,
нарядными изображениями традиционных
красавиц и актеров театра Кабуки, выполненными
из шелка и парчи в технике высокого рельефа,
до сих пор во множестве продаются на предновогодних
базарах. Они стали одним из характерных
новогодних сувениров и декоративных
украшений. Но не совсем забыта и сама
игра.
"Хякунин иссю" ("Сто стихотворений
ста поэтов") - знаменитая поэтическая
антология, составленная в 1235 году известным
поэтом Фудзивара Тэйка. Знание этих стихов
было свойственно каждому образованному
человеку. При игре в "Хякунин иссю"
используется двести карт. На половине
из них - портрет поэта и начальная строка
его стихотворения. На других - остальная
часть стиха. Карты раскладываются лицевой
стороной вниз, и ведущий, у которого такой
же комплект, зачитывает часть стихотворения.
Играющие открывают разложенные карточки,
стараясь найти обе парные. Выигрывает
тот, кто набирает большее количество
карт.
Сугороку - настольная игра, бывает двух
видов:
Бан-сугороку или сугороку на доске, была
очень популярна в эпоху Хэйан - участвуют
два игрока, у каждого по 15 фигур, которые
нужно переместить на территорию противника,
делая ходы согластно числу, выпавшему
на костях (чем-то напоминает наши шашки).
Именно эта игра изображена на второй
картинке.
Э-сугороку или сугороку на картинках
- участвуют два игрока и больше. Большой
лист бумаги разделен на поля с картинками,
ходят так же, как и в первом варианте.
В эту игру чаще играют дети.
Снег в Японии для северных районов
означает многое. С ним связана
своя магия. Обычно она вступает в
силу с приходом зимы в новогодний
период. Если снега выпало не так
много, то его лучше искать в горах.
Туда отправляются целые процессии,
не взирая на погодные условия.
Японцы верят, что существуют счастливые
и несчастливые дни, которые лучше провести
вне дома. Такие дни как раз наступают
в канун Нового года, когда согласно легендам,
темные силы обретают особенную силу и
стремятся помешать людям встретить Новый
год. От них есть одно спасение - снежные
хижины 鎌倉彫り (かまくらぼり, камакура). В
них собирается много народа, чтобы провести
ночь перед сменой годов и тем самым избежать
несчастья. Хижина вмешает двух, трех и
даже восьмерых человек. В центре устанавливается
жаровня и даже при любом морозе, внутри
тепло и весело. Строго соблюдается обычай
снимать обувь, чтобы не занести вовнутрь
частичку злых сил.
Хижины возводят умельцы, которым строительное
искусство передается из поколения в поколение.
Правда, большинство предпочитает наблюдать
за ними из теплого помещения. В целом,
все происходящее больше похоже на красочный
праздник, в котором главную роль играют
дети. Пока взрослые строят из снега хижины,
детвора развлекает себя снеговиками.
Им это ближе и понятнее, чем борьба со
злыми силами. Японцы северных районов
действительно верят, что счастье Нового
года приходит при соблюдении многих традиций,
одной из которых является камакура.
В Японии первая открытка появилась
в 9 году Мэйдзи (1876 год), и сразу получила популярность
как вещь быстрая (написать открытку гораздо
проще и быстрее, чем письмо) и дешевая:
открытки в Японии стоят от пары десятков
иен, и даже самые дорогие стоят гораздо
меньше тысячи.
Как говорят японцы, в японском доме чаще
всего открытки можно найти в прихожей.
Японцы очень любят посылать открытки
из разных стран, где они путешествуют.
А те, кто умеет рисовать, покупает себе
чистые, белые открытки и на этой белой
стороне сами рисуют скетч, запечатлевавший
окружающие пейзажи рисунок, сделанный
"на ходу". Получается весьма уникальная
открытка, получив которую, люди не складывают
в ящик стола и тем более не выбрасывают,
а ставят у себя дома. Японцы любят украшать
дом открытками, поставив их в рамочки.
Статистика, которая знает все, говорит,
что каждый год под новый год японцы отправляют
от двух до четырех миллиардов открыток.
И это при том, что в последнее время многие
предпочитают отправлять электронные
открытки.
Как и многое в Японии, что делают миллионы
людей ежегодно, процесс заполнения открытки
имеет четко предписанные правила и место
для полета мысли. В начале - о правилах.
Их несколько, для лицевой и почтовой стороны
отдельно.
В начале о простом - о почтовой стороне:
1. Первым по центру красивыми большими
буквами пишется имя адресата. К имени
обязательно прибавляется префикс.
· Как правило, пишут просто 様 (さま, сама), что-то вроде "уважаемый господин".
· Если адресуют открытку не кому-то лично, а фирме или организации, пишут 御中 (おんちゅう, примерно "всем вам").
· Если директору фирмы, (когда нужно подчеркнуть именно должность человека), например, то пишут "○○社長○○様"* (○○しゃちょう○○さま, "(название фирмы) сятё (фамилия) сама", уважаемый господин директор (фамилия) фирмы (название)").
· Представителям таких профессий как учитель, врач и т.д., обращаются 先生 (せんせい, сэнсэй), в таком случае 様 будет не вежливо.
· Также в новогодних открытках не пишут и 殿 (どの, доно) - обращение к уважаемому, примерно равному по положению человеку (в старину это обращение было принято среди самураев).
2. Адрес пишется справа от
имени адресата, буквы чуть меньше,
и начинают писать его повыше,
чем имя адресата.
3. Если адрес длинный, его можно написать
в два столбика (большинство открыток
расчитаны на вертикальное письмо, и вообще
адрес чаще всего пишут вертикально). При
этом вторая строчка должна начаться чуть
ниже, чем первая, но не ниже, чем имя адресата.
4. Потом с левого края пишете свое имя.
Буквы обязательно меньше, чем в имени
адресата.
5. Последним пишут свой адрес справа от
имени, начиная писать его также выше,
чем свое имя. Еще принято под маркой писать 年賀 (ねんが , нэнга), что было сразу
понятно, что это новогодняя, и чтобы ее
не перепутали с обычной почтой. А это
очень важно, так как новогодние открытки
начинают принимать на почте с 16, а придут
они именно 1-го.
Еще о том, как писать: соотношение размера
иероглифов к размеру используемой азбуки
- 5 к 4 примерно. В общем и целом, это касается
не только новогодних открыток, но при
их заполнении оно особенно заметно.
В общем и целом, новогодние открытки
в Японии на наши совсем не похожи. Во-первых,
они именно что классические почтовые
открытки, когда на одной стороне картинка
с текстом, а на другой - только адрес. Часто
продают опять же "чистые" открытки,
и отправитель самостоятельно пишет и
рисует все необходимое. Есть и такие,
где рисунок занимает примерно половину
открытки, а остальное место оставлено
для заполнения вручную. Есть еще и такие
чистые открытки, на которых можно распечатывать
фотографии. Часто люди создают открытку
на компьютере и распечатывают потом ее
даже на своем домашнем принтере. И все
ж таки считается, что полностью напечатанная
открытка - это несерьезно, неуважительно
по отношению к адресату, поэтому надо
хотя бы слова поздравления от руки написать.
Ну и, естественно, обратную сторону, где
пишется адрес и имя, заполняют исключительно
вручную.
Итак, что пишут на лицевой стороне. Если
говорить о наиболее классическом варианте,
то будет следующее. В начале - что-то вроде
нашего "с новым годом!", затем - что-то
вроде "как поживаете?", затем - пожелания
счастья и всяческих благ и последней
- дата.
Обычно в письмах ставят дату написания,
но в новогодних открытках это будет дата
получения открытки, то есть 1 января. При
этом само слово "первое января" пишется
особым образом: 元旦 (がんたん , гантан) то есть
"первый день года". Можно еще приписать,
какого года, например, 1 января 2006 года
будет ニ〇〇六年元旦, или же 平成十八年元旦. Впрочем, порой
и 一月元旦 тоже пишут...
Также есть слова, которые не стоит употреблять:
"потеря" с "утратой", "плохое
здоровье" и т.д.
Еще один важный элемент - рисунки. В принципе,
можно все, чего душа пожелает, изобразить,
но есть классические темы. Во-первых,
это животные - символы года. Вот тут, например,
можно посмотреть лицевые стороны новогодних
открыток за прошлый год. Поскольку наступает
год кабана, поросята и кабанчики всех
мастей - самая подходящая тема.
Исторически новый год считается обращением
к весне - раньше, когда японцы жили по
солнечно-лунному календарю, праздник
нового года не имел фиксированной даты
и отмечался в соответствии с фазами луны,
припадая примерно на вторую половину
февраля (однако бывало, что календарная
весна начиналась раньше, чем наступал
новый год). Раз весна, то это сакура или
слива, или еще какие-то цветы... Еще изображают
сосну, бамбук, новогодние украшения...
Открытки в идеале должны быть взаимными.
То есть если вы получили в Японии от кого-то
открытку, кому вы сами не отправили, нужно
сразу же ответить. Новогодние открытки
можно посылать до 3-го января. Дата в этом
случае ставится именно днем отправления.
Крайний срок - седьмое января. Ну и в этом
случае надо добавить извинительные слова
за опоздание с поздравлениями.
Информация о работе Государственные праздники Японии. Новый год