Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:26, реферат
Рим возник в области Лациум, на левом берегу реки Тибра. Постоянные поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия до н. э. Они принадлежали предкам италийского племени латинов. В 6-8 вв. до н. э. у латинов усилился процесс разложения первобытнообщинных отношений, появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные поселки-города. В конце 7 в. до н. э. образовался союз тридцати латинских городов во главе с г. Альбой-Лонгой. По археологическим данным, Рим возник приблизительно в 10 в. до н. э. Ранее всего был заселен Палатинский холм, находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других холмах– Капитолии, Авентине, Квиринале и др.
Введение………..………..………..………..………..………..………...…….…..3
Государственный и общественный строй в период принципата……..……..4-5
Государственный строй в кризисный период………………………………..…6
Государственный строй в период домината. ………..………..………...….…..7
Распад Римской империи. ………..………..……..………..………..……….…..8
Римское право………..………..………..………..……………..…....….……..9-11
Заключение…..………..………..………..………..………..………..….………..12
Список литературы……………..………..………..………..………….….……..13
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Южно-Якутский институт железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный
в городе Нерюнгри
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Контрольная работая №1
Проверил:
Кулагин А.E.
Выполнил:
Фертов Р.В.
Нерюнгри 2012
Оглавление
Введение………..………..………..………..……
Государственный и общественный строй в период принципата……..……..4-5
Государственный строй в
кризисный период………………………………..
Государственный строй в период домината. ………..………..………...….…..7
Распад Римской империи.
………..………..……..………..………..……….….
Римское право………..………..………..………..……………
Заключение…..………..………..………..……
Список литературы……………..………..…
Введение
Период Римской империи подразделяется на:
• период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);
• кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);
• период домината (284 - 476 гг. н. э.).
Рим возник в области Лациум,
на левом берегу реки Тибра. Постоянные
поселения в Лациуме появились,
по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия
до н. э. Они принадлежали предкам
италийского племени латинов. В 6-8
вв. до н. э. у латинов усилился процесс
разложения первобытнообщинных отношений,
появилась частная
Государственный и общественный строй
в период принципата.
Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон-
чательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г.
до н.э.
Принципат сохраняет видимость
республиканской формы
почти все учреждения республики: созываются народные собрания,
заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ-
ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского госу-
дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку
при сохранении старых республиканских учреждений власть была со-
средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть прин-
цепса.
Переход управления государством
к принцепсу произошел
наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности,
создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми
армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех
главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора,
народного трибуна.
Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен-
ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от
принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин-
ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил прин-
цепс, имеет силу закона".
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли
в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний,
насилие над их участниками.
В эпоху принципата завершился
процесс превращения
органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.
Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:
сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патри-
цианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани-
мали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве.
Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе-
ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулианта-
ми. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил-
ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-
нувшихся на государственной службе; сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и сред-
них землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и
офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще-
ствляли управление городами империи.
В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а
также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают
превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся
людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме-
стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп-
ляются к земле и теряют возможность освободиться.
На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко-
номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в
силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это,
рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель-
ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю
продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта,
он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.
Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной.
Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа-
лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко-
мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес-
кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко-
мандира сотни - центуриона.
Государственный строй в кризисный период
Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так
называемый "кризис третьего века".
Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про-
винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок
сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения им-
ператоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства заверши-
лась в 212 г. н. э., когда
император Каракалла
го гражданина всему свободному населению Римской империи.
Государственный строй в период домината
При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домииата, Рим окончательно
превратился в монархическое государство. Власть императора была при-
знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос-
подином (dominus, отсюда - доминат).
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей
сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство
ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под-
чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:
• государственный совет при императоре;
• финансовое ведомство;
• военное ведомство.
Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде-
ляют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.
После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, импе-
рия была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 ди-
оцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос-
новой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и по-
винности.
Распад Римской империи
При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение
Римской империи:
• Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое суще-
ствование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим-
ского императора Ромула-Августула и занял его место;
• Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; суще-
ствовала еще около 1000 лет под названием Византии.
Римское право
Римское право - право Древнего
Рима - наиболее развитая правовая
система древности, послужившая основой
для современной континентальной
системы права, к которой принадлежит
и Россия.
Римские юристы различали
публичное право (jus publicum) и частное
право
(jus privatum). Первое относится «к положению
римского государства»,
второе - «к выгоде отдельных лиц» (по определению
юриста Доминиция
Ульпиана, 3 в. н.э.). Судьба той и другой
отрасли Р.п. оказалась в
дальнейшем неодинаковой. Римское публичное
право не пережило Римского
государства и не оказало большого влияния
на государственные институты
более поздних народов. Можно говорить
о преемственности лишь некоторых
общих принципов республиканского периода:
постоянный парламент (каким
был римский Сенат), система сдержек и
противовесов, выборность и
подотчетность должностных лиц перед
народом, парламентом и судом,
участие народа в решении важнейших государственных
дел. Наоборот,
римское частное право сыграло выдающуюся
роль в развитии гражданского
права в средние века и в новое время. Римское
частное право легло в
основу законодательства многих западноевропейских
государств, которые
или прямо заимствовали римские правовые
понятия и институты, или приняли принципы
римского права за образцы при разработке
кодексов нового времени (особенно в отношении
права собственности и договорного права).
Выработанные римскими юристами понятия,
отличавшиеся точностью
формулировок, чёткостью выводов, легли
в основу научной разработки
современного гражданского права.
Содержание римского частного
права (римского права в узком
смысле)
далеко вышло за рамки отношений рабовладельческого
общества и приобрело универсальный характер,
идеально удовлетворяющий условиям
высокоразвитого хозяйственного оборота.
Развитие торговли привело к
установлению принципа формального равенства
в области частного права
всех свободных лиц. Этот принцип явился
результатом долгого развития.
Исходным положением римского права было
то, что только римский гражданин (civis rornanus)
является вполне правоспособным лицом;
всякий чужеземец, т.е. не член римской
общины, - враг и не пользуется защитой
закона. В древнейшую эпоху его можно было
безнаказанно убить или обратить в рабство.
По мере развития довольно оживлённой
торговли с другими общинами и государствами
такое бесправное положение чужеземцев
сохраниться не могло. Стали признаваться
основные имущественные права и за перегринами,
т.е. чужеземцами, жившими на римской территории.
Применительно к этой части населения
сложилась специальная система норм, материалом
для которой послужили отчасти нормы исконного
римского права, отчасти нормы, заимствованные
из права других государств, с которыми
римские граждане имели деловые сношения
(финикийского, египетского и особенно
греческого права). Эта система получила
название «права народов» (jus gentium). К «праву
народов» римские юристы относили как
установление рабства, так и отпущение
рабов на волю, поскольку они знали, что
и то, и другое не является собственно
римским институтом, а также и такие гражданские
правоотношения как «разделение имуществ,
учреждение торговли, купли-продажи, найма,
обязательства, за исключением тех, которые
были введены собственно римским правом»
(Гермоген, первая книга юридических отрывков).
В результате этого и утвердился прогрессивный
для того времени принцип формального
равенства всех свободных людей. Под влиянием
философии стоиков сложилась философско-правовая
концепция идеального естественного права
(jusnaturale).
Римское частное право
характеризуется
нём доведён до логических пределов принцип
наибольшей свободы
хозяйственного самоопределения.
Особенностью правообразования
в древнем Риме было правовое регулирование
новых общественных отношений в основном
не в порядке законодательства, а путём
научной работы юристов и деятельности
римских магистратов по разрешению споров
между частными лицами (jurisdictio). Так постепенно
изменялось римское право без ломки его
формы. Законодательные акты республиканского
Рима сводятся к памятнику древнейшей
эпохи – двенадцати таблиц законам и сравнительно
ограниченному числу законов (legos) по отдельным
специальным вопросам. Только в императорскую
эпоху законодательная деятельность активизировалась.
Основное богатство римского частного
права заключается в казуистике римских
юристов, занимавшихся конкретизацией
основных положений права на почве обсуждения
и разрешения конкретных дел - казусов,
что обеспечивало его жизненность. Наряду
с этим римское частное право являлось
в основе правом судебным. Судебные магистраты
и в особенности преторы имели право издавать
эдикты - программу деятельности этих
магистратов, объявляемую (с кафедры на
собрании) при вступлении в должность.
Содержанием эдиктов были главным
образом те правила, которых предполагал,
а позднее обязывался
придерживаться претор в течение своего
должностного года. Опубликованные эдикты
пересматривались и дополнялись следующим
претором. Со времен Адриана существовали
неизменные эдикты (edictum perpetuum). В совокупности
нормы преторских эдиктов образовали
так называемое преторское право. Римские
юристы пользовались вообще большим авторитетом
и общественным значением. Начиная с Августа,
императоры стали предоставлять выдающимся
юристам право давать официальные консультации,
причём их заключения (responsa prudentium) получали
обязательную силу. Из отдельных выдающихся
юристов Лабеон и Капитон (1 в. н.э.) положили
начало двум школам, или направлениям,
юридической мысли Рима. Ближайшим учеником
Лабеона был Прокул, по имени которого
эта школа получила название прокулианской;
учеником Капитона был Сабин, по имени
которого эта, вторая школа получила, название
сабинианской. Среди прокулианцев выделялись
два Цельзя (отец и сын); среди сабинианцев
- Сальвий Юлиан Гай (получивший большую
известность своим учебником римского
права - Институциями, дошедшими до нас).
Во 2 в. виднейшим юристом являлся Помпоний.
Но самыми выдающимися юристами в конце
2 - начале 3 вв. являлись Папиниан, Павел,
Ульпиан. Последним классическим римским
юристом был Модестин (первая половина
3 в.).
Информация о работе Государственный и общественный строй в период принципата