Государственный и общественный строй в период принципата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

Рим возник в области Лациум, на левом берегу реки Тибра. Постоянные поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия до н. э. Они принадлежали предкам италийского племени латинов. В 6-8 вв. до н. э. у латинов усилился процесс разложения первобытнообщинных отношений, появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные поселки-города. В конце 7 в. до н. э. образовался союз тридцати латинских городов во главе с г. Альбой-Лонгой. По археологическим данным, Рим возник приблизительно в 10 в. до н. э. Ранее всего был заселен Палатинский холм, находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других холмах– Капитолии, Авентине, Квиринале и др.

Содержание работы

Введение………..………..………..………..………..………..………...…….…..3

Государственный и общественный строй в период принципата……..……..4-5

Государственный строй в кризисный период………………………………..…6

Государственный строй в период домината. ………..………..………...….…..7

Распад Римской империи. ………..………..……..………..………..……….…..8

Римское право………..………..………..………..……………..…....….……..9-11

Заключение…..………..………..………..………..………..………..….………..12

Список литературы……………..………..………..………..………….….……..13

Файлы: 1 файл

Римская империя.docx

— 33.22 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Южно-Якутский институт железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

в городе Нерюнгри

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Контрольная работая  №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Кулагин А.E.

 

Выполнил:

Фертов Р.В.

 

 

 

 

 

 

 

Нерюнгри 2012

Оглавление

 

 

Введение………..………..………..………..………..………..………...…….…..3

 

Государственный и общественный строй в период принципата……..……..4-5

 

Государственный строй в  кризисный период………………………………..…6

 

Государственный строй в  период домината. ………..………..………...….…..7

 

Распад Римской империи. ………..………..……..………..………..……….…..8

 

Римское право………..………..………..………..……………..…....….……..9-11

 

Заключение…..………..………..………..………..………..………..….………..12

 

Список литературы……………..………..………..………..………….….……..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Период Римской империи  подразделяется на:

• период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);

• кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

• период домината (284 - 476 гг. н. э.).

 

Рим возник в области Лациум, на левом берегу реки Тибра. Постоянные поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия  до н. э. Они принадлежали предкам  италийского племени латинов. В 6-8 вв. до н. э. у латинов усилился процесс  разложения первобытнообщинных отношений, появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные  поселки-города. В конце 7 в. до н. э. образовался  союз тридцати латинских городов  во главе с г. Альбой-Лонгой. По археологическим  данным, Рим возник приблизительно в 10 в. до н. э. Ранее всего был заселен  Палатинский холм, находившийся у  брода через реку Тибр. Затем появились  поселения и на других холмах–  Капитолии, Авентине, Квиринале и  др. В 8 веке до н. э. Палатинская община распространила свое влияние и на общины соседних холмов. Сведения римской  исторической традиции, сложившейся  в 3 веке до н. э. о начальной истории  Рима, носят преимущественно легендарный  характер.В древнейший период Рим  представлял собой родовую общину. Три племени – рамны, тиции  и люцеры – составляли “римский народ”, верховным органом которого являлось собиравшееся по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат– совет старейших родов. Избиравшийся народным собранием “царь” являлся  военачальником, верховным жрецом и  судьей. Римская традиция сохранила  имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия, Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквиния  Приска, Сервия Туллия и Тарквиния  Гордого. Лишь некоторые предания о  них содержат исторические сведения, в частности, предание о правлении  Тарквиниев, отразившее завоевание Рима этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчинила в 7-6 вв. до н. э. земли до реки По, области Пицен, Лациум и значительную часть Кампании. Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло  большую роль в его экономическом  и культурном развитии. В этот так  называемый царский период в римском  обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие  отношения и аграрный строй, при  котором внутри общины, наряду с  общественной землей, зарождалась частная  земельная собственность отдельных  ее членов– квиритов. К этому  периоду относится складывание  двух групп населения – патрициев  и плебеев –и распространение  отношений патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от родов, составлявших первоначальную римскую  общину, и являлись ее полноправными  членами.

 

Государственный и общественный строй

в период принципата.

 

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем  и окон-

чательно установленная  его преемником Октавианом Августом в 27 г.

до н.э.

Принципат сохраняет видимость  республиканской формы правления  и

почти все учреждения республики: созываются народные собрания,

заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ-

ные трибуны. Но все это  только прикрытие постреспубликанского госу-

дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку

при сохранении старых республиканских  учреждений власть была со-

средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть прин-

цепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие

наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности,

создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми

армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех

главных республиканских  магистратур: диктатора, консула, претора,

народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен-

ными. Законопроекты, поступавшие  на одобрение в сенат, исходили от

принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В  конце прин-

ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил прин-

цепс, имеет силу закона".

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли

в упадок. Обыкновенными  явлениями стали подкуп, разгон собраний,

насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства  из

органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патри-

цианско-плебейской поместной  знати. В Римской империи нобили зани-

мали доминирующее положение  как в обществе, так и в государстве.

Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе-

ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулианта-

ми. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил-

ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-

нувшихся на государственной  службе; сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и сред-

них землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники  и

офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще-

ствляли управление городами империи.

В результате постоянного  грабежа крестьян со стороны латифундий, а

также из-за уменьшения притока  рабов свободные крестьяне начинают

превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся

людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме-

стную власть, и императорскую  администрацию; они навечно прикреп-

ляются к земле и  теряют возможность освободиться.

На самой низшей ступени  социальной лестницы находились рабы. Эко-

номическая ситуация свидетельствовала  о невыгодности труда рабов в

силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это,

рабовладельцы-хозяева стали  предоставлять рабам пекулии - земель-

ные участки, за которые хозяину  следовало платить определенную долю

продукта. Поскольку остальное  было долей крестьянина-пекулианта,

он стремился увеличить  ее за счет повышения общего урожая.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной.

Срок службы солдат определялся  в 30 лет. За службу они получали жа-

лованье, при выходе в  отставку - значительный земельный  участок. Ко-

мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес-

кого сословий. Рядовой  солдат не мог подняться выше должности  ко-

мандира сотни - центуриона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный строй в кризисный период

 

Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так

называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата  про-

винций наместниками, вторжений  соседних племен. Наступил упадок

сельского хозяйства, ремесла  и торговли. Обострились отношения  им-

ператоров с сенатом. Широкая  раздача римского гражданства заверши-

лась в 212 г. н. э., когда  император Каракалла предоставил  права римско-

го гражданина всему свободному населению Римской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный строй в период домината

 

При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домииата, Рим окончательно

превратился в монархическое  государство. Власть императора была при-

знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос-

подином (dominus, отсюда - доминат).

Старые республиканские  учреждения исчезают. Управление империей

сосредоточивается в руках  нескольких основных ведомств. Руководство

ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под-

чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

• государственный совет  при императоре;

• финансовое ведомство;

• военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде-

ляют привилегиями, по окончании  службы им назначают пенсии и пр.

После реформ, проведенных  Диоклетианом и Константином I, импе-

рия была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 ди-

оцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос-

новой налогообложения стали  натуральные поземельные налоги и по-

винности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распад Римской  империи

 

При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение

Римской империи:

• Западная Римская империя  со столицей в Риме; прекратила свое суще-

ствование в 476 г., когда глава  германских наемников Одоакр сверг  рим-

ского императора Ромула-Августула  и занял его место;

• Восточная Римская империя  со столицей в Константинополе; суще-

ствовала еще около 1000 лет под названием Византии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Римское право

Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая 
система древности, послужившая основой для современной континентальной 
системы права, к которой принадлежит и Россия.

 
Римские юристы различали  публичное право (jus publicum) и частное  право 
(jus privatum). Первое относится «к положению римского государства», 
второе - «к выгоде отдельных лиц» (по определению юриста Доминиция 
Ульпиана, 3 в. н.э.). Судьба той и другой отрасли Р.п. оказалась в 
дальнейшем неодинаковой. Римское публичное право не пережило Римского 
государства и не оказало большого влияния на государственные институты 
более поздних народов. Можно говорить о преемственности лишь некоторых 
общих принципов республиканского периода: постоянный парламент (каким 
был римский Сенат), система сдержек и противовесов, выборность и 
подотчетность должностных лиц перед народом, парламентом и судом, 
участие народа в решении важнейших государственных дел. Наоборот, 
римское частное право сыграло выдающуюся роль в развитии гражданского 
права в средние века и в новое время. Римское частное право легло в 
основу законодательства многих западноевропейских государств, которые 
или прямо заимствовали римские правовые понятия и институты, или приняли принципы римского права за образцы при разработке кодексов нового времени (особенно в отношении права собственности и договорного права). 
Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью 
формулировок, чёткостью выводов, легли в основу научной разработки 
современного гражданского права.

 
Содержание римского частного права (римского права в узком  смысле) 
далеко вышло за рамки отношений рабовладельческого общества и приобрело универсальный характер, идеально удовлетворяющий условиям 
высокоразвитого хозяйственного оборота. Развитие торговли привело к 
установлению принципа формального равенства в области частного права 
всех свободных лиц. Этот принцип явился результатом долгого развития. 
Исходным положением римского права было то, что только римский гражданин (civis rornanus) является вполне правоспособным лицом; всякий чужеземец, т.е. не член римской общины, - враг и не пользуется защитой закона. В древнейшую эпоху его можно было безнаказанно убить или обратить в рабство. По мере развития довольно оживлённой торговли с другими общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев сохраниться не могло. Стали признаваться основные имущественные права и за перегринами, т.е. чужеземцами, жившими на римской территории. Применительно к этой части населения сложилась специальная система норм, материалом для которой послужили отчасти нормы исконного римского права, отчасти нормы, заимствованные из права других государств, с которыми римские граждане имели деловые сношения (финикийского, египетского и особенно греческого права). Эта система получила название «права народов» (jus gentium). К «праву народов» римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение рабов на волю, поскольку они знали, что и то, и другое не является собственно римским институтом, а также и такие гражданские правоотношения как «разделение имуществ, учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства, за исключением тех, которые были введены собственно римским правом» (Гермоген, первая книга юридических отрывков). В результате этого и утвердился прогрессивный для того времени принцип формального равенства всех свободных людей. Под влиянием философии стоиков сложилась  философско-правовая концепция идеального естественного права (jusnaturale).

 

Римское частное право  характеризуется индивидуалистическим началом; в 
нём доведён до логических пределов принцип наибольшей свободы 
хозяйственного самоопределения.

Особенностью правообразования в древнем Риме было правовое регулирование новых общественных отношений в основном не в порядке законодательства, а путём научной работы юристов и деятельности римских магистратов по разрешению споров между частными лицами (jurisdictio). Так постепенно изменялось римское право без ломки его формы. Законодательные акты республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи – двенадцати таблиц законам и сравнительно ограниченному числу законов (legos) по отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху законодательная деятельность активизировалась. Основное богатство римского частного права заключается в казуистике римских юристов, занимавшихся конкретизацией основных положений права на почве обсуждения и разрешения конкретных дел - казусов, что обеспечивало его жизненность. Наряду с этим римское частное право являлось в основе правом судебным. Судебные магистраты и в особенности преторы имели право издавать эдикты - программу деятельности этих магистратов, объявляемую (с кафедры на 
собрании) при вступлении в должность. Содержанием эдиктов были главным 
образом те правила, которых предполагал, а позднее обязывался 
придерживаться претор в течение своего должностного года. Опубликованные эдикты пересматривались и дополнялись следующим претором. Со времен Адриана существовали неизменные эдикты (edictum perpetuum). В совокупности нормы преторских эдиктов образовали так называемое преторское право. Римские юристы пользовались вообще большим авторитетом и общественным значением. Начиная с Августа, императоры стали предоставлять выдающимся юристам право давать официальные консультации, причём их заключения (responsa prudentium) получали обязательную силу. Из отдельных выдающихся юристов Лабеон и Капитон (1 в. н.э.) положили начало двум школам, или направлениям, юридической мысли Рима. Ближайшим учеником Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название прокулианской; учеником Капитона был Сабин, по имени которого эта, вторая школа получила, название сабинианской. Среди прокулианцев выделялись два Цельзя (отец и сын); среди сабинианцев - Сальвий Юлиан Гай (получивший большую известность своим учебником римского права - Институциями, дошедшими до нас). Во 2 в. виднейшим юристом являлся Помпоний. Но самыми выдающимися юристами в конце 2 - начале 3 вв. являлись Папиниан, Павел, Ульпиан. Последним классическим римским юристом был Модестин (первая половина 3 в.).

Информация о работе Государственный и общественный строй в период принципата