Государственный и политический строй Японии в период между буржуазной революцией и 2-ой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 12:16, реферат

Описание работы

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. Еще в середине XIX в. в Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала.
Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯПОНИИ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Вывод: Конституция Японии 1889 г. была составлена по прусскому образцу. По ней формально в стране существовал строй дуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм, прикрытый конституционным "приличием". Слабость парламента и демократических институтов привела к захвату власти военщиной, милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.

2. Демократизация государственного строя Японии после 2-ой мировой войны

Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующие государственно-правовое развитие страны. В 1945г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Макартуром. Состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, финансирующих военно-политический режим.

Социально-экономические преобразования

В 1946 г. законом об аграрной реформе упраздняется крупное, т.е. помещичье, землевладение. Отныне его максимальный размер не должен был превышать 9 гектаров обрабатываемой сельскохозяйственной земли. Остальная земля покупалась государством и продавалась крестьянам. Для предотвращения спекуляции землей предусматривались меры, пресекающие ее продажу.

Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с разукрупнением военно-промышленных монополий. В результате появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных акционерных предприятий. Контрольный пакет акций многих из них оказался в руках крупного капитала.

Были демократизированы основы трудового и социального законодательства. Восстанавливалось право на создание профсоюзов и заключение ими коллективных договоров, предусматривалось право на проведение забастовок, вводился 8-ми часовой рабочий день и т.п. Предусматривался демократический порядок социального страхования.

Меры первых послевоенных лет привели не только к ликвидации "Новой экономической" и "Новой политической" структур, но и к упразднению в Японии всех пережитков феодализма, преобразованию ее общественно-экономического строя на либерально-демократической основе.

Конституция 1947 г.

Конституция 1947 г. была разработана американской администрацией и вступила в действие в 1947 г. Устанавливалась либерально-демократическая парламентская монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме. Роль императора в государстве радикально изменилась. Конституция отвела ему роль английского монарха - "царствовать, но не управлять", олицетворяя историческую преемственность в развитии государства, незыблемость его основ. Император рассматривается как "символ государства и единства народа". "Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть" (с. I).

Правомочия императора существенно ограничивались. Он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию поправок и конституций, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний.

Все другие действия императора, относящиеся к делам государства, могут обрести законную силу только после одобрения кабинета министров, который несет за них ответственность перед парламентом.

Реальная власть по конституции принадлежит парламенту, кабинету министров и суду.

Парламенту вручается законодательная власть. Он состоит - из Палаты представителей и Палаты советников. Первая избирается на 4 года, вторая - на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.

Установлен следующий порядок принятия законов:

  • проект обсуждается в палатах, и после принятия его обеими палатами становится законом.
  • Принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством в 2/3 голосов присутствующих депутатов.
  • Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников приняла по бюджету решение, отличное от палаты представителей, и соглашение между палатами не достигнуто, то решение палаты представителей становится решением парламента.

Только палата представителей наделена компетенцией вынесения решения о недоверии (или доверии) премьер-министру.

Каждая палата получила право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов.

В обеих палатах действует постоянные, специальные и другие комиссии.

Парламентские сессии могут быть очередными, внеочередными и специальными. Очередная сессия собирается раз в год на 150 дней. Основной вопрос на ней - утверждение бюджета.

Избирательное право

В 1946г. был принят новый избирательный закон. Право голоса получили женщины, был снижен на 5 лет возрастной ценз.

Исполнительная власть в стране осуществляется кабинетом министров. Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов и затем уже номинально назначается императором.

Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета и в определении его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранять их от должности.

Конституция закрепила принцип гражданского правительства. В послевоенном кабинете отсутствуют должности военного и военно-морского министров и министра внутренних дел. Однако начальник Управления национальной обороны является министром без портфеля. Часть функций довоенного и МВД выполняет министерство по делам местного самоуправления, но оно не руководит полицией, которая является самостоятельным ведомством.

Японский кабинет министров в полном составе несет ответственность перед палатой представителей.

Политические партии

Кабинет министров формирует Либерально-демократическая партия, и она же располагает большинством в нижней палате парламента. Правящая ЛДП была создана в 1955 году. Кроме нее крупнейшими партиями Японии являются партия Комэйто (Партия чистой политики), Партия демократического социализма (ПДС), Социалистическая партия Японии (СПЯ).

Суд

Судебные органы в Японии - это организационно-самостоятельная система. Министерство юстиции ими не руководит. В стране действует суды четырех уровней:

1. Верховный суд - это высшая судебная инстанция и высший орган управления судебной системой. Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рассматривает вопросы о конституционности любого закона, приказа, или какого-либо другого официального акта.

2. Высшие суды являются, главным образом аппеляционной инстанцией.

3. Местные суды. К их юрисдикции относятся все уголовные преступления за исключением тех, за которые предусмотрено наказание только в виде штрафа и ниже, а также дел взрослых преступников, относящихся к юрисдикции семейных судов.

Семейные суды рассматривают материалы на несовершеннолетних правонарушителей, разбирают семейные дела и осуществляют посредничество в примирительных комиссиях. В порядке уголовного судопроизводства рассматривают дела взрослых правонарушителей, нарушающих законодательство о несовершеннолетних.

Первичные суды. К их юрисдикции относятся:

а) преступления, за которые предусмотрен штраф, в виде альтернативного наказания;

б) преступления, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа и ниже;

в) кражи, присвоения, укрывательство краденого, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет.

Система органов прокуратуры также строится по четырехуровневой схеме:

1. Генеральная прокуратура;

2. Высшие прокуратуры;

3. Местные прокуратуры;

4. Участковые прокуратуры.

Органы прокуратуры входят в систему министерства юстиции, но они не наделены правом руководства прокурорами в расследовании. Министр юстиции может давать указания по конкретным делам лишь генеральному прокурору, которые последний может опротестовать.

В Японии прокуратура - это единственный орган, наделенный правом возбуждения уголовного преследования. Прокуратура осуществляет руководство и надзор за следственной работой полиции и самостоятельно проводит расследование по наиболее серьезным делам (о коррупции, преступлениях корпорации, крупным политическим делам). В функции прокуратуры также входят поддержание обвинения в суде и осуществления надзора за исполнением приговора.

Полиция Японии

Это самостоятельное государственно-муниципальное ведомство, в котором имеют место сложное сочетание централизирующего (государственного) и децентрализирующего (префектурного) начал. Главное полицейское управление подчинено премьер-министру через государственную комиссию общественной безопасности, которая состоит из представителей различных социальных групп и призвана обеспечивать контроль за деятельностью полиции со стороны общества. Префектурные полиции относительно самостоятельны. Главное полицейское управление лишь координирует их деятельность.

На полицию возложены профилактические, оперативно-розыскные и следственные функции. Профилактикой преступности занимаются низовые звенья патрульно-постовой службы полиции в тесном контакте с населением. Низовые звенья - это полицейские будки (в городах) и полицейские посты (в сельской местности).

В полицейских будках работают посменно 3-4 полицейских, в полицейских постах - 1 полицейский. Помещение полицейских постов делятся на две части - служебную и жилую, где полицейский постоянно живет вместе со своей семьей. Престиж полиции среди японского населения очень высок.

В области контроля над преступностью активно действуют общественные формирования, работающие на добровольных началах. Это ассоциации предупреждения краж в многоквартирных домах; ассоциации предотвращения разбойных нападений на финансовые учреждения; ассоциации реабилитационной помощи правонарушителям; молодежные ассоциации "Старших братьев и сестер" и др. По крайней мере, каждый 300-ый житель Японии является членом какой-либо из этих ассоциаций, многие из которых объединены на общенациональном уровне.

Местное самоуправление

После 2-ой мировой войны в Японии получили широкое развитие муниципальные институты. Иерархические система муниципалитетов строится в два звена: верхние образуют префектуры четырех категорий; нижние - города, поселки и местные общины. Всего в стране насчитывается 47 префектур.

В муниципалитетах местным законодательным органом является муниципальное собрание, возглавляемое председателем. Руководство исполнительной властью и представительство муниципалитетов осуществляет ее глава - губернатор (в префектуре) или мэр (в муниципалитетах низшего звена). Муниципальные собрания и главы муниципалитетов избираются на 4 года путем прямых выборов.

Вывод: После второй мировой войны произошла демократизация государственного строя Японии. Были провозглашены основные буржуазно-демократические права и свободы, отменено фашистское законодательство, запрещены милитаристские организации. Конституция 1947г. установила парламентскую монархию, радикально изменив положение главы государства - императора. Власть была передана парламенту, ответственному перед ним кабинету министров и суду. Широкие права получили местные муниципальные органы управления. Установленная в 1947г. система государственной власти действует в Японии и по сей день.

3. Особенности развития Японского права

Господствующее положение в современном японском праве занимает романо-германская система. Хотя американское право и оказало непосредственное влияние на некоторые законы, принятые в период американской оккупации Японии, японское право по-прежнему осталось статутным.

Источники японского права

Это нормативные акты, принятые государственными органами; Конституция, договоры, законы, правительственные указы, положения - нормативные акты местного значения. Своеобразным источником права являются "обычаи" или "гири",которым Конституция 1898г. в некоторых случаях придавала одинаковую с законом силу. "Гири" - это комплекс норм, заменяющих собой право. В современной Японии эти нормы регулируются межличностные отношения. Например, родственников внутри семьи; старшего служащего и его подчиненного в конторе и т.п.

Основными отраслями японского права, которые регулируют имущественные отношения, являются гражданское и трудовое право. После 2-ой мировой войны торговое право в Японии стало рассматриваться как совокупность норм, регулирующих деятельность предприятий, акционерных обществ и компаний.

В послевоенной Японии широкое хождение получило также "хозяйственное право". Его основу составило антимонополистическое законодательство и нормы, охраняющие интересы средних и мелких предприятий, а также потребителей.

Информация о работе Государственный и политический строй Японии в период между буржуазной революцией и 2-ой мировой войны