Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:13, контрольная работа
Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания принадлежит М. М. Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.
Государственный Совет
Государственный
Совет был учрежден 1810 г. Идея его
создания принадлежит М. М. Сперанскому,
по проектам которого Совет должен
был стать одним из главных
звеньев исполнительной власти, а
законодательная власть Должна была
осуществляться совместно императором
и выборной Государственной Думой.
Государственный Совет был
При Госсовете
действовала Государственная
Сенат
Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами: 1) власть Сената ограничивалась только императором; 2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции; 3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались; 4) Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз, когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами; 5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране; 6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве; 7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.
По закону
(ст. 4 Свода учреждений государственных)
председателем Сената являлся император.
Для надзора за производством
дел и правильностью выносимых
решений при каждом департаменте
и каждом отделении стояли обер-прокуроры;
при общих петербургских
В сенатских
канцеляриях, более чем где-либо,
процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления.
Сенат, как государственный орган,
осуществляющий волю, господствующих
слоев страны, полностью оправдывал
возложенные на него задачи по укреплению
и охране основ феодально-
Комитет министров
Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.
Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые, во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.
Статья 11 учреждений государственных Свода законов Российской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.
При Комитете
министров действовала
Роль
и значение Комитета министров повышались
в периоды отсутствия императора
в столице или вообще в стране.
В таких случаях Комитет
Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.
Министерства
Министерства,
как постоянно действующие
Первоначально были созданы 8 министерств: 1) Военных сухопутных дел; 2) Морских сил; 3) Иностранных дел; 4) Юстиции; 5) Внутренних дел; 6) Финансов; 7) Коммерции; 8) Народного просвещения Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.
Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочими органами в системе царского самодержавия были именно министерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В первые годы своего существования канцелярия занималась, в основном, военными вопросами. Позднее крут ее деятельности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А. А. Аракчеев.
В 1818 г. было
составлено "Образование Собственной
Его Величества канцелярии", содержащее
11 глав. В составе канцелярии действовали
два особых учреждения: 1) Комитет
о службе членов гражданского ведомства;
2) Комитет о наградах и призрении
заслуженных гражданских
Временные комитеты
Это были
неофициальные органы, не имеющие
своих учреждений, т.е. официальных
правил, определяющих цели и круг задач
соответствующих
Общие черты, свойственные системе правительственных секретных комитетов, можно определить следующим образом:
1) Комитеты
были правительственными
2) Создание
этих комитетов
3) Многие
из разрабатываемых положений,
проектов никогда не были
Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй четверти XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые ведомства, например: горное, лесное, путей сообщения, - были военизированы. Обычное гражданское управление также постепенно превращалось в управление - военное. К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стояли военные губернаторы. Система управления страной достигла предельной централизации.