Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:01, контрольная работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов. Объективные условия Афин периода их подъема стимулировали формирование предприимчивого, трудолюбивого, политически активного гражданина – защитника своей страны, уважающего ее законы и обычаи. Не все отвечали этому идеалу, но многие к нему стремились.
Введение 2
1. Образование Афинского государства 4
1.1. Реформы Тезея 4
1.2. Архонты и ареопаг 4
1.3. Реформы Солона 6
1.4. Тирания Писистрата 8
1.5. Реформы Клисфена 10
2. Государственный строй Афин в V в. до н. э. 12
2.1. Афинский морской союз 12
2.2. Реформы Фемистокла, Эфиальта, Перикла по дальнейшей демократизации Афинского государства 14
2.3. Общественный строй Афин в V в. до н. э. 15
Заключение 22
Список литературы 23
Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.
В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение Народного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем – шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие в собрании широких народных масс.
Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.
В компетенцию Совета входило много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.
Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.
Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней20.
Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета, т. е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.
По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось только через несколько лет и лишь один раз, т. е. каждый год Совет обновлялся. Члены Совета получали жалованье в размере 5–6 оболов.
В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный срок представители афинской аристократии. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.
Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии – стратегов и архонтов.
Коллегия стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Народных собраниях из наиболее выдающихся людей путем открытого голосования (поднятием рук). Поскольку стратеги, в отличие от других должностных лиц, не получали жалованья, занимать эту должность могли только весьма состоятельные люди. Война с персами требовала сосредоточения власти в одних руках. Так выдвигается должность первого стратега, ставшего и первым должностным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии.
В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.
Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища21.
Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя. Помимо чисто судебных функций, она выполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране Конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.
Кроме гелиэи, в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела, – ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Таким образом, Афинская демократия. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.
Подводя итог работы над темой исследования можно сформулировать следующие выводы.
Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала полноправие только свободного населения. Во-вторых, она распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни.
Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов и для которых забота о собственном урожае была важнее заседаний в Народном собрании. Из 43 тыс. полноправных граждан на собрания являлись 2–3 тыс. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями – демагогами. К V в. до н. э. вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.
При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
1 Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – 576 с.
2 Вениосов, А. В. История государства и права зарубежных стран / А. В. Вениосов. – М.: ТетраСистемс, 2011. – 554 с.
3 Глазова, Е.В. История государства и права зарубежных стран / Е.В. Глазова, Л.Н. Терехова. – СПБ.: Питер, 2009. – 192 с.
4 Кудинов, О.А. История государства и права зарубежных стран / О.А. Кудинов. – М.: МЭСИ, 2012. – 305 с.
5 Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник / О.А. Омельченко. – Т. 1.– М.: ТОН-Остожье, 2010. – 528 с.
6 Томсинов, В.А. История государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века / В.А. Томсинов. – М: Зерцало-М, 2013. – 128 с.
7 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 216.
8 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 217.
9 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 218.
10 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 219.
11 Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран. В вопросах и ответах / Н. И. Ильинский, Г. К. Аргучинцев. – М: Дикта, 2011. – С.79.
12 Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран. В вопросах и ответах / Н. И. Ильинский, Г. К. Аргучинцев. – М: Дикта, 2011. – С.80.
13 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 224.
14 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 225.
15 Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник / О.А. Омельченко. – Т. 1.– М.: ТОН – Остожье, 2010. – С. 89.
16 Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник / О.А. Омельченко. – Т. 1.– М.: ТОН – Остожье, 2010. – С. 91.
17 Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века / В. В. Сажина. – М: ТетраСистемс, 2011. – С. 112.
18 Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века / В. В. Сажина. – М: ТетраСистемс, 2011. – С. 113.
19 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 229.
20 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 231.
21 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Батыр К.И. – М.: Проспект, 2012. – С. 234.