Государственный строй России в первой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

В первой половине XIX века Россия была абсолютной монархией. В своем лице император совмещал все виды власти. Государственные учреждения имели лишь те полномочия, которые им делегировал царь. Таким образом, под государственной властью в первой половине XIX века следует понимать императора, лиц, поставленных им во главе управления, а также высшие государственные учреждения - Государственный совет, Комитет министров, Сенат, министерства. С помощью этих учреждений император проводил свою политику.

Содержание работы

1. Введение…………………………………….......…....…….............................…3
2. § 1. Государственный строй России в первой
половине XIX в ........................................................................................................4
1.1 Политика Александра I и по отношению к Русской православной церкви
3. § 2 Русская православная церковь в первой половине XIX в..........................8
2.1 Взаимоотношения Св.Синода с высшими государственными учреждениями.
4.Заключение……………………….............................……….............................11
5. Список используемой литературы...................................................................12

Файлы: 1 файл

Истоия ГУ. контрольная..docx

— 31.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

1. Введение…………………………………….......…....…….............................…3

2. § 1. Государственный строй России в первой

половине  XIX в ........................................................................................................4

1.1 Политика Александра I и по отношению к Русской православной церкви

3. § 2 Русская православная церковь в первой половине XIX в..........................8

2.1 Взаимоотношения  Св.Синода с высшими государственными  учреждениями.

4.Заключение……………………….............................……….............................11

5. Список  используемой литературы...................................................................12 

                                                                                 Введение

В первой половине XIX века Россия была абсолютной монархией. В своем лице император совмещал все виды власти. Государственные учреждения имели лишь те полномочия, которые им делегировал царь. Таким образом, под государственной властью в первой половине XIX века следует понимать императора, лиц, поставленных им во главе управления, а также высшие государственные учреждения - Государственный совет, Комитет министров, Сенат, министерства. С помощью этих учреждений император проводил свою политику.

К высшим органам государственного управления принадлежал и Св.Синод.2 В компетенции этого учреждения входило управление Русской православной церковью. Св.Синод являлся структурой, параллельной светскому управлению, и подчинялся напрямую императору. По замыслу Петра I, Св.Синод сочетал в своем лице власть патриарха и церковного Собора. В этой сфере император также обладал значительными правами, будучи по российским законам главой православной церкви.

Россия первой половины XIX века была тотально религиозной страной. Русская  православная церковь контролировала многие аспекты человеческой жизни. За рождением ребенка следовало его крещение. Брак и развод были возможны только в церкви и по церковным правилам. Наконец, церковь совершала последние обряды над усопшим христианином.

Целью работы является рассмотрение взаимоотношений Русской православной церкви с государственной властью в первой половине XIX века.

Объектом исследования являются отношения  государства и высшего управления Русской православной церкви в первой половине XIX века.

Объектом данной работы являются отношения государства и высшего управления Русской православной церкви в первой половине XIX века.

Предметом исследования являются эволюция Св.Синода как государственного учреждения в первой половине XIX века.

Задачи работы:

  • Рассмотрение политики Александра I и по отношению к Русской православной церкви.
  • Рассмотрение взаимоотношений  Св.Синода с высшими государственными учреждениями.

 

 

 

 

 

                              Глава 1. Государственный строй России

              в первой  половине XIX века

XIX в. – время утверждения в России капитализма. Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 года, но и в первой половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничения самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества. В поисках путей разрешения противоречий представители молодого поколения требовали изменения социально – политического строя: свободы личности и собственности, перехода к конституционному строю.

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1977-1825 г. г.). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

Александр I был реальным политиком. Вступив на престол, он обещал ряд преобразований во внутренней и  внешней политике государства Российского. Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или  каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны  правовые гарантии от произвола. Все  это имело большой общественный резонанс, появились надежды на введение в России конституции.

Александр хорошо представлял  последствия политического, экономического и социального отставания России от передовых европейских государств. Он думал о перспективах вывода огромной страны из летаргического состояния. Однако постепенно его взгляды на развитие России, общества российского менялись. Из либерала он превращается в консерватора, а в последние годы жизни даже в реакционного политика. Он стал религиозен, мнителен, что не могло не сказаться  на конкретных делах его в управлении государством.

Реформы государственного управления. В 1802 году был создан Комитет министров  как высшее административное учреждение. В него входили министры, другие руководители в системе управления империей. Коллегии, созданные Петром I как органы государственного управления, были заменены министерствами. Этим самым  завершился процесс разграничения функций органов государственного управления по европейскому типу исполнительной власти. С введением министерств усилилось единоначалие в государственном управлении.

Было создано восемь первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских  сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного  просвещения. В дальнейшем их число  возросло, а функции были еще более  четко разграничены.

Это позволило сконцентрировать руководство отраслями более  централизованно и результативно. В результате в Российской империи  быстро росла и развивалась прослойка  бюрократии, всецело зависящая от милости царя и получающая за службу гарантированное жалование. В 1802 году был реформирован Сенат, ставший  высшим судебным и контролирующим органом  в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что  он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов. В 1810 году был создан Государственный  Совет - законосовещательный орган  при царе. Председатель и его члены  назначались царем. "Никакой закон  не может быть представлен на утверждение  императора помимо Государственного Совета", - было сказано в указе императора. Он централизовал законодательную  деятельность, упорядочил введение новых  юридических норм.

Эти изменения, организованное оформление исполнительной власти сказались  на положении Сената. Он стал органом, надзирающим над правильностью  исполнения законов в государстве.

Произошли церковные реформы. Церковь была подчинена государству. Духовными делами ведал Священный  Синод, члены которого назначались  императором. Во главе Синода стоял  обер-прокурор, человек, как правило, близко стоявший к царю, из военных  или гражданских чиновников.

 

 

 

 

 

 

                         

                                       1.1 Политика Александра I

          по отношению к  Русской православной церкви

В политике Александра I по отношению  к Русской православной церкви можно  выделить следующие периоды:

1) 1801-1803 годы - период становления; 

2) 1804-1811 годы - первый период реформ;

3) 1812-1815 годы. - период «затишья»;

4) 1816-1821 годы - второй период реформ;

5) 1821- 1824 - второй период «затишья»;

6) 15 мая 1824 года - 1825 год - период  контрреформ.

 Для периодов становления  и «затишья» характерно то, что  в это время не проводилось  преобразований. Но и на этих  этапах император уделял определенное  внимание Русской православной  церкви, что нашло выражение в  указах Св.Синоду.

Первый период церковной политики Александра I можно характеризовать  как период становления. В эти  годы Русская православная церковь  не играла существенной роли в планах императора. Не считая это направление  ключевым, император перепоручил  контроль над церковными делами Н.Н.Новосильцеву. В этот период обер-прокурор Св.Синода не имел права личного доклада императору. Несмотря на некоторое ослабление позиций светской власти в ведомстве православного исповедания, под ее контролем продолжали оставаться ключевые направления деятельности клира. Обзор указов, изданных в эти годы, позволяет говорить о том, что под особым контролем государства находились нравственность духовенства, его материальное положение, вопросы семейного права. Александр I был заинтересован в эффективной работе высшего церковного управления, при этом он старался избегать конфликтов между светскими чиновниками и клиром. Когда в связи с реформой образования взгляды реформаторов обратились к Русской православной церкви, было решено назначить более активного обер-прокурора Св.Синода. Но А.А.Яковлев вскоре вошел в конфликт с высшим духовенством, и его также пришлось заменить. Период становления церковной политики окончился назначением на пост обер-прокурора Св.Синода друга царя князя А.Н.Голицына. Пользуясь доверием и поддержкой Александра I, князь смог эффективно проводить политику императора в ведомстве православного исповедания.

С 1804 по 1811 год высшее церковное  управление попало в сферу реформ. Александр I желал использовать православный клир для просвещения народа. Для  этого в первую очередь нужно  было поднять нравственный и образовательный  уровень самих клириков. В связи  с этим встал вопрос о финансовом положении клира. К делу реформ были привлечены клирики. Но проекты митрополита  Амвросия и епископа Евгения были далеки от совершенства. Их нельзя было воплотить в жизнь без существенной доработки. В 1806 году к преобразованию духовного просвещения был привлечен М.М.Сперанский. Его план предусматривал самые широкие мероприятия в области повышения образовательного уровня и улучшения материального положения клира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 2. Русская православная церковь в первой половине XIX в

С утверждением абсолютизма в России Русская православная церковь фактически оказалась в полном подчинении светской власти, которая управляла ею с  помощью государственного аппарата. Первейшей обязанностью церкви являлось насаждение верноподданнических чувств в народе - святости подчинения царской  власти, ее почитания.

Организационно-управленческая структура  Русской православной церкви, сложившаяся  после упразднения патриаршества, представляла собой довольно стройную иерархическую пирамиду. Во главе  ее стоял Святейший Синод высшее законосовещательное, административное и судебное учреждение по делам церкви. Он состоял из 6 - 7 высших духовных иерархов петербургского, московского и киевского  митрополитов ("первоприсутствующих" в Синоде) и трех-четырех епархиальных иерархов, поочередно вызываемых в  Синод. Но все дела в Синоде практически  вершил обер-прокурор, назначаемый  царем из наиболее доверенных его  лиц. Он имел канцелярию, в которой  сосредоточивались все наиболее важные вопросы по делам церкви. При Синоде существовал ряд комитетов  и комиссий, занимавшихся духовным образованием, монастырями, церковным  имуществом, зарубежными миссиями, кадровыми вопросами. Издательской деятельностью занималась Синодальная  типография: только она имела исключительное право на издание духовной литературы. При Синоде находилось и духовное цензурное ведомство, которое контролировало не только духовную, но и светскую литературу, если в последней обсуждались  вопросы церкви и веры.

Вся территория страны делилась на епархии (церковные округа), которых в  начале XIX в. числилось 37, в середине XIX в. - 55. Епархии состояли из благочинии, объединявших от 10 до 20 церковных приходов во главе с благочинными.

Первичной церковно-административной единицей являлся приход, в котором  числилось примерно 1500 прихожан. Приходское духовенство (причт) состояло из священнослужителей и церковнослужителей. К первым относились рукоположенные в священнический сан  епархиальным архиереем иереи (пресвитеры) и дьяконы, имевшие право священнослужения. Ко вторым причетники (дьячки, псаломщики, пономари), прислуживавшие священнику во время богослужения и исполнявшие другие его поручения

Прихожанами избирался на три года церковный староста, заведовавший церковным  имуществом и сбором пожертвований  на благоустройство храма, но вне  его контроля находились платы за требы, которые получал священник. Должность церковного старосты считалась  престижной. Как правило, он избирался из наиболее состоятельных прихожан. За безупречную службу его иногда награждали от имени императора медалью.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     2.1  Взаимоотношения Св.Синода с высшими

                                 государственными  учреждениями

К высшим органам государственного управления принадлежал и Св. Синод. В компетенцию этого учреждения входило управление Русской православной церковью. Св. Синод являлся структурой, параллельной светскому управлению, и напрямую подчинялся императору. По замыслу Петра I, Св. Синод сочетал в своем лице власть патриарха и церковного Собора. В этой сфере император также обладал значительными правами, будучи по российским законам главой православной церкви

В первой половине XIX века взаимодействие государства и Русской православной церкви проявлялось в том, что  государство взяло под свой контроль все важные для светской власти вопросы  внутри духовной сферы. Влияние церкви на государственное управление проявилось в придании религиозного оттенка  важнейшим указам и в корректировке  политического курса в религиозной  сфере под давлением православного  клира

   Преобразования высшего  управления Русской православной  церкви в первой         половине XIX века диктовались объективными  причинами - необходимостью модернизировать  устройство Св.Синода и вписать его в высшие органы государственного управления; взаимопроникновением государственной и церковной сфер; неспособностью православного клира к самореформированию. Личности императоров и обер-прокуроров не влияли на направление реформ, но могли отразиться на их темпе и характере. 
 
В результате реформ первой половины XIX века канцелярии и управления Св.Синода были преобразованы по образцу министерских департаментов. Присутствие Св.Синода изменений не претерпело. Св.Синод продолжал оставаться высшим органом государственного управления, подконтрольным лишь императору. 
 
В первой половине XIX века обер-прокурор существенно расширил свои полномочия, но получить министерских прерогатив в отношении Св.Синода ему не удалось. Образовательный уровень светских чиновников ведомства православного исповедания за первую половину XIX века возрос. Оклады чиновников Св.Синода были приравнены к окладам в высших правительственных учреждениях. Количество светских должностей в канцеляриях Св.Синода существенно возросло. Служба в ведомстве православного исповедания сделалась более престижной. 

Информация о работе Государственный строй России в первой половине XIX в