Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:37, творческая работа
Киевская Русь была создана в Приднепровье в IХ веке в результате процессов класса образования. В этот период мы можем отметить наличие основных признаков государства: отделение публичной власти в лице князя и его дружины от общества, появление слоя профессиональных управленцев. Суверенитет, наличие государственной территории и границ , монополия на легальное применение силы, сбор налогов. По форме правления Киевская Русь была монархией.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Череповецкий |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
История отечественного государство и права |
Тема |
Государство и право киевской Руси |
Фамилия |
Агабалов |
Имя |
Иван |
Отчество |
Вадимович |
№ контракта |
0790012400101056 |
Киевская Русь была создана в Приднепровье в IХ веке в результате процессов класса образования. В этот период мы можем отметить наличие основных признаков государства: отделение публичной власти в лице князя и его дружины от общества, появление слоя профессиональных управленцев. Суверенитет, наличие государственной территории и границ , монополия на легальное применение силы, сбор налогов. По форме правления Киевская Русь была монархией. Государственный князь вместе со своей дружиной. Он собирал налоги, и был руководителем вооруженными силами. Управлял судом, заключал международные договоры. В отдаленные земли князь назначал (Посадника) сборщика налогов. Посадник обладал административными и судебными полномочиями, отвечал за сбор налогов. Определенную роль в политической жизни государства играло (Веча) вечерние собрание горожан, но полномочия веча постепенно сокращались.
В развитии древнерусской государственности роль играли личности киевских князей. Первым из них был Олег, который занял г. Киев, а в 907 г. предпринял большой поход на Византию. Его преемники – Святослав, Игорь, и Ольга продолжали политику расширения территории государства. Особенно отличился своими походами Святослав, завоевавший и разгромивший Хазарский каганат, взял значительную часть Болгарии на Дунае. Знаменитым киевским князем был Владимир (с 978.г-до 1015.г) и прозвали его Красное Солнышко. И в период его правления - это время было расцветом Киевской Руси, укрепления государственности. По приказу красного солнышка произошло историческое событие, повлиявшая на всю последующую историю государства. Имеется в виду о принятии христианства по византийскому образцу, о крещении Руси. После 988 г. для Древней Руси было характерно двоеверие, диалог ценностей христианства и язычества. Обычным было переплетение языческого и христианского в церковных ритуалах. В то же время Киевское государство после принятия православия - это прежде всего христианское государство, его защита - подвиг во имя веры, а христианская вера - основа государственности. Характерно, что договоры между князьями заключались посредством целования креста, из 20 первых святых, канонизированных русской православной церковью, десять были князьями, а идеологи православия призывали верующих крепить силу государства. Впрочем, ведь и важнейшими причинами поисков новой религии правителями языческой Руси были желания упрочить власть, поднять международный престиж, найти связующую для хотя бы идейного объединения восточнославянских племен. Сама христианизация представляла собой длительный процесс, связанный с ломкой сложившегося образа жизни, психики, мировосприятия, культуры, быта. Она была связана с драмой народа, что однако не отрицает роли церкви как прочной основы государственной власти, утверждающей принцип "несть власти не от Бога". Церковь стремилась к стабильности общества. Она одновременно осуждала и социальный протест, и злоупотребления властью, чрезмерное накопление богатств. Именно с принятием православия связано становление традиционной русской культуры. В-последствий Владимир был канонизирован Русской Православной Церковью. После смерти красного солнышка, князем стал его сын
Ярослав, внесший большой вклад в развитие русского права. После Ярослава Русь начинает вступать в новый период своего развития (феодальной,).
Киевская Русь на феодальном этапе было обычное право, на которое опирался князь Ярослав, принимая решения в управлении и суда. Как писал Трубецкой, юридическим обычаем были такие правовые нормы, которые сложились путем постоянного применения одних правил к одним случаям жизни. Обычии долгого времени действовали не только в уголовном праве, но и в торговле, брачно- семейной, и в области публичного права, определяя действие государственных органов, в собраний налогов и т.д. Развития и усложнения общественных отношений, регулируемых правом, возникает нормативно-правовой акт как достойный источник права. Во первых он опирается на обычай, затем на судебную практику. Первые пришедшие до нас письменные источники права являются договоры Руси с греками. В составе летописей имеется текст или пересказ текста четырех договоров:911, 907,971,944 годов. Договор заключившем Олегом в 907 г. Греки должны были платить дань Руси, кормить гостей Византии, и давать русским купцам месячное содержание. А договор (911) года был гораздо богаче по содержанию, за убийство каралась смерть, за кражу была компенсация в тройном размере, а за нанесение увечий был штраф. Договор (944) года, заключенный Игорем, был похож с договором (911) года. Он также содержит нормы уголовного и гражданского права. Так, вор, отдав украденную вещь и оплатив компенсацию, подлежал также наказанию. Что касается договора (971) года, то он заключен князем Святославом, и он содержал только заверения о вечном мире с греками.
Другим источником русского права этого периода стала Русская Правда, которая занимает главное место среди источников права Киевской Руси. Субъектами преступления могли быть только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершались группами лиц, то все лица несли одинаковую ответственность независимо от степени участия каждого. Русская правда признает смягчающие обстоятельства, например, легкое наказание следует за совершение преступление, в состоянии опьянения. Основным
видом наказания за-преступление, является по Русской правде, денежный штраф, в пользу князя. За убийство был штраф в размере 40 гривен. За убийство княжих людей был штраф в 80 гривен. Штраф взымался со всей общины, в которой состоял преступник. Головничество - денежное взыскание в пользу родственников убитого, уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления, Русская правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действием (вырывание бороды или подстриганием на лысо), нанесение увечья, нанесение побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как разграбление, это есть лишение личных и имущественных прав. В (Русской правде) не упоминает о смертной казни, а из Арабских источников было известно, что Русские наказывали воров через повешение. Из имущественных преступлений (Русская правда) упоминает таких как, поджог, незаконное пользование чужим имуществом, взятки и т.д. Самым тяжким имущественным преступлением считалось взяткой, за которое назначалось высшее наказание - поток и разграбление. Судебный процесс по Русской правде носил состязательный характер. Обе стороны назывались истцами. Если преступник не был известен, его отыскивали при помощи так называемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался, когда пострадавший объявлял на торгу о пропавшей вещи. Человек, у которого была найдена эта вещь, должен был сказать, где он ее взял, иначе он сам признавался похитителем.
Если преступник бежал, то за ним было преследование. Если по горячим следам не было результата, то розыск прекращался. Если след терялся на территории, какой не будь общины, то они сами разыскивала преступника или уплачивали большой штраф. В качестве судебных доказательств Русская правда признавала свою присягу, собственное признание, ордалии (судебные испытания), свидетельские показания это были (видоки и послухи). (Видоки) это те люди, которые видели преступление, это непосредственные очевидцы преступления, а (послухи) – это те, кто только слышали о преступлении и о преступнике. Судебный поединок не был, в
Русской правде и не упоминается ни, где, но о нем говорят Арабские источники. Победивший в поединке признавался выигравшим процесс. Русская правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая правда. И там, и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской правде, и по Салической правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и отличия. Так по словам, исследователей С. Кондрашкина и М. Неборского, “Ярким отличием древнерусского уголовного права от германского, является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Старой Руси в Х - ХI веков упоминаний об судебных поединках, которые были обязательной и неотъемлемой частью судебного процесса германских народов.” Кроме Русской Правды, известны такие памятники древнерусского права, как церковные уставы. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав новгородского князя Всеволода, Уставная грамота князя Всеволода, Устав новгородского князя Святослава, Уставная грамота смоленского князя Ростислава-Великого. В уставах содержатся нормы, посвященные отношениям государства и церкви, правам духовенства, церковному суду. Наибольший интерес представляют Уставы Владимира и Ярослава ,в котором говориться о помощи церкви. Устав князя Владимира дошел до нас в нескольких редакциях. В этом уставе говориться, во-первых, установлено, что князь отдает в пользу церкви десятую часть своих доходов от судов, земли, скота, домов и торговли пошлин. Во-вторых, устав перечислял преступления, подлежавшие церковному суду: преступления по семейным делам, чародейство и колдовство, языческие обряды, преступления против церкви и веры, все дела, касавшиеся людей, состоявших в ведении церкви. К числу людей церковных устав относил все духовенство, рабы, отпущенные на волю, все престарелые люди, увечные больные, вдовы и сироты, лекари и нищие. Также устав поручил церкви надзор за торговыми мерами и весами. Данный устав считался образцом для позднейших уставов. Устав князя Ярослава дошел в четырех списках и более позднего времени. В нем церковный суд полностью отделяется от всего светского. Судебные полномочия церкви становятся меньше, сужаются, приводить в исполнение приговоры церковных судов поручается новой светской власти. И судить по уголовным делам церковных людей поручается и может только князь.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Википедия |
http://ru.wikipedia.org/wiki/% |
2 |
encyclopaedia-russia.ru |
http://www.encyclopaedia- |
3 |
referati.me |
http://referati.me/drevnyaya- |