Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:35, контрольная работа
Период с 1993 года до наших дней является, пожалуй, по значению для России, по драматизму произошедших событий, по мировому резонансу одним из важнейших исторических событий. За этот период произошли серьёзнейшие преобразования во всех областях нашей жизни. Да и наше время далеко от стабильности.
Вступление……………………………………………………………………….2
§1. Внешние последствия распада СССР для России…………………………3
§2.Становление государственного механизма новой России…………………3
§3.Развитие формы государственного единства……………………………...11
§4.Развитие права……………………………………………………………….20
§5. Отставка Ельцина . В. В. Путин у власти 2000-е годы……………………20
§6.2010-e годы……………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………...…………………….23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
им. К.Г. Разумовского
Юридический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История отечественного государства и права»
На тему: «Государство и право современной России с 1991 г. По наше время»
Принял:
Москва 2013
Содержание:
Вступление……………………………………………………
§1. Внешние последствия распада
СССР для России…………………………3
§2.Становление государственного механизма
новой России…………………3
§3.Развитие формы государственного единства……………………………...11
§4.Развитие права……………………………………………………………….
§5. Отставка Ельцина .
В. В. Путин у власти 2000-е годы……………………20
§6.2010-e годы……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Вступление
Период с 1993 года до наших дней является, пожалуй, по значению для России, по драматизму произошедших событий, по мировому резонансу одним из важнейших исторических событий. За этот период произошли серьёзнейшие преобразования во всех областях нашей жизни. Да и наше время далеко от стабильности.
§
1. ВНЕШНИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА
СССР ДЛЯ РОССИИ.
Внешние последствия
распада СССР для России. Внутренние перемены
в нашей стране происходили на фоне достаточно
сложных процессов международной жизни.
Несмотря на позитивные последствия прекращения
конфронтации со странами Запада, распад
СССР привел к неблагоприятным последствиям
для нашего государства. В первые годы
своего самостоятельного существования
Российская Федерация, унаследовав правопреемство
великой державы - СССР, будучи охвачена
вместе с другими бывшими республиками
СССР острым внутриполитическим кризисом,
не могла, да и не хотела играть самостоятельную
роль в международных делах. Этим поспешили
воспользоваться США, которые взяли на
себя функции мирового жандарма с помощью
полностью подконтрольного им военного
блока НАТО. Психология реванша подтолкнула
западные страны к началу продвижения
этого блока на восток к границам России.
США объявляет зоной своих интересов районы
мира, исторически традиционно контролируемые
Россией. В результате таких действий
был утрачен уникальный шанс построения
нового демилитаризованного демократического
мирового порядка под эгидой ООН. СНГ.
После распада СССР отношения России с
бывшими партнерами по СССР перешли в
разряд внешнеполитических. Во многом
они были определены Уставом Содружества
Независимых Государств, принятым в г.
Минске 22 января 1993 г. Этот Устав подтверждал,
что СНГ не является государством и не
обладает наднациональными полномочиями,
а его члены являются самостоятельными
и независимыми субъектами международного
права. Органами СНГ являлись Совет глав
государств, Совет глав правительств,
Межпарламентская ассамблея и советы
соответствующих министров, например
иностранных дел, и др. Между участниками
СНГ складываются взаимоотношения, регулируемые
договорами, как на двухсторонней, так
и на многосторонней основе. При этом с
одними государствами СНГ у России эти
отношения позитивно развиваются и укрепляются
на основе взаимного стремления к более
тесному единству (например. Республика
Беларусь и Киргизия), а с другими - в силу
необходимости урегулирования вопросов,
взаимно связывающих Россию с этими республиками.
Союз Беларуси и России был образован
в результате последовательного ряда
шагов двух братских государств. На первом
этапе развития особых отношений с Беларусью
21 февраля 1995 г. в Минске был подписан договор
"О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве"
между двумя государствами. Затем 2 апреля
1996 г. заключается договор "Об образовании
сообщества России и Беларуси", которое
2 апреля 1997 г. соответствующим договором
преобразуется в Союз Беларуси и России.
Устав этого Союза, принятый 23 мая 1997 г.,
в ст. 3 определял своей целью "последовательное
продвижение к добровольному объединению
государств - участников Союза на основе
свободного волеизъявления их народов,
исходя из Конституций государств - участников
Союза".
Статья 2 Устава устанавливала
гражданство Союза, а ст. 4 - его международную
правосубъектность. Таким образом были
созданы первые правовые основы для построения
федеративных отношений с участием двух
сторон. Одновременно ст. 7 Устава предусматривала
открытость Союза для вступления в него
других государств, причем любых членов
Организации Объединенных Наций.
§
2. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
НОВОЙ РОССИИ
Ликвидация властно-управленческих
структур СССР и закреп
ление перемен в общественном строе. После
роспуска СССР начинается процесс ликвидации
структур власти и управления СССР, передачаих
собственности соответствующим ведомствам
республик. Так как столица России и СССР
совпадали, то и большинство центральных
союзных ведомств располагались здесь.
Российские учреждения, как правило, получили
в свое распоряжение хозяйство союзных
ведомств и даже включали в штат костяк
их аппарата. Некоторые же учреждения
СССР превращались в российские в связи
с правопреемством России. 21 апреля 1992
г. изменяется официальное наименование
государства, которое учитывает перемены
общественного строя, уже произошедшие,
и те перемены политического строя, которые
должны еще произойти. Российская Советская
Федеративная. Социалистическая Республика
внесением изменения в Конституцию переименовывается
в Российскую Федерацию - Россию. Причем
оба названия равнозначны. Но пока Российская
Федерация продолжала оставаться республикой
Советов, с изменениями, осуществленными
в предшествующие годы. Эти изменения
привели к структуре власти Советов переходного
периода. Структуры власти Российской
Федерации, выступив единым фронтом в
деле ликвидации СССР, вскоре после его
упразднения столкнулись в борьбе за верховенство
в государстве. Этот вопрос стал решающим
при подготовке новой Конституции и вызвал
политический кризис, закончившийся государственным
переворотом в октябре 1993 г.
Победившая сторона продиктовала
свой вариант Конституции, предусматривающий
почти абсолютную свободу действий президента,
который никому неподконтролен и никому
неподотчетен. Изменение политического
строя - ликвидация власти Советов и принятие
новой Конституции. Противостояние президента
и советского парламента. В борьбе против
СССР президент и российский советский
парламент выступали вместе. Их противостояние
начинается позже. Противостояние Президента
России и советского парламента было вызвано
несовместимостью системы (несмотря на
создание механизма, учитывающего в значительной
степени принцип разделения властей),
предусматривающей полновластие Советов
и их единство как системы в принципе со
структурой единовластия единоличных
руководителей - президентов, глав администраций
и т.д. - снизу доверху во главе с Президентом
России. Новая политическая система власти
опиралась на начавшийся вводиться порядок
прямого избрания соответствующих руководителей
населением, что делало этих руководителей
независимыми от представительных органов.
Избрание Президента России всенародным
голосованием поставило вопрос о перераспределении
полномочий президента и Верховного Совета
и Съезда в пользу первого. Это и понятно,
так как президент теперь тоже представляет
всех граждан, справедливо было решить
вопрос о его равном положении с парламентом.
Но этого не произошло. Несмотря на предоставление
президенту достаточно широких полномочий,
Съезд в своей повседневной деятельности
исходил из своего верховенства.
Противостояние между президентом
и парламентом обострилось в результате
решений VII Съезда Советов, который отказался
продлить чрезвычайные полномочия президента,
предоставленные ему ранее на период проведения
реформ, и принял норму о немедленном прекращении
полномочий президента в случае роспуска
им или приостановления деятельности
любых законно избранных органов государственной
власти. В ответ президент Б.Н. Ельцин 10
декабря 1992 г. выступил с обращением "К
гражданам России и ко всем избирателям".
Президент обвинил Съезд и Верховный Совет
в торможении реформ и стремлении узурпировать
власть. Он предложил провести референдум,
в котором граждане России высказались
бы: кому они поручают вывод страны из
кризиса - президенту или Верховному Совету
и Съезду? Конституционный суд выступил
в роли примиряющего- посредника, и инцидент
был исчерпан. Но, как оказалось, не надолго.
Конституция. Вопрос о необходимости разработки
и принятия новой Конституции был поднят,
когда Российская Федерация была частью
СССР, в разгар перемен общественного
и государственного строя на рубеже 90-х
годов. Мало кто предполагал, и прежде
всего из тех, кто голосовал по вопросу
о создании Конституционной комиссии,
что вопрос Конституции тесно переплетется
с вопросом о самом существовании власти
Советов. 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов
избрал из своего состава Конституционную
комиссию в составе 102 депутатов. Председателем
был избран Б.Н. Ельцин, а ответственным
секретарем О.Г. Румянцев. Положение о
Конституционной комиссии от 22 января
1992 г. устанавливало, что Конституционная
комиссия занимается разработкой новой
Конституции и разработкой поправок к
действующей. Осенью 1990 г. был подготовлен
первый вариант проекта Конституции, который
впоследствии постоянно дорабатывался
и совершенствовался. Свои проекты подготовили
и ряд партий и общественных движений.
Однако ни один из них не стал основой
будущей Конституции, прежде всего потому,
что не удовлетворял взглядам действующего
президента Б.Н. Ельцина на построение
системы власти и конституционный статус
президента в Российском государстве.
Для выхода из конституционного кризиса
VII Съезд народных депутатов 12 декабря
1992 г. принял решение о проведении референдума
по основным положениям подготавливаемой
Конституции. Однако согласовать с президентом
основные положения не удалось и вследствие
этого начинается новый виток противостояния
президента и парламента. Собравшийся
в марте 1993 г. очередной VIII Съезд народных
депутатов отложил проведение референдума,
а подготовку конституционной реформы
определил проводить в порядке, предусмотренном
действующим законодательством. В ответ
президент в своем обращении к народу
заявил о введении особого порядка управления
страной и о назначении на 25 апреля голосования
о доверии президенту и вице-президенту
и одновременно о принятии проектов Конституции
и закона о выборах федерального парламента.
Верховный Совет обратился в Конституционный
суд с запросом о законности действий
президента в связи с его обращением к
народу. Конституционный суд 23 марта дал
заключение, что ряд действий президента
не соответствуют Конституции и Федеративному
договору. Созванный в срочном порядке
IX Съезд народных депутатов в целях преодоления
кризиса 29 марта 1993 г. принял постановление
о проведении референдума о доверии президенту
и поддержке проводимой им социально-экономической
политики, а также о досрочном проведении
выборов президента и народных депутатов.
Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. По
его условиям он не принес решительного
перевеса ни одной из ветвей власти, хотя
за досрочные выборы президента голосовало
меньше избирателей (31,7%), чем за досрочные
выборы народных депутатов (43,1% от общего
числа зарегистрированных). От принявших
участие в голосовании - 49,4 и 67,6% соответственно.
Это свидетельствовало о том, что неформально
большинство было за президента и против
народных депутатов. Незначительное, но
большинство поддержало президента (58,7%)
и его социально-экономическую политику
(53%). Итоги референдума подтолкнули президента
действовать более решительно. 5 мая 1993
г. был опубликован президентский проект
Конституции. Одновременно 12 мая 1993 г.
Указом президента "О мерах по завершению
подготовки новой Конституции РФ" были
определены конкретные шаги по принятию
Конституции. Этим Указом предусматривалось,
во-первых, что за основу берется проект
президента, а во-вторых, что дальнейшую
работу над ним с учетом поправок должно
осуществлять Конституционное совещание,
состоящее из представителей, делегированных
в количестве 2 человек от каждого субъекта
Российской Федерации, представителей
президента и фракций Верховного Совета
РФ. Для доработки проекта, представляемого
Конституционному совещанию, создавалась
рабочая комиссия под председательством
президента. Указом от 20 мая 1993 г. Конституционное
совещание созывалось 5 июня. Этим же Указом
уточнялся и его состав. 12 июля 1993 г. проект
президента был одобрен Конституционным
совещанием. Почти одновременно другой
проект - Конституционной комиссии - 16
июля 1993 г. принимается Верховным Советом
в первом чтении. Оба проекта были направлены
для рассмотрения субъектам Федерации.
Спор между проектами был решен силовым
методом.
21 сентября 1993 г. президент подписывает
Указ № 1400 "О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации". В
нем говорилось о прекращении деятельности
Съезда и Верховного Совета и о проведении
выборов в новый парламент - Федеральное
Собрание, состоящее из двух палат. Конституция
РФ продолжала действовать лишь в части,
не противоречащей данному Указу. Действия
президента мотивировались тем, что Российская
Федерация - признанный правопреемник
СССР, новое государство, пришедшее на
смену РСФСР. Указ утверждал положение
о выборах в Государственную Думу, а сами
выборы намечались на 11-12 декабря текущего
года. Предугадывая правомерные действия
Конституционного суда. Указ № 1400 рекомендовал
ему не созывать заседания до начала работы
Федерального Собрания. Однако Конституционный
суд 21 сентября провел срочное заседание,
на котором вынес заключение о том, что
Указ № 1400 и "Обращение президента к
гражданам России" нарушают Конституцию
и служат основанием для отрешения президента
от должности. Верховный Совет, а также
Съезд охарактеризовали указ № 1400 как
акт государственного переворота и приняли
решение об отрешении президента Б.Н. Ельцина
от власти и передаче его полномочий вице-президенту
Руцкому. Однако реализовать эти решения
было некому, так как все рычаги исполнительной
власти находились в руках президента,
ему подчинялись и силовые структуры.
Избранникам народа ничего не оставалось
делать, как отказаться покидать свою
резиденцию - здание Верховного Совета,
которое было блокировано силами МВД.
3 октября блокада Верховного Совета была
прорвана демонстрантами, которые заняли
стоявшее рядом здание мэрии и попытались
овладеть телецентром. Антипрезидентскими
силами была организована оборона здания
Верховного Совета. В ответ президент
ввел в Москве чрезвычайное положение.
Город заполнили войска, в действие были
пущены спецподразделения, которые и решили
спор между президентом и парламентом.
4 октября после устрашающего обстрела
из танковых орудий здание Верховного
Совета было взято под контроль силами
президента, а находившиеся там были арестованы.
Итог событий был печальный
- многие десятки погибших, еще большее
количество раненых. Был нанесен огромный
материальный ущерб из-за обстрелов, пожаров,
погромов. События сентября - октября 1993
г. являются логическим продолжением того,
что происходило с участием Съезда и Верховного
Совета РФ в 1990-1991 гг. по отношению к СССР
и его структурам государственной власти.
Утвердившееся тогда в политической практике
игнорирование действующего законодательства
и законности теперь повторялось по отношению
и к ним самим.
Переворот, направленный на установление
единовластия президента, начавшийся
21 сентября и завершенный с помощью войск
4 октября, (позволил приступить к слому
всей системы Советов, а также механизма
судебной власти, препятствующего произволу
президента, - Конституционного суда. 7
октября 1993 г. принимается Указ Президента
РФ "О порядке назначения и освобождения
от должности глав администраций краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов федерального значения".
Был отменен порядок избрания глав администраций
соответствующими органами государственной
власти. Теперь они назначались президентом
по представлению председателя Совета
Министров. Указом от 9 октября 1993 г. "О
реформе представительных органов власти
и органов местного самоуправления в РФ"
предусматривалось, что в краях, областях
и иных субъектах Федерации вместо Советов
население избирает собрания, думы и т.д.
в составе 15-50 человек, работающие на постоянной
основе. Деятельность районных в городах
и сельских Советов прекращалась, а их
функции переходят местной администрации.
Указом от 26 октября 1993 г. "О реформе
местного самоуправления в РФ" прекращается
деятельность городских и районных Советов.
Затем встал вопрос о легализации всего
содеянного. Узаконить произошедшие перемены
могла только поддержка населения, выраженная
на референдуме. Именно поэтому было принято
решение проводить выборы в нижнюю палату
нового парламента - Федерального Собрания
и референдум о принятии Конституции,
созданной под эгидой президента, - одновременно
12 декабря 1993 г. Первый состав Государственной
Думы избирался на 2 года и мог включать
лиц, занятых в ней на непостоянной основе.
Требуемое большинство голосов от принявших
участие в референдуме было получено.
Конституция вступала в действие с момента
ее опубликования - 25 декабря 1993 г.
§ 3. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА.
Процессы, протекавшие в России
после распада СССР. Приход к власти новых
политических сил в России происходил
под лозунгами борьбы за суверенитет России,
при поддержке соответствующей политической
практики в других союзных республиках.
Все это не могло не оказать влияния на
внутренние процессы в России, которая
сама являлась сложным государством. По-разному
воспользовались субъекты Российской
Федерации предложением, сделанным первым
президентом России "взять суверенитета
столько, кто сколько сможет". К сожалению
дело не только в отдельном высказывании
по изучаемой проблеме, но и в последовательной
политической линии. Находясь в оппозиции,
а затем придя к власти в России, новые
политические силы не заявили твердо о
территориальной целостности России как
о краеугольном камне своей политики.
Государственное единство России не могло
оставаться стабильным в условиях происходивших
событий. Воспользовавшись тем, что федеральные
власти России были заняты проблемами
власти в центре и дележом наследства
Союза ССР, в отдельных республиках России
побеждают сепаратистские силы, которые
не только заявили о суверенитете республик,
но, провозгласив независимость, предприняли
конкретные шаги в ее достижении. Драматично
сложились отношения с Чеченской республикой,
выделившейся из Чечено-Ингушской в эти
годы. Здесь был установлен террористический
криминальный политический режим. Сложно
складывались отношения с республикой
Татарстан. Обе эти республики Российской
Федерации отказались подписать Федеративный
договор и, как многие другие (например,
Саха -Якутия), в 1992 г. перестали платить
налоги в федеральный бюджет, не отказавшись
от бюджетного финансирования.
Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим
большинством автономных республик России
Федеративный договор - договор о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
власти суверенных республик в ее составе,
явился стабилизирующим фактором развития
отношений России с республиками. В нем
закреплялось, что субъекты Федерации
отказывались от сепаратизма и центробежных
устремлений, а федеральная власть отказывалась
от унитаризма и центризма, стремления
к диктату. Автономные республики признавались
собственниками своих земель, их недр,
вод, лесов и других природных ресурсов.
Содержалось четкое разграничение предметов
ведения и полномочий между федеральными
и республиканскими властями.
6 ноября 1992 г. была принята Конституция
Татарстана, ст. 61 которой указывала на
конфедеративный характер взаимоотношений
в рамках Российской Федерации. В ней,
в частности, говорилось: "Татарстан
- суверенное государство, субъект международного
права, ассоциированное с Российской Федерацией
- Россией на основе Договора о взаимном
делегировании полномочий и предметов
ведения". На Конституционном совещании
в июле 1993 г. делегация Татарстана в ультимативной
форме потребовала внести в проект Конституции
Российской Федерации положения, регулирующие
особые отношения Российской Федерации
с Татарстаном и другими республиками,
не подписавшими Федеративный договор.
После отказа внести требуемые поправки
Татарстан отозвал своих представителей,
принимавших участие в работе Конституционного
совещания. Федеративный договор урегулировал
взаимоотношения центра и национально-государственных
образований, но не краев и областей. В
результате этого произошло ущемление
прав краев и областей. Так, республики
и автономные округа приобрели право на
свои недра и на все то, что воздвигнуто
у них, а в краях и областях эти объекты
являлись федеральной собственностью,
и правами распоряжения в отношении их
обладали соответствующие центральные
органы. Отсутствие понимания со стороны
ряда руководителей национально-государственных
образований необходимости уравнивания
прав территориальных образований в рамках
единого федеративного государства как
необходимого условия стабильности вызвало
волну суверенизации краев и областей.
Для того чтобы иметь равные с национально-государственными
образованиями права. Волгоградская, Свердловская,
Челябинская и ряд других областей объявили
себя республиками. Явочным порядком края
и области стали переходить к политической
(государственной) форме своего устройства
в рамках Федерации, предусматривающей
право распоряжения собственностью на
своей территории, собственную систему
органов власти и местное законодательство
в рамках компетенции, создание нормативного
акта, определяющего статус как субъекта
Федерации.
При таком повороте и развитии событий
Федеративный договор не мог являться
краеугольным камнем, определяющим государственное
единство страны. Происходящее требовало
поисков другого подхода. В первую очередь
необходимо было отказаться от национально-территориального
принципа построения Федерации как изжившего
себя исторически. Далее необходимо было
предоставить одинаковые права всем субъектам
Федерации. Эти вопросы и были решены с
принятием Конституции Российской Федерации
1993 г. Форма государственного единства,
по Конституции Российской Федерации
1993 г. Итог многочисленным дискуссиям
на тему, какой быть будущей форме государственного
единства новой России, политической практике
времен паралича власти, подвела Конституция,
которая была принята в декабре 1993 г. Конституция
в ст. 4 утвердила единство и суверенитет
России, верховенство Конституции и федеральных
законов России на всей ее территории,
единое гражданство. С принятием Конституции
приостанавливается процесс суверенизапии
частей России. В тексте Конституции понятие
"суверенитет" употребляется только
в связи со статусом Федерации как целого.
Исключением является упоминание полного
названия Федеративного договора "Договора
о разграничении предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации органами
государственной власти суверенных республик
в состав Российской Федерации" в п.
1 раздела второго Конституции Российской
Федерации, где устанавливается правило,
в соответствии с которым в случае несоответствия
положениям Конституции Российской Федерации
положений Федеративного договора, договоров
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами власти
субъектов Федерации о разграничении
предметов ведения и полномочий, а также
других договоров между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Федерации, договоров
между органами государственной власти
субъектов Российской Федерации между
собой - действуют положения Конституции
Российской Федерации.
В соответствии со ст.
65 Российская Федерация состоит из следующих
субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей,
двух городов федерального значения -
Москвы и Санкт-Петербурга, одной автономной
области - Еврейской, 10 автономных округов.
Все субъекты Федерации равны между собой
(ст. 5). Это положение является свидетельством
принципиальной новизны формы государственного
единства России, установленной Конституцией
1993 г. Никогда еще в истории нашего Отечества
(Российской империи, СССР и России) не
было такого, чтобы все без изъятия части
государства рассматривались как равноправные
субъекты. Относительное равенство субъектов
Российской Федерации определяется единством
их конституционных прав и одинаковым
представительством в законодательном
органе власти – Федеральном Собрании,
причем Совет Федерации, формируемый из
представителей от исполнительных и представительных
органов власти, по два депутата от каждого
субъекта Федерации, по сути дела, играет
роль верхней палаты парламента и, кроме
того, решает вопросы, принципиальные
для субъектов Российской Федерации. Конституция
Федерации допускает прием в Российскую
Федерацию и образование новых субъектов,
но не предусматривает право на выход
из ее состава, несмотря на то, что в преамбуле
и ст. 3 Конституции говорится об общепризнанных
принципах равноправия и самоопределения
как о важнейших основаниях федеративного
устройства Российской Федерации. Статус
субъекта Российской Федерации определяется
Конституцией России и нормативным актом
данного субъекта Федерации, принятым
его представительным органом власти,
в республиках - Конституциями, а в остальных
субъектах Федерации - Уставами. Конституция
предполагает, что статус субъекта Российской
Федерации может быть изменен, но только
с его согласия (п. 51 ст. 66). Соотношение
прав России и субъектов Федерации по
отношению к территории определяет ст.
67, которая говорит, что территория России
включает территории ее субъектов, внутренние
воды и территориальное море, воздушное
пространство над ними. Границы между
субъектами Российской Федерации могут
быть изменены только с их взаимного согласия.
При подготовке новой Конституции России
широко использовались варианты решения
проблем, проработанные в ходе реформирования
СССР. Например, вопрос о разграничении
компетенции между федеральными органами
власти и субъектами Федерации. Конституция
России предусматривает, что часть вопросов
находится в исключительном ведении федеральных
органов власти, другая - в совместном
ведении Федерации и ее субъектов, а третья
- в исключительной компетенции субъектов
Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 11 Конституции
разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами власти
субъектов Федерации осуществляется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами
и договорами. К исключительной компетенции
федеральных органов власти отнесены
важнейшие вопросы жизни всей Федерации
в целом: федеральное законодательство
и его исполнение, территория, федеративное
устройство, регулирование и защита прав
человека, федеральные органы власти,
федеральный бюджет, налоги, финансовая
система, федеральная собственность, общие
коммуникации транспорта, связи, информации,
энергетики, ядерные и космические программы,
внешние отношения России, оборона и оборонное
производство, оружие, границы, судоустройство,
прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное
и уголовно-исполнительное законодательство,
амнистия и помилование, гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное
законодательство, коллизионное право,
метрическая система и стандарты, картография,
бухгалтерский учет и статистика, награды
и почетные звания, федеральная государственная
служба. В соответствии со ст. 76 Конституции
по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные
законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории Российской
Федерации. К совместной компетенции Федерации
и ее субъектов отнесены такие вопросы,
как- соответствие нормативных актов субъектов
Российской Федерации Конституции Российской
Федерации и федеральным законам, защита
прав человека, разграничение государственной
собственности, вопросы владения, пользования
и распоряжения природными ресурсами,
природопользование и охрана окружающей
среды, охрана памятников истории и культуры,
общие вопросы воспитания, образования,
науки, культуры, физкультуры и спорта,
координация вопросов здравоохранения,
охрана семьи, социальная защита и социальное
обеспечение, осуществление мер по борьбе
с бедствиями и ликвидация их последствий,
установление общих принципов налогообложения
и сборов в Российской Федерации, административное,
административно-
§ 4. РАЗВИТИЕ ПРАВА
В этот период продолжается
процесс формирования современной правовой системы, который
был начат в предшествующий период еще
в рамках СССР. Процесс имеет две ярко
выраженные тенденции. С одной стороны,
идет создание базы правового регулирования
новых отношений, возникших в связи с существенными
изменениями общественных отношений,
экономического и политического строя.
Здесь мы видим и появление совершенно
нового законодательства, которого раньше
не было, например антимонопольного, забастовочного
и т.д., и новый подход в правовом регулировании
известных отношений, например налоговых,
банковских и т.д. С другой стороны, начинается
третья за период после Октябрьской революции
кодификация российского законодательства,
основанная на происходящих изменениях.
§ 5. Отставка Ельцина . В. В. Путин у власти 2000-е годы
31 декабря 1999 Б. Н. Ельцин объявил о досрочном уходе
в отставку и вступлении в исполнение
обязанностей президента России премьер-министра В. В. Путина. В. В. Путин выиграл прошедшие в марте 2000 года выборы и стал вторым президентом России.
В 2000-е годы был проведён ряд социально-экономических
реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики
и железнодорожного транспорта. В это
время в экономике России отмечался стабильный
профицит бюджета, рост ВВП, промышленного
и сельскохозяйственного производства,
строительства, реальных доходов населения,
а также снижение инфляции. Наблюдалось укрепление вертикали
исполнительной власти в стране и формирование правящей партии, получившейся
в результате слияния политических блоков
в «Единую Россию», которая по итогам думских выборов 2003, 2007 и 2011 гг. заняла большинство мест в Государственной
Думе и поддерживала ключевые решения
президента и правительства.
Сложившаяся в первое десятилетие XXI века российская политическая система, по мнению некоторых политологов представляет собой разновидность имитационной демократии
(псевдодемократии) с элементами бюрократического авторитаризма, тогда как развитие страны должно осуществляться
с большим учётом исторических, социокультурных
и геополитических традиций.
В мае 2008 года первый
вице-премьер Д. А. Медведев был избран президентом
России, а В. В. Путин, согласно предвыборной
договорённости, занял пост председателя
правительства. Со второй половины 2008
года в России наблюдался экономический
кризис, активная фаза которого сошла
на нет к концу 2009 года. По итогам первого
квартала 2010 года, по темпам роста промышленного
производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место
среди стран «Большой восьмёрки»
4 декабря
2011 года состоялись Выборы в Государственную
думу VI созыва, по результатам которых правящая партия
«Единая Россия» сохранила парламентское большинство,
но потеряла конституционное. Официальные
результаты голосования вызвали массовые протесты
в стране и различные оценки со стороны российских
и зарубежных политиков, социологов, журналистов
и наблюдателей. Многие из них сходятся
во мнении, что в день голосования имели
место значительные фальсификации — вброс
бюллетеней, переписывание протоколов
и т. д.
На выборах президента
России 4 марта 2012 года Владимир Путин
победил в первом туре. По заявлениям кандидата
в президенты России Геннадия Зюганова, лидеров партии «Яблоко», партии «Другая
Россия», ассоциации «Голос» и иных общественных организаций, на
результат выборов повлияли массовые
нарушения при их проведении и во время
предвыборной кампании, и выборы нелегитимны.
7 мая вступил в должность президента России[.
8 мая Государственная
Дума дала согласие Президенту России
Владимиру Путину на назначение Дмитрия
Медведева Председателем Правительства
(его кандидатуру поддержали «Единая Россия», ЛДПР и 5 депутатов из фракции «Справедливая Россия», 54 cправоросса и КПРФ проголосовали против)[ .
В 2013 году принят и подписан
закон № 65-ФЗ об ужесточении ответственности
за правонарушения при массовых мероприятиях.
Часть его положений отменена Конституционным
судом в 2013 году. В июле 2012 года подписаны
закон № 121-ФЗ о некоммерческих организациях-«иностранных агентах», закон № 139-ФЗ о регулировании информации в Интернете.
В декабре 2012 года принят закон «Об образовании
в Российской Федерации». В мае 2013 года
подписан закон о запрете на иностранные
счета для министров, членов Совета Федерации
и Госдумы, судей, военнослужащих и прокуроров.[
В июле 2012 года Россия, совместно с КНР,
заблокировала в Совете Безопасности
ООН проект резолюции по Сирии, угрожавший
санкциями. В августе 2012 года завершился
процесс вступления России в ВТО. В
декабре 2012 года, в ответ на американский
«Закон Магнитского», был принят «Закон Димы Яковлева».
Заключение
Итак, нынешняя Россия вновь оказалась на очередном сложном историческом витке. Мировой экономический кризис неизбежно повлечёт за собой много трудностей и испытаний. Однако общественный прогресс в России немыслим без стабильной демократической системы управления государством, базирующейся на разграничении исполнительной и законодательной властей, развитого гражданского общества, социально-ориентированной экономики. Однако историю творят живые люди и от нас зависит, какой будет наша страна в будущем.
Информация о работе Государство и право современной России с 1991 г. По наше время