Государство и право США между мировыми войнами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Рассматриваемая эпоха отличалась сложностью, напряженностью и противоречивостью, была исполнена тревог и социальных конфликтов. Неравномерно развивалась экономика США, испытывавшая подъемы и спады, переживавшая экономические кризисы. Наиболее глубоким, затяжным и разрушительным из них был мировой экономический кризис 1929—1933 гг., обнаживший все пороки капитализма и принесший

Содержание работы

Введение 3
1. США после Первой мировой войны. Поправки к Конституции. 4
2. Экономический и политический кризис начала 30-х годов. 7
3. "Новый курс" президента Ф. Рузвельта. Антикризисное законодательство. 8
4. Социальная политика государства. 9
Заключение. 12
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИГПЗС.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)


 

По теме: Государство и право США между мировыми войнами

 

ПЛАН

        Введение                                                                                                      3

 

1. США после Первой мировой войны. Поправки к Конституции.      4

 

2. Экономический и политический кризис начала 30-х годов.              7 

 

3. "Новый курс" президента Ф. Рузвельта. Антикризисное законодательство.                                                                                               8

 

4. Социальная политика государства.                                                     9

 

        Заключение.                                                                                             12 

 

         Список использованной литературы.                                                    13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рассматриваемая эпоха отличалась сложностью, напряженностью и противоречивостью, была исполнена  тревог и социальных конфликтов. Неравномерно развивалась экономика США, испытывавшая подъемы и спады, переживавшая экономические кризисы. Наиболее глубоким, затяжным и разрушительным из них был мировой экономический кризис 1929—1933 гг., обнаживший все пороки капитализма и принесший неисчислимые лишения и страдания народным массам. Миллионы людей потеряли работу, оказались выброшенными на улицу, ненужными обществу. Голодные походы безработных, принявшие национальные масштабы, взбудоражили и взволновали страну. Массовая безработица породила глубокий пессимизм, разочарование, безысходность, острое чувство страха, безнадежности, утраты веры в социальные институты и доверия к правительству и одновременно — гнев, и озлобление против существующего строя. Разительные социальные контрасты между богатством и бедностью, изобилие, с одной стороны, и рост нищеты — с другой, неуверенность большинства американских тружеников в завтрашнем дне, лишение многих из них права на труд и нормальных человеческих условий жизни.

 

 

 

 

 

 

 

1. США после Первой мировой войны. Поправки к Конституции.

Первая мировая  война дала сильный толчок экономическому развитию Соединенных Штатов Америки. Они оказались в эти годы в необычайно благоприятном положении. Военные действия охватили почти все европейские страны, но совершенно не затронули Американский континент. Соединенные Штаты совсем не знали того массового разрушения производительных сил, которое на протяжении четырех лет изо дня в день совершалось в Европе. Американская армия приняла участие в военных действиях только с лета 1918 г., на завершающем этапе войны. Поэтому людские потери вооруженных сил США по сравнению с многомиллионными потерями других воюющих держав были невелики: примерно 50 тыс. человек убитыми и около 230 тыс. ранеными. Соединенные Штаты с успехом использовали сложившуюся обстановку для своего дальнейшего обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим странам Европы. Стоимость американского экспорта увеличилась за годы войны более чем втрое (с 2,4 млрд. долл. в 1914 г. до 7,9 млрд. в 1919 г.), а доля экспорта в валовом национальном продукте страны воз росла за этот период с 6,2 до 9,4% 2 . Монополистическая буржуазия США извлекала громадные прибыли от доходных военных поставок. Один только моргановский «Стальной трест» получил за годы первой мировой войны более 700 млн. долл. прибылей, общая же чистая при быль всех американских монополий в течение 1914—1919 гг. составила 33,6 млрд. долл. 3. Гигантские средства, оказавшиеся в распоряжении корпораций, обеспечили новые крупные капиталовложения в американскую экономику. Начавшийся на этой базе промышленный подъем еще более увеличил удельный вес Соединенных Штатов в мировом промышленном прoизвoдстве, в то время как доля европейских империалистических конкурентов Америки значительно снизилась. К началу 20х годов США давали почти половину мировой добычи каменного угля, около 3/5 миpовoгo производства чугуна и стали, 2/3 добытой во всем мире нефти, 85% миpoвого выпуска автомобилей.1

КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ  ШТАТОВ АМЕРИКИ, основной действующий закон, выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердил республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство США. В соответствии со ст. VII вступила в силу после утверждения специальными ратификационными конвентами 9 из 13 штатов 21 июня 1788. Принципы конституции США                                           Конституция базируется на принципах разделения властей (I ст. посвящена 

законодательной, II исполнительной, III судебной власти), «сдержек и     противовесов» (каждая из 3 ветвей власти располагает рычагами воздействия

на 2 других), федерализма (первенства федеральной юрисдикции над        

юрисдикцией штатов), судебного конституционного надзора. Конституция    

документ прямого  действия: судьи, вынося решения, обязаны               

руководствоваться в первую очередь Конституцией и лишь во вторую прочими законами; этот принцип провозглашен Верховным судом США в 1803. Поправки Изменения в Конституции и дополнения к ней производились путем принятия  поправок к основному тексту. В 1789-1992 принято 27 поправок (Аrticles of Amendments). Первые 10 Билль о правах приняты в 1791. Остальные уточняли избирательные правила, нормы экономической и политической жизни страны.  XI поправка (1798) лишала сторонников Англии права обращаться в суд с требованием компенсации за собственность, конфискованную в ходе Войны за независимость. XII поправка (1804) регламентировала порядок выборов президента и вице-президента США путем раздельного голосования за них, допуская принадлежность последних к разным партиям, что впоследствии было отменено. XIII (1865), XIV (1868) и XV (1870) поправки, принятые в результате победы северян в Гражданской войне в США, были направлены на  ликвидацию расовой дискриминации и создание законной основы для преобразований Реконструкции. XVI поправка (1913) вводила более жесткие правила взимания подоходного налога независимо от источника и места  получения совокупного дохода. XVII поправка (1913) в противовес усилению контроля партийных боссов над избирательным процессом вводила прямые выборы сенаторов США. XVIII (1919) и отменившая ее XXI поправка (1933) отразили неудачный опыт введения «сухого закона» в США. XIX (1920), XXIV (1964) и XXVI (1971) поправки распространяли избирательные права на      женщин, малоимущих и лиц в возрасте от 18 лет до установленного штатами  более высокого возрастного ценза. ХХ поправка (1933) сокращала почти  вдвое промежуток между избранием президента и вступлением его в должность, перенеся день инаугурации с 4 марта на 20 января. В условиях  «великой депрессии» 1929-33 это позволяло вновь избранному президенту Ф.|Д. Рузвельту скорее приступить к исполнению своих обязанностей и реализации намеченных преобразований. На протяжении полутора столетий со времени принятия Конституции действовало неписаное правило, что президент избирается не более, чем на 2 срока. Оно было нарушено Ф. Д. Рузвельтом, избиравшимся 4 раза. Однако XXII поправка (1951) восстановила конституционным путем старое правило, ограничив возможность пребывания на посту президента 2 сроками. XXV поправка (1967) изменила порядок преемственности президентской власти, замещения вакансии вице-президента и права конгресса США в решении этих вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономический и политический кризис начала 30-х годов.

Летом 1920 г. экономический  подъем военных и первых послевоенных лет сменился экономическим кризисом. В этом первом послевоенном кризисе перепроизводства, развернувшемся на базе общего кризиса капитализма, с особой остротой проявилось противоречие между разбухшим на военных заказах производственным аппаратом американской промышленности и относительно узким рынком сбыта, ограниченным, в конечном счете, низкой покупательной способностью основной массы населения. Экономический кризис 1920-1921 гг. вызвал весьма значительные разрушения во всех сферах хозяйственной жизни страны. Объем промышленного производства США к апрелю 1921 г. сократился По-сравнению с июнем 1920 г. в среднем на 32% . В важнейших отраслях тяжелой промышленности свертывание производства было еще больше. Так, более чем вдвое по сравнению с докризисным уровнем (с 46,2 млн. до 21,7 млн. т) упала в 1921 г. годовая выплавка стали, почти в 2 раза уменьшилась продукция машиностроения, резко снизилась добыча каменного угля. С весны 1921 г. американская промышленность начала постепенно выходить из состояния кризиса, но максимальный докризисный уровень промышленного производства был, достигнут только к концу 1922 г. В условиях экономического кризиса произошло резкое ухудшение положения рабочих. Число безработных в Соединенных Штатах увеличилось с 2,1 млн. до 4,9 млн., т. е. более чем вдвое. Промышленный кризис крайне затруднил и условия существования мелкой и средней буржуазии города. Процесс разорения городских средних слоев значительно ускорился: только за три года, с 1920 по 1922 г. включительно, в Соединенных Штатах произошло около 52 тыс. коммерческих банкротств.

 

 

 

 

3. "Новый курс" президента Ф. Рузвельта. Антикризисное законодательство.

 

Целями регулирования  промышленности объявлялись: обеспечение "всеобщего благоденствия" путем  кооперации между отдельными группами предпринимателей, путем достижения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства, устранения "разрушительной конкуренции", ведущей к снижению прибылей, подрыву деловой устойчивости, сокращению инвестиций и занятости.  Упорядочивание отношений между предпринимателями и группами предпринимателей было решено добиться путем принудительного картелирования промышленности. Для увеличения занятости, повышения покупательной способности и стабилизации товарного рынка различные отрасли должны были ограничить себя "кодексами честной конкуренции". Предполагалось, что в каждой отрасли под наблюдением правительства можно будет остановить процесс снижения цен, выработав строго определенные нормы производства, и сбыта, определив уровень цен и условия коммерческого кредита. Группам промышленников вменялось в обязанность согласовать с профсоюзами минимальные размеры зарплаты и максимальную продолжительность рабочего дня. Окончательное решение по этим кодексам было в руках президента. Контроль за реализацией программы возлагался на созданную президентом Национальную администрацию восстановления. Принятый в мае 1933 года Чрезвычайный закон о помощи должен был закрыть одну из самых опасных пробоин. Полмиллиарда долларов ассигновывались штатом для ликвидации угрозы голода и массовой пауперизации населения. Весной 1933 года никогда не прекращавшееся движение фермеров пробудилось с новой силой. Мелкий собственник вставал горой на защиту своего заложенного и перезаложенного имущества – фермерская задолженность оценивалась в 12 млрд. долларов. Рузвельт 16 марта предложил конгрессу компромиссный план, по которому правительство гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд. долларов. Это привело к тому, что продажа с аукционов почти прекратилась, закладные продлевались. Банкиры негодовали: вторжение правительства привело к тому, что вместо 16% и больше с суммы займа они могли получать 5%. За день до начала всеобщей фермерской стачки конгресс принял Закон о регулировании сельского хозяйства – AAA (Agricultural Adjustment Act). В нем излагались меры по ограничению посевных площадей и поголовья скота в интересах восстановления уровня цен на сельхозпродукцию. Закон о восстановлении национальной промышленности – NIRA (National Industrial Recovery Act), вступивший в силу 16 июня 1933 года, как в зеркале, отразил смятение умов администрации по поводу оживления экономической деятельности.

Глубокой осенью 1933 года Г. Уоллес отправился в поездку по сельскохозяйственным районам. Девальвация  доллара способствовала повышению  цен. К концу 1934 года хозяйственная  конъюнктура в Соединенных Штатах несколько улучшилась, и предприниматели стали определенно тяготиться чрезмерным вмешательством NIRA и AAA. В мае 1935 года решением Верховного суда NIRA был признан неконституционным, а позднее, в январе 1936 года, Верховный суд ликвидировал и AAA, ссылаясь на то, что установление налога на фирмы, перерабатывающие сельскохозяйственные продукты противоречит конституции. Рузвельт оказался на распутье. Он подвергался значительному давлению как слева, так и справа. Выборы 1934 года в конгресс, когда демократы увеличили свое представительство, показали, что народ ратифицировал его политику.     Основная масса законов начального периода "нового курса" была принята в чрезвычайной спешке, за первые три месяца пребывания Рузвельта у власти. Это были сто дней, которые помогли американскому капитализму избежать своего Ватерлоо. Самым важным итогом было то, что экономика прошла фазу кризиса, все признаки восстановления были налицо. Но если в области восстановления деловой активности меры, принятые правительством, привели к улучшению, то в плане проблемы касающейся миллионов людей, - проблемы занятости - достижения были более скромными. Более того, в 1940 году, незадолго до очередных президентских выборов безработных было больше, чем в 1931 году, в апогее краха. Только война спасла экономику США от очередного спада и новой массовой безработицы. Новый импульс для поворота от созерцательности и проволочек к поддержке самого радикального в истории американского государства социального законодательства, включая законы о социальном страховании, о трудовых отношениях, о налогообложении крупных состояний, о беспрецедентном расширении прав профсоюзов дала новая предвыборная кампания 1935 года. "Новый курс" стал еще более радикальным. Публичные выступления президента полны обличений беспредельной алчности имущих классов и хищничества монополистов в духе самого низкопробного популизма. Выборы 1936 года принесли триумф демократической коалиции "Нового курса", аморфному блоку лево центристских сил, опирающемся на движение рабочего класса, фермерства, средние городские слои, интеллигенцию, молодежь, национальные меньшинства. Ожесточенные нападки на президента и его курс из стана правых усиливались. В окружении президента опасались покушения на его жизнь. Правые силы подняли голову. Однако и президент был сам убежден, что его реформаторство должно носить строго ограниченный характер, не затрагивая основ социально-экономической системы. К 1936 году "новый курс" выдохся, попытка подновить экономическую систему без фундаментальных перемен достигла своего предела. Одной из причин этого был верхушечный, элитарный характер либерализма, подчиненного всецело классовым интересам буржуазии. Спонтанность, непоследовательность были его отличительной чертой, а боязнь почина демократических масс - родовым его признаком. Как признавал в 1937 году сам президент: "Огромное число американцев оставались плохо одетыми, голодными, не имеющими достойного жилища".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социальная политика государства.

Декларации  президента Вильсона в пользу либерального социального законодательства были враждебно встречены и в конгрессе, где после промежуточных выборов 1918 г. прочное большинство завоевали республиканцы. Отражая точку зрения ведущих групп монополистической буржуазии США, республиканская фракция в конгрессе потребовала ограничения полномочий президента, скорейшей ликвидации правительственного контроля во всех отраслях экономики и недопущения в дальнейшем каких-либо «экспериментов в духе новой свободы».

Перед лицом  этого открытого вызова со стороны  республиканцев Вильсон занял крайне непоследовательную позицию, ограничившись лишь рядом либеральных жестов и не противопоставив реакционному курсу республиканской партии какой-либо конкретной программы социальных реформ.2 К тому же серьезная болезнь, постигшая президента осенью 1919 г., на несколько месяцев лишила его возможности оперативного руководства и еще более усилила консервативные тенденции во внутренней политике кабинета. Поэтому чуть ли не единственной мерой либерального законодательства администрации Вильсона после окончания первой мировой войны было проведение через конгресс XIX поправки к конституции США о предоставлении избирательных прав женщинам, вступившей в силу в августе 1920 г. после ратификации ее 3/4 штатов. В целом же в 1919—1920 гг. в социально-экономической политике правительства Вильсона произошел явный сдвиг вправо. Особенно четко это проявилось в новом железнодорожном законе 1920 г., который ликвидировал государственное управление железными дорогами, возвратил их в частную собственность прежним владельцам и гарантировал железно дорожным компаниям высокий уровень прибылей. Правда, в тексте нового закона в принципе признавалось право рабочих железнодорожного транспорта на заключение коллективного договора, однако это признание было чисто декларативным, а органы правительственного арбитража, созданные по условиям закона 1920 г., в ходе трудовых конфликтов все чаще поддерживали владельцев железных дорог в их борьбе против рабочих. Не случайно демократическая общественность США расценила принятие нового железнодорожного закона как проявление сильных реакционных тенденций в политической жизни страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сложнейший  период в истории Соединенных  Штатов Америки, из которого, на мой  взгляд, она вышла с честью сильного государства.

К сожалению, работа слишком мала, чтобы охватить свои особенности и аспекты жизни страны между мировыми войнами. Но приоткрыть, и показать, что не все так просто она смогла.

Информация о работе Государство и право США между мировыми войнами