Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:05, контрольная работа
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
Введение
1. Политическая система и социально-экономические отношения в Киевской Руси
2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию
3. Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи
Заключение
Список литературы
ФГБЩУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова»
Факультет заочного обучения по агрономическим специальностям
Дисциплина История
Тема: Государство Киевская Русь в X – начале XII в.
Преподаватель ___
__________________
__________________
Подпись___________
Саратов 2013
Содержание
Введение
1. Политическая система
и социально-экономические
2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию
3. Роль и место Киевской
Руси в контексте
Заключение
Список литературы
Введение
Момент возникновения
Древнерусского государства нельзя
определить с достаточной точностью.
Очевидно, имело место постепенное
перерастание тех политических образований,
о которых мы говорили раньше, в
феодальное государство восточных
славян - Древнерусское государство.
В литературе разными историками
это событие датируется по-разному.
Однако большинство авторов сходятся
на том, что возникновение
Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.
Дело в том, что в нашем распоряжении находится источник, который, казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это древнейший летописный свод «Повесть временных лет». Летопись даёт понять, что в IX в. наши предки жили в условиях без государственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идёт лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей.
Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Такая трактовка вызывает, по крайней мере два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не даёт оснований для вывода о создании Русского государства путём призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала ещё до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.
Современные отечественные учёные преимущественно отвергают норманнскую теорию. Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.
Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами - царями.
Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.
Рассматриваемая в работе
тема истории Киевской Руси представляется
не только интересной, но и весьма актуальной.
Последние годы прошли под знаком
перемен во многих областях жизни
россиян. Изменился образ жизни
многих людей, изменилась система жизненных
ценностей. Знание истории России, духовных
традиций русского народа, весьма важно
для повышения национального
самосознания россиян. Признаком возрождения
нации является и все возрастающий
интерес к историческому
1. Политическая
система и социально-
Киевская Русь не была статичным
обществом. Его политическая структура
и экономические отношения
Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и военную добычу. Пиры, которые устраивал князь на своём подворье, — тоже своеобразная оплата труда дружины.
Различают два вида отношений
между властью и подданными: вассальные
и подданнические. Между киевским
князем и дружиной установились вассальные
отношения. Князь советовался с
дружинниками по всем вопросам, в противном
случае он мог лишиться их поддержки.
Наиболее опытные, старшие дружинники
составляли совет (думу) и назывались
боярами. Младшие дружинники носили
название «отроки» «или «гриди». Бояре
часто выступали в качестве воевод,
отроки же становились младшими администраторами.
Сначала дружинники заменяли всеобщее
вооружение народа, затем превратились
в административно-военный
Социально-экономические отношения. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.
До середины Х в. характер
социально-экономических
Социально-экономические отношения обусловили и социальную структуру древнерусского общества. О характере этой структуры можем судить на основе изучения свода законов того времени — «Русской Правды», первая часть которой была составлена по инициативе Ярослава Мудрого (1019—1054). Согласно «Русской Правде» в Киевской Руси существовало две группы населения: «люди служилы и неслужилы», «сели княжи люди» и просто люди. Первые лично служили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре — верхушка знати, а среди простого люда — смерды, закупы и рядовичи.
Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убийство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусвободное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя.
Много статей «Русской Правды»
посвящено рабам, известным под
названием «челядь» или «холопы».
Большинство историков
Кроме холопов, «Русская Правда» называет закупов, рядовичей и изгоев. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не совсем ясен статус рядовича, хотя название идёт от некоего договора (ряда). Изгой же — это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным наказаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин).
2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию
Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 г. Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось ещё в течение полутора веков.
Православные источники
связывают проникновение
Перед историками всегда стояли
вопросы: в чем причина христианизации
Руси и почему князь Владимир выбрал
именно православие? Ответ на эти
вопросы следует искать как в
личности князя Владимира, так и
в анализе социально-
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племён Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племён и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
Православная версия принятия
христианства утверждает, что этому
событию предшествовала процедура
«выбора вер». Киевская Русь по своему
геополитическому положению находилась
в тесном контакте с Хазарским
Каганатом, в котором господствовал
иудаизм, арабо-мусульманским миром,
в котором исповедовали ислам, православной
Византией и католическими
Однако не эти обстоятельства
сыграли главную роль в принятии
православия. Решающим фактором обращения
к религиозно-идеологическому
Информация о работе Государство Киевская Русь в X – начале XII в.