Государство Русь (IX-XII в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Свыше одиннадцати веков назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие источники древнерусской литературы называют ее Русью, или русской землей, ученые-историки – Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически державам средневековья. На огромной территории от Черного к Белому морю, от Карпатских гор к Волге жили русичи. Они выращивали хлеб и разводили скот, имели развитые ремесла и промыслы, а русские купцы были известны на рынках Багдада и Константинополя, Кракова и Праги, Загреба и Софии и других крупных городов древности. Могучей, высокоразвитой и целостной была материальная и духовная культура Киевской Руси.

Содержание работы

Введение.
Предпосылки образования восточнославянского государства.
Возникновение, становление и расцвет Киевской Руси.
Развитие государственности на Руси в первой половине Х ст.
Социально-экономический и государственный строй Киевской Руси.
Развитие Древнерусского государства во времена княжения Святослава.
Перестройка государства князем Владимиром Святославовичем.
Крещения Руси.
Завершение формирования государства князем Ярославом Мудрым.
Процесс распада Киевской Руси.
Распад Киевского государства.
Вывод.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Киевская Русь.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Однако было бы односторонне и неправильно  рассматривать Святослава исключительно  как завоевателя. Святослав провел административную реформу, перед тем как отправиться во второй и последний поход к Болгарии. Старшего сына Ярополка он посадил своим наместником в Киеве, младшего Олега – в Овруче, а внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород. Эта мера положила начало государственной реформе, в результате которой все древнерусское государство очутилось под властью одной княжеской династии.

Второй поход Святослава на Болгарию не имел успеха. Возвращаясь в Киев, Святослав погиб в бое с печенегами.

Между его сыновьями  началась борьба за власть. Олег и Владимир не желали признавать брат верховным князем. В свою очередь Ярополк решил укротить братьев и стать единовластным обладателем Руси. С этой целью он в 977р. отправился с войском на Овруч. Олег проиграл ему битву и погиб. Владимир не стал ожидать, пока Ярополк нападет на него. Он набрал войско из варягов и в 978 двинулся на Киев. В короткой войне между братьями Ярополк погиб, и 11 июня того года, по свидетельству автора середины ХІ ст. Иакова Мниха, Владимир стал князем в Киеве.

 

  1. Перестройка государства за Владимира Святославовича.

Историки характеризуют  государство времен Владимира как  раннефеодальную монархию. Это определение  в значительной мере является условным. Значение выдающейся фигуры Владимира  заключается в том, что своей деятельностью он будто соединил двое суток: позднюю родоплеменную и раннюю феодальную.

Если Святослав искал  славы в битвах, то его сын Владимир – в мирной перестройке государства. В около 988 г. Владимир продолжил  административную реформу отца, отстранил от власти племенных вождей, а на их место посадил собственных сыновей. В отдаленные земли князь отправил своими наместникам верных ему бояр. Он становится верховным обладателем в стране. И с тех пор Киевская Русь становится объединенным государством.

За Владимира в целом  завершился процесс составления  государственной территории, определились ее границы, которые в целом совпадали  с этническими рубежами восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь достигала междуречье Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного Бугу, Немана, Западной Двини, на севере – Чудского, Ладожского и Онезького озер, на юге – Дона, Росе, Суллы и Южного Бугу.

На протяжении ІХ –  первой трети ХІІ ст. государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Давней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева, в Средней Наднепрянщине. Вскоре по утверждению в Киеве Владимир начал строительство городской крепости площадью близко 10га.

Князь прилагал огромные усилия к укреплению рубежей государства. В конце Х ст. была создана огромная по размеру, (валы протягивались почти на тысячу км.) сложная и разветвленная система валов, крепостей, укрепленных городов, что должна была защитить Русь от печенегов.

Владимира можно назвать  первым реформатором на Руси. Кроме административной он провел и судебную реформу. В летописи Нестора читаем, что Владимир вместе с дружинниками заботился о “Уставе земляном”, речь шла о выработке закона, что регулировал бы правовые отношения в обществе. Родоплеменное общество стало перерастать в раннефеодальное.

Годы княжения Владимира  в Киеве кое-кто из историков  называет богатырскими сутками в  истории Киевской Руси. Тогда успешно  и быстро возводилось величественное строение государства, творилась яркая  и самобытная культура ее народа, а победоносные успехи русской оружия прославили страну на весь средневековый мир.

 

  1. Крещения Руси

 

“Выбор веры”, сделанный 988 году князем Владимиром Святославовичем, не кажется случайным. К византийской орбите молодое русское государство подталкивало и традиционное притяжение, и экономическо-торговые интересы, издавна соединенные путем с варяг в греки, и общеполитические расчеты.

Крещение Владимира и его бракосочетания на сестре византийского императора ввело киевских обладателей к христианской семье  европейских правителей.

Весной 990р. князь с  молодой женой вернулся в Киев и принялся насаждать христианство. Русские люди неохотно отказывались от веры родителей и дедов. Поэтому христианизация Руси растянулась на несколько веков. Но решающий шаг на том пути был сделан.

Внедрение христианства на Русые мало позитивные последствия. Оно укрепило авторитет и власть князя, способствовало перестройке  государства. Значительный толчок дала новая идеология подъему древнерусской  культуры. Лишь со времени “крещения Руси” в ней распространились письменность и княжество. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и книгописные мастерские, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Внедрение христианского вероучения сделало возможными равноправные  и плодотворные взаимоотношения между ней и Византией, Германией и другими государствами.

Во времена княжения Владимира Святославича завершается  второй этап в составлении государственности  на Руси. Третий, заключительный, этап приходится на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).

 

  1. Завершение формирования государства князем Ярославом Мудрым

 

После смерти Владимира, между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав 1015р. Стал князем в Киеве. Во время первого княжения (1015-1018) ему пришлось отбивать нападение на Киев многочисленного  войска степовиков. В 1018 г. Святополк захватил Киев, и зимой 1018-1019 гг. Ярослав выбил его из города и та утечка к печенегам. Весной в 1019 г. Святополк напал на Русь вместе с печенежской ордой. Ярослав вышел победителем из этой битвы. Он понимал губительность для Руси межкняжеских дрязг. Поэтому договорился с братом Мстиславом, что княжил в Чернигове, о распределении сфер влияния в Южной Руси, а племянника Брячислава силой вынудил к повиновению, однако оставил тому полоцьке княжество. Ярослав приложил много усилий к возобновлению централизованного государства, что ослабилось во время междоусобной войны потомков Владимира и вторжений печенегов. Он продолжил деятельность отца относительно фортифицирование южных рубежей государства.

В Ярослава, как и у  его предшественников, главным направлением внешней политики был южный. Киевская Русь имела резвые дипломатические отношения с Германской империей.

В 1048 г. король Франции  Генрих II посватался к дочери Ярослава Анне. Брак был заключен, вероятно, в 1049р. Другая дочь Ярослава – Елизавета стала женой норвежского короля Гарольда Сурового, а еще одна – Анастасия обручилась с венгерским королем Андреем І. Все это принесло большой международный авторитет Древнерусскому государству.

Уделяя плотное внимание внешней политике, Ярослав не забыл и о внутренних делах. Князь приложил много усилий для создания новых и перестройки существующих городов, в первую очередь Киева.

Главным храмом государства, ее наиболее торжественным и высокохудожественным сооружением стал Софиевский собор, построенный в 20-30 гг. ХІ ст.

Во времена княжения Ярослава завершилось строительство  Древнерусского государства. Был окончательно сломан местный сепаратизм, стабилизировались  государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. Полюдье все больше заменялось мягче, более передовыми формами дани, что отвечало прогрессирующей феодализации общества. Приблизительно в 1037 г. князь выступил инициатором проведения кодификационных работ в Киеве, благодаря чему появился первый письменный сборник норм древнерусского права “русская правда”. В годы правления Ярослава интенсивно развивались земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, значительно оживилась внутренняя и международная торговля.

Из именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, в первую очередь книг. Вокруг Ярослава сложился кружок из представителей интеллектуальной древнерусской элиты.

За Ярослава Владимировича  Киевская Русь достигла зениту своего расцвета и могущества, став в ряд  с главными странами средневекового мира: Византией и Германской империей. Но его сыновья не смогли поддержать государство на том уровне, на который она возвысилась за их деда и отца.

 

10. Процесс распада Киевской Руси.

 

Раздробленность, что  охватила Русь в ХИ-ХИИИ ст., достала название феодальной, поскольку в ее основе была эволюция феодальных отношений. Под защитой Киевского государства развились производительные силы, увеличилась производственная возможность крестьянина. При таких условиях выросла ценность земли, какую знать стремилась превратить в свою частную собственность. За счет общинных земель росла численность боярско-княжеских владений – вотчин. На протяжении второй половины ХІ – первой половины ХІІ ст. в стране сформировался класс больших землевладельцев – боярство. Они становятся значительной экономической, следовательно и политической силой. Интересы боярства были сосредоточены, прежде всего, на местных интересах, а не общегосударственных. Новая социально-экономическая ситуация требовала приближения власти к местам, к земле. Земля давала теперь большие прибыли, чем успешные военные экспедиции. Одновременно прогрессирующая феодализация общества усиливала социальную напряженность, которая требовала соответствующей регуляции. Князья уделов, которые правили в той или другой земле, под давлением местного боярства и собственных земельных интересов стремились к подъему своего княжества за счет интересов соседей.

Экономической основой  тогдашнего общества было натуральное  хозяйство, что не создавало необходимых  предпосылок для объединения.

Предпосылкой распада  Киевской Руси, постоянным источником внутренних проблем были огромные ее размеры. К ее составу входили  разные племена, которые так и  не составили единственной народности в пределах страны и были объединены только властью большого князя и церкви.

Уже после смерти Ярослава Мудрого (1054) Киевское государство все  больше ослабляется и раздробляется на мало или совсем не связаны между собой феодальные княжества. Единство Киевского государства оскабливалась сложным порядком престолонаследия в княжеском клане Рюриковичи, что порождал междоусобие. С целью их устранения перед лицом половецкой угрозы в 1097 г. в Любечи под Киевом князья собрались на свой первый съезд. Они заключили соглашение, за которым общая до тех пор “вотчина” распадалась на три отделенные “вотчины” старших линий Ярославового дома – Изяславичев, Святославичев и Всеволодовичев. Так был впервые провозглашен принцип наследственного владения подвластными территориями: “Каждый держит отчину свою”. Но постановления Любецкого и следующих княжеских съездов: Витичивского 1100р., в Золочивского 1101 г. та Долобского 1103 г. – оказались бессильными укротить княжеские дрязги. После смерти киевского князя Святополка и восстания киевлян в 1113 г. великокняжеский стол занял Владимир мономах (1113-1125). Сделал он это не насильственно, а по приглашению киевских бояр, тем самым, избежав нарушения постановления Любецкого съезда. Заняв великокняжеский стол мономах сумел возобновить политическое единство большинства русских земель. Централистскую политику продолжал также его сын Мстислав (1125-1132). Но ему выпало быть последним из киевских князей, при которых Киевское государство хранило свое единство.

 

    1.  Распад Киевского государства

 

К середине ХІІ ст. на территории прежней Киевской Руси сформировалось около 15 княжеств, каждое из которых жило самостоятельной политической жизнью, лишь номинально признавая старейшинство большого киевского князя. В начале ХІІІ ст. понятия старейшинства вообще исчезает.

Тридцать пять лет (1146-1181) проходят в постоянных изменениях князей и почти непрерывных войнах за Киев, очень негативно повлиявших на благосостояние города и земли, тем более что некоторые претенденты (из династий черниговской и суздальской) приглашали в союзники половецких ханов в своих походах на Киев, и эти нападения половцев распахивали землю. Несколько раз Киев испытывает более или менее сильных погромов.

Киев и Киевская земля  вообще в продолжение ХІІ ст. быстро приходят в упадок. Много причин способствовало этому. Миграция тюрка взорвала благосостояние Полянской земли; за исключением северного угла она несколько раз превращалась в пустыню; население отливало, хозяйство было в расстройстве; и этот упадок благосостояния земли отбивался на ее старой столице. Торговля очень терпела от упадка южных и восточных торговых путей, на которых движение было если не прекращено совсем, то связано с большими трудностями и вообще ослабел, после того как орды тюрков утвердились в степях и вытеснили оттуда славянское население. Обособление земель прежних провинций Киева, что развили в себе свои собственные центры и что оттянули значительную часть военно-торгового класса, этой “Руси", что безраздельно тяготела раньше в Киев, влияло также на ослабление последнего. И в довершение всего полвека непрерывной смуты, войн за киевский престол, разорения земли и самого города. Богатство и блеск Киева начали исчезать, а это, в свою очередь, отбивалось и на его политической роли.

В первой половине ХІІІ в. Киев полностью отходит на второй план. Самые сильные и более  дальновидные князья уже пренебрегают им как позицией безнадежной и создают новые политические центры. Борьба за Киев идет дальше, но борются за него только менее значительные князья. Наконец, новое азиатское нашествие монголо-татарской орды в середине ХІІІ ст. окончательно взрывает всякое значение Киева и разрушает государственную организацию земли, дезорганизует княжеский строй на всем пространстве среднего Поднепровья.

Пользуясь общей паникой, сделанной татарами в 1240 г. населения  и особенно городские общины начинают разбивать рамки княжеского строя. Земля, разлагаясь на отдельные общины, которые руководствуются своими мелкими князьями или советом старцев, возвращалась к старому состоянию общественной раздробленности, что предшествовала образованию централизованного Киевского государства.

Информация о работе Государство Русь (IX-XII в.)