Государство восточных славян. Киевская Русь в IX-XIII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:37, доклад

Описание работы

«Откуда есть пошла русская земля» - так еще в XII веке поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор. Стремясь показать связь русской истории с историей других народов и всего человечества, древний летописец начал своё повествование с пересказов сюжетов Библии.
Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины, а некоторые считают их выходцами из других регионов (миграционная концепция). Так, родину славян они иногда искали в глубоких азиатских степях. В наши дни наука считает «азиатскую» теорию ошибочной. Письменные источники, данные археологии и лингвистики показывают, что славяне не пришельцы с далекого Востока, а исконные жители Европы.

Файлы: 1 файл

Восточные славяне, Киевская Русь..docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

Третий этап –  завершение объединения восточных  славян и оформление государства – начался с реформ княгини Ольги (945-964).

Ольга установила фиксированную  норму дани, а для её сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с  малой дружиной. Сын Ольги Святослав (964-972) добился победы над Хазарией и предпринял закончившиеся поражением походы на Дунай, куда он собирался  перенести столицу Руси. Это потребовало  мобилизации значительных сил и  несколько задержало внутреннее устроение Русской земли.

Окончательная ликвидация племенных  княжений произошла во время правления  Владимира Святого (980-1015):

  • Владимир хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский престол. В 981 году, продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней Галицию, Волынь, Полоцкую и Туровскую земли,
  • Он пытался реорганизовать языческую веру, а вместе с ней - укрепить княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном. Но эта мера мало что изменила. Тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху – ввел в 988 году христианство,
  • Он заменил местных племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Тем самым Владимир превратил Русь во владение рода Рюриковичей.

3. Социально-экономическое  и политическое устройство Киевской  Руси.

В исторической науке относительно общественно-экономического строя  и социальной структуры Киевской Руси возникает немало спорных вопросов. Много десятилетий назад выдающийся отечественный учёный-академик Б. Греков написал, что Киевская Русь жила уже  при феодализме. В дальнейшем историки уточняли этот тезис, называя Древнерусское  государство раннефеодальным. Предполагалось, что все основные черты феодализма в нём уже присутствовали, хотя и находились в начальной стадии развития. По мнению известных исследователей Ю. Алексеева и А. Зимина, Киевская Русь только стояла на пороге феодализма, и общественные отношения в ней  можно назвать княжеско-общинными. Один из ведущих учёных Санкт-Петербурга И. Фроянов считает, что древнерусское общество переживало разложение первобытнообщинного строя, носило раннеклассовый характер и не имело четкой формационной принадлежности. В его социальной структуре появлялись чёткие элементы и феодализма, и первобытнообщинного строя, и даже рабовладения.

Данные древнерусских  летописей и других источников свидетельствуют  о том, что в Киевской Руси уже  существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенный бояре, дружинники, служители  культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которые на Руси называли вотчинами, началось не ранее XI века. Основную массу населения в те времена составляли лично свободные крестьяне, называемые людьми. Важную роль в их жизни играла община. Закон предусматривал, в частности, коллективную ответственность крестьян за совершенное на земле общины преступление. Во многих источниках упоминаются смерды. Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались градскими людьми.

В древнерусском обществе существовали и несвободные люди, находившиеся на положении рабов. Некоторые  отечественные историки даже считали  рабство основой социально-экономической  жизни Древней Руси. Современная  наука этот взгляд не разделяет. Но тем не менее элементы рабовладения в раннефеодальном государстве, несомненно, имели место. Источники выделяют две категории рабского населения: челядь и холопы. Челядь, как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распространялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый вид несвободных людей – холопы.

Основу экономики Древней  Руси составляло сельское хозяйство. Вместе с тем больших успехов достигает  ремесло. Его развитие тесно связано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племён, а впоследствии древнерусских княжеств. В языческую эпоху в городах отправлялись родовые культы славянских богов, в христианскую – сооружались каменные храмы. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.

В Киевской Руси была хорошо развита обработка металлов. Историки и археологи насчитали более 150 видов изделий, выпускаемых русскими кузнецами. Наивысшего расцвета в Киевской Руси достигло художественное ремесло. В то время работало множество  ювелирных мастерских. Русские мастера  освоили сложную технику фигурного  литья, зерни и скани. Образовавшиеся на рисунке промежутки иногда заполняли  эмалью. Особое умение требовалось  при изготовлении черни, т.е. черного  фона для узорчатых серебряных пластинок.

Развивалась и внешняя  торговля. Через русские земли  проходил знаменитый путь «из варяг в греки». Экспортировались воск, пушнина, лен, изделия кузнецов и оружейников. Нельзя забывать и о работорговле  - русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь главным образом предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни страны, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.

Главой Древнерусского государства  считался правивший в Киеве великий  князь. Княжеская власть ввиду действовавшего так называемого «лествичного» принципа наследования переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т.д. Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией. И. Фроянов указывает, что киевского князя ни в коем случае не следует называть государем. Действительно, абсолютным монархом князь в то время не являлся. В его распоряжении не было развитого государственного аппарата.

Как уже отмечалось, киевским князьям удалось подчинить себе все восточнославянские племена. Уже  с X века племенные князья в источниках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли посадники и волостники. Со второй половины Х века крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сыновья великого князя.

При князе функционировал совет, состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни формирующегося государства играло собрание городских  жителей – вече. В нём принимали  участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. В военное время собиралось народное ополчение. Члены дружины делились на старших (бояр) и младших (отроков). Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти.

Русская правда – первый известный нам систематический сборник правовых норм. Он делится на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Первая редакция – Краткая - относится к XI веку. В ней говорится о предписании кровной мести, что говорит о наличии в древнерусском обществе значительных пережитков родового строя. В ней нет смертной казни, за различные виды преступлений предусматривалась дифференцированная система штрафов, выраженных в денежном эквиваленте, размер которого, например, за убийство зависел от социального положения убитого.

Вторая редакция – Пространная  Русская Правда – появилась в  XII веке. В ней также отсутствуют статьи о смертной казни, зато есть много статей об имуществе, о порядке взимания ростовщиками процентов, о положении закупов и холопов. Впервые в русском законе рассмотрено наследственное право. В нём перечислены различные категории наследников, введено опекунство.

Третья редакция – Сокращенная  Русская Правда – появилась в  XV веке и представляет собой сокращенную переработку Пространной Правды.

4. Принятие Русью  христианства.

Причины принятия христианства:

    • Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти,
    • Международные факторы. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, создавало условия для развития равноправных отношений, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относившихся к язычникам как к нелюдям.
    • Социальные факторы. Нараставшая социальная неоднородность, а также менявшиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.
    • Личные соображения Владимира. Существует мнение, что Владимир задумался о духовном очищении, о деянии, которое могло бы прославить его. Но скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. В качестве условия принятия Русью христианства Владимир выдвинул требование отдать ему в жены сестру византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. Кроме того, Владимир не мог не понимать, что  христианизация не только уравняет русских с другими народами, но его самого – с христианскими монархами.
    • В общественной мысли России есть и другие трактовки причин принятия христианства. Некоторые исследователи объясняли обращение Владимира «Божьим откровением», тем, что Бог просветил его душу. Советские историки считали, что новая религия отвечала классовым интересам феодалов, так как христианская проповедь смирения и послушания становилась эффективным идеологическим оружием, помогающим эксплуатировать трудящиеся классы.

Ход христианизации. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы приходилось крестить «огнём и мечём». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила культы языческих богов с культами святых. Так праздник Купалы слился с днём Иоанна Крестителя, Перуна – с днём Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленицы.

Церковная организация.

Иерархия. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом, что свидетельствовало о её определённой зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управлявшие церковью на определенных территориях – епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники – белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи, ведущие духовную, посвящённую служению Богу жизнь. Монахи брали на себя обет безбрачия, из них выбирали высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бутовую жизнь русских людей.

Десятина. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчислявшейся в её пользу. Постепенно у церкви появились собственные сёла и земли, в основном за счёт дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи. Первые известные историкам вотчины принадлежали церкви.

Значение принятия христианства:

    • Христианство помогла объединить восточных славян в единое древнерусское государство, создало духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал ощущать себя только частью какого-либо местного коллектива, он всё более осознавал себя русским христианином, что стало полными синонимами,
    • Произошло укрепление государства и власти князя,
    • Повысился международный статус Древней Руси,
    • Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, насилие со стороны верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти, так как «нет власти не от Бога»,
    • Христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека,
    • Произошла качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Зарождается зодчество, возникает иконопись, фресковая живопись. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси,
    • Церковь воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства, и других языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства.

5. Упадок Киевской  Руси. Его причины.

Под упадком Киевской Руси историки понимают период феодальной раздробленности. В современной историографии причины и сам период феодальной раздробленности оценивается неоднозначно. Большинство исследователей считают этот период закономерным и неизбежным этапом в развитии феодального общества, через который прошли все феодальные страны Европы и Азии. Он был обусловлен завершением первичных процессов феодализации и вступлением феодализма в свою зрелую стадию, характеризующуюся завершением сложения и развития всех его экономических и социально-политических институтов.

Раздробленность стала результатом  взаимодействия целого комплекса факторов:

    • В отечественной историографии разделение относительно единой Древней Руси на ряд самостоятельных государств долгое время объясняли развитием феодальных отношений, укреплением феодальных вотчин и утверждением натурального хозяйства, которое, препятствуя установлению экономических связей, и приводило к политической обособленности. Отмечалось и влияние классовой борьбы, требовавшей совершенствования и укрепления аппарата власти на местах. Это якобы также подталкивало к «боярскому сепаратизму» и отделению земель, так как местное боярство, окрепнув, больше не нуждалось во власти и поддержке киевского князя. Однако такая трактовка причин раздробленности, основанная на формационном подходе, представляется односторонней и, главное, не находит своего подтверждения в источниках, свидетельствующих о слабом развитии феодальной собственности в XII веке,
    • Формирование местных княжеских династий. Перерастание родового владения Рюриковичей в семейные владения отдельных ветвей рода приводило к оседанию князей на определенных территориях. Князь теперь думал не о получении более престижного и доходного стола, а о закреплении за собой собственного владения (данная концепция была закреплена решением Любечского съезда). Этому же способствовало нарастание междоусобиц, стремление князей укрепить и расширить свои владения,
    • Укрепление местного боярства. Происходит складывание боярских региональных группировок, вызванное, в свою очередь, как успехами земледелия, так и ростом численности дружины и её страсти к богатству. В былые времена дружина мечтала о походах и добыче, ныне вместе с князем она «оседала» на земле, становясь или его опорой, или, наоборот, стремясь подчинить его своей воле. Но в любом случае боярство и местного князя объединяла тяга к самостоятельности, желание выйти из-под опеки киевского князя, прекратить выплату в его адрес дани со своих территорий,
    • Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов, которые превращались в центры отдельных территорий. Кроме того, они играли роль своеобразных «коллективных замков» для местного боярства. В них сосредотачивалась и местная княжеская администрация. Городское население начинало тяготиться необходимостью выплаты дани и отстаивания интересов далекого ему киевского князя. Защиту же от набегов кочевников и соседей теперь обеспечивали местные княжеские дружины,
    • Изменились положение и роль самого Киева. С потерей значения торгового пути «из варяг в греки» в XII веке ослабевала экономическая основа единства, сокращалось поступление торговых пошлин, что подрывало экономическое могущество киевского князя. Главным источником богатств становилась пахотная земля, в её поисках дружины со своими князьями устремлялись на окраины. Кроме того, киевскую землю покидало и трудовое население, спасавшееся от постоянных междоусобиц, вызванных борьбой за киевский «стол», а также набегов половцев. Естест<span class="List_0020Par

Информация о работе Государство восточных славян. Киевская Русь в IX-XIII веках