Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:37, доклад
«Откуда есть пошла русская земля» - так еще в XII веке поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор. Стремясь показать связь русской истории с историей других народов и всего человечества, древний летописец начал своё повествование с пересказов сюжетов Библии.
Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины, а некоторые считают их выходцами из других регионов (миграционная концепция). Так, родину славян они иногда искали в глубоких азиатских степях. В наши дни наука считает «азиатскую» теорию ошибочной. Письменные источники, данные археологии и лингвистики показывают, что славяне не пришельцы с далекого Востока, а исконные жители Европы.
Третий этап – завершение объединения восточных славян и оформление государства – начался с реформ княгини Ольги (945-964).
Ольга установила фиксированную норму дани, а для её сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Сын Ольги Святослав (964-972) добился победы над Хазарией и предпринял закончившиеся поражением походы на Дунай, куда он собирался перенести столицу Руси. Это потребовало мобилизации значительных сил и несколько задержало внутреннее устроение Русской земли.
Окончательная ликвидация племенных княжений произошла во время правления Владимира Святого (980-1015):
3. Социально-экономическое
и политическое устройство
В исторической науке относительно
общественно-экономического строя
и социальной структуры Киевской
Руси возникает немало спорных вопросов.
Много десятилетий назад
Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенный бояре, дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которые на Руси называли вотчинами, началось не ранее XI века. Основную массу населения в те времена составляли лично свободные крестьяне, называемые людьми. Важную роль в их жизни играла община. Закон предусматривал, в частности, коллективную ответственность крестьян за совершенное на земле общины преступление. Во многих источниках упоминаются смерды. Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались градскими людьми.
В древнерусском обществе
существовали и несвободные люди,
находившиеся на положении рабов. Некоторые
отечественные историки даже считали
рабство основой социально-
Основу экономики Древней
Руси составляло сельское хозяйство. Вместе
с тем больших успехов
В Киевской Руси была хорошо
развита обработка металлов. Историки
и археологи насчитали более 150
видов изделий, выпускаемых русскими
кузнецами. Наивысшего расцвета в Киевской
Руси достигло художественное ремесло.
В то время работало множество
ювелирных мастерских. Русские мастера
освоили сложную технику
Развивалась и внешняя торговля. Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки». Экспортировались воск, пушнина, лен, изделия кузнецов и оружейников. Нельзя забывать и о работорговле - русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь главным образом предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни страны, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.
Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве великий князь. Княжеская власть ввиду действовавшего так называемого «лествичного» принципа наследования переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т.д. Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией. И. Фроянов указывает, что киевского князя ни в коем случае не следует называть государем. Действительно, абсолютным монархом князь в то время не являлся. В его распоряжении не было развитого государственного аппарата.
Как уже отмечалось, киевским князьям удалось подчинить себе все восточнославянские племена. Уже с X века племенные князья в источниках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли посадники и волостники. Со второй половины Х века крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сыновья великого князя.
При князе функционировал совет, состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни формирующегося государства играло собрание городских жителей – вече. В нём принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. В военное время собиралось народное ополчение. Члены дружины делились на старших (бояр) и младших (отроков). Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти.
Русская правда – первый известный нам систематический сборник правовых норм. Он делится на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Первая редакция – Краткая - относится к XI веку. В ней говорится о предписании кровной мести, что говорит о наличии в древнерусском обществе значительных пережитков родового строя. В ней нет смертной казни, за различные виды преступлений предусматривалась дифференцированная система штрафов, выраженных в денежном эквиваленте, размер которого, например, за убийство зависел от социального положения убитого.
Вторая редакция – Пространная Русская Правда – появилась в XII веке. В ней также отсутствуют статьи о смертной казни, зато есть много статей об имуществе, о порядке взимания ростовщиками процентов, о положении закупов и холопов. Впервые в русском законе рассмотрено наследственное право. В нём перечислены различные категории наследников, введено опекунство.
Третья редакция – Сокращенная Русская Правда – появилась в XV веке и представляет собой сокращенную переработку Пространной Правды.
4. Принятие Русью христианства.
Причины принятия христианства:
Ход христианизации. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы приходилось крестить «огнём и мечём». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила культы языческих богов с культами святых. Так праздник Купалы слился с днём Иоанна Крестителя, Перуна – с днём Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленицы.
Церковная организация.
Иерархия. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом, что свидетельствовало о её определённой зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управлявшие церковью на определенных территориях – епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники – белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи, ведущие духовную, посвящённую служению Богу жизнь. Монахи брали на себя обет безбрачия, из них выбирали высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бутовую жизнь русских людей.
Десятина. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчислявшейся в её пользу. Постепенно у церкви появились собственные сёла и земли, в основном за счёт дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи. Первые известные историкам вотчины принадлежали церкви.
Значение принятия христианства:
5. Упадок Киевской Руси. Его причины.
Под упадком Киевской Руси историки понимают период феодальной раздробленности. В современной историографии причины и сам период феодальной раздробленности оценивается неоднозначно. Большинство исследователей считают этот период закономерным и неизбежным этапом в развитии феодального общества, через который прошли все феодальные страны Европы и Азии. Он был обусловлен завершением первичных процессов феодализации и вступлением феодализма в свою зрелую стадию, характеризующуюся завершением сложения и развития всех его экономических и социально-политических институтов.
Раздробленность стала результатом взаимодействия целого комплекса факторов:
Информация о работе Государство восточных славян. Киевская Русь в IX-XIII веках