Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:05, реферат
Утилизацией устаревших атомоходов занимается «Атомфлот». Процесс включает выгрузку атомных реакторов и отправку их на специальную площадку на Кольском полуострове. Там им гарантирована полная сохранность и безопасность по крайней мере на 100 лет. «Сейчас идет работа над созданием технологии их дальнейшей утилизации».
На смену атомным ледоколам, которые сейчас выводятся из строя, своевременно придут новые суда. Проект судна новой серии такой. Если сейчас мощность энергетической установки наших атомоходов 75 тысяч лошадиных сил, то у нового атомного ледокола — около 90 тысяч. Действующие сейчас ледоколы могут безостановочно идти во льдах толщиной чуть более 2 метров. Новые ледоколы рассчитаны на преодоление льда 3-метровой толщины.
Введение…………………………………………………………………...………2
История создания…………………………………………………………….…..5
Первое поколение………………………………………………………………..6
Второе поколение………………………………………………………………..8
Третье поколение……………………………………………………………..…11
Разработки…………………………………………………………………….…11
Инфраструктура…………………………………………………………….….12
Ядерная энергетическая установка…………………………………………...12
Типы АППУ………………………………………………………………….…13
Устройство………………………………………………………………………13
Реактор………………………………………………………………………….14
Принцип действия АППУ………………………………………………..…….14
Безопасность……………………………………………………………………15
Вывод……………………………………………………………………………16
Интернет ресурсы……………………………………
В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек). Их длина — 151 м, ширина — 29 м.
Разработки
В разработках сейчас находятся ледоколы класса ЛК-60Я и ЛК-110Я.
Ледоколы класса ЛК-60Я
Новый класс универсальных двухосадочных (способных менять осадку в процессе эксплуатации) атомных ледоколов. Предназначены для замены ледоколов классов «Арктика» и «Таймыр» по мере их вывода из эксплуатации из-за исчерпания ресурса. Один ледокол класса ЛК-60Я позволит заменить одновременно один ледокол класса «Арктика» и один класса «Таймыр». Ввод в эксплуатацию первого ледокола класса ЛК-60Я ожидается в 2018 году.
Ледоколы класса ЛК-110Я
Проектируемый класс атомных ледоколов. Предназначены для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. За счет увеличенной ширины будут обеспечивать проведение крупнотоннажных грузовых судов. В настоящий момент ведется разработка конструкторской документации.
Инфраструктура
Для работы атомных ледоколов
используются суда поддержки:
Топливные суда, используемые для дозаправки:
«Имандра»,
«Лотта».
Топливное судно для перевозки ядерного
топлива:
«Лепсе».
Вспомогательные суда:
«Володарский» — перевозка твёрдых грузов,
«Серебрянка» — танкер,
«Роста-1» — мониторинг
и контроль за радиационным фоном.
Как правило, ледоколы стараются проламывать
лёд там, где он тоньше всего, чтобы не
попасть в ледяные ловушки. В 1970-х и 80-х
годах для исследования толщины льда использовались
специальные самолёты. В наши дни для этого
используются спутниковые системы.
Ядерная энергетическая установка
Ядерная энергетическая установка
(ЯЭУ) атомного судна состоит из одной
или двух автономных атомных паро-производящих
установок (АППУ), паротурбинной (ПТУ) и
гребной электрической
Типы АППУ
С 1959 года на атомных судах эксплуатировались 5 типов атомных паропроизводящих установок: ОК-150, ОК-900, ОК-900А,КЛТ-40 и КЛТ-40М.
Типы АППУ, эксплуатируемые на атомных судах
Устройство
Компоновка всех установок - блочная. Каждый блок включает в себя реактор водо-водяного типа (т.е. вода является и теплоносителем, и замедлителем нейтронов), четыре циркуляционных насоса и четыре парогенератора, компенсаторы объема, ионообменный фильтр с холодильником и другое оборудование. Реактор, насосы и парогенераторы имеют отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе». Все оборудование расположено вертикально в кессонах бака железоводной защиты и закрыто малогабаритными блоками защиты, что обеспечивает легкую доступность при ремонтных работах.
Реактор
Ядерный реактор- это техническая установка, в которой осуществляется управляемая цепная реакция деления ядер тяжелых элементов с освобождением ядерной энергии. Реактор состоит из активной зоны и отражателя. Активная зона содержит ядерное топливо в защитном покрытии (тепловыделяющие элементы - ТВЭЛы) и замедлитель. ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками (ТВС). Активная зона реактора состоит из 241 ТВС.
Корпус реактора с эллиптическим днищем изготовлен из низколегированной теплостойкой стали с антикоррозийной наплавкой на внутренних поверхностях.
Принцип действия АППУ
Тепловая схема ППУ атомного судна состоит из 4-х контуров.
Через активную зону реактора
прокачивается теплоноситель I контура
(вода высокой степени очистки). Вода
нагревается до 317 градусов, но не превращается
в пар, поскольку находится под
давлением. Из реактора теплоноситель
1 контура поступает в
Из парогенератора перегретый пар (теплоноситель II контура) поступает на главные турбины. Параметры пара перед турбиной: давление - 30 кгс/см2 (2,9 МПа), температура - 300 °С. Затем пар конденсируется, вода проходит систему ионообменной очистки и снова поступает в парогенератор.
III контур предназначен
для охлаждения оборудования
АППУ, в качестве теплоносителя
используется вода высокой
IV контур служит для
охлаждения воды в системе
III контура, в качестве
Безопасность
АППУ выполнена и размещена на судне таким образом, чтобы обеспечить защиту экипажа и населения от облучения, а окружающую среду - от загрязнения радиоактивными веществами в пределах допустимых безопасных норм как при нормальной эксплуатации, так и при авариях установки и судна за счет. С этой целью на возможных путях выхода радиоактивных веществ созданы четыре защитных барьера между ядерным топливом и окружающей средой:
первый - оболочки топливных элементов активной зоны реактора;
второй - прочные стенки оборудования
и трубопроводов первого
третий - защитная оболочка реакторной установки;
четвертый - защитное ограждение, границами которого являются продольные и поперечные переборки, второе дно и настил верхней палубы в районе реакторного отсека.
Безопасность АППУ обеспечена устройствами и системами нормальной эксплуатации и системами безопасности, предназначенными для надежного выключения реактора, отвода тепла от активной зоны и ограничения последствий возможных аварий.
ВЫВОД
Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Атомный ледокольный флот России насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Его задача — обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу.
В настоящее время ФГУП «Атомфлот» эксплуатирует 4 ледокола мощностью 75 тыс. л.с. («Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы») и два ледокола мощностью 50 тыс. л.с. («Таймыр» и «Вайгач»), а также лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» мощностью 40 тыс. л.с.
Кроме того, эксплуатируются 2 плавтехбазы («Имандра» и «Лота»), спецтанкер для жидких радиоактивных отходов «Серебрянка» и судно для обеспечения санитарной обработки персонала и дозиметрического контроля «Роста-1».
Выведены из эксплуатации: первый советский атомный ледокол «Ленин», а также ледоколы «Сибирь» и «Арктика», плавбазы «Лепсе» и «Володарский».
Флот был передан на баланс Госкорпорации «Росатом» в августе 2008 года. Управлять работой ледоколов уполномочено ФГУП «Атомфлот», базирующееся в Мурманске.
Атомный ледокольный флот
развивался почти параллельно с
отечественной атомной
С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде были построены атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз» и «Ямал». С 1982 по 1988 года на Керченском
судостроительном заводе «Залив» имени Б. Е. Бутомы был создан лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
Атомные ледоколы «Таймыр»
и «Вайгач» строились по заказу СССР
на судостроительной верфи компании
«Вяртсиля» в Финляндии с 1985 по 1989
года. При этом использовались советские
оборудование (силовая установка) и сталь.
«Таймыр» был принят в эксплуатацию 30
июня 1989 года, а «Вайгач» — 25 июля 1990 года.
В 2007 году, после 15-летнего перерыва на
Балтийском заводе в Санкт-Петербурге
был достроен ледокол «50 лет Победы» мощностью
75 тыс. л.с. Он был введен в эксплуатацию
в марте 2007 года. На сегодняшний день это
крупнейший в мире атомный ледокол.
В 2009 году предполагается разработать
проект двухосадочного ледокола нового
поколения, способного работать как в
глубоководных реках, так и на море. Госкорпорация
«Росатом» планирует приступить к серийному
производству ледоколов этого типа, которые
в перспективе должны стать основой российского
атомного флота.
Кроме того, в 2010 году российский атомный флот пополнится современным контейнеровозом водоизмещением 4 тыс. тонн, предназначенным для перевозки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Судно будет построено итальянской компанией Fincantieri в рамках соглашения между Госкорпорацией «Росатом» и Министерством экономического развития Италии.
Интернет ресурсы: