Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 04:30, реферат
Цель этой семестровой работы показать всю важность письменных источников на примере греческих и римских о саках. Раскрыть разные аспекты жизни саков, будь то быт, культура, военное дело или дипломатические отношения. с помощью сведений, которые даны в древнегреческих и древнеримских исторических записях. Рассказать о выдающихся личностях древнего мира, которые внесли незаменимый вклад в развитие истории. Прилагательное «исторический» в словосочетании «исторический источник» не указывает на какие-либо особые свойства источника. Оно уточняет не специфику источника, но специфику той области знания, которая привлекает источники для своих исследовательских целей — для познания прошлого, изучения истории человечества (в данном случае историческая наука).
Введение………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………….5
Заключение……………………………………………………....13
Список литературы……………………………………………..15
При одном из сражений скифы захватили трупы амазонок и узнали, что это женщины. Тогда на совете скифы решили не вступать в бой с амазонками, а отправили к ним молодых людей, приблизительно в том числе, сколько было амазонок. Постепенно скифские юноши сошлись с амазонками, создали один лагерь, женщины выучились скифскому языку. «Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду. Говорят на скифском языке, но издревле искаженном, так как амазонки не вполне его усвоили. Относительно брака соблюдается у них следующие правила: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага, некоторые из них умирают в старости безбрачными, потому что не могли выполнить этого требования», - сообщают источники. (3)
Геродот рассказывает и о жертвоприношениях богам: «Жертвенное животное ставят со связанными передними ногами, а приносящий жертву, стоя позади животного, тянет за конец веревки и опрокидывает его на землю, в то время, как животное падает, он взывает к тому божеству, которому приносит жертву… В жертву приносят всякой скот, а особенно лошадей».(3)
В VI-V вв. Гекатей Миклетский и сам Геродот передают немало сказочных рассказов, услышанных от скифов: «А скифы, которые к ним прибывают, договариваются с помощью семи переводчиков, на семи языках. Дальнейший рассказ Геродота носит откровенно легендарный характер, быть может, вследствие передачи через «семь языков» и «семь переводчиков»: «выше исседонов живут одноглазые мужи – аримаспы. Над ними живут стерегущие золото грифы, а выше этих – гипербореи, достигающие моря. Кроме гипербореев, все эти племена, начиная с аримаспов, всегда нападали на соседей». (1)
Быт.
Наука располагает немногими данными о бытовом укладе и жилищах ранних кочевников. Судя по Геродоту, «…каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают белым войлоком, а летом оставляют без крыши». (3)
Большая часть саков обитала в степи, о чем свидетельствует огромное количество родовых кладбищ, обнаруживаемых в степях Центрального и Западного Казахстана. (3)
Именно к ним относится сообщение греческого история Геродота: «…а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие шестиколесные, они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями, они непроницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две или по три пары волов. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях, за ними идут их стада овец и коров, и табуны лошадей. (3)
На одном месте стоят столько времени , пока хватает травы для стад, а когда её не хватает, переходят на другую местность. Сами они едят мясо, пьют кобылье молоко и едят иппаку (сыр из кобыльего молока). Таковы образ жизни, обычаи скифов». (3)
Античные историки пишут о скифах-земледельцах, которые сеют хлеб не для собственного употребления, а на продажу. (3)
О одежде саков также можно судить по греческим и римским источникам.
В них саки описаны в высоких головных уборах, и облегающих кафтанах до колен, опоясанным ремнем, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. (3)
Между тем, название массагеты сохранилось только в античной историографии, где оно объединяет самые разные по хозяйству, образу жизни и культуре племена – от кочевников-коневодов до охотников за тюленями и собирателей кореньев, одевающихся в «деревянную кору». Отмеченные у них обычаи – остатки группового брака, ритуальное убийство и поедание стариков – невероятно архаичны и не могут свидетельствовать о каком-либо единстве. (1)
«Обычаи их таковы: хотя каждый из них женится на одной женщине, но женами они пользуются сообща. Если какой-нибудь массагет или скиф пожелает иметь сообщение с женщиной, он вешает колчан свой перед её повозкой и сообщается спокойно. Предела жизни у них не полагается вовсе, но кто очень состарился, к тому сходятся все родственники, убивают его, а вместе с ним и разный скот, варят это вместе и поедают. Такой конец жизни считают они счастливейшим. Умершего от болезни они не съедают, но хоронят, горюя о том, что ему не пришлось быть убитым. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Они пьют молоко. Из богов чтят только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное». (Геродот) (2)
Запись Страбона по этому поводу очень похожа, на запись Геродота.
«Железа и серебра они вовсе не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии» (Геродот). (2)
Арриан упоминает о случае, когда умершему «царю» наследовал его брат.
Роль народного собрания отмечена только единственным сообщением о переговорах Александра с «царем скифов» после неудачного для саков столкновения на Танаисе. «Царь» не считает этот бой войной, так как напала на македонцев сакская вольница, а «скифский народ в целом» войну Александру не объявлял. (1)
В числе институций «царской» власти Арриан упоминает «сатрапов», т.е. поставленных «царем» управителей в какой-либо местности или племени. На втором месте названы «могущественные мужи скифской земли», т.е. военно-племенная аристократия. Вообще же сведения о сословиях у саков отсутствуют и их существование возможно предположить лишь по аналогиям. (1)
Свидетельство греческих авторов о скифах Причерноморья, выделяющих, кроме племенной знати и рядовых общинников, еще и сословие жрецов вполне допустимо распространить на саков. (1)
Военное дело.
Всего Кир совершил два похода на земли саков, о первом написано в
древнеиранских источниках, а вот о втором уже в древнегреческих.
Второй поход Кир предпринял в 530 г. уже глубоким стариком. Против него, по словам Геродота выступили массагеты. Для того, чтобы достигнуть массагетов Кир наводит мосты и «сооружает башни на судах для переправы через реку» (Геродот 1,205). (1)
Противников Кира античная традиция именует по разному – Геродот называет их массагетами; Ктесий Книдский – врач, вернувшийся в Элладу в 398 г. до н.э. после семнадцатилетнего пребывания при персидском дворе, - дербиками; Берос – вавилонский жрец, историк и астроном, писавший по-гречески в III в. до н.э. и знавший как эллинистическую, так и персидскую традицию, именует племя, сражавшееся с Киром, даями (дахами). (1)
Вокруг последнего похода Кира в античной литературе сложилось несколько «остросюжетных», но совершенно легендарных повествований, связанных с именем сакской царицы Томирис, которая будто бы, после гибели Кира в проигранном им сражении, приказала бросить его голову в бурдюк, наполненный человеческой кровью. Впрочем, сам Геродот называет эту версию одним из «многочисленных рассказов о смерти Кира». Достоверно известно лишь, что Кир погиб в сражении на берегах Узбоя в начале августа 530 г., и что тело его вовсе не стало добычей врагов. Напротив того, оно было доставлено в Пасаргады и погребено, после чего там была сооружена великолепная гробница, сохранившаяся до сих пор. Осталось неясным, была ли разбита персидская армия, потерявшая царя, и покинула ли она вновь завоеванные земли на берегах Аму-Дарьи. (1)
Геродот пишет, что в 519 году до н.э. Дарий организовал поход против саков-тигрохауда (носящих остроконечные шапки). Эти племена жили на юге современного Казахстана. Неоднократно упоминаются Геродотом также саки-хаумоварга и даи (дахи). (3)
Геродот отмечает, что скифы, обладая первоклассной конницей, всегда обращали в бегство персидскую. Но у персов была прекрасная регулярная пехота, о которую разбивались все усилия скифов. Мешали скифам мулы и ослы в войсках персов. Непривычные к ним скифские лошади боялись их вида и крика и обращались в бегство. «Когда Дарий оказался в затруднительном положении, скифские цари отправили к Дарию послов с подарками, состоящими из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Персы должны были сами определить значение посланных предметов. Дарий склонен был так определить их значение: Скифы отдавались ему с землей и водой. Мышь водится в земле и питается тем же плодом, что и человек, лягушка живет в воде, птица наиболее походит на лошадь, а под видом стрел скифы якобы передали свою военную храбрость.» Но ему возразил старый мудрый перс по имени Горбий. «Если вы, персы, не улетите как птицы в небеса, или подобно лягушкам, не ускачете в озера, или подобно мышам, не скроетесь в землю, то не вернетесь назад и падете под ударами эти стрел», - толковал он. (3)
Скифы, отправив
подарки, построились для битвы.
В это время перед их строем
промчался заяц, и скифы с криками
бросились его преследовать. Узнав
об этом, Дарий заметил: «Это люди относятся
к нам с большим
Античные историографы сообщают, что на границе с саками, близ Яксарта (т.е. Сыр-Дарьи), был сооружен город Куриштиш (вероятно Курушката – «город Кира»). Впоследствии он был назван спутниками Александра Македонского Кирополем. Мощные стены Кирополя с трудом проломили осадные машины македонцев, и взятая ими крепость была переименована в Александрию Эсхату – «Александрию Крайнюю». (1)
Характерная черта вооружения дахов, отмеченная Арианом: «сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней». «Эти дахи с Танаиса сражались с македонцами и после гибели Дария, но затем они стали союзниками Александра Македонского в его походе на Индию. Отряд дахов назван конными лучниками». (1)
Следует обратить внимание на важную деталь вооружения дахов – броню, защищавшую всадников и их коней. Такого рода двойной доспех столетием раньше Геродот отмечает только у массагетов: «лошадям на грудь они одевают медные панцири». Античные источники также отмечают появление катафрактариев – конных воинов в тяжелых пластинчатых доспехах и на защищенных броней конях. (1)
«Массагеты знают два способа войны: сражаются луками и стрелами, вооружены обыкновенно секирами. Все предметы у них из золота и меди. Всё, что требуется для копий, секир и стрел приготавливается из меди. Головные уборы украшаются золотом. Также из меди делают они панцири для лошадей, напротив, уздечки, удила и фалеры приготавливают из золота». (Геродот) (2)
По замечанию греков, привыкших к роскоши оседлой жизни: «Они жили в крайней бедности, не были у них ни городов, ни оседлого жилья, бояться за свои блага им было нечего, и поэтому склонить их на любую войну ничего не стоило» (Арриан). (3)
В середине I тысячелетия до н.э. скифо-сакская конфедерация племен оставалась еще сильной. Древнегреческий автор Фукидид отмечал, что с ними «не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все они будут единодушны». (3)
Вспоминаются слова скифа в передаче греческого поэта Лукиана: «У нас ведутся постоянные войны, мы или сами нападаем на других, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ и добычи».(1)
Высоким боевым качествам сакских воинов и удивительной резвости из коней античные авторы посвятили немало строк. Остановимся на одном, отнюдь не военном, а спортивном эпизоде, характеризующим еще и этические нормы саков. Ксенофонт (434-355 гг. до н.э.), долго живший при персидском дворе рассказывает: «Персидский царь устроил конные ристалища для всадников, представляющих разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев. Когда начались бега, то какой-то молодой сак вырвался вперед и достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека». (1)
Рассмотрим Арриана, который упоминает при описании одновременных событий и скифов-массагетов и скифов-даев, что, казалось бы, противоречит их сближению. Его повествование опирается на свидетельства спутников македонского завоевателя, записанные во время и после похода. В отличие от экзотичесих, удивляющих, привлекающих и отталкивающих читателя рассказов Геродота и Страбона, зависимых от многих и разных по времени информаторов, Арриан не восхищается доблестью массагетов (Страбон) и не пишет о «несметном количестве золота и меди» в их стране (Геродот). Но вот случай из военной судьбы Спитамена, почти три года ведшего партизанскую борьбу против македонской армии, который привлек на свою сторону отряд массагетов: «Потерпев поражение, массагеты разграбили обоз бактрийцев и согдиан, воевавших с ними, и бежали вместе со Спитаменом в пустыню. Когда до них дошла весть о том, что Александр собирается вторгнуться в пустыню, они отрезали голову Спитамена и послали её Александру, чтобы этим поступком отвратить его от этого намерения». (1)
Одного из полководцев Ксеркса звали «Массагес, сын Оариза». (Геродот) (1)
По представлениям спутников Александра, массагеты были беднейшие из скифов, готовые на любую войну ради наживы, не брезгующие грабежом и предательством союзников. Напротив того, дахи, - закованные в броню всадники на покрытых доспехами конях, элитарная конница Дария в битвах с Александром и кавалерийский авангард Александра в битвах с индийским царем Пором, - конечно же, резко отличалась от других скифов, но очень походили на конных воинов-массагетов из повествования Геродота. (1)
Заключение.
На примере того, что было написано выше, мы понимаем, насколько важны письменные источники (в данном случае древнегреческие и древнеримские). Только с помощью этих записей можно понять, кто же такие были саки, как они жили, с кем воевали, какое у них было мировоззрение, традиции, обычаи, легенды. Думаю не согласиться с этим очень трудно. Также сложно переоценить вклад в развитие истории таких личностей, как Геродот, Страбон, Арриан и многих-многих других античных историков, многие из которых рисковали свей жизнью, уходя в далекие страны.