Группы советских оккупационных войск в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Советские солдаты ассоциировались у населения с пьяными дебошами, грабежами, убийствами и изнасилованиями немецких граждан по мотиву мести за пострадавших родственников и друзей. Если с немецкими преступниками боролись и местная уголовная полиция, и военная полиция союзников, то найти управу на распоясавшихся оккупантов было очень трудно - немногие предстали перед трибуналом, только единицы получили заслуженное наказание.

Содержание работы

1. Оккупационные войска в Германии
Формирование группы советских оккупационных войск……….…..4
Советские войска в послевоенной Германии…………..……………...5
Отношение советских войск к немцам……………………….….….…8
Группа советских войск в Германии после 1949г………..…………..10
2.Экономика в послевоенной Германии в группах советских оккупантов
2.1. Трудовой фронт…………………………………………………..….....12
2.2 Денежное обращение в советской зоне оккупации 1945–1948 гг....13
3. Культура и духовная жизнь в послевоенной Германии
3.1 Развитие культуры и духовной жизни в оккупированной Германии……………………………………………………………….….17
3.2.Религиозные конфессии Восточной Германии в годы советского оккупационного режима, 1945-1949……………………………………..22
3.3. Состояние и развитие церковных конфессий и религиозных объединений Советской зоны оккупации Германии в 1945 1949 гг…...24
Заключение……………………………………………………………..…...….27
Приложение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………….……………..32

Файлы: 1 файл

GRUPPA_SOV_VOJSK_ChISTOVIK.docx

— 5.56 Мб (Скачать файл)

Причем, вина за совершенные нацистами преступления, за военное поражение и все беды, постигшие Германию, легко перекладывалась большинством немцев исключительно на Гитлера и его окружение. Себя же они искренне считали только беспрекословными, бессильными, обязанными к безоговорочному повиновению орудиями в руках фюрера. Деликатный вопрос о том, что же заставило их стать «добровольными подручными Гитлера» (выражение американского историка Д. Голдхагена) предпочитали не задавать, а тем более на него не отвечать. Надо сказать, что в первые послевоенные годы среди высокообразованных немцев наблюдалось такое явление как стремление взять на себя вину за национал-социализм и его преступления. Но под влиянием холодной войны, когда победители искали среди немцев скорее союзников, нежели виновников, это явление быстро прошло.

Союзники по антигитлеровской коалиции еще в ходе войны предполагали, что они установят контроль над немецкой духовной жизнью. Без этого невозможно было осуществить денацификацию и демократизацию. При планировании развития средств массовой информации в оккупированной Германии в качестве первого шага был предусмотрен полный запрет какой-либо публицистической деятельности самих немцев. Предполагалось, что немецкие журналисты придут в лицензированные газеты и радиостанции только после прохождения денацификации, и будут работать под контролем союзников. 17

Весной 1945 г. в США был организован «Учебный центр для военно-пленных», где из немецких военнопленных осуществлялась подготовка так называемого «резерва духовной элиты». Всего из 400 тыс. немецких солдат и офицеров, которые содержались в 133 американских лагерях, в этот центр было отобрано несколько тысяч человек. Они слушали лекции по истории США и Германии, по экономике, социологии и американские профессора, им ассистировали немецкие эмигранты. Военнопленные изучали азы американской демократии, которая превозносилась как лучшая в мире модель государственного устройства. Всего же в американских лагерях для немецких военнопленных выходило 137 газет и журналов.18

Союзники (прежде всего США и СССР) готовили специально профилированных офицеров («культур-офицеров»), хорошо знакомых с немецкой историей, философией, литературой, живописью, музыкой, а также с нравами и традициями отдельных немецких земель.

Современники и исследователи отмечают, что сразу после окончания войны в Германии наблюдался невероятный «культурный голод» среди населения. Доступ к культурным ценностям был тогда для многих немцев не менее важным, чем питание, топливо или крыша над головой. Союзники видели это и делали все необходимое, чтобы по возможности быстро удовлетворить культурные потребности, но одновременно вынуждены были проводить и широкую денацификацию в сфере культуры.

В оккупированной Германии между Советским Союзом и западными державами имела место конкуренция не только в области политики, но и в области культуры. Каждая из оккупирующих стран стремилась пропагандировать среди немцев свои традиции и собственную национальную культуру. Немцы фактически пережили тогда насильственное навязывание американской, советской, британской и французской литературы, фильмов, музыки и т. д. Этот «культурный экспорт» осуществлялся через прессу, радио, кинотеатры или специальные «дома» («Америка-хаус», «Дом советской культуры» и др.).

Несмотря на ряд ограничений (выдача лицензий на издание газет и журналов, разрешений на постановку спектаклей, цензура прессы и т. д.), а также запрет критики оккупационных властей, культурная жизнь развивалась во всех четырех зонах довольно свободно. Даже в советской зоне на начальном этапе оккупации было допущено наличие широкого спектра течений в области духовной жизни и культуры. В качестве общей тенденции духовной жизни послевоенного времени можно назвать возврат к ценностям классической культуры и искусства, в особенности эпохи «Веймарского классицизма».

Большую роль в духовном возрождении сыграла церковь. Священники в своих проповедях ставили вопрос о необходимости признания вины немцев за военные преступления. Они пытались с религиозно-метафизической точки зрения объяснить «немецкую катастрофу» как отречение или отход от бога, а успех нигилистическо-тоталитарной демонии Гитлера — как кульминацию этого развития. Католические публицисты подчеркивали очень сильное влияние пруссачества, искали корень зла даже в Реформации и в сочинениях Мартина Лютера. «Час ноль» в сфере духовной жизни у немцев во многом ассоциировался с «часом церкви».

Одним из важных событий духовной жизни послевоенной Германии стало основание 4 июля 1945 г. «Культурбунда» как союза деятелей немецкой культуры по демократическому обновлению. Инициаторами его создания стали Йоханнес Р. Бехер, Бернхард Келлерманн (1879-1951), доктор Фердинанд Фриденсбург (1886-1972) и др. «Культурбунд» объединил людей многих профессий: ученых и писателей, актеров и журналистов, врачей и художников, музыкантов и педагогов; представителей всех мировоззренческих направлений и христиан обоих вероисповеданий.

Они совместно обсуждали исторические условия возникновения национал-социализма; искали его предшественников в немецкой духовной истории; пытались выяснить причины широкого распространения расовых теорий, антисемитизма, милитаризма и т. д. В 1946 г. по всей Германии насчитывалось 42 группы «Культурбунда». За два года (до запрета осенью 1947 г. в западных зонах) «Культурбунд» провел многочисленные дискуссии по самым животрепещущим проблемам прошлого, настоящего и будущего Германии. Его вклад в понимание происхождения и сущности нацизма, в причины «немецкой катастрофы» был весьма значителен.19

Сам термин «немецкая катастрофа» происходит от названия книги известного немецкого историка Фридриха Майнеке (1862-1954), вышедшей в 1946 г. Но научная дискуссия о причинах катастрофы началась еще в эмиграции: на страницах журнала «Фрайес Дойчланд», выходившего в Мехико, за 1943-1945 гг. было опубликовано несколько десятков статей, где делалась попытка с разных позиций объяснить причины краха Веймарской республики и установления нацистской диктатуры. Ответом на социал-демократическую версию катастрофы, изложенную в статьях и книгах Фридриха Штампфера (1874-1957), Отто Брауна и др., стало издание в Мехико на немецком языке книг авторов-коммунистов Пауля Меркера (1894-1969) «Германия — быть или не быть?» и Александра Абуша (1902-1982) «Ложный путь одной нации».

Сам Ф. Майнеке с либеральных позиций объяснял катастрофу особенностями немецкой идеологии и истории. С одной стороны, он демонизировал роль Гитлера как «злого духа», сумевшего завоевать массы, но и осуждал, с другой стороны, правоконсервативные круги Германии (крупных промышленников, прусскую аристократию и др.), которые содействовали приходу нацистов к власти. Майнеке призывал покончить с прусскими и милитаристскими традициями.20

В декабре 1945 г. закончил свою книгу «Государство СС» бывший узник Бухенвальда Ойген Когон (1903-1987). Это была первая книга о нацистских лагерях смерти. Автор пытался побудить немцев осознать свою вину, задать себе и попытаться ответить на мучительный вопрос: «Как же все это стало возможным?».21

Но эти призывы были плохо услышаны. Пока шел Нюрнбергский процесс, дискуссии о нацизме и проблеме вины продолжались, но в 1947-1948 гг., в условиях сворачивания денацификации, разгоравшейся холодной войны и фактического раскола Германии, эти дискуссии сходят на нет, — немцы старались забыть о недавнем прошлом и не отвечать на сформулированные в первые послевоенные годы, как назвал их в своей книге «Искупление» А. И. Борозняк, «проклятые вопросы».

 

3.2Религиозные конфессии Восточной Германии в годы советского оккупационного режима, 1945-1949

 

После капитуляции нацистского рейха в мае 1945 г. победоносная Красная Армия стала устраиваться в «логове фашистского зверя» - Германии всерьез и надолго. Уже первые шаги советских оккупационных властей по налаживанию мирной жизни в Восточной Германии показали, что реалии немецкого послевоенного общества имели мало общего с советскими пропагандистскими клише военных лет. Так, среди обломков государственной машины нацистского рейха, которая подлежала полной ликвидации в соответствии с согласованными решениями держав-победительниц, Советская военная администрация не без удивления обнаружила достаточно активную жизнедеятельность немецкой церкви и различных религиозных объединений22. Конечно, еще в годы войны было известно, что у «фашистов» в Германии есть какая-то церковь и что многие немцы верят в бога, ведь недаром ременные пряжки солдат вермахта были украшены надписью «Gott mit uns» «С нами бог». Когда военное счастье окончательно повернулось лицом к Красной Армии, в советских лагерях для военнопленных весной 1944 г. даже готовили конференцию немецких священников. Очевидно, высокие чины Главного политического управления Красной Армии и Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР решили использовать авторитет бывших священнослужителей в интересах развертывания «антифашистской пропаганды» среди немцев, находившихся в советском плену. Впрочем, этот сюжет дальнейшего развития не получил. Впереди был еще почти целый год войны и ее окончательный исход решался отнюдь не полях пропагандистского противоборства. И только после долгожданной победы выяснилось, что, несмотря на 12 лет нацистского режима, Германия была религиозной страной с достаточно высоким уровнем церковной культуры и образом жизни, основанном на традиционных христианских ценностях. Оказалось, что нацистский режим и немецкая церковь - это явления, во многом антагонистичные друг другу. Как же существовала немецкая церковь в годы нацизма? Ответ на этот вопрос позволит многое понять в дальнейшей эволюции немецких церковных конфессий и религиозных объединений в условиях советской оккупации.

 

 

 

 

 

 

3.3. Состояние и развитие церковных конфессий и религиозных объединений Советской зоны оккупации Германии в 1945 1949 гг.

 

В отчетном документе о деятельности Управления информации СВАГ отмечалось: «В области религиозных вопросов Управлению информации приходится встречаться с двумя большими церквями: евангелической (объединяющей лютеран и реформатов) и католической, с несколькими небольшими церквями (православная церковь, иудейская и магометанская общины и т.д.) и с множеством так называемых «свободных церквей», сект и религиозных общин, большинство из которых представляют собой различные разновидности протестантизма»23. Рассмотрим более подробно основные объекты внимания органов информации СВАГ на «религиозном поле».

Евангелическо-лютеранская (протестантская) церковь Советской зоны оккупации.По данным переписи 1946 г., в Германии имелось 39,8 млн протестантов, из них 20,3 - лютеран, 0,4 - реформатов, остальные - унионисты (лица, духовно примыкающие к унии, заключенной в XIX в. между лютеранами и реформатами). Всего в Германии насчитывалось 28 земельных евангелических церквей, каждая из которых являлась либо лютеранской, либо реформатской, либо униатской.

К евангелическо-лютеранской церкви принадлежало примерно 80% населения Советской зоны оккупации. В отличие от католической церкви она имела более сложную организационную структуру. Это объяснялось тем, что единая евангелическая церковь в Восточной Германии как таковая отсутствовала, там действовали несколько самостоятельных евангелическо-лютеран-ских конфессий. После мая 1945 г. общее положение церкви в зоне выглядело следующим образом:

В провинции Мекленбург(административный центр г. Шверин) действовала евангелическо-лютеранская провинциальная церковь. Первоначальный раздел провинции между советскими и британскими войсками не привел к нарушению церковного управления. Вначале церковь возглавляло временное руководство. Позднее, в июне 1946 г., был избран синод провинциальной церкви во главе с председателем Ф.Штратманном и синодальный комитет. Церковь провинции возглавил епископ д-р Н.Бесте, президентом высшего церковного земельного совета стал Г.Шпангенберг.

Одновременно на территории провинции Мекленбург находилась евангелическая церковь Померании, большая часть территории которой после войны отошла к Польше. Провинциальная консистория переехала из Штеттина в Грайфсвальд. До осени 1946 г. в церкви имелось временное руководство. В ноябре 1946 г. был избран провинциальный синод Померанской церкви во главе с д-ром В.Раутенбергом. Духовным главой Померанской церкви стал К. фон Ше-вен, являвшийся одновременно председателем провинциальной консистории24.

В провинции Бранденбург (административный центр г. Потсдам) и в районе Большого Берлина действовала провинциальная евангелическая церковь, которую возглавлял епископ О.Дибелиус. Административным центром провинциальной евангелической церкви был г. Берлин. С мая 1945 г. действовали провинциальная консистория, которой также руководил О.Дибелиус, и совещательный орган при епископе, состоявший из духовных и светских лиц. В октябре 1946 г. было проведено 1-е заседание, а в октябре 1948 г. - 2-е заседание провинциального синода, на которых были дважды подтверждены полномочия епископа Дибелиуса. Для непосредственного руководства работой провинциальной консистории на должность ее президента был избран д-р Г. фон Арним.

В провинции Саксония (административный центр г. Галле) действовала евангелическая провинциальная церковь с центром в г. Дессау. Вначале ее возглавляло временное руководство. Осенью 1946 г. был избран новый провинциальный синод во главе с президентом Л.Кройссигом. Высшим духовным лицом провинциальной церкви стал суперинтендант (с 1947 г. - епископ) Л.Мюллер. Председателем консистории был избран Б.Хоффманн.

Кроме того, в провинции Саксония действовала еще одна церковная конфессия - евангелическая земельная церковь Ангальта (историческое название провинции - Саксония-Ангальт). Вначале ее возглавлял временный церковный совет (председатель - д-р У.Мюллер). В феврале 1946 г. был проведен съезд евангелической церкви Ангальта, который подтвердил полномочия епископа У.Мюллера и избрал земельный церковный совет, который также возглавил У.Мюллер. Рабочим органом съезда стал земельный церковный комитет, председателем которого был назначен М.Войе.

В федеральной земле Саксония(административный центр г. Дрезден) имелась евангелическо-лютеранская земельная церковь с земельным церковным управлением в Дрездене. Работой управления в 1945 г. руководил Э.Котте, духовным руководителем земельной церкви был лиценциат Ф.Лау. Одновременное пребывание на территории Саксонии в апреле-июне 1945 г. американских и советских оккупационных войск привело к возникновению параллельных органов церковного управления. Так, на оккупированной советскими войсками территории в г. Цвиккау был образован временный церковный комитет для западной и юго-восточной Саксонии, который возглавлял В.Хельм.

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В заключение отмечу, что вопросы, поставленные, перед написание данной работы были, раскрыты в 3 главах.

На сегодняшний день остается открытым вопрос, будут ли будущие

Информация о работе Группы советских оккупационных войск в Германии