Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:29, курсовая работа
Описание работы
Советские солдаты ассоциировались у населения с пьяными дебошами, грабежами, убийствами и изнасилованиями немецких граждан по мотиву мести за пострадавших родственников и друзей. Если с немецкими преступниками боролись и местная уголовная полиция, и военная полиция союзников, то найти управу на распоясавшихся оккупантов было очень трудно - немногие предстали перед трибуналом, только единицы получили заслуженное наказание.
Содержание работы
1. Оккупационные войска в Германии Формирование группы советских оккупационных войск……….…..4 Советские войска в послевоенной Германии…………..……………...5 Отношение советских войск к немцам……………………….….….…8 Группа советских войск в Германии после 1949г………..…………..10 2.Экономика в послевоенной Германии в группах советских оккупантов 2.1. Трудовой фронт…………………………………………………..….....12 2.2 Денежное обращение в советской зоне оккупации 1945–1948 гг....13 3. Культура и духовная жизнь в послевоенной Германии 3.1 Развитие культуры и духовной жизни в оккупированной Германии……………………………………………………………….….17 3.2.Религиозные конфессии Восточной Германии в годы советского оккупационного режима, 1945-1949……………………………………..22 3.3. Состояние и развитие церковных конфессий и религиозных объединений Советской зоны оккупации Германии в 1945 1949 гг…...24 Заключение……………………………………………………………..…...….27 Приложение……………………………………………………………………..28 Список использованной литературы…………………………….……………..32
Причем, вина за совершенные
нацистами преступления, за военное поражение
и все беды, постигшие Германию, легко
перекладывалась большинством немцев
исключительно на Гитлера и его окружение.
Себя же они искренне считали только беспрекословными,
бессильными, обязанными к безоговорочному
повиновению орудиями в руках фюрера.
Деликатный вопрос о том, что же заставило
их стать «добровольными подручными Гитлера»
(выражение американского историка Д.
Голдхагена) предпочитали не задавать,
а тем более на него не отвечать. Надо сказать,
что в первые послевоенные годы среди
высокообразованных немцев наблюдалось
такое явление как стремление взять на
себя вину за национал-социализм и его
преступления. Но под влиянием холодной
войны, когда победители искали среди
немцев скорее союзников, нежели виновников,
это явление быстро прошло.
Союзники по антигитлеровской
коалиции еще в ходе войны предполагали,
что они установят контроль над немецкой
духовной жизнью. Без этого невозможно
было осуществить денацификацию и демократизацию.
При планировании развития средств массовой
информации в оккупированной Германии
в качестве первого шага был предусмотрен
полный запрет какой-либо публицистической
деятельности самих немцев. Предполагалось,
что немецкие журналисты придут в лицензированные
газеты и радиостанции только после прохождения
денацификации, и будут работать под контролем
союзников. 17
Весной 1945 г. в США был организован
«Учебный центр для военно-пленных», где
из немецких военнопленных осуществлялась
подготовка так называемого «резерва
духовной элиты». Всего из 400 тыс. немецких
солдат и офицеров, которые содержались
в 133 американских лагерях, в этот центр
было отобрано несколько тысяч человек.
Они слушали лекции по истории США и Германии,
по экономике, социологии и американские
профессора, им ассистировали немецкие
эмигранты. Военнопленные изучали азы
американской демократии, которая превозносилась
как лучшая в мире модель государственного
устройства. Всего же в американских лагерях
для немецких военнопленных выходило
137 газет и журналов.18
Союзники (прежде всего США
и СССР) готовили специально профилированных
офицеров («культур-офицеров»), хорошо
знакомых с немецкой историей, философией,
литературой, живописью, музыкой, а также
с нравами и традициями отдельных немецких
земель.
Современники и исследователи
отмечают, что сразу после окончания войны
в Германии наблюдался невероятный «культурный
голод» среди населения. Доступ к культурным
ценностям был тогда для многих немцев
не менее важным, чем питание, топливо
или крыша над головой. Союзники видели
это и делали все необходимое, чтобы по
возможности быстро удовлетворить культурные
потребности, но одновременно вынуждены
были проводить и широкую денацификацию
в сфере культуры.
В оккупированной Германии
между Советским Союзом и западными державами
имела место конкуренция не только в области
политики, но и в области культуры. Каждая
из оккупирующих стран стремилась пропагандировать
среди немцев свои традиции и собственную
национальную культуру. Немцы фактически
пережили тогда насильственное навязывание
американской, советской, британской и
французской литературы, фильмов, музыки
и т. д. Этот «культурный экспорт» осуществлялся
через прессу, радио, кинотеатры или специальные
«дома» («Америка-хаус», «Дом советской
культуры» и др.).
Несмотря на ряд ограничений
(выдача лицензий на издание газет и журналов,
разрешений на постановку спектаклей,
цензура прессы и т. д.), а также запрет
критики оккупационных властей, культурная
жизнь развивалась во всех четырех зонах
довольно свободно. Даже в советской зоне
на начальном этапе оккупации было допущено
наличие широкого спектра течений в области
духовной жизни и культуры. В качестве
общей тенденции духовной жизни послевоенного
времени можно назвать возврат к ценностям
классической культуры и искусства, в
особенности эпохи «Веймарского классицизма».
Большую роль в духовном возрождении
сыграла церковь. Священники в своих проповедях
ставили вопрос о необходимости признания
вины немцев за военные преступления.
Они пытались с религиозно-метафизической
точки зрения объяснить «немецкую катастрофу»
как отречение или отход от бога, а успех
нигилистическо-тоталитарной демонии
Гитлера — как кульминацию этого развития.
Католические публицисты подчеркивали
очень сильное влияние пруссачества, искали
корень зла даже в Реформации и в сочинениях
Мартина Лютера. «Час ноль» в сфере духовной
жизни у немцев во многом ассоциировался
с «часом церкви».
Одним из важных событий духовной
жизни послевоенной Германии стало основание
4 июля 1945 г. «Культурбунда» как союза деятелей
немецкой культуры по демократическому
обновлению. Инициаторами его создания
стали Йоханнес Р. Бехер, Бернхард Келлерманн
(1879-1951), доктор Фердинанд Фриденсбург
(1886-1972) и др. «Культурбунд» объединил людей
многих профессий: ученых и писателей,
актеров и журналистов, врачей и художников,
музыкантов и педагогов; представителей
всех мировоззренческих направлений и
христиан обоих вероисповеданий.
Они совместно обсуждали исторические
условия возникновения национал-социализма;
искали его предшественников в немецкой
духовной истории; пытались выяснить причины
широкого распространения расовых теорий,
антисемитизма, милитаризма и т. д. В 1946
г. по всей Германии насчитывалось 42 группы
«Культурбунда». За два года (до запрета
осенью 1947 г. в западных зонах) «Культурбунд»
провел многочисленные дискуссии по самым
животрепещущим проблемам прошлого, настоящего
и будущего Германии. Его вклад в понимание
происхождения и сущности нацизма, в причины
«немецкой катастрофы» был весьма значителен.19
Сам термин «немецкая катастрофа»
происходит от названия книги известного
немецкого историка Фридриха Майнеке
(1862-1954), вышедшей в 1946 г. Но научная дискуссия
о причинах катастрофы началась еще в
эмиграции: на страницах журнала «Фрайес
Дойчланд», выходившего в Мехико, за 1943-1945
гг. было опубликовано несколько десятков
статей, где делалась попытка с разных
позиций объяснить причины краха Веймарской
республики и установления нацистской
диктатуры. Ответом на социал-демократическую
версию катастрофы, изложенную в статьях
и книгах Фридриха Штампфера (1874-1957), Отто
Брауна и др., стало издание в Мехико на
немецком языке книг авторов-коммунистов
Пауля Меркера (1894-1969) «Германия — быть
или не быть?» и Александра Абуша (1902-1982)
«Ложный путь одной нации».
Сам Ф. Майнеке с либеральных
позиций объяснял катастрофу особенностями
немецкой идеологии и истории. С одной
стороны, он демонизировал роль Гитлера
как «злого духа», сумевшего завоевать
массы, но и осуждал, с другой стороны,
правоконсервативные круги Германии (крупных
промышленников, прусскую аристократию
и др.), которые содействовали приходу
нацистов к власти. Майнеке призывал покончить
с прусскими и милитаристскими традициями.20
В декабре 1945 г. закончил свою
книгу «Государство СС» бывший узник Бухенвальда
Ойген Когон (1903-1987). Это была первая книга
о нацистских лагерях смерти. Автор пытался
побудить немцев осознать свою вину, задать
себе и попытаться ответить на мучительный
вопрос: «Как же все это стало возможным?».21
Но эти призывы были плохо услышаны.
Пока шел Нюрнбергский процесс, дискуссии
о нацизме и проблеме вины продолжались,
но в 1947-1948 гг., в условиях сворачивания
денацификации, разгоравшейся холодной
войны и фактического раскола Германии,
эти дискуссии сходят на нет, — немцы старались
забыть о недавнем прошлом и не отвечать
на сформулированные в первые послевоенные
годы, как назвал их в своей книге «Искупление»
А. И. Борозняк, «проклятые вопросы».
3.2Религиозные
конфессии Восточной Германии в годы советского
оккупационного режима, 1945-1949
После капитуляции нацистского
рейха в мае 1945 г. победоносная Красная
Армия стала устраиваться в «логове фашистского
зверя» - Германии всерьез и надолго. Уже
первые шаги советских оккупационных
властей по налаживанию мирной жизни в
Восточной Германии показали, что реалии
немецкого послевоенного общества имели
мало общего с советскими пропагандистскими
клише военных лет. Так, среди обломков
государственной машины нацистского рейха,
которая подлежала полной ликвидации
в соответствии с согласованными решениями
держав-победительниц, Советская военная
администрация не без удивления обнаружила
достаточно активную жизнедеятельность
немецкой церкви и различных религиозных
объединений22. Конечно, еще в годы войны было
известно, что у «фашистов» в Германии
есть какая-то церковь и что многие немцы
верят в бога, ведь недаром ременные пряжки
солдат вермахта были украшены надписью
«Gott mit uns» «С нами бог». Когда военное счастье
окончательно повернулось лицом к Красной
Армии, в советских лагерях для военнопленных
весной 1944 г. даже готовили конференцию
немецких священников. Очевидно, высокие
чины Главного политического управления
Красной Армии и Главного управления по
делам военнопленных и интернированных
НКВД СССР решили использовать авторитет
бывших священнослужителей в интересах
развертывания «антифашистской пропаганды»
среди немцев, находившихся в советском
плену. Впрочем, этот сюжет дальнейшего
развития не получил. Впереди был еще почти
целый год войны и ее окончательный исход
решался отнюдь не полях пропагандистского
противоборства. И только после долгожданной
победы выяснилось, что, несмотря на 12
лет нацистского режима, Германия была
религиозной страной с достаточно высоким
уровнем церковной культуры и образом
жизни, основанном на традиционных христианских
ценностях. Оказалось, что нацистский
режим и немецкая церковь - это явления,
во многом антагонистичные друг другу.
Как же существовала немецкая церковь
в годы нацизма? Ответ на этот вопрос позволит
многое понять в дальнейшей эволюции немецких
церковных конфессий и религиозных объединений
в условиях советской оккупации.
3.3. Состояние и развитие
церковных конфессий и религиозных объединений
Советской зоны оккупации Германии в 1945
1949 гг.
В отчетном документе о деятельности
Управления информации СВАГ отмечалось:
«В области религиозных вопросов Управлению
информации приходится встречаться с
двумя большими церквями: евангелической
(объединяющей лютеран и реформатов) и
католической, с несколькими небольшими
церквями (православная церковь, иудейская
и магометанская общины и т.д.) и с множеством
так называемых «свободных церквей», сект
и религиозных общин, большинство из которых
представляют собой различные разновидности
протестантизма»23. Рассмотрим более подробно
основные объекты внимания органов информации
СВАГ на «религиозном поле».
Евангелическо-лютеранская
(протестантская) церковь Советской зоны
оккупации.По данным переписи 1946 г., в Германии
имелось 39,8 млн протестантов, из них 20,3
- лютеран, 0,4 - реформатов, остальные - унионисты
(лица, духовно примыкающие к унии, заключенной
в XIX в. между лютеранами и реформатами).
Всего в Германии насчитывалось 28 земельных
евангелических церквей, каждая из которых
являлась либо лютеранской, либо реформатской,
либо униатской.
К евангелическо-лютеранской
церкви принадлежало примерно 80% населения
Советской зоны оккупации. В отличие от
католической церкви она имела более сложную
организационную структуру. Это объяснялось
тем, что единая евангелическая церковь
в Восточной Германии как таковая отсутствовала,
там действовали несколько самостоятельных
евангелическо-лютеран-ских конфессий.
После мая 1945 г. общее положение церкви
в зоне выглядело следующим образом:
В провинции Мекленбург(административный
центр г. Шверин) действовала евангелическо-лютеранская
провинциальная церковь. Первоначальный
раздел провинции между советскими и британскими
войсками не привел к нарушению церковного
управления. Вначале церковь возглавляло
временное руководство. Позднее, в июне
1946 г., был избран синод провинциальной
церкви во главе с председателем Ф.Штратманном
и синодальный комитет. Церковь провинции
возглавил епископ д-р Н.Бесте, президентом
высшего церковного земельного совета
стал Г.Шпангенберг.
Одновременно на территории
провинции Мекленбург находилась евангелическая
церковь Померании, большая часть территории
которой после войны отошла к Польше. Провинциальная
консистория переехала из Штеттина в Грайфсвальд.
До осени 1946 г. в церкви имелось временное
руководство. В ноябре 1946 г. был избран
провинциальный синод Померанской церкви
во главе с д-ром В.Раутенбергом. Духовным
главой Померанской церкви стал К. фон
Ше-вен, являвшийся одновременно председателем
провинциальной консистории24.
В провинции Бранденбург (административный
центр г. Потсдам) и в районе Большого Берлина
действовала провинциальная евангелическая
церковь, которую возглавлял епископ О.Дибелиус.
Административным центром провинциальной
евангелической церкви был г. Берлин. С
мая 1945 г. действовали провинциальная
консистория, которой также руководил
О.Дибелиус, и совещательный орган при
епископе, состоявший из духовных и светских
лиц. В октябре 1946 г. было проведено 1-е
заседание, а в октябре 1948 г. - 2-е заседание
провинциального синода, на которых были
дважды подтверждены полномочия епископа
Дибелиуса. Для непосредственного руководства
работой провинциальной консистории на
должность ее президента был избран д-р
Г. фон Арним.
В провинции Саксония (административный
центр г. Галле) действовала евангелическая
провинциальная церковь с центром в г.
Дессау. Вначале ее возглавляло временное
руководство. Осенью 1946 г. был избран новый
провинциальный синод во главе с президентом
Л.Кройссигом. Высшим духовным лицом провинциальной
церкви стал суперинтендант (с 1947 г. - епископ)
Л.Мюллер. Председателем консистории был
избран Б.Хоффманн.
Кроме того, в провинции Саксония
действовала еще одна церковная конфессия
- евангелическая земельная церковь Ангальта
(историческое название провинции - Саксония-Ангальт).
Вначале ее возглавлял временный церковный
совет (председатель - д-р У.Мюллер). В феврале
1946 г. был проведен съезд евангелической
церкви Ангальта, который подтвердил полномочия
епископа У.Мюллера и избрал земельный
церковный совет, который также возглавил
У.Мюллер. Рабочим органом съезда стал
земельный церковный комитет, председателем
которого был назначен М.Войе.
В федеральной земле Саксония(административный
центр г. Дрезден) имелась евангелическо-лютеранская
земельная церковь с земельным церковным
управлением в Дрездене. Работой управления
в 1945 г. руководил Э.Котте, духовным руководителем
земельной церкви был лиценциат Ф.Лау.
Одновременное пребывание на территории
Саксонии в апреле-июне 1945 г. американских
и советских оккупационных войск привело
к возникновению параллельных органов
церковного управления. Так, на оккупированной
советскими войсками территории в г. Цвиккау
был образован временный церковный комитет
для западной и юго-восточной Саксонии,
который возглавлял В.Хельм.
Заключение
В заключение отмечу,
что вопросы, поставленные, перед написание
данной работы были, раскрыты в 3 главах.
На сегодняшний день остается
открытым вопрос, будут ли будущие