Грузинская диаспора в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Русско-грузинские отношения в наше время переживают не самый легкий период в своей истории. Острые противоречия между Грузией и Россией после распада Советского Союза, требуют скрупулезного изучения с привлечением русских и грузинских источников и документов. Все эти проблемы уходят корнями вглубь веков. Их изучение и объективный анализ даст непредвзятую историческую картину, которая поможет в налаживании нормальных добрососедских отношений на современном этапе, снимет напряженность между Россией и Грузией, тем более, что в России ныне проживает огромная грузинская диаспора - по самым поверхностным подсчетам более 1,5 млн. человек.

Содержание работы

Введение.
Основная часть.
Этапы истории грузинской колонии в России
Духовная жизнь грузин и связи с русской церквью.
Территория расселения грузин в России.
Известные грузины, жившие в России
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

айнур курбанов.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

К(П)ФУ. ИМОИВ. Отделение  востоковедение. Кафедра Татароведения.

 

 

 

 

 

 

Тема: Грузинская диаспора в России.

 

 

 

 

                                                            Работу выполнила

                                                        Студент 1 курса

                                                           Группы 04.1-305

Курбанов Айнур  Рустамович

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2013.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
    1. Этапы истории грузинской колонии в России
    1. Духовная жизнь грузин и связи с русской церквью.
    2. Территория расселения грузин в России.
    3. Известные грузины, жившие в России
  1. Заключение.
  1. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

Актуальность  темы исследования. Русско-грузинские отношения в наше время переживают не самый легкий период в своей истории. Острые противоречия между Грузией и Россией после распада Советского Союза, требуют скрупулезного изучения с привлечением русских и грузинских источников и документов. Все эти проблемы уходят корнями вглубь веков. Их изучение и объективный анализ даст непредвзятую историческую картину, которая поможет в налаживании нормальных добрососедских отношений на современном этапе, снимет напряженность между Россией и Грузией, тем более, что в России ныне проживает огромная грузинская диаспора - по самым поверхностным подсчетам более 1,5 млн. человек.

Объект исследования – Связи Грузии и России на протяжении многих веков. Предмет исследования - история политических, духовных, братских взаимоотношений Грузии и России.

Цель курсовой работы - исследование Грузинской диаспоры в России.

Источники. Для  раскрытия темы был привлечен  широкий круг монографий и исторических работ как российских, так и  грузинских ученых. В первую очередь, это исторические труды Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, современные монографии А.Н.Найденко и других российских историков. Использованы также источники известных грузинских ученых, советских и современных. Некоторые из них до сих пор мало известны в России.

Известны и  труды М.А.Полуевктова: Материалы  по истории русско-грузинских взаимоотношений 1615-1640 гг. (Тб., 1937); По вопросам русско-грузинских отношений документальные материалы были опубликованы  историком С .А. Белокуровым, на основе сведений русских послов Ельчина и Захарьева, посетивших Мегрелию в 1639-1640 гг.

Таким образом, даже этот неполный перечень научных  публикаций на тему русско-грузинских отношений показывает, что исследования истории взаимоотношений России и Грузии всегда были постоянной сферой глубоких интересов ученых.

 

 

3

Основная часть.

1. Русско-грузинские связи и грузинские миграции на Русь прослеживаются с раннего средневековья. В древнерусских городах жили грузинские строители, художники, купцы. Грузинские мастера участвовали в росписи Киево-Печерского монастыря, храма Спаса-Нередицы в Новгороде (12 в.), в строительстве Дмитровского собора во Владимире (12 в.). Основание грузинской колонии в Москве связано с кахетинским царем Теймуразом I (нач. 17 в.). Жил здесь и царевич Ираклий (Николай Давидович), князья Хохона и Давиташвили. Они занимали видное положение при дворе царя Алексея Михайловича. Породнились с боярскими родами.

Второй этап истории грузинской колонии в  Москве связан с царем Имерети  и Кахети Арчилом II и его сыновьями. По приглашению Петра I Арчил II окончательно поселился в Москве. Главным делом Арчила в Москве стала организация здесь грузинского книгопечатания. В основном грузины селились в районе Никольской улицы, сел Всесвятское и Пахра. Грузинские переселенцы довольно быстро адаптировались в новой этнокультурной среде и включились в политич. и культурную жизнь Москвы.

Третья, наиболее крупная по численности волна  грузинской миграции связана с переселением в Россию (1724 г.) после военного поражения  картлийского царя Вахтанга VI - ученого, поэта, переводчика, основателя книгопечатания в Грузии. Вахтангу был пожалован дом опального Долгорукова на Арбате и подмосковное село Воскресенское, здесь грузины построили Грузинскую слободу.

Четвертая волна  грузинской эмиграции в Россию связана  с присоединением Грузии к России в 1801. В Россию были высланы члены царского дома, представители княжеских и дворянских фамилий, члены их семей, слуги. Часть их поселилась в Санкт-Петербурге, часть - в Москве. Со временем этнокультурный облик переселенцев менялся, они изменяли свои фамилии (Дадиани - Дадиановы, Бараташвили - Баратовы). Фамилии и титулы потомков династии Багратиони были установлены правительством: с 1865 г. потомки Ираклия II и Георгия XII стали именоваться светлейшими князьями. Титул светлейшего князя получили также грузинские, имеретинские и мегрельские князья. Частыми были браки грузин с представителями русской аристократии. Представители грузинской эмиграции составили целую галерею политических и общественных деятелей, деятелей культуры России:

4

ученые-грузиноведы  братья Багратиони, Н. Д. Чубинашвили, Соломон Додашвили, Григол Орбелиани, А. А. Цагарели и т. д. В Петербурге и Москве жили Сандуховы (Зандукели) " юристы, драматурги и переводчики, строители знаменитых московских бань.

Представители грузинского высшего духовенства активно участвовали в церковной жизни России. В 1715 г. архимандритом московского Донского монастыря стал Л.Габашвили. В 1734-1741 гг. главой Новгородской епархии был Иосиф Самебели, развернувший строительство в Юрьевском монастыре. В его окружении был организатор грузинского книгопечатания игумен Христофор Гурамишвили. Значительная грузинская колония была в Астрахани. Постоянному грузинскому населению была придана церковь Рождества Богородицы, где служба велась грузинскими священнослужителями.

Появление центров компактного расселения грузин на Северном Кавказе относится к 1722-1725 гг., часть сопровождавших Вахтанга VI в эмиграцию осталась в Прикаспии. В приграничные русские крепости Святой Крест, Дербент бежали пленные грузины, армяне, русские. Главными центрами поселения грузин на Северном Кавказе стали города Кизляр и Моздок. Проживают грузины и в терских станицах.

В настоящее  время основная часть грузинской диаспоры в России живет в городах (в 1989 г. - 110,6 тыс. чел., т. е. 84,5%): в Москве (19,6 тыс.), Санкт-Петербурге (17,8 тыс.), Владикавказе, Краснодаре. Включенные в общегородскую ("европейскую") культуру, российские грузины в большинстве все же сохраняют национальной самосознание и грузинский язык (его считают родным свыше 70%). Многие грузины стали известными деятелями современной русской культуры. Среди них: писатель Ираклий Андроников и Булат Окуджава, кинорежиссер Георгий Данелия, актер Олег Басилашвили, балерина Нина Ананиашвили и др. В последнее время в ряде городов России были созданы национально-культурные грузинские центры, общества, землячества (например, в Москве - "Мзиури", "Грузинское землячество", "Аджария"), детские сады и школы с преподаванием некоторых предметов на грузинском языке.

 

 

5

2.Постепенно, на протяжении веков, созидалась и возрастала та любовь между Грузинской и Русской Православными Церквами, которая ныне соединяет две Церкви-Сестры. Православные русские люди и православные грузины сблизились и подружились еще в те годы, когда носили ясак в Золотую Орду, где и встречались. А дружба, начатая в общей беде, глубока и несокрушима.

В, годину испытаний русские  люди шли на помощь единоверной Иверии. Грузинский царь Александр I, обращаясь  за помощью и по­кровительством  к великому русскому князю Ивану III (1462 —1505), называет его «надеждой христиан, подпорой бедных и ревностным обетником святого Николая». А его сын и преемник Георгий, на­правляя свое слово к российскому посланнику Татищеву, в ярких красках рисует плачевное состояние христианской Грузии и возлагает свое упование на православную Россию. «Стоим мы, — говорит он, — под ножами султана и шаха; оба хотят нашей крови и всего, что имеем. Мы отдали себя России; пусть же Россия возьмет нас не словом, а делом!.. Турки, персы, кумыки силой к нам вторгаются, и вас зовем умиленно: Приидите и спасите! Мы плакали от неверных и для того отдалися головами царю православному, да защитит нас; но плачем и ныне; наши дома, церкви и монастыри в развалинах, семей­ства в плену; рамена наши под игом». И эти обращения, эти просьбы были услышаны. Русь посылала свои войска против врагов Грузии.

Развитию собственно церковных  братских отношений между Грузинской и Русской Православными Церквами с древних пор и вплоть до XIX столетия во многом содействовали афонские иноки грузинского и русского монастырей. С этими монастырями обе Церкви имели постоянные связи, а через них и между собой.

Знаменательным явлением в укреплении духовных связей двух Церквей послужили грузинские святыни, разновременно привезенные в  Россию. Это прежде всего копия  Иверской чудотворной иконы Божией Матери. Привезенная в середине XVII столетия из Иверского монастыря, она стала общероссийской православной святыней, предметом глубокого почитания всех верных чад Русской Церкви. С благоговением были приняты и до сегодняшнего дня почитаются также вывезенные из Грузии и другие — чудотворные — иконы Ца­рицы Небесной: «Оконская» (XVIII в.) и «Грузинская».

6

В XIX столетии сношения Русской Православной Церкви с православными  грузинами были постоянными, т.к. грузины  окормлялись Экзархами, назначаемыми Святейшим Синодом.

Но самые братские отношения  между Грузинской и Русской Церквами установились в текущем столетии после восстановления ими молитвенного и евхаристического общения. Духоносными  зна­мениями вновь обретенного  жизненного единства двух Церквей-Се­стер во всей полноте их бытия были приезд на Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года Блаженнейшего Католи­коса-Патриарха Каллистрата и ответный визит в Тбилиси осенью того же года Святейшего Патриарха Алексия I. И в последующие годы Патриарх Алексий I неоднократно принимал в Москве Като­ликоса-Патриарха Каллистрата и его преемника Святейшего Мел­хиседека. В свою очередь предстоятели Грузинской Церкви оказы­вали радушное гостеприимство Главе Московской Церкви во время его посещений Тбилиси.

В торжествах по поводу 500-летия  автокефалии Русской Церкви и  в Совещании Глав и Представителей Поместных Православных Церквей  в 1948 году принимал участие Католикос-Патриарх Каллистрат. Через два года —  в 1950 году—Патриарх Алексий I был  гостем Грузинской Православной Церкви.

В 1952 году делегация Русской  Православной Церкви участво­вала в  погребении Католикоса-Патриарха Каллистрата. В том же году ее делегаты во главе  с митрополитом Киевским и Галицким Иоанном присутствовали на Девятом  Всегрузинском Церковном Соборе, избравшем нового Католикоса-Патриарха Мелхиседека. Они присутствовали и на его интронизации.

В 1958 году в юбилейных  торжествах в Москве по поводу 40-летия  восстановления патриаршества в  России принимала участие делегация  Грузинской Православной Церкви во главе с Католико­сом-Патриархом Мелхиседеком.

В январе 1960 года делегация  Московской Церкви присутствовала на погребении почившего Католикоса-Патриарха  Мелхиседека и на Всегрузинском  Соборе, избравшем Католикоса-Патриарха  Ефрема.

Осенью 1960 года Грузинскую Православную Церковь посетил Патриарх Алексий I.

7

В июле 1962 года Католикос Ефрем, прибыв в Москву для участия в работе Всемирного Конгресса за всеобщее разоружение  и мир, был и гостем Русской  Православной Церкви. В ноябре того же года он участвовал в торжествах в Троице-Сергиевой Лавре по случаю 85-летия Патриарха Алексия I, а в 1963 году — по поводу 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия I.

В сентябре 1963 года по приглашению  Католикоса-Патриарха Ефрема Патриарх Алексий I еще раз посетил Церковь древней Иверии.

В торжественном праздновании пятидесятилетия восстановления патриаршества  в Русской Православной Церкви, происходившем  с 26 мая по 2 июня 1968 года в Москве и Троице-Сергиевой Лавре, принимала  участие делегация Грузинской Православной Церкви во главе с Католикосом-Патриархом Ефремом.

В апреле 1970 года Католикос-Патриарх Ефрем принимал участие в погребении Патриарха Алексия I. В начале июня того же года он снова посетил Москву. Его Святейшество присутствовал и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в мае-июне 1971 года и принимал участие в торжествах интронизации новоизб­ранного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В апреле 1972 года делегация  Русской Православной Церкви участвовала в погребении Католикоса-Патриарха Ефрема II.

3 июня того же года, в день годовщины интронизации  Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Пимена, почтить  Его Святейше­ство в Москву  прибыли Местоблюститель Патриаршего  престола Грузинской Православной Церкви митрополит Урбнисский Давид и митрополит Сухумо-Абхазский Илия (ныне Католикос-Патриарх). В начале июля 1972 года делегация Русской Православной Церк­ви во главе с Управляющим делами Московской Патриархии, митро­политом Таллиннским и Эстонским Алексием (ныне Святейший Пат­риарх Московский и всея Руси) присутствовала на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви и принимала участие в торжествах интронизации избранного этим Собором Святейшего и Блаженнейше­го Католикоса-Патриарха всея Грузии, Архиепископа Мцхетского и Тбилисского Давида V. Как писал непосредственно после торжеств новый Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейшему Патриарху Пимену в своем известительном сообщении,

8

делегация Русской  Православной Церкви «засвидетельствовала наше братское общение во Христе, что является залогом нашего духовного единения в настоящем и будущем».

Информация о работе Грузинская диаспора в России