Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:44, реферат
Актуальность темы исследования. Русско-грузинские отношения в наше время переживают не самый легкий период в своей истории. Острые противоречия между Грузией и Россией после распада Советского Союза, требуют скрупулезного изучения с привлечением русских и грузинских источников и документов. Все эти проблемы уходят корнями вглубь веков. Их изучение и объективный анализ даст непредвзятую историческую картину, которая поможет в налаживании нормальных добрососедских отношений на современном этапе, снимет напряженность между Россией и Грузией, тем более, что в России ныне проживает огромная грузинская диаспора - по самым поверхностным подсчетам более 1,5 млн. человек.
Введение.
Основная часть.
Этапы истории грузинской колонии в России
Духовная жизнь грузин и связи с русской церквью.
Территория расселения грузин в России.
Известные грузины, жившие в России
Заключение.
Список использованной литературы.
К(П)ФУ. ИМОИВ. Отделение востоковедение. Кафедра Татароведения.
Тема: Грузинская диаспора в России.
Курбанов Айнур Рустамович
Казань, 2013.
Содержание:
2
Введение.
Актуальность темы исследования. Русско-грузинские отношения в наше время переживают не самый легкий период в своей истории. Острые противоречия между Грузией и Россией после распада Советского Союза, требуют скрупулезного изучения с привлечением русских и грузинских источников и документов. Все эти проблемы уходят корнями вглубь веков. Их изучение и объективный анализ даст непредвзятую историческую картину, которая поможет в налаживании нормальных добрососедских отношений на современном этапе, снимет напряженность между Россией и Грузией, тем более, что в России ныне проживает огромная грузинская диаспора - по самым поверхностным подсчетам более 1,5 млн. человек.
Объект исследования – Связи Грузии и России на протяжении многих веков. Предмет исследования - история политических, духовных, братских взаимоотношений Грузии и России.
Цель курсовой работы - исследование Грузинской диаспоры в России.
Источники. Для раскрытия темы был привлечен широкий круг монографий и исторических работ как российских, так и грузинских ученых. В первую очередь, это исторические труды Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, современные монографии А.Н.Найденко и других российских историков. Использованы также источники известных грузинских ученых, советских и современных. Некоторые из них до сих пор мало известны в России.
Известны и труды М.А.Полуевктова: Материалы по истории русско-грузинских взаимоотношений 1615-1640 гг. (Тб., 1937); По вопросам русско-грузинских отношений документальные материалы были опубликованы историком С .А. Белокуровым, на основе сведений русских послов Ельчина и Захарьева, посетивших Мегрелию в 1639-1640 гг.
Таким образом, даже этот неполный перечень научных публикаций на тему русско-грузинских отношений показывает, что исследования истории взаимоотношений России и Грузии всегда были постоянной сферой глубоких интересов ученых.
3
Основная часть.
1. Русско-грузинские связи и грузинские миграции на Русь прослеживаются с раннего средневековья. В древнерусских городах жили грузинские строители, художники, купцы. Грузинские мастера участвовали в росписи Киево-Печерского монастыря, храма Спаса-Нередицы в Новгороде (12 в.), в строительстве Дмитровского собора во Владимире (12 в.). Основание грузинской колонии в Москве связано с кахетинским царем Теймуразом I (нач. 17 в.). Жил здесь и царевич Ираклий (Николай Давидович), князья Хохона и Давиташвили. Они занимали видное положение при дворе царя Алексея Михайловича. Породнились с боярскими родами.
Второй этап истории грузинской колонии в Москве связан с царем Имерети и Кахети Арчилом II и его сыновьями. По приглашению Петра I Арчил II окончательно поселился в Москве. Главным делом Арчила в Москве стала организация здесь грузинского книгопечатания. В основном грузины селились в районе Никольской улицы, сел Всесвятское и Пахра. Грузинские переселенцы довольно быстро адаптировались в новой этнокультурной среде и включились в политич. и культурную жизнь Москвы.
Третья, наиболее крупная по численности волна грузинской миграции связана с переселением в Россию (1724 г.) после военного поражения картлийского царя Вахтанга VI - ученого, поэта, переводчика, основателя книгопечатания в Грузии. Вахтангу был пожалован дом опального Долгорукова на Арбате и подмосковное село Воскресенское, здесь грузины построили Грузинскую слободу.
Четвертая волна грузинской эмиграции в Россию связана с присоединением Грузии к России в 1801. В Россию были высланы члены царского дома, представители княжеских и дворянских фамилий, члены их семей, слуги. Часть их поселилась в Санкт-Петербурге, часть - в Москве. Со временем этнокультурный облик переселенцев менялся, они изменяли свои фамилии (Дадиани - Дадиановы, Бараташвили - Баратовы). Фамилии и титулы потомков династии Багратиони были установлены правительством: с 1865 г. потомки Ираклия II и Георгия XII стали именоваться светлейшими князьями. Титул светлейшего князя получили также грузинские, имеретинские и мегрельские князья. Частыми были браки грузин с представителями русской аристократии. Представители грузинской эмиграции составили целую галерею политических и общественных деятелей, деятелей культуры России:
4
ученые-грузиноведы братья Багратиони, Н. Д. Чубинашвили, Соломон Додашвили, Григол Орбелиани, А. А. Цагарели и т. д. В Петербурге и Москве жили Сандуховы (Зандукели) " юристы, драматурги и переводчики, строители знаменитых московских бань.
Представители
грузинского высшего духовенств
Появление центров компактного расселения грузин на Северном Кавказе относится к 1722-1725 гг., часть сопровождавших Вахтанга VI в эмиграцию осталась в Прикаспии. В приграничные русские крепости Святой Крест, Дербент бежали пленные грузины, армяне, русские. Главными центрами поселения грузин на Северном Кавказе стали города Кизляр и Моздок. Проживают грузины и в терских станицах.
В настоящее время основная часть грузинской диаспоры в России живет в городах (в 1989 г. - 110,6 тыс. чел., т. е. 84,5%): в Москве (19,6 тыс.), Санкт-Петербурге (17,8 тыс.), Владикавказе, Краснодаре. Включенные в общегородскую ("европейскую") культуру, российские грузины в большинстве все же сохраняют национальной самосознание и грузинский язык (его считают родным свыше 70%). Многие грузины стали известными деятелями современной русской культуры. Среди них: писатель Ираклий Андроников и Булат Окуджава, кинорежиссер Георгий Данелия, актер Олег Басилашвили, балерина Нина Ананиашвили и др. В последнее время в ряде городов России были созданы национально-культурные грузинские центры, общества, землячества (например, в Москве - "Мзиури", "Грузинское землячество", "Аджария"), детские сады и школы с преподаванием некоторых предметов на грузинском языке.
5
2.Постепенно, на протяжении веков, созидалась и возрастала та любовь между Грузинской и Русской Православными Церквами, которая ныне соединяет две Церкви-Сестры. Православные русские люди и православные грузины сблизились и подружились еще в те годы, когда носили ясак в Золотую Орду, где и встречались. А дружба, начатая в общей беде, глубока и несокрушима.
В, годину испытаний русские люди шли на помощь единоверной Иверии. Грузинский царь Александр I, обращаясь за помощью и покровительством к великому русскому князю Ивану III (1462 —1505), называет его «надеждой христиан, подпорой бедных и ревностным обетником святого Николая». А его сын и преемник Георгий, направляя свое слово к российскому посланнику Татищеву, в ярких красках рисует плачевное состояние христианской Грузии и возлагает свое упование на православную Россию. «Стоим мы, — говорит он, — под ножами султана и шаха; оба хотят нашей крови и всего, что имеем. Мы отдали себя России; пусть же Россия возьмет нас не словом, а делом!.. Турки, персы, кумыки силой к нам вторгаются, и вас зовем умиленно: Приидите и спасите! Мы плакали от неверных и для того отдалися головами царю православному, да защитит нас; но плачем и ныне; наши дома, церкви и монастыри в развалинах, семейства в плену; рамена наши под игом». И эти обращения, эти просьбы были услышаны. Русь посылала свои войска против врагов Грузии.
Развитию собственно церковных
братских отношений между Грузинской
и Русской Православными
Знаменательным явлением в укреплении духовных связей двух Церквей послужили грузинские святыни, разновременно привезенные в Россию. Это прежде всего копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери. Привезенная в середине XVII столетия из Иверского монастыря, она стала общероссийской православной святыней, предметом глубокого почитания всех верных чад Русской Церкви. С благоговением были приняты и до сегодняшнего дня почитаются также вывезенные из Грузии и другие — чудотворные — иконы Царицы Небесной: «Оконская» (XVIII в.) и «Грузинская».
6
В XIX столетии сношения Русской Православной Церкви с православными грузинами были постоянными, т.к. грузины окормлялись Экзархами, назначаемыми Святейшим Синодом.
Но самые братские отношения между Грузинской и Русской Церквами установились в текущем столетии после восстановления ими молитвенного и евхаристического общения. Духоносными знамениями вновь обретенного жизненного единства двух Церквей-Сестер во всей полноте их бытия были приезд на Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Каллистрата и ответный визит в Тбилиси осенью того же года Святейшего Патриарха Алексия I. И в последующие годы Патриарх Алексий I неоднократно принимал в Москве Католикоса-Патриарха Каллистрата и его преемника Святейшего Мелхиседека. В свою очередь предстоятели Грузинской Церкви оказывали радушное гостеприимство Главе Московской Церкви во время его посещений Тбилиси.
В торжествах по поводу 500-летия автокефалии Русской Церкви и в Совещании Глав и Представителей Поместных Православных Церквей в 1948 году принимал участие Католикос-Патриарх Каллистрат. Через два года — в 1950 году—Патриарх Алексий I был гостем Грузинской Православной Церкви.
В 1952 году делегация Русской
Православной Церкви участвовала в
погребении Католикоса-Патриарха
В 1958 году в юбилейных торжествах в Москве по поводу 40-летия восстановления патриаршества в России принимала участие делегация Грузинской Православной Церкви во главе с Католикосом-Патриархом Мелхиседеком.
В январе 1960 года делегация
Московской Церкви присутствовала на
погребении почившего Католикоса-
Осенью 1960 года Грузинскую Православную Церковь посетил Патриарх Алексий I.
7
В июле 1962 года Католикос Ефрем, прибыв в Москву для участия в работе Всемирного Конгресса за всеобщее разоружение и мир, был и гостем Русской Православной Церкви. В ноябре того же года он участвовал в торжествах в Троице-Сергиевой Лавре по случаю 85-летия Патриарха Алексия I, а в 1963 году — по поводу 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия I.
В сентябре 1963 года по приглашению Католикоса-Патриарха Ефрема Патриарх Алексий I еще раз посетил Церковь древней Иверии.
В торжественном праздновании пятидесятилетия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви, происходившем с 26 мая по 2 июня 1968 года в Москве и Троице-Сергиевой Лавре, принимала участие делегация Грузинской Православной Церкви во главе с Католикосом-Патриархом Ефремом.
В апреле 1970 года Католикос-Патриарх Ефрем принимал участие в погребении Патриарха Алексия I. В начале июня того же года он снова посетил Москву. Его Святейшество присутствовал и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в мае-июне 1971 года и принимал участие в торжествах интронизации новоизбранного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
В апреле 1972 года делегация Русской Православной Церкви участвовала в погребении Католикоса-Патриарха Ефрема II.
3 июня того же года,
в день годовщины интронизации
Святейшего Патриарха
8
делегация Русской Православной Церкви «засвидетельствовала наше братское общение во Христе, что является залогом нашего духовного единения в настоящем и будущем».