Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:56, курсовая работа
Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
Курсовая работа
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Исаев И.А. История государства
и права России : Курс лекций - М.:
Изд-во БЕК , 1993 . - 245 с.
Российское законодательство X-XX веков
: В 9т. Т.5. - М.: 1987
Россия : Энциклопедический словарь . -
Л.: ЛЕНИЗДАТ , 1991.- 922с., ил.
Столетие безумно и мудро. Век XVIII / Сост.
С 81 сопровод. текст,
коммент. Н.М.Рогожина . - М.: Мол.гвардия,
1986. - 525 с., ил.
(История Отечества в романах , повестях
, документах ).
Губернская Реформа Екатерины II
Накануне реформы территория России
разделялась на двадцать три губернии,
шестьдесят шесть провинций и
около ста восьмидесяти уездов. Проводимая
реформа планировала
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около тридцати тысяч душ.
Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.
Во главе губернии стоял губернатор,
назначаемый и смещаемый
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решают уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством. Образован коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).
Земский суд руководил земской
полицией, наблюдал за проведением
в жизнь законов и решений
губернских правлений. В городах
была учреждена должность
Губернская реформа 1775 г. усилила
власть губернаторов и, разукрупнив
территории, упрочила положение административного
аппарата на местах. С той же целью
создавались специальные
Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе Уложенной комиссии 1769 г., на одном из заседаний было заявлено:"Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".
Предполагалось создать
В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян.
Депутаты предлагали сделать судебное
разбирательство гласным и
Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".
Предполагалось установить несколько
видов судов : духовный (по делам
веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский
Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу - земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.
Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд - провинция - губерния.
Судебные органы должны были получить
право оценивать указы
Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.
В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.
1) Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.
Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.
Верхний земский суд состоял
из назначенных императором
2) Для горожан низшей судебной
инстанцией стали городские
Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).
3) Государственные крестьяне
Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.
4) В губерниях учреждались
Суд носил характер примирительного
суда, рассматривал гражданские иски,
а также характер специального суда
- по делам о преступлениях
5) Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).
В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.
К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.
6) Сенат оставался высшим
Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. . Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).
Целый ряд дел рассматривался городскими
полицейскими органами. Продолжала существовать
и действовать вотчинная
Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы Уложенной комиссии, и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для охраны "благочиния, покоя и добронравия".
Сфера полицейского воздействия охватывала
различные недозволенные
Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.
В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами.
Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг.
Наконец на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.
Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу "Устава благочиния" 1782 г. По "Учреждению о губернии" 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.
С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.
Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. Главными источниками Устава стали: "Учреждение о губернии", материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.
Органом полицейского управления в
городе стала Управа
благочиния, коллегиальный орган,
в который входили: полицмейстер, обер-
Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".
Руководство полицией возлагалось
на губернские власти: губернское правление
решает все вопросы о назначении
и смещении полицейских должностей.
Сенат контролировал
Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".
Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников
Учреждения
для управления губерний
Всероссийской империи
7 ноября 1775 г.
Божиею милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая объявляем всем нашим верноподданным.
Царие и царство
веков прошедших в
днех наших хотя многие примеры в бытиях своих оставили в
доказательство истины сей, что распространение пределов государства, умножение в оном народа и
происшедшее изобилие в
способах ко
внутреннему и извне текущему
обогащению переменяли как образ
их управления, так часто и заставляли
дополнять самые
отдаленным и
к царствам чуждым, наиубедительнейшее
доказательство для усердных сынов
России заемлем и предлагаем от собственного
отечества, которое прежним положением
и состоянием своим настоящим
есть тому подобно; ибо сравнивая
времена и лета и в них восхождение
России, узреть каждый может помощию
здравого своего рассудка и заимствованным
от истории смыслом, колико в настоящем
для Российского отечества
Петра Великого и лучшим его устройством войск сухопутных с
заведенною морскою силою, счастливо оконченною, и увеличившею Россию тремя княжествами.
Посреде сих побед, Турецких и Персидских походов, сей премудрый и неутомимый государь, чувствуя тогдашние уже недостатки во внутреннем управлении своего государства, и желая видеть империю на наилучшей степени славы и порядка, издавал и установлял много разнообразных законов и учреждений к пользе своих