Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2015 в 13:34, контрольная работа
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г….6
1.1 Предпосылки принятия Конституции………...……………………………..6
1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг…………………………………...8
1.3 Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г……10
Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г…………………12
2.1 Основные черты Конституции РФ………………………………………….12
2.2 Юридические свойства Конституции РФ………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г….6
1.1 Предпосылки принятия Конституции………...……………………………..
1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг…………………………………...8
1.3 Разработка и принятие
Конституции Российской
Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г…………………12
2.1 Основные черты Конституции РФ………………………………………….12
2.2 Юридические свойства Конституции РФ………………………………….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение.
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.
В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»1.
Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституция 1993 года, прежде всего, вносила порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяла основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права2.
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.
Целью работы является Государственный строй Конституции РФ 1993 года.
Для решения поставленных целей мною решали следующие задачи:
- изучить предпосылки принятия Конституции;
- рассмотреть Конституционные реформы 1988 – 1992 гг.;
- изучить, как проходила разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.;
- рассмотреть основные черты Конституции РФ 1993 г;
- изучить юридические свойства Конституции РФ.
Исследованием темы « Государственный строй РФ по Конституции 1993 г.» занимались такие авторы как:
Чунихина Т.Н. статья «К вопросу о национальной идее как форме идеологии Российского государства» посвящена проблеме формирования государственной национальной идеологии Российского государства. Основное внимание автор акцентирует на анализе конституционных норм, посвященных социальным и духовным основам конституционного строя Российской Федерации, сравнивает положения Конституции РФ 1993 г.
В статье Баскаевой Е.В. « Конституционный подход к вопросу межнациональных проблем» рассматриваются вопросы национального характера, отражены в Конституции РФ 1993 года. Анализируются права и обязанности народов, проживающих на территории России, важность этнического феномена в государственной политики.
В статье Гаврюсова Ю.В. «Конституция России: уроки пятнадцатилетнего регулирования» говорится о том, как Конституция 1993 года существенно отличается от всех предыдущих. Она утвердила новый конституционный строй, базирующийся на плюрализме собственности и идеологии, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, изменила форму правления и форму государственного устройства, ввела местное самоуправление.
А автор Тарабан Н.А. в своей статье « Конституция РФ: двадцать лет в Российской империи» рассказывает о том, что повлияло для развития Конституции, как была принятии Конституция РФ.
Глава 1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.
За весь период с начала существования Конституции 1918 года возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество, раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов.
В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как "зрелого" не нашла понимания ни у населения, ни в гуманитарных науках, поскольку не отражала новых качественных характеристик строя, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Безусловно, изменилась политическая обстановка, режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении.
Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.
Приобретал остроту вопрос о развитии демократии, обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслие посредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения в психиатрические лечебницы не нашли понимания у населения (впрочем, преимущественно молчавшего, как это уж повелось в нашей стране), а за рубежом вызвали резкое осуждение.
Немаловажным фактором, без учета которого трудно понять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии. Члены Политбюро ЦК КПСС достигли преклонного возраста и уже не могли принимать радикальные решения, изменить стиль руководства.
Именно на фоне всего сказанного к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители во главе с М.С.Горбачевым. Они хотели отказаться от командно-административной системы, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название "перестройка", причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки. Однако, во-первых, сами руководители не имели четкой концепции, каким должен быть истинный социализм, и скорее лучше представляли лишь негативные моменты прошлых этапов, от которых надо избавляться; во-вторых, идеология социализма стала приобретать отрицательные оценки различных новых политических сил. Причем смелость оценок приходила по мере развертывания перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к его отрицанию и предпочтению других социально-политических формаций3.
1.2 Конституционные реформы 1988-1992 гг.
Посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Это выражается в следующих главных моментах.
1) Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического. Т.е. ярко выраженная идеологическая "начинка" была заменена определениями, которые несли идеологическую нагрузку, но не имели окраски, свидетельствующей о приверженности одному общественно-политическому учению.
Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.
Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов - Советов - и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.
2) Кардинально изменились
экономические и социальные
Это на конституционном уровне отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.
Была изменена система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.
3) На конституционном
уровне закрепляются новые
4) Еще одна часть
Конституционно оформляется новое федеративное устройство РФ, при котором ее субъектами провозглашаются как республики в составе РФ, так и национально-государственные образования - автономные области, автономные округа, а также территориальные образования - края, области, города федерального значения.
5) Учреждается принципиально
новая по кругу, принципам формирования
и организации
Сначала предпринимаются шаги по созданию парламента в виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.
Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципу верховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентский контроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах. Еще при существовании СССР министерства и ведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется их подчинение союзным органам.
Несколько ранее учреждается, но чуть позже реально создается система конституционного контроля. На федеральном уровне она представлена Конституционным Судом РФ.
6) В интересах развития
активности населения и его
управления делами местных
7) На конституционном
уровне делаются важные шаги
по реформе судебной системы,
обеспечению защиты личности. В
частности, отменяется подотчетность
судов Советам; вводится суд присяжных;
в круге прав личности
Почти все время, в течение которого происходили конституционные реформы, шла разработка новой Конституции РФ. I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию. Её председателем стал Председатель Верховного Совета РСФСР на тот момент Б.Н.Ельцин. Вместе с группой экспертов-юристов Конституционная комиссия занималась дополнениями Конституции 1978 г. и созданием текста новой Конституции.
Конституционная комиссия выпустила свой проект конституции. Также Президент в мае 1993 г. решил представить свой проект на рассмотрение Конституционного совещания. В ходе бурной полемики доработка этих проектов привела к существенному сближению их положений.
Информация о работе Характерные особенности Конституции РФ 1993 г