Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:52, реферат
Есть на Земле места, которые невозможно отнести к достоянию одного народа и одной веры — они принадлежат всему человечеству. Одним из таких является Айя-София, храм Святой Софии в Стамбуле — сооружение величественное и удивительно красивое.
Храм Святой Софии
Полчаева Ф. А.
( студентка 2 курса Даггосуниверситет, г. Махачкала)
(науч. рук.: Мусаева С.И., д.и.н., проф.
Даггосуниверситет, г. Махачкала)
Есть на Земле места, которые невозможно отнести к достоянию одного народа и одной веры — они принадлежат всему человечеству. Одним из таких является Айя-София, храм Святой Софии в Стамбуле — сооружение величественное и удивительно красивое. Константинопольская София – смелость размеров, гармония частей, прочность и вместе с тем необыкновенная легкость, обширный плоский купол – демонстрирует высоту древнего византийского искусства, объединившее «пышную зрелищность и утонченный спиритуализм в единую художественную систему, строго каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала»[1, с.345]. Первые постройки были сделаны в период правления Константина Великого. У Сократа Схоластика строительство храма относится к правлению императора Констанция II. [4, с. 76] По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина[3, с. 116]. В 404 году базилика погибла от пожара. Отстроил собор Феодосий II. 13 января 532 года во время восстания «Ника» храм сгорел. Спустя 40 дней Юстиниан повелел построить новую Церковь. Строительство длилось 5 лет и 10 месяцев. Сумма, вложенная в создание храма, была огромной. Император поручил строительство Анфимию Траллескому и Исидору Милетскому. Святая София «храм-собиратель», ибо для его возведения были привезены остатки многих монументальных сооружений древности Греции и Рима. На строительстве работало больше 10 тысяч человек.
Юстиниан в день открытия храма (26 декабря 537 года), воздев руки к небу, воскликнул: "Я превзошел тебя, Соломон!" Также Юстиниан называл храм Св. Софии «матерью царства»[5, с. 145]. Размеры храма поистине впечатляющие: длина – 81 метр, ширина – 72 метра, высота – 55. Самой эффектной частью является купол, который «висит» в воздухе. Собор был украшен многочисленными мозаиками, например: мозаика южного вестибюля - Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей, портрет императора Александра, Входная мозаика нарфика – Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом и еще много мозаик относящихся к периоду IX - к. X вв.
Новый период в истории собора начался завоеванием Константинополя османами 29 мая 1453 года. Мехмед II, въехав в собор на коне, объявил, что этот храм православия стал мечетью султана[3, с.147]. И совершил в ней первую молитву. Святой крест был заменен полумесяцем, а впоследствии вокруг храма были сооружены четыре минарета. Мозаики были замазаны известкой. Следует заметить, что именно это сохранило их до наших дней. При Селиме II и Амурате III были построены массивные и грубые контрфорсы, которые предохраняли здание от разрушения в случае землетрясения. Был построен михраб, который поместили в юго-восточный угол храма (в сторону Мекки). Братьями Фоссати было обустроено ложе султана - максура. Был построен минбар, откуда имам читал проповеди. Нельзя не упомянуть также о 8 щитах с именами Аллаха, посланника его Мухаммеда и халифов.
Позже производилось много реставрационных работ, поскольку мечеть была в плохом состоянии. Самая масштабная реставрация была проведена в 1847 году султаном Абдул-Меджидом. Он поручил ее архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати, когда Айя-Софии угрожала опасность обрушения[6, с. 5].
В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
Естественно, что храм, который даже называют восьмым чудом светом, за многие века своего существования оброс легендами.
Существует сказание о построении Юстинианова храма. Здесь рассказывается о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии - «и потому получил храм именование: Святая София, что значит: Слово Божие». Одно предание гласит, что император Юстиниан хотел покрыть тонким слоем золота все стены собора. Но его от этого отговорили – собор итак был слишком желанным объектом интересов грабителей.
В Св. Софии есть странное пятно на колонне в юго-восточной части, напоминающее отпечаток человеческой руки (на высоте шести метров). Согласно легенде, оно появилось так: когда Мехмед II в день взятия Константинополя въехал в собор, конь испугался тел павших и встал на дыбы, вынудив всадника опереться о колонну окровавленной рукой…
Есть и другая загадка храма: в правой его части есть ниша, из которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих. Когда турки ворвались в храм, священник продолжал читать молитву, внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, он выйдет из стены и продолжит службу.
В северо-западной части храма Св. Софии стоит четырехугольный столб из белого мрамора, примечательный тем, что он «потеет» и зимой, и летом. Его называют «потеющим» или «плачущим столбом». В середине столба имеется большое углубление, расширенное прикосновениями миллионов людей за все прошедшие века. И в Византии, и в Османской империи верили, что в основании этого столба расположен мощный талисман. В столбе есть отверстие, в которое многочисленные посетители вставляют большой палец и проговаривая желание совершают полный оборот. Если палец увлажнился – желание обязательно сбудется[2, с. 223]. Некоторые считают, что это отверстие – «глаз Божией Матери», что там появлялась вода, считающаяся Её слезой. Еще говорят, что архангел Гавриил зацепил пальцем стену, чтобы повернуть храм в сторону Мекки. То, что храм перевернулся в сторону Мекки, является предметом споров уже долгое время. Есть те, кто абсолютно отрицает этот факт, ссылаясь на то, что михраб был построен под юго-восточным углом. Другие верят, что храм/мечеть перевернулся, но причина не связана с религиозным мистицизмом. Секрет кроется в постройке самого храма – он стоит на «роликах», которые позволили ему повернуться. Но доказать существование таковых не удалось. Как собственно и их отсутствие.
Список литературы:
1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств - Вып. I: От древнейших времен до XVI в. М., 1969.
2. Ионина Н.А. Православные святыни. М., 2005
3.Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. — М., 2006.
4. Сократ Схоластик. «Церковная история» Кн. II. М., 1996.
5. Флоровский Г. //О почитании Софии Премудрости Божией, в Византии и на Руси М., 1995.
6. Храм Святой Софии в Царьграде //Искра, №42. — Петроград, 1914 — С. 5.