Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:36, реферат
Повесть временных лет» сообщает, что в 988 г. великий князь Владимир I Святославович захватил византийский город Херсонес (Корсунь) в Крыму и угрожал императорам Василию и Константину походом на Константинополь. Условием заключения мира князь выдвинул свою женитьбу на византийской принцессе Анне. Императоры согласились выдать за Владимира свою сестру, но только если тот примет христианство. Это предложение отвечало интересам киевского князя. В Корсуни он крестился (приняв имя Василий), крестил свою дружину и сочетался браком с принцессой Анной.
Христианизация Руси и ее последствия.
«Повесть временных лет» сообщает, что в 988 г. великий князь Владимир I Святославович захватил византийский город Херсонес (Корсунь) в Крыму и угрожал императорам Василию и Константину походом на Константинополь. Условием заключения мира князь выдвинул свою женитьбу на византийской принцессе Анне. Императоры согласились выдать за Владимира свою сестру, но только если тот примет христианство. Это предложение отвечало интересам киевского князя. В Корсуни он крестился (приняв имя Василий), крестил свою дружину и сочетался браком с принцессой Анной.
Следует заметить, что в распоряжении ученых есть источники, указывающие другие дату и место крещения Владимира. Например, крепость Василев под Киевом или Константинополь в 986 г.
Вернувшись в Киев, Владимир объявил христианство государственной религией. Всем киевлянам было приказано явиться на берег Днепра и принять крещение — «а кто не придет, тот враг мне», — сообщает летопись слова князя.
Однако не везде новую религию принимали мирно. Оплотом оппозиции стал Новгород, который, по преданию, дружинникам князя Владимира, Добрыне и Путяте пришлось крестить «огнем и мечом».
Распространение христианства на Руси растянулось на долгие годы. После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей, приведший к формированию двоеверия. Постепенно языческие элементы вытеснялись, но многие сохранились и до наших дней.
Принятие новой веры внесло изменения в социальную структуру общества на Руси появилось новое сословие — духовенство. Постепенно складывалась церковная иерархия: во главе русской церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; в подчинении митрополита находились епископы, руководившие монастырями и приходскими священниками. По византийской традиции на Руси духовенство делится на черное (монашествующее) и белое (живущее в миру). Высшие иерархи церкви принадлежат к черному духовенству.
В X-XI вв. церковь существовала за счет государственного финансирования и пожертвований, позднее у нее появились собственные села и земли.
Значение принятия христианства трудно переоценить:
- завершилось духовное объединение славян в единую древнерусскую народность
- церковь активно поддерживала светскую власть, способствуя росту ее авторитета
- укрепилось международное положение Руси — она стала полноправным членом семьи европейских государств
- русская культура получила мощный импульс к развитию — появилась письменность, началось развитие литературы, архитектуры, живописи и т.д.
Феномен двоеверие.
Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе.Христианизация встречала сопротивление населения.Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них: в Суздале,Киеве,Новгороде.
И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию— смешению языческих и христианских верований и обрядов. Сочетанию церковной культуры и повседневной жизни соответствовало двуязычие: в храме звучал церковнославянский (древнеболгарский) язык, а в миру говорили на разговорном древнерусском.
При рождении человек получал два имени – языческое и крещальное, а в придачу к ним – прозвище («Свибло»(шепелявый), «Толстой» или «Вареные ноги»),сопро-вождавшее его всю жизнь.
Сакральному пространству храма и «красному углу» крестьянской избы с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог,овин и баня – в ней проживали «домашние» темные силы.В повседневной жизни за помощью в деликатных ситуациях обращались не только к священнику, но и к местным колдунам-волхвам за «зельем» для «привороженья»,лекарственными травами или просто за советом. Духовенство постепенно и осторожно вводило языческие ритуалы в рамки церковного календаря: святки стали частью праздника
Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческие русалии и Рождество Предтечи. Языческие образы и сюжеты органично вписывались в мир «высокой» культуры.